Требования к уровню освоения дисциплины. Семейное воспитание детей

Семейное воспитание детей

С нарушениями речи

(ДПП.Ф.07)

Учебно-методический комплекс курса

Для специальности 050715.65 – «Логопедия»

Согласовано: Учебно-методическое управление «____» _____________ 20___ г. __________________________ Рекомендовано кафедрой: Протокол № ____ «____» _____________ 20___ г. Зав. кафедрой __________________

Пермь

пгГпу

Рецензент:

канд. пед. наук, доцент Л.Р. Лизунова

Автор-составитель:

канд. пед. наукО.Н. Тверская

Учебно-методический комплекс по курсу «Семейное воспитание детей с нарушениями речи» составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла дисциплин предметной подготовки (ДПП.Ф.07) и является обязательной для изучения.

Адресовано студентам, обучающимся по специальности 050715.65 «Логопедия».

Издание 2, переработанное.

Согласование с деканом обучающего факультета:

Декан _____________________ И.Ю. Ильина

Директор библиотеки______________ ________Подгорных Г.М.

СОДЕРЖАНИЕ

I. Рабочая программа дисциплины  
1. Цели и задачи изучения дисциплины .......................................................  
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины  
3.Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля  
3.1.Объем дисциплины и виды учебной работы......................  
3.2.Распределение часов по темам и видам учебной работы..............  
4. Содержание курса.............................................................................  
5. Темы практических и семинарских занятий..........................  
6. Лабораторные работы (лабораторный практикум)..............  
7. Тематика курсовых/контрольных работ/рефератов.......................  
8. Учебно-методическое обеспечение........................................  
8.1. Литература...................................................................................  
8.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины……  
8.3. Методические указания студентам  
8.4. Методические рекомендации для преподавателя  
II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций    



I. Рабочая программа дисциплины

Цели и задачи изучения дисциплины

Целью дисциплины «Семейное воспитание детей с нарушениями речи» является помощь специалистам в области специальной педагогики и психологии (в частности – логопедии) овладеть знаниями, навыками и умениями, сформулировать нравственную позицию, необходимую для работы с семьей ребенка с особыми потребностями и сформировать у студентов осознание возможностей семейного воспитания дошкольника с речевыми нарушениями в ряду стратегических направлений воспитания детей с патологией речевого развития.

Задачами дисциплины является:

- Дать представление студентам о научных и практических разработках в области семейного воспитания детей с отклонениями в развитии;

- Обучить студентов методам изучения семьи;

- Представить студентам информацию о семьях группы риска;

- Формирование нравственной позиции специалиста по отношению к детям с отклонениями в речевом развитии и их семьям;

- Предоставить информацию об основах компенсирующего воспитания детей с отклонениями в речевом развитии в семье;

- Дать представление об основных направлениях и формах взаимодействия специалистов и родителей детей с нарушениями в речевом развитии;

- Ознакомить с различными принципами, программами и системой помощи семье, воспитывающей ребенка с нарушениями речи;

- Ознакомить с методами воспитания в семье детей с различными формами отклонений в речевом развитии.

Выписка из ГОС

Семейное воспитание детей с нарушениями речи ДПП.Ф.07

Типология отношений родителей к детям с отклонениями в речевом развитии. Особенности взаимоотношений матери и ребенка с речевым нарушением. Варианты семейного воспитания. Создание в семье оптимальных условий для полноценного развития ребенка с нарушениями речи. Базовые качества родителей, необходимые для успешного психического развития детей с речевыми нарушениями. Содержание и формы семейного воспитания детей с нарушениями речи. Речевой режим в семье. Координация форм взаимодействия с семьей в практике работы логопеда, психолога, воспитателя, учителя. Установление единства в коррекционном воспитании ребенка с нарушением речи. Повышение педагогической компетенции родителей. Оказание помощи родителям в овладении необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Формы работы с родителями.

Требования к уровню освоения дисциплины

Изучение курса «Семейное воспитание детей с нарушениями речи» предполагает наличие у студентов знаний в области дошкольной педагогики, детской и педагогической психологии, специальной педагогики и психологии логопедии.

В процессе изучения дисциплины студенты должны овладеть следующими знаниями, умениями, навыками и уметь использовать их на практике:

Студенты должны знать:

- типологию отношений родителей к детям с отклонениями в речевом развитии;

- особенности взаимоотношений матери и ребенка с речевым нарушением;

- варианты семейного воспитания;

- методы и приемы создание в семье оптимальных условий для полноценного развития ребенка с нарушениями речи;

- базовые качества родителей, необходимые для успешного психического развития детей с речевыми нарушениями;

- содержание и формы семейного воспитания детей с нарушениями речи;

- речевой режим в семье;

- способы координации форм взаимодействия с семьей в практике работы логопеда, психолога, воспитателя, учителя, установление единства в коррекционном воспитании ребенка с нарушением речи.

- методы и формы повышение педагогической компетенции родителей, оказание помощи родителям в овладении необходимыми педагогическими знаниями и умениями.

К концу обучения по дисциплине студенты должны уметь:

- анализировать психолого-педагогическую литературу по проблемам семейного воспитания;

- общаться с родителями детей, нуждающихся в логопедической помощи, в ходе психолого-педагогического консультирования;

- использовать различные формы взаимодействия логопеда, педагога и психолога с семьей ребенка, имеющего речевое нарушение;

- адекватно осуществлять выбор и применение методов и приемов воспитания, а также специального обучения детей с речевой патологией в условиях организации работы с родителями;

- обучать родителей некоторым коррекционным приемам работы с детьми, имеющих различные нарушения речи;

- разрабатывать индивидуально ориентированные программы специально организованных коррекционных воздействий в условиях семейного воспитания детей с нарушениями речи.

владеть, иметь опыт:

· работы с учебными пособиями,

· работы с методическими и программными материалами,

· проведения социологических исследований.

Наши рекомендации