Требования к уровню освоения дисциплины. Семейное воспитание детей
Семейное воспитание детей
С нарушениями речи
(ДПП.Ф.07)
Учебно-методический комплекс курса
Для специальности 050715.65 – «Логопедия»
Согласовано: Учебно-методическое управление «____» _____________ 20___ г. __________________________ | Рекомендовано кафедрой: Протокол № ____ «____» _____________ 20___ г. Зав. кафедрой __________________ |
Пермь
пгГпу
Рецензент:
канд. пед. наук, доцент Л.Р. Лизунова
Автор-составитель:
канд. пед. наукО.Н. Тверская
Учебно-методический комплекс по курсу «Семейное воспитание детей с нарушениями речи» составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования
Дисциплина входит в федеральный компонент цикла дисциплин предметной подготовки (ДПП.Ф.07) и является обязательной для изучения.
Адресовано студентам, обучающимся по специальности 050715.65 «Логопедия».
Издание 2, переработанное.
Согласование с деканом обучающего факультета:
Декан _____________________ И.Ю. Ильина
Директор библиотеки______________ ________Подгорных Г.М.
СОДЕРЖАНИЕ
I. Рабочая программа дисциплины | |
1. Цели и задачи изучения дисциплины ....................................................... | |
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины | |
3.Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля | |
3.1.Объем дисциплины и виды учебной работы...................... | |
3.2.Распределение часов по темам и видам учебной работы.............. | |
4. Содержание курса............................................................................. | |
5. Темы практических и семинарских занятий.......................... | |
6. Лабораторные работы (лабораторный практикум).............. | |
7. Тематика курсовых/контрольных работ/рефератов....................... | |
8. Учебно-методическое обеспечение........................................ | |
8.1. Литература................................................................................... | |
8.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины…… | |
8.3. Методические указания студентам | |
8.4. Методические рекомендации для преподавателя | |
II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций |
I. Рабочая программа дисциплины
Цели и задачи изучения дисциплины
Целью дисциплины «Семейное воспитание детей с нарушениями речи» является помощь специалистам в области специальной педагогики и психологии (в частности – логопедии) овладеть знаниями, навыками и умениями, сформулировать нравственную позицию, необходимую для работы с семьей ребенка с особыми потребностями и сформировать у студентов осознание возможностей семейного воспитания дошкольника с речевыми нарушениями в ряду стратегических направлений воспитания детей с патологией речевого развития.
Задачами дисциплины является:
- Дать представление студентам о научных и практических разработках в области семейного воспитания детей с отклонениями в развитии;
- Обучить студентов методам изучения семьи;
- Представить студентам информацию о семьях группы риска;
- Формирование нравственной позиции специалиста по отношению к детям с отклонениями в речевом развитии и их семьям;
- Предоставить информацию об основах компенсирующего воспитания детей с отклонениями в речевом развитии в семье;
- Дать представление об основных направлениях и формах взаимодействия специалистов и родителей детей с нарушениями в речевом развитии;
- Ознакомить с различными принципами, программами и системой помощи семье, воспитывающей ребенка с нарушениями речи;
- Ознакомить с методами воспитания в семье детей с различными формами отклонений в речевом развитии.
Выписка из ГОС
Семейное воспитание детей с нарушениями речи ДПП.Ф.07
Типология отношений родителей к детям с отклонениями в речевом развитии. Особенности взаимоотношений матери и ребенка с речевым нарушением. Варианты семейного воспитания. Создание в семье оптимальных условий для полноценного развития ребенка с нарушениями речи. Базовые качества родителей, необходимые для успешного психического развития детей с речевыми нарушениями. Содержание и формы семейного воспитания детей с нарушениями речи. Речевой режим в семье. Координация форм взаимодействия с семьей в практике работы логопеда, психолога, воспитателя, учителя. Установление единства в коррекционном воспитании ребенка с нарушением речи. Повышение педагогической компетенции родителей. Оказание помощи родителям в овладении необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Формы работы с родителями.
Требования к уровню освоения дисциплины
Изучение курса «Семейное воспитание детей с нарушениями речи» предполагает наличие у студентов знаний в области дошкольной педагогики, детской и педагогической психологии, специальной педагогики и психологии логопедии.
В процессе изучения дисциплины студенты должны овладеть следующими знаниями, умениями, навыками и уметь использовать их на практике:
Студенты должны знать:
- типологию отношений родителей к детям с отклонениями в речевом развитии;
- особенности взаимоотношений матери и ребенка с речевым нарушением;
- варианты семейного воспитания;
- методы и приемы создание в семье оптимальных условий для полноценного развития ребенка с нарушениями речи;
- базовые качества родителей, необходимые для успешного психического развития детей с речевыми нарушениями;
- содержание и формы семейного воспитания детей с нарушениями речи;
- речевой режим в семье;
- способы координации форм взаимодействия с семьей в практике работы логопеда, психолога, воспитателя, учителя, установление единства в коррекционном воспитании ребенка с нарушением речи.
- методы и формы повышение педагогической компетенции родителей, оказание помощи родителям в овладении необходимыми педагогическими знаниями и умениями.
К концу обучения по дисциплине студенты должны уметь:
- анализировать психолого-педагогическую литературу по проблемам семейного воспитания;
- общаться с родителями детей, нуждающихся в логопедической помощи, в ходе психолого-педагогического консультирования;
- использовать различные формы взаимодействия логопеда, педагога и психолога с семьей ребенка, имеющего речевое нарушение;
- адекватно осуществлять выбор и применение методов и приемов воспитания, а также специального обучения детей с речевой патологией в условиях организации работы с родителями;
- обучать родителей некоторым коррекционным приемам работы с детьми, имеющих различные нарушения речи;
- разрабатывать индивидуально ориентированные программы специально организованных коррекционных воздействий в условиях семейного воспитания детей с нарушениями речи.
владеть, иметь опыт:
· работы с учебными пособиями,
· работы с методическими и программными материалами,
· проведения социологических исследований.