Классный воспитательный час

В ряде школ для работы каждого классного коллекти­ва в один из дней недели определено время, которое при­нято называть классным часом. Чем занимается коллек­тив в это время — решают учащиеся и классный руково­дитель.

В одну неделю проводится классное собрание, в другую — час классного руководителя (воспитательный час), в тре­тью — встречи, экскурсии. Это время классный руководи­тель и школьники учитывают при планировании воспита­тельной работы. Однако данное положение не следует по­нимать формально. Необходимо исходить из конкретной ситуации, обстановки, потребностей коллектива. Возмож­ны экстренные сборы коллектива в случае решения не­отложных вопросов, смещение сроков по объективным при­чинам, сочетание на одном классном часе различных форм (ученическое собрание и собрание родителей, час классного руководителя и ученическое собрание и т. д.).

Следует учитывать, что час классного руководителя, классное собрание имеют различные задачи, содержание, организационные формы и методы проведения, по-разному определяют роль, функции, позицию педагога и его взаи­моотношения с детьми.

Час классного руководителя представляет собой форму воспитательной работы педагогов с учащимися во внеуроч­ное время. В отличие от классного ученического собрания, воспитательный час не предполагает принятия решений по обсуждаемым вопросам жизни коллектива.

В то же время следует учитывать, что формы проведения классного часа тесно взаимосвязаны. Так, очень часто об­суждение проблемы на воспитательном часе завершается принятием конкретного решения по данному вопросу на классном собрании.

Час классного руководителя — это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога

включаются в специально организованную деятельность, спо­собствующую формированию у детей системы отношений к окружающему миру. Можно выявить следующие воспи­тательные функции классного часа: просветительную, ори­ентирующую, направляющую и формирующую (Н. Е. Щуркова).

Методика организации часа классного руководителя преж­де всего предполагает определение его содержания, которое в свою очередь зависит от целей, задач, возрастных особен­ностей детей, их опыта.

Могут быть предложены различные циклы классных ча­сов, например, человек и человеческие отношения; наука и познание; прекрасное в жизни, в искусстве, человеке; вопросы государства и права; соблюдение гигиенических норм, полового воспитания; профориентация; психологи­ческое просвещение; экономическое и экологическое вос­питание и т. д.

Безусловно, что темы, содержание классных часов клас­сный руководитель определяет тогда, когда изучит уро­вень воспитанности и социальности школьников, их нрав­ственные представления, взгляды, интересы, желания, суждения (с помощью анкеты, беседы), выявит проблемы воспитания и отношений в коллективе. Педагог может привлечь детей и их родителей к определению наиболее важных тем для рассмотрения на часе классного руково­дителя.

При подготовке и проведении классных часов использу­ются различные методы и приемы: рассказ, чтение газет­ного и журнального материалов с последующим обсуждени­ем, обзоры периодических изданий, лекции специалистов, анкетирование и анализ его результатов, беседы за круг­лым столом, обсуждение конкретных событий, знакомство с произведениями искусства, элементы художественно-творческой деятельности самих учащихся (поют, рисуют, сочиняют), обращения к высказыванию выдающихся лю­дей с последующим обсуждением, мозговой штурм, рабо­та по творческим группам. Практика показывает, что наи­более эффективными и интересными для детей являются приемы и элементы методики коллективной творческой деятельности.

Воспитательный час можно провести и вне школы. Так, классный час, посвященный охране природы, лучше всего

организовать в лесу, а проблему бережного отношения к книге целесообразно рассмотреть в библиотеке.

В формировании нравственных представлений и убежде­ний учащихся важное значение имеют классные часы — диспуты. Дискуссия возможна в том случае, если у уча­щихся есть некоторые знания, мнения по обсуждаемому вопросу, поэтому чаще всего диспут является продолжени­ем серии классных часов по нравственным проблемам или разговора, возникающего на уроке. Диспут позволяет в оп­ределенной мере увидеть педагогу и результат, действен­ность проводимых ранее классных часов, в целом воспита­тельной работы.

Часы классного руководителя очень разнообразны по со­держанию, формам, методам подготовки и проведения, тем не менее делаются попытки их типизации. Так, выделяют воспитательные часы, в основе которых лежат:

а) рассказ, беседа, сообщение классного руководителя;

б) выступление специалиста;

в) встреча с интересным человеком, политиком, артис­том и т. п.;

г) сообщения самих школьников.

Целесообразным основанием для типизации часов класс­ного руководителя является характер деятельности детей, степень их самостоятельности и активности, роль педагога в подготовке и проведении воспитательного часа.

В зависимости от этого классные часы можно подразде­лить на три вида. К первому относятся те, подготовка к которым требует широких познаний, жизненного и пе­дагогического опыта. Дети лишь привлекаются в ходе бе­седы к обсуждению некоторых вопросов, изложению фак­тов, примеров. Таковы, например, классные часы на темы: «О самовоспитании», «Что такое самообразование?», «Как развивать память?», «Художественный вкус и мода», «Об индивидуальности и индивидуализме» и др. Некоторые часы данного вида целесообразно проводить, привлекая специалистов — врача, психолога, юриста. Задача классно­го руководителя — оказать им помощь в подготовке бесе­ды, выступления.

Второй тип классных часов характеризуется совместной деятельностью педагогов и учащихся. Определение главных идей, содержания, как правило, принадлежит учителю, а разработка путей, методов их воплощения осуществляется

педагогом вместе с детьми. Под руководством учителя школьники готовят отдельные фрагменты воспитательного часа, педагог ведет классный час, привлекая ребят к об­суждению проблемы, объединяя выступления школьников и отдельных групп в единое целое. Примерные темы подоб­ных классных часов: «О культуре внешнего вида», «О кра­соте внутренней и внешней», «Твори доброе ради добра», «Дружба в жизни человека» и др.

Третий вид классных часов предполагает активную са-1 мостоятельную работу самих учащихся. Ответственность за их подготовку и проведение возлагается на группу школьников. Классный руководитель вместе с учащимися продумывает лишь идеи, общую композицию классного часа, помогает составить творческие задания микрокол­лективам. При самостоятельной подготовке по группам учащиеся проявляют много творчества, выдумки, фанта­зии. Между группами возникает дух соревнования: кто интересней представит свою часть творческой работы. Ве­дут воспитательный час сами учащиеся, педагог лишь| иногда направляет их.

После проведения классных часов такого типа целесооб-1 разно подвести итоги, дать оценку работе совета дела и мик­роколлективов. Данный тип классных часов возможен в том | случае, если:

■ школьники имеют некоторые знания по обсуждаемой проблеме, она близка и доступна им для самостоятель­ного осмысления;

■ значительная часть учащихся владеет навыками и уме­ниями коллективной творческой работы, самостоятель­на и ответственна;

■ актив, совет дела способен стать организующим и ко­ординирующим центром при подготовке и проведении классного часа.

Подчеркнем, что выбор типа воспитательного часа зави­сит от темы, содержания материала, возраста учащихся, уровня их знаний по данной проблеме, опыта коллектив­ной деятельности, а также педагогического мастерства, ин­дивидуальных особенностей классного руководителя, харак­тера его взаимоотношений со школьниками.

Особо следует выделить классные часы, на которых пе­ред учащимися выступают приглашенные гости, родители. Встречи с интересными людьми играют важную роль в воспитании, но они достигают успеха лишь тогда, когда удов­летворяют интересы детей и реализуют педагогические за­мыслы воспитателя. Подготавливая встречу, классный ру­ководитель создает желаемую воспитательную ситуацию: предварительно беседует с приглашенными, рассказывает им о цели мероприятия, его идейной направленности, об особенностях классного коллектива, дает некоторые сове­ты по содержанию и форме выступления. Вместе с тем пе­дагог готовит к встрече и самих учащихся, вызывая у них интерес к предстоящему, рассказывая о достоинствах гос­тей. Он вместе с активом распределяет поручения между школьниками. Микроколлективы готовят сюрпризы для гостей, оформляют помещение, продумывают, как пригла­сить гостей, завершить встречу, проявить уважение и вни­мание к приглашенным.

Подготовка, классного руководителя к воспитательному часу предполагает выполнение следующих действий:

■ определение темы классного часа, формулировка его цели, исходя из задач воспитательной работы с коллек­тивом;

■ тщательный отбор материала с учетом поставленных целей и задач, исходя из требований к содержанию классного часа (актуальность, связь с жизнью, опытом учащихся, соответствие их возрастным особенностям, образность и эмоциональность, логичность и последо­вательность);

■ составление плана подготовки и проведения классного часа; следует предусмотреть привлечение школьников к активной деятельности в период подготовки и в ходе классного часа, использование разнообразных методов" и приемов, воздействующих на сознание, чувства и по­ведение учащихся, повышающих интерес и внимание к обсуждаемой проблеме;

■ подбор наглядных пособий, музыкального оформления, подготовку помещения, создание обстановки, благопри­ятной для откровенного, непринужденного разговора;

■ определение целесообразности участия на классном часе учащихся и их родителей, друзей, старших и младших товарищей, работников школы, специалистов по теме классного часа;

■ определение своей роли и позиции в процессе подготов­ки и проведения воспитательного часа;

■ выявление возможности по закреплению полученной на классном часе информации в дальнейшей практи­ческой деятельности детей.

Классный руководитель особое внимание обращает на пси­хологическую подготовку учащихся. Они должны ожидать классный час, настроиться на важный и серьезный разго­вор. Настрой начинается с момента оповещения учащихся о классном часе. Время от времени можно напоминать о предстоящем разговоре. Но самым лучшим способом под­готовки к классному часу является коллективная творчес­кая деятельность, когда все учащиеся, разбившись на груп­пы, готовят отдельные фрагменты, разделы классного часа, оформление помещения и т. п.

В период завершения подготовки воспитательного часа педагог окончательно определяет структуру (план) класс­ного часа. Хотя каждый час классного руководителя не­повторим, часто в общем виде его структуру представля­ют в виде трех частей: вступительная, основная, заключи­тельная.

Назначение вступительной части — мобилизовать внима­ние учащихся, обеспечить серьезное отношение к теме раз­говора, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека. Время вступительной части ограничено: ученики уже через 5—7 минут должны получить новую ин­формацию, иначе их внимание рассеивается. Разговор мож­но начать с проблемной ситуации или с примеров, побуж­дающих к раздумьям.

Назначение основной части определяется воспитательны­ми задачами классного часа. Здесь рассматривается основ­ное содержание проблемы.

В заключительной части важно создать у всех учащих­ся чувство удовлетворения состоявшимся разговором, воз­будить у детей желание внести изменения в свое поведе­ние, в работу класса. Заключительная часть может быть большей по времени, если разговор перешел в русло прак­тических дел класса. Она не должна длиться слишком долго, чтобы «не смыть» впечатления от основного содер­жания классного часа. Можно продолжить разговор на классном собрании.

При составлении плана воспитательного часа эти его час­ти полезно иметь в виду, чтобы было легче проверить логи­ческую связь и наличие логического стержня в материале классного часа: постановка вопроса — в первой части; его решение — во второй, определение значимости решения — в третьей.

Необходимо также учитывать, что в ряде случаев данная структура может быть педагогически нецелесообразна. На­пример, в случаев взволновавшего всех события можно ис­ключить вступление и сразу приступить к изложению ос­новного содержания; или же отсутствует заключительная часть, когда школьники получают на классном часе мате­риал для размышления, а завершается обсуждение на сле­дующем классном часе.

Таким образом, классный час может проводиться в раз­личных формах. Классному руководителю важно разнооб­разить эти формы по содержанию и методике проведения, добиваясь при этом решения конкретных и перспективных воспитательных задач.

7. Анализ и планирование работы клас­сного руководителя

Анализ и планирование работы классного руководите­ля — два взаимосвязанных процесса; они связаны также с изучением результатов воспитательной работы и целеполаганием.

Чем глубже анализ, тем правильнее и конкретнее бу­дут определены цели и задачи деятельности коллектива на очередной период, тем вернее, оптимальнее может быть осуществлен отбор содержания и форм планируемой ра­боты.

Для проведения анализа воспитательной работы в класс­ном или первичном коллективе необходимо иметь следую­щую информацию:

1) четко сформулированные воспитательные и организа­ционно-педагогические задачи;

2) материалы, отражающие результаты воспитательного

процесса;

3) перечень педагогических средств, использованных для

решения поставленных задач;

4) сведения об эффективности влияния используемых пе­дагогических средств.

Анализ воспитательной работы классный руководитель осуществляет, ориентируясь на задачи, поставленные на соответствующий период. В то же время в ходе анализа выявляются, обосновываются новые задачи или конкре­тизируются задачи предыдущего периода. Таким образом, анализ воспитательной работы тесно связан с целеполаганием.

Проблема целей воспитания и целеполагания относится к числу наиболее важных в педагогике. Любая деятельность возникает потому, что есть цель. К чему стремится школа и каждый педагог — ключевой вопрос в воспитательной де­ятельности. Цели определяют принципы, содержание, фор­мы и методы воспитания.

Цель — это осознанное, выраженное в словах предвосхи­щение будущего результата педагогической деятельности. Цель также понимают и как формальное описание конеч­ного состояния, задаваемого любой системе.

Классный руководитель несет ответственность за правиль­ность, своевременность и актуальность цели. Неправильно поставленная цель — причина многих неудач и ошибок в педагогической работе. Эффективность деятельности оце­нивается прежде всего с точки зрения поставленной цели, поэтому очень важно правильно ее определить.

В практике работы школы ставятся самые разнообраз­ные цели: ближайшие, средние, дальние; текущие и перс­пективные; реальные и идеальные; общие и частные, абст­рактные и конкретные; главные и второстепенные; страте­гические и тактические; цели ребенка, цели родителей, цели педагога и др.

В воспитательном процессе важна не только сама цель, но и то, как она определяется, вырабатывается. В этом слу­чае необходимо вести речь о целеполагании, целеполагаю-щей деятельности педагога. Цель становится движущей си­лой воспитательного процесса, если она значима для всех участников этого процесса, присвоена ими. Последнее дос­тигается в результате педагогически организованного це­леполагания.

В педагогической науке целеполагание характеризуют как трехкомпонентное образование, которое включает: а) обоснование и выдвижение целей; б) определение пу­тей их достижения; в) проектирование ожидаемого резуль­тата.

От того, как осуществляется целеполагание, зависит ха­рактер совместной деятельности педагогов и учащихся, тип их взаимодействия (сотрудничество или подавление), фор­мирование позиции детей и взрослых, которая проявляет­ся в дальнейшей работе.

Целеполагание может быть успешным, если оно осуще­ствляется с учетом следующих требований.

1. Диагностичность — выдвижение, обоснование и кор­ректировка целей на основе постоянного изучения потреб­ностей и возможностей участников педагогического процес­са, а также условий воспитательной работы.

2. Реальность — выдвижение и обоснование целей с учетом возможностей конкретной ситуации, реальных ус­ловий.

3. Преемственность — осуществление связей между все­ми целями и задачами в воспитательном процессе (частных и общих, индивидуальных и групповых и т. д.); выдвиже­ние и обоснование целей на каждом этапе педагогической деятельности.

4. Идентификация достигается через включенность в про­цессе целеполагания всех участников деятельности.

5. Направленность на результат, возможность «замера» результатов достижения цели, что возможно, если четко, конкретно определены цели воспитания.

Условно выделяют следующие типы целеполагания: сво­бодное, жесткое и интегрированное, сочетающие элементы первых двух.

При свободном целеполагании участники взаимодействия вырабатывают, конструируют свои собственные цели, со­ставляют план действий в процессе интеллектуального об­щения и совместного поиск; при жестком — цели и програм­мы действий школьникам задаются извне.

При интегрированномцелеполагании цели группы мо­гут быть заданы извне педагогом, руководителем группы, но способы их достижения, распределение действий осуще­ствляется в процессе совместного поиска с учетом интере­сов и потребностей детей.

Для конкретных групп и условий их деятельности ре­альны все типы целеполагания. Тип целеполагания зави­сит от особенностей объединения: возрастного, количе­ственного и качественного состава группы, длительности существования, способа возникновения, доступности содержания деятельности, а также мастерства педагогов. Бе­зусловно, что наиболее эффективным является свободное целёполагание.

Одна из реальных практических проблем, встающих пе­ред педагогом, — определение не только целей, но и задач воспитания. Цель и задачи соотносят как целое и часть. Задачи можно определить как частное выражение цели. Цель воспитания рассматривают и как систему решаемых воспитательных задач. Задачи возникают и ставятся в ходе достижения целей.

Отметим, что разграничение воспитательных целей и за­дач весьма относительно. Все зависит от того, что и в какой системе целей и задач берется за отправную точку. Так, развитие познавательных интересов учащихся может выс­тупать как задача по отношению к цели подготовки уча­щихся к сознательному выбору профессии. В другом случае развитие познавательных интересов учащихся может быть целью работы классного руководителя в конкретном учеб­ном году.

Из всего многообразия типологии целей и организации соответствующих уровней целеполагания остановимся на определении следующих: общие цели и задачи педагогов и учащихся; общие цели и задачи учащихся; цели и задачи педагогов.

Общие цели, задачи педагогов и учащихся вырабатыва­ются в процессе планирования совместной деятельности учителей и детей и условно называются жизненно-практи­ческими. Они выражают общие потребности и интересы участников взаимодействия, при этом определяющими яв­ляются интересы и потребности детей. Главное — они дол­жны быть понятными, осознанными и принятыми школь­никами.

Общие цели, задачи, выработанные в процессе взаимо­действия педагогов и школьников, становятся основой для объединения их усилий в дальнейшей совместной работе. Учитывая их, педагоги определяют воспитательные цели и задачи, которые ^сориентированы на развитие учащихся и их отношений, т. е. по отношению к жизненно-практи­ческим задачам учителя определяют свои воспитательные, профессиональные цели и задачи. В то же время воспита­тельные задачи педагоги декомпозируют в профессиональ­ные задачи, связанные с организацией воспитательного процесса (организационно-педагогические задачи) и ростом сво­его педагогического мастерства.

Воспитательные задачи сориентированы на развитие уча­щихся, отношений их с окружающими людьми и миром, коллектива детей и отношений в нем. Организационно-пе­дагогические задачи направлены на организацию воспита­тельного процесса.

Заметим, что воспитательные задачи могут быть одина­ковыми для коллективов, групп детей и отдельных учащих­ся. Организационно-педагогические задачи определяются и конкретизируются в зависимости от условий, возможнос­тей, потребностей детей и поэтому в каждом конкретном случае будут отличаться.

Педагогическое целеполагание может быть условно пред­ставлено в общем виде следующими этапами:

а) диагностика воспитательного процесса, анализ резуль­татов предыдущей совместной деятельности участников ра­боты;

б) моделирование педагогами воспитательных целей и за­дач, возможных результатов;

в) организация коллективной целеполагающей деятель­ности педагогов, учащихся, родителей, определение жиз­ненно важных задач;

г) уточнение педагогами воспитательных целей и задач, внесение коррективов в первоначальные замыслы, состав­ление программы педагогических действий по их реализа­ции с учетом предложений детей, родителей и прогнозиру­емых результатов.

Можно считать, что целеполагание является завершающим этапом анализа и начальным этапом планирования воспита­тельной работы классного руководителя. План работы дол­жен обеспечивать реализацию намеченных целей и задач.

В самом общем представлении план — документ, указы­вающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы.

План будет помощником в работе, если при его составле­нии соблюдается ряд требований.

1. Обеспечивается целенаправленность, т. е. планируе­мое содержание и формы работы должны предусматри­вать реализацию конкретных целей и задач. Каждое дело, действие должно способствовать решению поставленных задач.

2. План направлен на реализацию потребностей и инте­ресов детей, на их развитие, что предполагает учет предло­жений школьников и родителей при планировании, изуче­ние их ценностных ориентации.

3. План является результатом совместного творчества пе­дагогов, учащихся, родителей.

4. При планировании предусматривается связь педаго­гического процесса с жизнью общества, практической дея­тельностью детей, что означает создание условий для при­менения школьниками знаний на практике; отражение основных событий страны в жизни коллектива; включение детей в активную деятельность, преобразование окружаю­щей среды.

5. Обеспечивается комплексный характер плана, что предполагает:

■ разнообразие содержания и форм работы, направлен­ных на развитие многообразных интересов и способно­стей детей;

■ положительное влияние на разные стороны, свойства личности;

■ включение школьников в разные виды деятельности;

■ целостность воздействия на сознание, чувства, поведе­ние детей.

6. Предусматривается создание условий для выбора уча­щимися различных видов, форм деятельности, своей пози­ции в планируемой работе.

7. Учитывается преемственность содержания и форм де­ятельности: исключение неоправданного дублирования, учет предыдущего опыта, видение перспективы.

8. Обеспечивается конкретность и целесообразность пла­на, обоснованность планируемой работы, что предполагает учет особенностей ученического и педагогического коллек­тивов, уровня их развития, сложившихся традиций; соот­ветствие задачам коллектива, каждая из которых может быть реализована конкретными делами.

9. Достигается реальность и разумная насыщенность плана. Общий ход планирования можно представить тремя эта­пами:

■ составление педагогом проекта плана (его контуров);

■ коллективное планирование (апробация, корректиров­ка, проверка замыслов педагогов, сбор предложений, идей учащихся, родителей, учителей);

■ внесение педагогом коррективов в первоначальные за­мыслы, проект плана с учетом результатов коллек­тивного планирования; окончательное оформление плана.

При планировании работы классному руководителю не­обходимо учитывать:

■ результаты предыдущей работы и выводы, полученные в ходе анализа;

■ воспитательные и организационно-педагогические за­дачи;

■ материалы, педагогические и методические рекомен­дации по работе с учащимися и классным коллекти­вом, родителями;

■ передовой опыт страны, города, школы;

■ возможности родителей, общественности;

■ воспитательный потенциал социального окружения школы, предприятий, культурных учреждений;

■ традиционные праздники учебного года;

■ события, факты, связанные с жизнью страны, города, села;

■ события, даты, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей;

■ традиции школы, классного коллектива;

■ дела, проводимые ближайшими культурными учрежде­ниями;

■ планы школьного коллектива;

■ предыдущие планы классного коллектива и классного руководителя.

Необходимо различать планы работы педагогов, совмест­ные планы педагогов и учащихся, родителей, а также пла­ны самих детей. Естественно, что все планы взаимосвяза­ны. Так, план работы классного руководителя составляется с учетом тех дел, которые определены детьми, в нем отра­жается позиция классного руководителя по отношению к этим делам, его роль в подготовке — помощь, консульта­ции для организаторов дела, методическая работа с акти­вом детей, педагогами школы, родителями и т. п.

Классный руководитель может составлять различные планы:

■ план работы на год, полугодие, четверть, месяц, неде­лю, день;

■ план работы по важнейшему направлению на опреде­ленный период (месяц, год, несколько лет), например,

по нравственному воспитанию учащихся, профориентационной работе;

■ план подготовки и проведения дела (родительское со­брание);

■ план работы с творческим объединением, родительским комитетом и т. п.;

■ план самообразования по совершенствованию педаго­гического мастерства.

Основным документом в работе классного руководителя является план на учебный год (полугодие). Рекомендуются следующие разделы этого плана.

1. Анализ педагогической работы за прошедший учебный год.

2. Задачи работы классного руководителя на новый учеб­ный год, к определению, формулировке которых предъяв­ляются следующие требования:

■ вытекают из анализа работы;

■ отличаются от задач предыдущего года;

■ конкретны и реальны для выполнения;

■ пронизывают всю планируемую работу с учащимися и родителями, классным коллективом.

3. Работа с коллективом учащихся.

4. Взаимодействие с педагогическим коллективом.

5. Работа с семьей, общественностью.

Общепринятой формы и структуры плана работы класс­ного руководителя быть не может. Педагогу необходимо творчески подойти к составлению плана, учитывая особен­ности классного коллектива, условия школы, а также опыт своей работы. Структура и форма плана классного руково­дителя могут быть разнообразными; главное, чтобы они были удобны для работы и оперативной корректировки.

В практике существует несколько вариантов форм пла­нов, каждый из которых обладает определенными достоин­ствами и недостатками. Важно, чтобы форма и структура плана позволяли видеть цели и задачи работы, текущие и перспективные дела, вносить коррективы, а также отража­ли взаимодействие участников педагогического процесса.

Одна из форм используемых в практике классными ру­ководителями, предполагает соединение в себе перспектив­ного, календарного и текущего планирования. При оформ­лении плана в тетради на каждую неделю отводится один разворот тетради. Это позволяет предусмотреть основные

дела на весь год и в то же время вносить дополнения и изме­нения (табл. 7).

Целесообразно составление плана индивидуальной работы с каждым учащимся. Это возможно, если классный воспи­татель является освобожденным от учебной работы, зани­мая полную ставку педагога, и имеет время для целенап­равленной работы с каждым ребенком.

Приступая к планированию, необходимо помнить о том, что этот процесс длительный, не заканчивается написани­ем плана, а продолжается в течение года, поскольку состав­ляются более частные, конкретные планы дел, мероприя­тий, при этом планы постоянно корректируются.

Таблица 7

Раздел плана работы классного руководителя

Направление работы классного руководителя Работа с ученичес­ким коллективом Работа с родителя­ми, семьей Работа с педаго­гами, обществен­ностью
Неделя
Общение      
Здоровье      
Учение      
Досуг      

В зависимости от условий взаимодействия классного руководителя и детей процесс планирования работы может проходить на нескольких уровнях: 1-й уровень — клас­сный руководитель привлекает учащихся к планирова­нию; 2-й уровень — совместное планирование педагога и де­тей; 3-й уровень — педагог помогает школьникам в плани­ровании. Везде предполагается участие детей (с различной степенью активности) — в анализе проделанной работы, выдвижении задач, отборе содержания и форм дальнейшей работы, обсуждении планов.

Характер и уровень взаимодействия классного руководи­теля и учащихся зависят от многих обстоятельств: возраста детей, предыдущего опыта планирования, подготовленнос­ти педагога, типа планирования и т. д.

Итог, показатель эффективности успеха этого взаимодей­ствия можно кратко выразить следующим образом: школьники включили в план то, что им хотелось, но захотели они то, что считал целесообразным педагог.

Часто дети, участвуя в планировании, предлагают то, что уже им известно, что носит развлекательный характер. Воз­никает проблема: как обогатить опыт учащихся новыми иде­ями, формами? Ее решение зависит от умения педагога про­вести свои замыслы, идеи через детей и родителей в процессе планирования. С этой целью могут быть использованы сле­дующие способы:

■ предварительная разъяснительная и подготовительная работа классного руководителя с лидерами, авторитет­ными в коллективе учащимися, с которыми обсужда­ются возможные варианты идей и замыслов;

■ выступление перед участниками планирования учаще­гося или взрослого, который был участником или оче­видцем важной для коллектива идеи, формы работы;

■ встречи с коллективом, где апробирована, реализуется необходимая и педагогически целесообразная идея;

■ создание проблемной ситуации, которая выводит детей, родителей на нужное решение, необходимую для кол­лектива идею;

■ выбор варианта, формы, средства из нескольких пред­ложенных и обоснованных педагогом;

■ включение классного руководителя «на равных» в ра­боту творческих поисковых групп;

■ конкурс на лучшее предложение в план, создание бан­ка идей, когда педагог как рядовой участник поиска может внести и свою идею;

■ обобщение и интеграция классным руководителем идей, высказанных детьми, родителями, когда педагог нена­вязчиво включает свою идею в обобщенный вариант,»

■ подсказывающие, проблемные вопросы в ходе обсуж­дения плана;

■ проведение «акта добровольцев» по организации како­го-либо дела, после чего добровольцы становятся про­водниками идей в коллективе;

■ чтение и обсуждение литературы, которая может под­сказать нужную идею, замысел;

■ анализ проделанной работы, в ходе которого при со­ответствующих акцентах и специально поставленных вопросах учащиеся и родители выходят на нужную идею.

Классному руководителю нужно позаботиться о том, чтобы план был наглядно оформлен и доступен всем уча­щимся. Он может представлять из себя план-сетку, где от­ражены основные дела и события класса, а также школь­ные мероприятия, в которых дети решили участвовать. Лучше, если учащиеся сами выберут или создадут свою форму плана.

Планирование работы классного руководителя предус­матривает организацию активной и творческой работы уча­щихся, родителей, учителей класса. Покажем это на при­мере планирования работы на учебный год. Оно может быть представлено следующими этапами.

I. Коллективный анализ и целеполагание воспитатель­ной работы с привлечением родителей, учащихся, учите­лей класса.

Коллективный анализ можно проводить в две стадии. Пер­вая — обсуждение жизни класса в целом. Например, участ­ники разбиваются на группы и поочередно вырабатывают мнение, а затем выносят его на обсуждение по следующим вопросам:

Чем отличается наш класс от других? Кем и чем наш класс может гордиться? Какое самое яркое (важное) собы­тие этого года? Что в жизни класса особенно радует (особен­но дорого)? Что сделал полезного наш класс, учащиеся на­шего класса для школы, других людей?

Какие положительные изменения произошли в этом году? В чем они проявились? Как закрепить эти достиже­ния в будущем?

Что в жизни класса вас огорчает, не устраивает, беспо­коит? В чем мы сдали свои позиции по сравнению с про­шлым годом? почему?

С решения каких проблем необходимо начать следую­щий год? Какие недостатки в организации жизни класса необходимо преодолеть в первую очередь?

Кого и за что поблагодарить, отметить по итогам рабо­ты за год?

Вторая стадия включает обсуждение отдельных проблем, направлений работы в классе. С этой целью создаются вре­менные проблемные группы, предметом обсуждения кото­рых, например, может стать:

■ организация дежурства в классе;

■ участие в общешкольных делах;

■ развитие ученического самоуправления и т. п.

Направления работы, которые обсуждаются в период ана­лиза работы за учебный год, определяются классным руко­водителем, детьми и родителями с учетом поставленных в начале года задач. Обсуждение в проблемных группах мо­жет проходить по следующим вопросам:

Какие достижения (успехи) появились в работе по дан­ной проблеме? В чем продвинулись вперед? за счет чего?

Что могли сделать лучше, но не сделали? почему?

Над решением каких вопросов необходимо работать в следующем году?

Возможно и целесообразно использование и более твор­ческих, косвенных приемов сбора информации, характери­зующих итоги работы классного руководителя, педагогов, коллектива детей и родителей. Так, детям может быть пред­ложено выполнение творческих заданий:

а) представить в творческой форме (с помощью рекламы) достижения этого года, которыми мы можем гордиться;

б) с помощью имитации различных телепередач показать то, «что нам мешает жить и что с треском надо удалить»;

в) подготовить рисованный фильм о главных событиях года и т. д.;

г) продолжить фразу: «Если б я был классным руководи­телем, то...».

На родительском собрании можно обсудить вопросы: что нового и интересного появилось в классе в этом году? над какими проблемами работали педагоги, учащиеся и роди­тели? Есть ли результат, в чем он проявился? На что следу­ет обратить внимание в следующем году? Что удалось класс­ному руководителю в работе с родителями? Как целесооб­разно организовать работу с ними в следующем году? Как привлечь родителей к воспитательной работе в классе?

Наши рекомендации