I. Общие данные об учащемся, условиях его воспитания и развития

Фамилия, имя, возраст. Общее физическое развитие и состояние здоровья. Темперамент, важнейшие черты характера, реакция на внешние воздействия.

Влияние семейного воспитания и взаимоотношений с родителя­ми на личностное формирование школьника, его поведение и отно­шение к различным сторонам педагогического воздействия школы. 40

Общая оценка потенциальных возможностей учащегося, оказы­вающих влияние на его личностное становление и, в частности, на его учебную деятельность. Прилежание, проявление волевых усилий, произвольность внимания, развитость мышления, воображения, памяти, способность к аналитико-синтетической деятельности и т.д. Уровень развитости или неразвитости отдельных из этих свойств и качеств. Культура организации учебно-познавательной деятель­ности, использование ее рациональных методов и приемов. Режим дня.

Регулярность и самостоятельность выполнения домашних зада­ний. Соблюдение правил домашней учебной работы.

Предложения по совершенствованию учебно-познавательной деятельности учащегося, вытекающие из данного анализа.

Другие виды деятельности. Участие школьника в общественно полезной деятельности, производительном труде, художественно-эстетической, культурно-массовой и спортивно-оздоровительной работе. Степень активности в указанных видах деятельности и ее влияние на гражданское, патриотическое, нравственное и художе­ственно-эстетическое формирование.

Участие в кружковой работе и других формах внеклассной дея­тельности. Развитие инициативы, активности, творческих способ­ностей и задатков в системе внеурочной деятельности.

Положительные стороны и недочеты в работе школьника во внеурочное время и предложения по ее более эффективному ис­пользованию в целях воспитания.

V. Общение и особенности межличностных отношений учащего­ся в классе.

Уровень развития коллектива класса и характер межличностно­го общения учащихся. Контакты и общение школьника в классе и их влияние на его поведение, деятельность и развитие.

Участие и роль школьника в функционировании “малых групп” при их наличии в классе. Психологическое самочувствие учащегося в коллективе. Зависимость интеллектуального и эмоционально- нравственного развития учащегося от общения и контактов со свер­стниками.

Общение с классным руководителем и учителями, его характер и влияние на положение в классе.

VI. Основные выводы и предложения, направленные на дальней­шее совершенствование учебно-воспитательной работы с учащим­ся по закреплению его положительных свойств и качеств, преодоле­нию имеющихся недочетов и более эффективному личностному раз­витию.

Методические рекомендации по изучению учащегося и составлению психолого-педагогической характеристики

1. В процессе психолого-педагогического изучения учащегося студенту необходимо использовать весь комплекс диагностических методов и приемов выявления особенностей его поведения и дея­тельности, а также уровня развития и воспитанности (повседневное наблюдение за деятельностью и поведением учащегося в процессе учебных занятий и внеурочной работы; изучение школьной доку­ментации и продуктов деятельности школьника; индивидуальные диагностические беседы с учащимися; педагогический эксперимент; метод компетентных оценок; рейтинг, анкетирование и др.)[1].

2. При характеристике особенностей деятельности и поведения учащегося необходимо не только опираться на тот фактический материал, который накоплен в процессе педагогической практики, но и указывать те конкретные методы, с помощью которых он добывался.

3. Все особенности развития и воспитания учащегося следует аргументировать конкретным материалом, который накапливался в процессе практики и который зафиксирован в дневнике студента. Без наличия такого фактического материала характеристика не может быть признана состоятельной. Вот почему при проверке ха­рактеристик необходимо сопоставлять их содержание с дневнико­выми записями студентов по изучению учащегося.

4. В характеристике следует отражать ту учебно-воспитатель­ную работу с учащимся, которую осуществлял практикант, а также результаты его усилий в этом направлении.

Характеристика должна быть написана за 3-4 дня до оконча­ния практики, просмотрена и завизирована классным руководителем и сдана для проверки групповому препода­вателю кафедры психологии.. Психолого-педагогическая характеристика пишется в отдель­ной тетради. Титульный лист оформляется следующим образом: “Психолого-педагогическая характеристика учащегося (указывает­ся фамилия и имя, класс, школа)”. Ниже: “Характеристику соста­вил студент (факультета, специальности, курса, группы, фамилия, имя, отчество)”.

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА КЛАССА И НАПИСАНИЯ ПСИХОЛОГО­ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ

I. Общие данные о классе и уровне развития ученического коллектива.

Время сформированное™ данного класса и произошедшие в нем изменения в количестве учащихся. Соотношение юношей и девушек, их возрастной состав, состояние здоровья, физическое раз- ВЙ1ИС и работоспособность. Влияние этих факторов на организа­цию разнообразной деятельности учащихся, связанной с функцио­нированием и развитием коллектива.

Состав учителей и его изменение со времени создания класса. Наиболее авторитетные и влиятельные из них и их конкретная роль в активизации различных сфер жизни класса и формирования кол­лектива.

Характер межличностных отношений и особенности совмест­ных устремлений учащихся. Общая оценка уровня развития коллек­тива (высокий, средний или низкий) к моменту написания психоло- го-педагогической характеристики и аргументации этой оценки конкретными примерами и фактами.

II. Структура класса.

Наличие актива класса, его состав. Общая характеристика деяте­льности актива. Наиболее авторитетные, инициативные и влия­тельные активисты и их роль в организации деятельности и сплоче­ния учащихся, а также в формировании психологического микро­климата в классе.

Отношение учащихся к активу в целом и к отдельным активис­там. Мотивация этих отношений.

Проблема “лидерства” в классе. Наличие так называемых не­формальных лидеров и условия, способствующие их появлению. Определение и аргументация их положительного или негативного влияния на класс.

“Малые группы” в классе, состояние взаимоотношений между ними. Группы с положительной и отрицательной направленностью и их роль в формировании межличностных отношений учащихся в развитии коллектива класса.

Количество изолированных (“отверженных”) учащихся, их по­ложение и самочувствие в классе. Отношение к ним со стороны учителей и одноклассников. Причины их изолированности. Пред­ложения по преодолению этой изолированности.

III. Содержание и характер деятельности учащихся как средства воспитания и развития коллектива.

Учебная деятельность. Качественный уровень учебно-познава­тельной деятельности учащихся и его влияние на характер их успе­ваемости. Динамика качества знаний и интеллектуального разви­тия учащихся по мере их перехода в последующие классы.

Роль учителей и классного руководителя, а также коллектива класса в организации и стимулировании учебной работы школьни­ков.

Наиболее способные и развитые в интеллектуальном отноше­нии учащиеся, их положение и роль в деятельности коллектива класса. Содержание и формы учебно-воспитательной работы, прак­тикуемые в классе с этой группой учащихся, и их эффективность.

Наличие в классе менее успевающих учащихся, их положение в системе межличностных отношений и влияние на деятельность кол­лектива. Стимулирующие и выравнивающие занятия с этими уча­щимися.

Основные тенденции в динамике качества учебной работы и успеваемости учащихся, которые сказываются на деятельности и развитии коллектива. Если эти тенденции проявляются в снижении успеваемости учащихся, определить меры по совершенствованию учебно-воспитательной работы.

Внеурочная общественно полезная, трудовая, патриотическая, художественно-эстетическая, культурно-массовая и спортивно-оз­доровительная деятельность учащихся. Содержание этих видов дея тельности и характер участия в них как класса в целом, так и от­дельных школьников.

Использование различных форм и методов организации и сти­мулирования разнообразной внеурочной деятельности учащихся и удовлетворение их запросов.

Роль внеурочной деятельности в развитии творческих задатков, способностей и интересов учащихся и используемые в этих целях формы ее организации. Функционирование кружков и научных об­ществ в школе и участие учащихся класса в их работе.

Повышение роли разнообразной внеурочной деятельности уча­щихся в сплочении и развитии коллектива класса. Постановка близ­ких, средних и более отдаленных целей и увлекательных перспектив в процессе организуемой деятельности. Обеспечение условий для переживания учащимися радости достигаемых успехов и стимули­рование их к совместной работе, к формированию здорового пси­хологического микроклимата и общественного мнения.

Создание и сохранение положительных традиций коллектив­ной жизни в процессе организуемой внеурочной деятельности.

Укрепление межличностных отношений учащихся, преодоле­ние конформизма (нивелировки личностных различий) и развитие индивидуального своеобразия каждого школьника в процессе со­вместной деятельности.

Общая оценка содержания и качества внеурочной деятельности учащихся и влияние этой деятельности на формирование коллекти­ва класса и развитие отдельных учащихся.

Наши рекомендации