Волонтерская деятельность
В памяти человечества не появляется такое представление о обществе, где помощь людям была бескорыстной и добровольной. Добровольная помощь, которую оказывает человек по отношению к другим, основана на идеях бескорыстной помощи , не преследующей никаких целей.
В современной западной социологии «волонтерство» (Volunteerism) применяется для обозначения добровольческого труда как деятельности, осуществляемой людьми добровольно на безвозмездной основе и направленной на достижение социально значимых целей, решение проблем сообщества. На идеях добровольной помощи основана деятельность многих неправительственных организации, профессиональных ассоциаций, профсоюзов и других гражданских организаций. Многие кампании по ликвидации безграмотности, иммунизации населения, защите окружающей среды в значительной степени зависят от усилий, предпринимаемых добровольцами.
Во Всемирной Декларации Добровольчества, принятой в январе 2001 года (объявленного Годом Добровольцев), отмечается, что добровольчество - фундамент гражданского общества, оно привносит в жизнь потребность в мире, свободе, безопасности, справедливости. В Декларации подчеркивается, что добровольчество - способ сохранения и укрепления человеческих ценностей, реализации прав и обязанностей граждан, личностного роста, через осознание человеческого потенциала.
Добровольчество может быть также фактором развития стран, реализуя идею ООН о том, что народы имеют силу изменить мир. Декларация поддерживает права каждой женщины, мужчины и ребенка на вступление в ряды добровольцев независимо от культурных и этнических особенностей, религии, возраста, пола, физического, материального положения.
Волонтеры рассматривают свою деятельность как инструмент социального, культурного, экономического и экологического развития. В Декларации особо подчеркивается, что волонтерство является добровольным выбором, отражающим личные взгляды и позиции, активное участие гражданина в жизни человеческих сообществ. Оно должно способствовать улучшению качества жизни, личному процветанию и углублению солидарности людей.
Волонтерство (или волонтерская деятельность) – это любая деятельность, осуществляемая на добровольных началах и абсолютно безвозмездно, на благо окружающих нас людей.[10,c.29]
Волонтерское движение может стать воспитательным ориентиром для современной молодежи, т.к. в его основе лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком — помоги другому. Волонтерское движение – институт воспитания семейственности, честности, справедливости, верности, милосердия, ответственности, терпимости, трудолюбия, умеренности, добра.
Не стоит забывать и о практической полезности развития волонтерского движения в школе. Экологические десанты, забота о ветеранах, детях-инвалидах и детях оказавшихся без попечения родителей - это не полный перечень добрых дел, которые совершают ребята на благо общества.
Следует отметить, что волонтерское движение отвечает задачам гуманизации современного общества через гуманизацию образования и воспитания молодежи. Оптимальным является привлечение к волонтерству старших подростков.
У школьников старшего возраста мотивы учения начинают воплощать потребности и стремления, связанные с будущей позицией в жизни и с профессиональной трудовой деятельностью. Старшие школьники - это люди, обращенные в будущее, и все настоящее, в том числе и учение, выступает для них в свете этой основной направленности личности. Выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределение становятся тем мотивационным центром, который определяет деятельность, поведение и отношение к окружающему .
Становление личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, приобретение нового опыта общения со сверстниками, как правило, ведут к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний. Подросток острее испытывает сочувствие при виде горя других людей, ему свойственно стремление бескорыстно отказаться от чего-то для него ценного ради блага другого человека. В подростковом возрасте больше, чем в другом школьном возрасте, отмечается захваченность растущего человека переживаниями, связанными с добром, сочувствием, со способностью жертвовать своими запросами, потребностями ради других людей.
Кризис отрочества обогащает подростка знаниями и чувствами таких глубин, о которых он даже не подозревал в детстве. Подросток через собственные душевные муки обогащает сферу своих чувств и мыслей, он проходит трудную школу идентификации с самим собой и с другими, впервые овладевая опытом целенаправленного обособления .
Участие в различных волонтерских акциях, фестивалях, концертах, конкурсах и тренингах способствует развитию у школьников социально-адаптивной компетенции, которая подразумевает развитие таких качеств личности как: позитивность в восприятии себя и окружающей жизни; активная жизненная позиция; инициативность; мобильность; конкурентоспособность; умение принимать решение в разных ситуациях; удовлетворенность взаимоотношениями с окружающими людьми и, как правило, коммуникабельность и многие другие. Волонтерская деятельность, таким образом, становится важнейшей частью воспитательной системы школы.