Социализирующие функции группы сверстников

В последние десятилетия группы сверстников стали одним из решающих микрофакторов социализации подрастающих поколений. Их роль значительно возросла по сравнению с предыдущими эпохами, чему способствовал ряд обстоятельств.

Урбанизация ведет к тому, что все большее число детей, подростков, юношей живут в городах, где имеют воз­можность общаться с большим числом сверстников; это общение, как правило, неподконтрольно взрослым. Превращение большой семьи в малую, рост числа однодетных и неполных семей, дезорганизация семьи повысили в детях мотивацию поиска обще­ния вне дома как своеобразную компенсацию дефицита эмоцио­нальных контактов в семье. Всеобщее среднее образование, обще­доступный источник знаний (средства массовой коммуникации) привели к тому, что подрастающие поколения стали более одно­родными по среднему уровню образованности и вообще культур­ного развития. На консолидацию подростков и юношей в группах сверстников существенно влияет мода, которая задает эталоны не только одежды и причесок, но и всего стиля жизни.

Дети, подростки и юноши одновременно входят в несколько групп – формализованных и неформальных, общение в которых может иметь существенные различия.

Формализованные группы (класс, учебная группа ПТУ, спортивная секция и др.) могут играть весьма различную роль в социализации детей, подростков и юношей в зависимости от содержания жизне­деятельности, характера сложившихся в них взаимоотношений, а также степени значимости для их членов.

Неформальные группы влияют на социализацию детей, подро­стков, юношей в зависимости от их состава, направленности, сти­ля лидерства, а главное – от меры значимости для того или иного их члена.

Имея определенную возрастную и социально-культурную спе­цифику, функции группы сверстников в процессе социализации тем не менее универсальны.

Во-первых, группа приобщает своих членов к культуре данного об­щества, научая поведению, соответствующему этнической, религи­озной, региональной, социальной принадлежности членов группы.

В процессе общения со сверстниками у ребенка, а особенно у подростка и юноши складываются определенные взгляды, им усва­иваются те или иные нормы и ценности. Это происходит вследствие идентификации (отождествления) себя с группой и некритическо­го восприятия доминирующих в ней взглядов, отношений, норм.

Если группа подвергает сомнению важность или достоверность каких-либо сведений, даже полученных одним из ее членов из компетентного источника, то очень часто он может согласиться с точкой зрения группы. В результате даже сведения, источником которых является учебно-воспитательный процесс и средства мас­совой коммуникации, воспринимаются и усваиваются ребятами не в «чистом», а в той или иной степени трансформированном виде. Так, по зарубежным данным, независимо от социального проис­хождения, расы, религии, наличия или отсутствия в школе курса полового воспитания 90% школьников наиболее достоверной ин­формацией о различиях полов и сексуальности считают ту, кото­рая получена ими от друзей. Это тем более существенно, так как сверстники учат сверстников многим нормам жизни и общения, которые скры­вают от них взрослые, компенсируя тем самым «пробелы» в познании жизни.

Во-вторых, в группе сверстников осуществляется научение полоролевому поведению. Это происходит через предъявление образцов поведения, ожидаемых от мальчиков и девочек, юношей и девушек, приличествующих с точки зрения сверстников в том или ином возрасте, а также с помощью негативных санкций по отношению к неодобряемому полоролевому поведению.

В детстве, отрочестве, юности идет интенсивный процесс ста­новления мужественности и женственности как характеристик личности и ее поведения. И ста­новление это во многом зависит от реального общения со сверстниками своего и противоположного пола, от того опыта, который ребята из него выносят. Быть увле­ченным, интересоваться лицами другого пола – с одной стороны, в этом раскрывается предвкушение еще не наступившей взросло­сти. А с другой стороны, к этому побуждают товарищи. Нормы, господствующие в среде старших подростков и старшеклассни­ков, например, предписывают необходимость общения с лицами другого пола, считают его высокопрестижным. Поэтому, даже ког­да семиклассники или десятиклассники и не стремятся к такому общению субъективно, они вынуждены его искать, нередко про­сто выдумывать его, чтобы «соответствовать». Причем эта тенденция захватывает все более младшие возрастные группы. Этому явлению способствуют СМИ, навязывая определенную модель поведения.

Общение со сверстниками своего пола существенно влияет на общение с лицами противоположного пола и оказывается очень важным для психосексуального развития вообще и для эмоцио­нального восприятия сферы сексуальных отношений в частности. Разговоры с приятелями и друзьями (часто довольно грубые) по­могают ребенку, подростку, юноше адаптироваться к тем изменениям, которые происходят в его организме и физическом облике, освоить и изжить в определенной мере те волнующие пережива­ния, которые связаны с пробуждающейся сексуальностью. Невоз­можность выразить свои эмоциональные переживания, связанные с психосексуальным развитием, нередко приводит к тяжелым ду­шевным переживаниям и травмам, особенно в старшем подростковом и раннем юношеском возрастах.

В-третьих, группа сверстников играет важную роль в процессе автономизации детей и, особенно, подростков и юношей от взрос­лых вообще и от родительского влияния в частности.

В-четвертых, группа помогает своим членам достичь автономии от общества сверстников и от возрастной субкультуры.

Приятельские и дружеские группы, стремясь соответствовать эталонам общества сверстников в одежде, стиле поведения, в то же время могут тщательно оберегать свою автономию, ограничивая возможности присоединения к группе другим ребятам и подчерки­вая непохожесть своей компании на другие (свои секреты, условные слова, способы времяпрепровождения, маршруты прогулок, особые элементы одежды, свои музыкальные и иные увлечения и т.д.).

Важность этой функции группы сверстников подчеркивает И.С. Кон: «...неокрепшее, диффузное «Я» нуждается в сильном «МЫ», которое, в свою очередь, утверждается в противополож­ность каким-то «ОНИ».

В-пятых, группа сверстников создает благоприятные или небла­гоприятные условия, стимулирует или тормозит решение детьми, подростками, юношами возрастных задач – развития самосозна­ния, самоопределения, самореализации и самоутверждения, оп­ределяет содержательную сторону решений этих задач.

Отношения в группе играют большую роль в формировании образа «Я» ре­бенка, подростка, юноши. Если младший школьник, соотнося себя со сверстни­ками, отчасти еще ориентируется на те оценки, которые дает ему и его товари­щам учитель, то подросток в первую очередь соотносит себя с группой сверст­ников, учитывая то, насколько ее члены одобряют или не одобряют какие-либо его свойства, проявляющиеся в делах, поступках. Старшеклассники же познают себя, главным образом, исходя из отношения к себе при­ятелей, друзей, а также сравнивая себя с лидерами (даже неприят­ными им) или с признанными «эталонами» в группе (эрудитами, спортсменами и др.).

Влияние группы на самоопределение может проявляться по-разному. Так, член группы, встречая понимание со стороны при­ятелей, друзей, может укреп­ляться в своих интересах, склонностях. Обогащая друг друга различными сведе­ниями, члены группы могут дать толчок для возникновения у одного из них интереса к той сфе­ре, которая раньше не привлекала его внимания. Но в то же время общение в группе может разрушать, гасить, уродовать уже имею­щиеся у ребят интересы и склонности.

В группе растущий человек получает действительную или иллю­зорную (что чаще всего не осознается) возможность реализовать себя и сущностно, и внешне.

Сущностно – потому что в компании сверстников он ощущает себя равным, принятым, а стало быть, ценным. Это крайне важное ощущение, без которого трудно расставаться с детством, рвать эмоциональную пуповину, связывающую с родителями. Оно, это ощущение, позволяет считать себя на каждом возрастном этапе «уже выросшим».

В то же время в группах сверстников идет и внешняя реализация себя, она проявляется в стремлении быть таким, как все, соответст­вовать стандартам моды, поведения. Уже младшего подростка начи­нает одолевать смутное беспокойство: «Такой ли я, как все?» Чем старше он становится, тем неотвязнее это сомнение. Наличие ком­пании помогает убедиться в том, что с этим все в порядке. (Другое дело, что уже в старшем подростковом возрасте параллельно воз­никает другое беспокойство: «Неужели я такой, как все?»)

В-шестых, группа представляет собой специфическую социаль­ную организа­цию, которая воспринимается ее членами как «эколо­гическая ниша» (в этой функции как бы суммируются все преды­дущие, но в новом качестве).

В неформальных группах не требуется соблюдать правила по­ведения, необ­ходимые в отношениях со взрослыми, в них можно быть самим собой (так, во всяком случае, считается). На самом деле это не совсем так, а нередко и совсем не так: в этих группах тоже надо придерживаться определенных норм, нередко еще бо­лее жестких, чем в общении со взрослыми.

Само наличие группы помогает ощутить свою нужность кому-то, уверенность в себе и в своих силах. Группа – источник высокого самоуважения, ибо от нее ждут (и часто получают) высокую оценку своих качеств, поступков, личности в целом, что намного важнее оценок всех остальных людей. Тот, кто не имеет приятелей, хотя бы иллюзии дружеской компании, ощущает свою жизнь неполной, себя – неудачником, свои возможности – нереализованными.

Все выделенные социализирующие функции группы сверстни­ков реализуются по-разному и по степени эффективности, и по содержательной направлен­ности в зависимости от пола и возрас­та членов группы и их индивидуальных особенностей, от направ­ленности группы и других ее характеристик, о которых шла речь выше, от этнических, региональных и социокультурных условий, в ко­торых существует группа.

Наши рекомендации