Основные этапы опытно-экспериментального исследования. Программа адаптации
Исследование проводилось в три этапа.
1этап –констатирующий, в ходе которого фиксировались социальные характеристики семьи, а также проводилась опытно-экспериментальная работа на выявление нарушений детско-родительских отношений в семьях.
2 этап - формирующий: на данном этапе разработана система занятий, направленных на гармонизацию детско-родительских отношений. Коррекционная программа реализована с детьми и родителями, в семьях которых выявлены нарушения детско-родительских отношений.
3 этап - контрольный: на данном этапе проведена повторная диагностика, что позволило проверить эффективность разработанной системы занятий. Осуществлялись обработка и обобщение полученных данных, формулировались выводы.
С целью изучения детско-родительских отношений нами было обследовано 20 семей: дети старшего дошкольного возраста и их родители.
Констатирующий этап мы начинали со сбора анкетных данных родителей исследуемых детей. В результате анкетного опроса родителей мы получили необходимые данные.
Характеристика группы детей старшего дошкольного возраста и их родителей представлена в таблице 4.
Таблица 4 Характеристика экспериментальной выборки
Имя ребенка | Возраст ребенка | Состав семьи | Родители | |
Ф.И.О. | образование | |||
1.Вадим М. | л. 7м | Полная | Елена Михайловна Артем Вадимович | Мама –высшее Папа –ср. специальное |
2.Марина К | л. 4м | Полная | Анна Анатольевна . Виктор Тимофеевич. | Мама –высшее Папа –высшее |
3.Алёша Н. | л. 2м. | Неполная | Ольга Ахметовна | Мама –ср. специальное |
4.Коля Л | л. 1м | Полная | Олеся Викторовна. Дмитрий Борисович. | Мама –высшее Папа –высшее |
5.Галя У. | л. 9м. | Полная | Наталья Викторовна. Александр Викторович | Мама –высшее Папа –ср. специальное |
6.Костя Р. | л. 4м. | Полная | Нелли Ивановна Борис Николаевич | Мама –высшее Папа –высшее |
7.Сергей У. | л. 8м. | Полная | Александра Викторовна Вячеслав Николаевич. | Мама –ср.специальное Папа ср. специальное |
8.Эдик Ш. | л. 7м. | Неполная | Петр Иванович | Папа –высшее |
9.Ваня И. | л. | Полная | Елена Николаевна. Андрей Иванович | Мама –высшее Папа –ср. специальное |
10.Максим Р. | л. 5м. | Неполная | Наталья Алексеевна | Мама –высшее |
11.Лена Е. | л. 6м. | Неполная | Марина Викторовна | Мама –ср.специальное |
12.Галя Д. | л. 2м. | Неполная | Людмила Викторовна | Мама –высшее |
13.Саша З. | л. 5м. | Полная | Елена Марковна Валерий Анатольевич | Мама –ср.специальное Папа –ср. специальное |
14.Оля Т. | л. 7м. | Полная | Ольга Васильевна Петр Сергеевич | Мама –высшее Папа –ср. специальное |
15.Таня Ч. | л. 2м. | Полная | Тамара Алексеевна. Михаил Михайлович | Мама –высшее Папа –высшее |
16.Света М. | л. 3м. | Полная | Галина Ивановна Дмитрий Юрьевич | Мама –высшее Папа –ср. специальное |
17.Ира Г. | л. 8. м. | Неполная | Ирина Ивановна. | Мама –ср.специальное |
18.Влад А. | л. 7м. | Полная | Лариса Михайловна Юрий Николаевич | Мама –высшее Папа –высшее |
19.Наташа Х. | л. 3м. | Полная | Валентина Оскаровна Виктор Борисович | Мама –высшее Папа –ср. специальное |
20.Юля П. | л. 3м. | Полная | Анна Петровна Павел Николаевич | Мама-ср.специальное; Папа –ср. специальное |
В рамках констатирующего эксперимента, для выявления степени эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста в семье, мы использовали методику «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бернс, С. Коуфман). Методика показывает отношение ребенка к членам своей семьи, семейным отношениям, которые вызывают у рисующего ребенка тревогу или конфликты, восприятия взаимоотношений с другими членами семьи и своего места в семье. Описание методики представлено в Приложении.
Анализ рисунков осуществлялся по следующим показателям: наличие беспокойства у детей об отношении к ним взрослых; эмоциональное напряжение и дистанция; дискомфорт; наличие враждебности по отношению к взрослым.
По итогам тестирования мы получили результаты, которые отображены в таблице 5.
Таблица 5 Результаты констатирующего эксперимента по выявлению эмоционального благополучия или неблагополучия ребёнка старшего дошкольного возраста в семье
Ф.И. ребёнка | Эмоциональное благополучие | Эмоциональное неблагополучие |
1. Вадим М. | + | |
2. Марина К. | + | |
3. Алёша Н. | + | |
4. Коля Л. | + | |
5. Галя У. | + | |
6. Костя Р. | + | |
7. Сергей У. | + | |
8. Эдик Ш. | + | |
9. Ваня И. | + | |
10. Максим Р. | + | |
11. Лена Е. | + | |
12. Галя Д. | + | |
13. Саша З. | + | |
14. Оля Т. | + | |
15. Таня Ч. | + | |
16. Света М. | + | |
17. Ира Г. | + | |
18. Влад А. | + | |
19. Наташа Х. | + | |
20. Юля П. | + |
Как видно из таблицы 5, результаты диагностики следующие: из 20 семей 12 детей (60%) ощущают эмоциональное благополучие в семье, а у 40% (8 обследуемых детей) мы наблюдаем в семьях эмоциональное неблагополучие. Наглядно анализ результатов констатирующего эксперимента по выявлению эмоционального благополучия или неблагополучия ребёнка старшего дошкольного возраста в семье покажем на рисунке 1.
Рисунок 1 - Показатели эмоционального благополучия и неблагополучия ребёнка старшего дошкольного возраста в семье (констатирующий эксперимент), %
Интерпретация рисунков ярко выявила представления детей о различных аспектах их семейной ситуации. При анализе детских рисунков мы использовали принципы качественного анализа, что предполагает учитывать общий размер рисунка, количество изображенных членов семьи, их расположение, расстояние между ними, изображение некоторых частей тела у членов семьи и ребенка, степень аккуратности исполнения, используемые цвета.
Качественный анализ детских рисунков позволил разделить их на две условные подгруппы:
–рисунки, изображающие благополучную семейную ситуацию выполнены яркими цветами, декорированы, изображены все члены семьи, держащиеся за руки;
–подгруппа рисунки, отражающие неблагополучие семейной ситуации (изображение членов семьи в виде маленьких зверюшек, геометрических фигур; искажение состава семьи, исключение себя из состава, использование более темных тонов).
Анализируя рисунки детей, мы выявили следующее: 40% детей использовали в основном холодные тона, иногда в рисунках преобладали темные цвета (коричневый, серый, черный), хотя им предлагался весь набор цветных карандашей.
Традиционно использование таких цветов интерпретируется как признак присутствия чувства отверженности, покинутости, внутреннего психологического дискомфорта ребенка. В некоторых рисунках отсутствовал кто-либо из членов семьи, что указывает на наличие у ребенка негативных чувств по отношению к этому члену семьи.
Ни на одном рисунке члены семьи не держатся за руки, а в ряде случаев –отделены друг от друга видимыми границами. Это свидетельствует о том, что ребенок считает, что между членами его семьи большая психологическая дистанция.
Рисунки детей часто схематичны, персонажи их похожи друг на друга. Линии рисунка резкие, угловатые, что говорит об эмоциональном перенапряжении, внутреннем возбуждении, чувстве тревоги.
В других же рисунках детей (60 %) мы выявили следующее: дети изображают полный состав семьи, используют более теплые тона, в одежде людей много ярких цветов, много индивидуальных деталей (у пап – очки, галстуки; у мам – красивые прически, украшения); восприятие ребенком семейных отношений как благоприятные выражается в виде держащихся за руки членов семьи с веселыми лицами. Эти дети к заданию нарисовать семью отнеслись охотно, рисовали долго и старательно.
Таким образом, итоги диагностики по данной методике позволяют нам говорить о том, что доверительные, близкие, дружеские отношения родителей и детей наблюдаются далеко не во всех семьях. Во многих семьях ребенок чувствует себя одиноким и отверженным. Внимание родителей сводится только к удовлетворению физиологических потребностей детей (одеть, накормить, отправить в детский сад). Дети в этих семьях испытывают дискомфорт и неудовлетворенность отношениями с родителями.
Определение типа родительского отношения к ребенку провели по тесту-опроснику Варга А.Я. и Столина В.В. Описание методики представлено в Приложении.
Родителям были предложены бланки с вопросами (61 вопрос), на каждый вопрос предполагался либо положительный, либо отрицательный ответ. Примеры опросных листов по определению типа родительского отношения к ребёнку старшего дошкольного возраста показаны в Приложении.
Результаты методики отражают следующую картину родительского отношения к детям (таблица 6).
Таблица 6 Типы родительского отношения к ребёнку по результатам констатирующего эксперимента
Ф.И. ребенка | Типы родительского отношения | ||||
«Принятие-отвержение» | «Кооперация» | «Симбиоз» | «Авторитарная гипер-социализация» | «Маленький неудачник» | |
1. Вадим М. | + | ||||
2.Марина К. | + | ||||
3. Алёша Н. | + | ||||
4. Коля Л. | + | ||||
5. Галя У. | + | ||||
6. Костя Р. | + | ||||
7. Сергей У. | + | ||||
8. Эдик Ш. | + | ||||
9. Ваня И. | + | ||||
10.Максим Р. | + | ||||
11. Лена Е. | + | ||||
12. Галя Д. | + | ||||
13. Саша З. | + | ||||
14. Оля Т. | + | ||||
15. Таня Ч. | + | ||||
16. Света М. | + | ||||
17. Ира Г. | + | ||||
18. Влад А. | + | ||||
19.Наташа Х. | + | ||||
20. Юля П. | + |
Результаты исследования, отраженные в таблице 6 показывают, что преобладающий тип родительского отношения к ребенку - «принятие-отвержение» (35%), что говорит о неэффективности форм и методов, применяемых родителями в воспитании детей.
Отношение родителей к детям можно поделить на эффективные (оптимальные) и неэффективные (нарушенные). Так, наиболее оптимальным является такой уровень родительских отношений, как кооперация –социально желаемый образ родительского поведения. Родитель высоко оценивает способности своего ребёнка, испытывает чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных.
К нейтральному уровню можно отнести отношения по типу «симбиоз» и «маленький неудачник». Родитель видит своего ребёнка младше по сравнению с реальным возрастом, стремится удовлетворить его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни, не предоставляет ему самостоятельности.
К отрицательному уровню родительских отношений мы отнесли такой тип родительских отношений, как «отвержение» и «авторитарная гиперсоциализация». Родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным. Требует от него безоговорочного послушания и дисциплины, испытывает к ребёнку злость, раздражение, досаду.
Проанализировав ответы родителей, мы получили следующую картину родительского отношения к детям:
- оптимальные родительские отношения к ребёнку наблюдаются в 5 семьях (25 %);
- нейтральному уровню можно отнести 5 семей (25 %);
- родительские отношения, которые носят отрицательный характер, проявляются в 10 семьях (50 %).
Итак, мы видим, что большинство семей используют неэффективные отношения с ребёнком, что приводит к разрастанию тревожности у детей.
Наглядно процентное соотношение результатов теста-опросника представлено на рисунке 2.
Рисунок 2 - Типы родительского отношения к ребенку
(констатирующий эксперимент), %
Таким образом, на основании результатов диагностики констатирующего эксперимента, сопоставляя результаты диагностических методик, направленных на выявление уровня детско-родительских отношений, суммируя полученные данные, мы обнаружили нарушения в детско-родительских отношениях, которые оказывают влияние на эмоциональное состояние детей.
Следовательно, необходима гармонизация детско-родительских отношений, а именно разработка программы, включающая в себя систему занятий, направленных на развитие и гармонизацию детско-родительских отношений в семье.