Трудовое воспитание и профориентация учащихся: сущность

основные пути и формы воспитания культуры труда.Труд - одно из

главных средств развития психики и нравственных установок личности. Задачи:

формир. позитивной установки у школ. по отн. к труду и восприятие труда как

одной из высшей ценостей в жизни;в-ие трудолюбия, чувства долга и

ответственности, целеустремлённости; р-ие потребн. в творч. труде и их

реализация; формирование основ умственного и физического труда. Виды

труда: учебный (умственный, физический), общественный.

главе ставится личность ребенка, его жизненный опыт и на его основе

формируется Содерж образов. Признание ученика главным действующим лицом

всего образовательного пр-са - личностно-ориентированная

П. Модели личностно-ориентир П - 3 основные группы: 1) Социально

-педагогическая- требования общества какой долж быть личность;

уч-ся долж были соответствовать модели общества. Личность как

носитель культуры. Требования: коллективизм, послушание, обществ

интересы в 1 очередь. «мне не интересно, каков ты сейчас, но я знаю,

каким ты должен стать». 2) Предметно-дидактическая- предметная

дифференциация, обеспеч индивидуаль подход в обучении. Она

направл на выявление:а) предпочтений уч-ся к к-либо предметам;

б) интереса к его углубл изуч-ю; в) ориентации к различ видам

деятельности. 3) Психологическая- ризнание различий в познавательных

способностях личности, обусловленное генетическими, анатомо-

физиологическими, социальными причинами и факторами в их сложном

взаимодействии. Учёт рекомендаций психологов в области личностного

развития. Проектирование личностно ориентированной системы

предполагает: признание ученика основным субъектом обучения;

определение цели проектирования - развитие индивидуальных

способностей ученика; определение средств, обеспечивающих

реализацию поставленной цели посредством выявления субъективного

опыта ученика, его развития в пр-се обучения. Основным принципом

разработки личностно-ориентированной системы обучения является

признание индивидуальности ученика, создание необходимых условий

для его развития.

39) Экологич воспитание школьников. Актуальность проблемы.

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о

необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения

соответствующего воспитания и образования нового поколения.

Экологическое образование и воспитание в современной школе

должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным.

Экологическими знаниями должны обладать все. Однако, стало

совершенно понятно, что обучить школьника такой макроэкологии

только на уроках невозможно. Необходимы другие формы и методы

работы: занятия в кружке, экскурсии в природу, работа в лаборатории

и внеклассные мероприятия, так называемые «интерактивные формы

образования»: дискуссии, диспуты, экологические вечера, спектакли,

беседы, ролевые игры и другие мероприятия.1968 париж, межправительская

конференция ЮНЕСКО принимает программу по рациональному

использованию и охране ресурса биосферы. Декабрь 1971 швейцария.

Первая европейская конференция по охране окруж среды. Экологическая

культура - структуный компонент, элемент содержания общечел. культуры, его

основу сост. универсальные духовные ценности, экологические и нравств.

компоненты. Экологич кул-ра личности включ: 1) экология знания о природе

понимание того что природа явл источником жизни и красоты. 2) Экологич

умения и навыки(сохран, зберегать, садить, приумножать). Экологич кул-ра и

её воспитание определ универсальным значением природы для человека и

общества. Экологич кул-ра создает устойчивую базу для развития общества.

Экологич кул-ра широко опирается на прадиции народной педагогики п

отношению к природе.

40) Коллектив- соц общность людей, объединенных целями,

ценностями, совместной деятельностью и общением. Ученический

коллектив - группа учеников, объед общей соц значимой целью,

деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие

выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей

ответственностью, равенством всех членов в правах и обязанностях..

Этапы развития коллектива: 1. Становление коллект – его сплочение

с помощю общих идей, целей, деятельности. Она счит завершенной,

когда обр актив класса. 2. Усиление влияния актива- стабилизация

структуры коллектива, саморегуляция, помощ п-гу. 3-я и следующие

стадии – это уровень развития К, ужесточение требований,

возникновение традиций. У участников общие: 1. Социально

значимая цель. 2. Совместная организованная деятельность. 3.

Общий выборный руководитель. Основная деятельность школьников-

учение. Ученический К как система: объеденение учеников и педагога

; саморегулирующаяся сист; организация деятельности с учётом

официальной структуры и межличностных отн.; особая атмосфера

К. Функ УК: организационную – управления своей общественно полезной

деятельностью; воспитательную - носитель определенных убеждений;

стимулирования – формирование нравственно ценностей, регулирует

поведение и взаимоотношения. Уровни развития: 1. Группа-конгломерат

( только что образовавшаяся, нет межличн отн ); 2. Группа-кооперация

( отношения делового хар, взаимодействие если цели едины);

3. Группа-автономия ( высокое внутреннее единство, слаженность всех

компонентов).

41) Семья – основанная на браке и (или) кровном родстве малая

соц группа, члены кот объединены совместным проживанием и

ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными

обязанностями по отн др к др. Функ: 1) Репродуктивная- продолжение

чел рода. 2) Экономическая и хозяйственно-бытовая – накопл

имущества, приобр собственности. 3) Функ первичной социализации-

среда семьи влияет на развитие личности ребёнка.

4) Воспитательная- влияние микроклимата семьи, приобр

там опыт.5) Психотерапевтическая- в семье принимают независимо

от статуса, дом-опора. Забота государства и общества о семье:

различные льготы и законодательная основа взаимоотношений

взрослых с детьми- Закон РБ « О правах ребёнка». Принят 2 окт

2000г. для защиты государством и обществом детства, семьи и

материнства нынешнего и будущих поколений. Закон основывается

на Конституции Рб, Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г,

определяет правовой статус ребенка как самостоятельного

субъекта и направлен на обеспечение его физического,

нравственного и духовного здоровья, формирование национального

самосознания на основе общечеловеческих ценностей. 6 глав:

1-Общее положение; 2- Ребёнок и семья; 3- Ребёнок и общество;

4- Ребёнок в неблаг усл и экстримальных сит. 5- Международное

сотрудничество; 6- Ответственность за нарушение настоящего

закона.

42) Управление – процесс воздействия на систему в целях перевода

ее в новое состояние на основе использования присущих этой

системе объективных законов. Основы управления в школе – это

создание условий для нормального протекания учебно-воспитательного

пр-са. Директор школы обязан обеспечить выс уровень планирования,

организации, контроля. Директор – соучастник пед пр-са, он участвует

в работе школьного коллектива по О и В детей, он постоянно работает

с людьми: учителями, учащимися, родителями детей. Методы

управления – способы воздействия звена системы управления на

другие, нижестоящие звенья для достиж намеченных целей управления.

Методы руководства – способы воздействия на людей, реализующих

эти цели. Стиль руководства зависит от объективных факторов (условия

работы, ур развития коллектива), от факторов субъективных (особенности

личности рук-ля, степень его подготовленности и т. д.). Выделяют 3 осн

стиля руководства: авторитарный, либеральный и демократический. Лутше

соответствует демократический стиль руководства. В наиболее крупных

школах действует линейная система. Директор осуществляет руководство

ч\з своих помощников. В вузах и крупных комплексах действует

функциональная система управления. Основные функ управления:

анализ и планирование, организация и контроль, координация и

стимулирование. Анализ – основа, на котором держится вся система

планирования и организации учебно-воспитательного пр-са.

Планирование вкл определение наиб приемлемых путей достижения

поставленных целей. Организация- формирование и установление

устойчивых отношений в управляемой и управляющей системах,

действующих и развивающихся как одно целое. Координация - выс

оперативность в установление гармонии между всеми звеньями и

направлениями учебно-воспитательного пр-са, между управляющей и

управляемой системами, изменение отношений, мотивации, вовлеченности

в работу, рост творческой активности. Контроль – активная стадия пр-са

управления, когда сопоставляются достигнутые результаты с тем, что

было запланировано. Стимулирование – система мер, направленных на

созд творчески работающего пед коллектива и активную целенаправлен

ую деятельность учащихся. Единство по конечным целям и задачам- важна

координация действий школы, семьи и общественности.

43) Методическая работа -это постоянная и индивидуальная

деятельность учителей по повышению своей научно-теоретической

и методической подготовки, а также профессионального мастерства.

Цель: повышение уровня проф культуры п-га и пед мастерства для

сохранения стабильно положительных результатов в О и В учащихся.

Основные формы организации: 1.методические советы — повышение

научно-методического уровня пед деятельности каждого учителя;

2. Предметное методическое объединение- 4-5 п-гов своего предмета:

повышение качества З учащихся, обсуждают наиб трудные разделы

и темы новых программ и учебников. 3. Проведение единого

методического дня- промежуточное подведением итогов методической

работы за четверть всех п-гов(провед откр уроков и внеклас занятий,

их анализ и обсуждение, подвед итогов методического дня в форме

заседания, "круглого стола" или пресс-конференции). 4. Проблемные

семинары и практикумы- обеспечение теоретич и практич подготовки

п-га, введ в круг пед инноваций. 5.Школа передового опыта- реализует

цели и задачи индивидуального и коллективного наставничества.

Формы методической работы школы:I. Индивидуальные: Индивид

консультации. Стажировка. Наставничество. Самообразование.

Работа над личной методической (творческой) темой. II. Коллективные.

Высшим органом педагогического самоуправления является педсовет.

На педсоветах обсуждаются и утверждаются планы работ школы,

Положения, программы; осуществляется анализ состояния учебно-

воспитательного процесса; заслушиваются доклады, отчеты по

различным проблемам. Педсоветы проходят в различных формах:

традиционный, групповая работа, конференция, круглый стол, деловая

игра. Педагогический Совет школы - высший постоянно действующий

орган самоуправления педагогического коллектива. Заседания

проводятся на основании плана школы. Цели:- координация деятельности

пед коллектива; - совершенст и развитие образовательного пр-са; -

реализацию гос политики в обл образования; - повышение пед

мастерства; - реш вопросов с переводом и выпуском уч-ся; - рассмотр

вопр, связанных с инф и методическим обеспечением;- внедрениемв

образ пр-с новых современ методов и технологий;- взаимод родительского

комитета с органами ученич самоуправления.

44) Личностно-ориентированное обучение — такое обучение, где во

главе ставится личность ребенка, его жизненный опыт и на его основе

формируется Содерж образов. Признание ученика главным действующим лицом

всего образовательного пр-са - личностно-ориентированная

П. Модели личностно-ориентир П - 3 основные группы: 1) Социально

-педагогическая- требования общества какой долж быть личность;

уч-ся долж были соответствовать модели общества. Личность как

носитель культуры. Требования: коллективизм, послушание, обществ

интересы в 1 очередь. «мне не интересно, каков ты сейчас, но я знаю,

каким ты должен стать». 2) Предметно-дидактическая- предметная

дифференциация, обеспеч индивидуаль подход в обучении. Она

направл на выявление:а) предпочтений уч-ся к к-либо предметам;

б) интереса к его углубл изуч-ю; в) ориентации к различ видам

деятельности. 3) Психологическая- ризнание различий в познавательных

способностях личности, обусловленное генетическими, анатомо-

физиологическими, социальными причинами и факторами в их сложном

взаимодействии. Учёт рекомендаций психологов в области личностного

развития. Проектирование личностно ориентированной системы

предполагает: признание ученика основным субъектом обучения;

определение цели проектирования - развитие индивидуальных

способностей ученика; определение средств, обеспечивающих

реализацию поставленной цели посредством выявления субъективного

опыта ученика, его развития в пр-се обучения. Основным принципом

разработки личностно-ориентированной системы обучения является

признание индивидуальности ученика, создание необходимых условий

для его развития.

45) ) Кл рук- основной организатор учебно-воспит раб в школе.

План работы КР- конкрет отображение предстоящего хода воспит

работы в классе в общих стратегических напр и мельчайших деталях.

Пр-с планирования: 1 эт) ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ( май- август, нач сентября):

изуч личных дел, кл журнала, соц паспорта семьи, мед документы,

провед диагностических срезов для изуч сист отношений в кл, к труду,

учёбе и др, знак с родительским комитетом.→ Сост краткой хар класса

с исполь диагностич материала. Н: если план для 8 кл, то анализ за

7 кл. 2 эт) ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ: от выбранной цели будет отбираться

сод-е, ф-мы, методы воспит работы. Целевые ориентиры восп раб в кл:

а) Кодекс РБ об образовании (воспитание и образование); б) Концепция

непрерывного воспитания и программа воспитания (цель- разностор

развитая, нравственно зрелая,физич здоров, творч личность); в) Устав

уч заведения; г) Опора на хар-ку класса. →Формулировка целей и задач.

3 эт) Выбор формы плана: опред СО, кот будет отражаться в виде форм,

технологий, методов. 4 эт) Коллективн обсуждение плана с родителями и

активом кл, корректировка. 5 эт) оформление и подг к утверждению

руководством школы. ВИДЫ ПЛАНОВ: 1) По длительности планир:

долгосрочный(год и бол), периодический( четверть, полугод), краткосрочный

( нед, месс), оперативный(1 д). 2) В завис от субъекта планир-я:

индивидуальный, коллективный. 3) По объёму сод-я: Комплексный

(во всех напр), тематический (1 напр деят), Конкретный (Н: конференц).

4) По масштабу: план восп работы класса, школы. СТРУКТУРА ПЛАНА

(8 разд): 1) Анализ раб за пред год. 2) Хар класса( по предл рекомендациям).

3) Цели и зад на запланир вр. 4) Орг ж\д класса. 5) Соц и обществ раб.

6) Совмест раб с п-гами класса. 7) Раб с ученич самоупр-ем. 8) Индивид

раб с учащимися. ФОРМА ПЛАНА: колендарный план-сетка. СО берётся

на основе Концепции и Программы В и Обр детей и молодёжи. СТРУКТУРА

внеклас меропр: 1-тема, 2- цель, 3- задачи, 4- форма провед, 5- подготовка,

6- ход проведения( мативационный этап- участ детей, основной эт,

рефлексивный эт).

46) Профессионализм- особое свойство людей систематически,

эффективно и надёжно выполнять сложную (профессиональную)

деятельность в самых разнообразных условиях. Компетентность

проф-я– проф мобильность, способность к самовыр, технологич

грамотность, высок степень адаптации к измен усл трудовой деят-сти.

Выдел 4 вида проф компетентности[Маркова]: специальную, социальную,

личностную индивидуальную:1. Специальная, или деятельностная –

владение деятельностью на выс проф уровне и вкл наличие спец знаний,

кот примен на практике. 2. Социальная- владение способами

совместной проф деятельности, общения , принятыми в проф

сообществе. 3. Личностная- владение способами самовыр и саморазв,

планирование проф деят, прин решения. 4. Индивидуальная- готовность

к проф росту, проф мативация. Компоненты проф

компетентности педагога: 1)Мотивационно-волевой- вкл мотивы,

цели, установки- стимулир творч проявл личности, интерес к

проф деят. 2)Функциональный- в виде З о способах пед деят, необх

учителю для реализации к-либо пед технологии. 3)Коммуникативный-

умение чётко излагать мысль, убеждать, аргументировать, устанавл

межличност с-зи, поддерж диалог и др. 4)Рефлексивный- умение

сознательно контролир свои действия; регцлятор личностных

достижений; побужд проф рост, формир индивидуаль стиль работы.

Хар-ки проф компет п-га носят интегративный, целостный хар.

Квалификация - степень и вид проф обученности, позволяющий

специалисту вып работу на опред раб месте. СТУПЕНИ РОСТА:

Пед умелость- З своего предмета, влад учебно-воспит сист умении и

навыков разв проф-личност качеств. З и У: спос подг к занятию,

опред структ, сод и методику препод, исп приёмы созд конфликт сит,

поддерж дисципл, сочет разл ф-м и мет оценки, провед фронталь и

индивид раб с уч-ся. 2)Пед мастерство- довед до совершенства

учебная и воспит умелость, мог б творч элементы. 3) Новаторство-

внес и реализ нов прогрессивных идей, приёмов в пр-се Обуч и В,

повыш их качества. Критерии профессионализма, т.е. показатели,

на основе кот можно судить об уровне проф-ма, могут б 2 видов:

внешние по отношению к человеку (объективные) и внутренние

(субъективные).

Наши рекомендации