Формирование связной речи
Логопедическая работа по формированию устной речи предполагает обучение детей пользованию различными структурами предположений. «Это усложнение "синтаксического стереотипа" опирается на закономерности развития фразовой речи у детей в норме»*. Наличие определенного объема понимания речи создает условия для формирования навыков составления 2-, 3-словных предложений по вопросам:
Кто? Что делает?
Кто? Что делает? Что?
Используя демонстрацию действий, сюжетные картинки, фланелеграф, дети учатся слушать вопрос и соотносить его с окончаниями глаголов. В качестве действующих лиц могут выступать куклы, любимые персонажи, сами дети. В первую очередь в предложения включаются действия, которые хорошо знакомы, часто встречаются в повседневной ситуации.
Примерный набор предложений следующий:
Мама
Папа спит, сидит, стоит, читает,
Дедушка пишет, ест, пьет, поет,
Бабушка рисует, лежит, танцует, бежит
Девушка и т. д.
Девочки
(с разными именами)
Мальчик
Собака спит, сидит, прыгает, лежит, ест, пьет,
Кошка бежит и т. д.
Бабочка
Самолет летит
Птичка
Эффективным приемом при составлении предложений является подбор однородных подлежащих и дополнений к сказуемым:
Спит
Сидит мама, папа, бабушка, дедушка,
Стоит девочка, мальчик, собака,
Бежит Кто, что? кошка, корова, самолет, снег,
Идет дождь, поезд, машина и т. д.
Поет
Летит
Читает
Пишет книгу, письмо, сок, молоко,
Рисует Что? хлеб, суп, кашу, дом, шар, гриб,
Пьет самолет, куклу
Ест
На первоначальных этапах обучения большую роль играет активная помощь логопеда. Она выражается в совместном проговаривании предложений, в заканчивании ребенком предложений, начатых логопедом. Это способствует закреплению навыков практического употребления определенных речевых
конструкций.
Развивая у детей умение слушать, слышать и дифференцировать названия предметов и действий, необходимо научить понимать обобщающее значение слов: предъявляя сюжетные картинки, ребенку предлагается назвать всех, кто рисует, пишет, читает, поет, летит, бежит и т. д. Следует постоянно вызывать интерес к подобным занятиям.
Для этой цели можно, например, использовать такой игровой прием, как «путаница», когда ребенок должен исправить ошибку в предложении, названном логопедом. Например:
Кошка пишет. Лошадь поет.
Собака летит. Бабочка идет.
Корова рисует. рыба летит.
Следующая задача — распространение предложений. Рекомендуется предлагать в качестве зрительной опоры предметные картинки, используя которые ребенок заканчивает начатое логопедом предложение. Например:
дом
гриб
самолет
мальчик рисует машину
кошку
собаку
Постепенно количество слов увеличивается за счет однородных членов предложения.
«Мальчик рисует дом, гриб, самолет»; «Девочка рисует кошку, собаку, птичку». Повышается требовательность к правильности их грамматического оформления.
Раздаются сюжетные картинки с изображением одинаковых действий, выполняемых одним и несколькими лицами (птичка летит, птицы летят; девочка поет, дети поют). Сначала предлагается упражнение на развитие слухового внимания, когда ребенок должен определить по окончанию глагола, про кого говорят (плывут — плывет, летит — летят, поет — поют, идет — идут). Внимание детей обращается на разное звучание вопросов к единственному и множественному числу глагола.
Рыба что дела-ет? — плыв-ет.
Рыбы что дела-ют? — плыв-ут.
Далее дети составляют предложения с опорой на заданные вопросы. Например:
Бабочка летит — бабочки летят.
Машина едет — машины едут.
Мальчик плывет — дети плывут.
Пароход плывет — пароходы плывут.
На этом этапе коррекционного обучения следует тренировать детей в договаривании слов в ритмических потешках, стихотворениях.
Мы топаем ногами — топ, топ, топ.
Мы хлопаем руками — хлоп, хлоп, хлоп.
Мы руки поднимаем.
Мы руки опускаем.
Мы руки подаем.
Мы бегаем кругом.
(Проговаривание стихотворения нужно сопровождать движениями рук и ног).
Гуси, гуси! — га-га-га. Шапка и шубка.
Есть хотите? — да-да-да. Вот наш мишутка.
Вышли гуси на луга.
Лексический материал, предлагаемый детям на занятиях по формированию словаря, грамматического строя, связной речи, ориентирован на любое фонетическое оформление детских высказываний. Обращается внимание на звучание значимых морфологических элементов.