Совершенствования военнослужащих

Теория и организация физической подготовки войск как научная и учебная дисциплина прежде всего тесно связана с философией, экономической теорией, политологией, социологией и другими общественными науками и дисциплинами.

Философия как наука о всеобщих законах развития природы, общества и познания дает возможность: изучать физическую подготовку войск наиболее полно и всесторонне, во взаимосвязи с другими явлениями и процессами, с учетом присущих ей внутренних и внешних противоречий; определять внутреннюю взаимосвязь и взаимообусловленность различных ее средств, методов и форм; прослеживать специфические особенности и этапы перехода количественных изменений, вызванных применением физических упражнений в качественные, характеризующие физическое состояние военнослужащих; рассматривать физическую подготовку в постоянном изменении и развитии и, исходя из этого, определять ведущие тенденции ее совершенствования.

Экономическая теория позволяет более глубоко раскрыть общественно-экономические основы физической подготовки войск, ее зависимость от совокупности производительных сил и производственных отношений. Другие общественные науки и дисциплины дают возможность обосновывать социальный статус физической подготовки войск, ее предназначение и социальные функции.

В качестве исходных предпосылок теории и организации физической подготовки войск выступает также ряд гуманитарных, военных и естественных наук.

Возникнув на стыке педагогики, теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки, теория и организация физической подготовки войск органически связана и с этими отраслями знаний.

Физическому совершенствованию военнослужащих присущи общие закономерности военно-педагогического процесса, базируясь на которых теория и организация физической подготовки войск широко использует принципы, методы и формы обучения и воспитания личного состава армии и флота. Специфические закономерности физической подготовки военнослужащих, в свою очередь, учитываются военной педагогикой, конкретизируя, развивая и обогащая тем самым общую теорию воинского обучения и воспитания.

Исходя из общих закономерностей управления процессом физического совершенствования человека, в теории и организации физической подготовки войск творчески используются методы развития и совершенствования физических качеств и двигательных навыков, принципы спортивной тренировки и общие положения теории физического воспитания.

Теория и организация физической подготовки опирается на данные психологии (общей, военной и спортивной). Процесс физической подготовки связан с воздействием не только на двигательную сферу, но и на психику военнослужащих. Поэтому специфические закономерности физического совершенствования военнослужащих могут быть глубоко вскрыты, правильно поняты и широко, использованы лишь с учетом общих законов развития психики человека, а также особенностей протекания психических процессов в условиях воинской и спортивной деятельности.

Теория и организация физической подготовки войск широко использует также факты и выводы многих практических военно-специ-альных дисциплин: преодоления препятствий, рукопашного боя, лыжной подготовки, гимнастики и др. По своему предмету изучения эти отрасли знания более узкие, чем теория и организация физической подготовки войск, так как они изучают специфические закономерности совершенствования военнослужащих в определенных видах физических упражнений. Базируясь на выводах теории и организации физической подготовки войск, эти учебные дисциплины вместе с тем сами приобретают для нее важное значение, так как являются фактическим материалом, позволяющим сделать многие общетеоретические обобщения.

Составляя лишь небольшую часть общей системы военных наук, теория и организация физической подготовки войск тесно связана со многими ее отраслями. Только на их основе, используя специальные методы исследования, можно конкретизировать место и значение физической подготовки в системе боевого совершенствования войск, ее роль в повышении боеспособности военнослужащих, анализировать и раскрывать требования современного боя к физическому состоянию военнослужащих, обосновывать критерии оценки их физической подготовленности.

Теория и организация физической подготовки войск, раскрывая особенности процесса физического совершенствования военнослужащих, основывается при этом и на данных медико-биологических дисциплин, так как многие педагогические закономерности могут быть правильно поняты и усвоены лишь с учетом общих биологических законов развития человека. Эти дисциплины в своей совокупности составляют естественно-научную основу теории и организации физической подготовки войск.

Взаимосвязь теории и организации физической подготовки войск с другими учебными дисциплинами по срокам и последовательности их изучения обеспечивается:

во-первых, предварительным изучением дисциплин, знание которых необходимо для глубокого усвоения теоретических и управленческих основ физической подготовки военнослужащих;

во-вторых, последующим изучением дисциплин, для освоения которых требуется знание соответствующих вопросов теории и организации физической подготовки войск;

в-третьих, комплексированием действий преподавателей кафедры теории и организации физической подготовки войск и кафедр практических военно-специальных дисциплин при проведении занятий по соответствующим темам.

В результате изучения теории и организации физической подготовки войск выпускники института должны приобрести не только широкий теоретический кругозор, твердые знания теоретических основ физического совершенствования военнослужащих, но и прочные организаторско-методические навыки, быть способными творчески применять приобретенные знания и умения при выполнении соответствующих функциональных обязанностей.

Важное значение теории физической подготовки войск для практики физического совершенствования личного состава армии и флота заключается в том, что она позволяет:

познавать объективные закономерности улучшения физического состояния военнослужащих и на основе их использования повышать эффективность процесса физической подготовки;

предвидеть ход событий и в зависимости от характера и степени использования различных средств, методов и форм прогнозировать результаты обучения, развития, воспитания личного состава и слаживания подразделений в процессе физической подготовки;

активно воздействовать на процесс физического совершенствования военнослужащих в соответствии с поставленными задачами, находить наиболее эффективные пути повышения физической подготовленности личного состава в различных условиях, т. е. целенаправленно и оперативно управлять процессом физической подготовки;

ясно представлять себе проблемные вопросы физической подготовки, видеть перспективы ее дальнейшего совершенствования и на этой основе проявлять разумную инициативу и творчество при организации, обеспечении и проведении физической подготовки;

уметь убеждать командиров (начальников) и весь личный состав в важном значении физической подготовки для повышения боеспособности войск, в необходимости систематических занятий физическими упражнениями.

Опыт передовых офицеров-специалистов по физической подготовке и спорту свидетельствует о том, что обеспечение должного уровня физической подготовленности личного состава возможно лишь в том случае, если процесс физического совершенствования военнослужащих строится в соответствии с основными положениями теории и организации физической подготовки войск.

Вместе с другими отраслями научных знаний и учебными дисциплинами теория и организация физической подготовки войск определяет научные и организационно-методические основы физического совершенствования личного состава армии и флота.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ

1. Дайте определение и краткую характеристику основным понятиям теории и организации физической подготовки войск.

2. Что понимается под предметом теории и организации физической подготовки войск?

3. Почему теория и организация физической подготовки войск является профилирующей дисциплиной в обучении слушателей и курсантов института?

Глава II

Наши рекомендации