Методы воспитания: понятие, сущность, классификация
Метод воспитания в переводе с греческого означает путь, поэтому это путь достижения заданной цели воспитания.
Метод – это способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки положительных качеств.На практике стоит задача непросто применять один из методов, а выбрать наилучший, т.е. оптимальный.
Выбор метода воспитания зависит от:От цели и задачи воспитании; От содержания воспитания; От возрастных особенностей школьников; От уровня сформированности коллектива; От индивидуальных, личностных особенностей школьников; От условий воспитания; От средств воспитания; От уровня педагогической квалификации; От времени воспитания; От ожидаемых конечных результатов.
В настоящее время наиболее объективной и удобной является классификация методов воспитания на основе направленности Г.И. Щукиной.
Выделяют 3 группы методов воспитания:
a) Методы формирования сознания личности – убеждение – рассказ – объяснение – разъяснение – лекция - этическая беседа – внушение – инструктаж – диспут – доклад - пример
b) Методы организации деятельности и формирование опыта общественного поведения – упражнения – приучение - педагогическое требование - общественное мнение – поручение - воспитательные ситуации
c) Методы стимулирования поведения деятельности – соревнования – поощрение - наказание
Рассказ на этическую тему –яркое, эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание, воздействующее на чувство, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения.
Разъяснение – это метод эмоционального, словесного воздействия на воспитанников. Важная черта – ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Применяется только тогда когда воспитаннику действительно необходимо что-то объяснить, так или иначе повлиять на его сознание
Внушение – проникая незаметно в психику, действует на личность человека.
Создаются установки и мотивы деятельности. Используются в том случае когда воспитанник должен принять определенную установку. (используется для усиления воздействия других методов воспитания.
Этическая беседа – метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие воспитателей и воспитанников. Воспитатель выслушивает и учитывает мнение собеседников.
Цель этической беседы – углубление, упрочнение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.
Пример – воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на том, что явления, воспринимаемые зрением быстро и без труда запечатлеются в сознании. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, активную деятельность. Психологической основой примера служит подражательность. Благодаря ей люди овладевают социальным и нравственным опытом.
Упражнение - практический метод воспитания, существование которого состоит в многократном выполнении требуемых действий, доведение их до автоматизма. Результат упражнений – устойчивые качества личности, навыки и привычки.
Эффективность упражнения зависит от: Систематики упражнений, Содержания, Объема, Доступности и пассивности, Частоты повторения, Контроля и коррекции, Личных особенностей воспитанника, Места и времени выполнения упражнения, Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм упражнении, Мотивация и стимулирование
Требование – метод воспитания, с помощью которого навыки поведения, выражаясь в личностных отношениях вызывают стимулирование или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявляют у него определенные качества.
По форме представления: Прямые Косвенные
Косвенные могут быть: Требование, совет, Требование в игровой форме, Требование доверием, Требование просьба, Требование намек, Требование одобрение
По результатам воспитания Позитивное Негативное
По способу предъявлении: Непосредственные опосредованные
Приучение – это интенсивно выполняемые упражнения. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформулировать требуемое качество. Нередко сопровождается болезненными процессами, вызывает недовольство. Применяется на всех этапах воспитательного процесса.
Поручение – с его помощью школьников приучают к положительным поступкам. Поручение дают для того, чтобы развивать необходимые качества.
Метод воспитательной ситуации – ситуации не должны быть надуманными. Ситуации должны быть естественные. Не мало важную роль играет неожиданность.
Поощрение – выражает положительную оценку действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрение основано на возбуждении положительных эмоций. Оно вселяет уверенность, повышает ответственность.
Виды поощрения:одобрение, ободрение, похвала, благодарность, награждение грамотой или подарком
Соревнование – это естественные потребности школьников к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств. Соревнуясь школьник развивает физические, нравственные качества. Эффективность соревнований повышается когда его цели, задачи и условия проведения определяют сами школьники, они же подводят итоги и определяют победителей.
Наказание – метод педагогического воздействия, который должен предупреждать не желательные поступки, тормозить школьников, вызывая чувство вины перед собой и другими.
Виды наказания: связанно с наложение дополнительных обязанностей, лишение или ограничением прав, выражение моральных порицаний м осуждений
Формы наказаний: неодобрение, замечание, предупреждение, обсуждение на собрании, отстранение от занятий, исключение.