Требования к уровню освоения дисциплины

Методика развития пространственной ориентировки детей с нарушениями зрения

Учебно-методический комплекс курса

Для специальности 050717.65 – «Специальная дошкольная педагогика и психология»

Требования к уровню освоения дисциплины - student2.ru

Пермь

пгпу

УДК

ББК

Рецензент:

к.пс.н., доц., зав. каф. специальной дошкольной педагогики и психологии

О.Р Ворошнина

Автор-составитель: ассис. каф. специальной дошкольной

педагогики и психологии Э.М. Лужанская

  Методика развития пространственной ориентировки детей снарушениями зрения:учеб.-метод. комплекс курса. Специальность 050717.65 – «Специальная дошкольная педагогика и психология» \ авт.-сост. Э.М. Лужанская ; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2012 – 38 с.

Издание соответствует требованиям государственного образовательного стандарта по дисциплине «Методика развития пространственной ориентировки детей с нарушениями зрения» и программе по специальности «Специальная дошкольная педагогика и психология». Дисциплина входит в федеральный компонент цикла специальных дисциплин и является обязательной для изучения.

Адресовано студентам, изучающим курс «Методика развития пространственной ориентировки детей с нарушениями зрения».

УДК

ББК

Печатается по решению учебно-методического совета

Пермского государственного педагогического университета

© Лужанская Э.М., составление, 2011

© ГОУ ВПО «Пермский государственный

педагогический университет», 2011

СОДЕРЖАНИЕ

I. Рабочая программа дисциплины
1. Цели и задачи изучения дисциплины
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля
3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
4. Содержание курса
5. Темы практических и семинарских занятий
6. Лабораторные работы
7. Тематика рефератов и методические указания по их выполнению
8. Учебно-методическое обеспечение
8.1. Список литературы
8.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины
8.3. Методические указания студентам
8.4. Методические рекомендации преподавателю
II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций


I. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Цели и задачи изучения дисциплины

Цель курса – подготовка студентов по теоретическим и практическим вопросам развития пространственной ориентировки в объеме, необходимом тифлопедагогу для успешного воспитания и обучения детей в специальном дошкольном учреждении, выработка активной социальной позиции будущих специалистов, направленной на создание условий для успешной социальной адаптации детей с нарушениями зрения.

Изучение дисциплины способствует решению ряда задач:

1. Сформировать у студентов знания о теоретических и методических основах пространственной ориентации человека.

2. Сформировать представления об условиях формирования умений у детей с нарушениями зрения ориентироваться в пространстве с учетом состояния зрения и сохранной чувствительности.

3. Познакомить с программно-методическим содержанием и обеспечением дифференцированного обучения детей с нарушениями зрения.

4. Развивать умения планировать коррекционно-педагогическую деятельность.

Требования к уровню освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины специалист должен

иметь представление:

· Об основных вехах развития представлений о восприятии пространства;

· о сущности пространственной ориентации и мобильности;

· о значении состояния зрительного анализатора и соответственно зрительного восприятия и, в целом, сигнальной системы в ориентации в пространстве;

· об основных компенсаторных процесса пространственной ориентации.

знать:

· основные этапы и уровни развития ориентировки в пространстве у детей без отклонений в развитии;

· особенности формирования ориентировки в пространстве у детей с нарушениями зрения;

· современные программы и методический материал по обучению ориентации;

уметь:

· подбирать диагностические методики для выявления исходного уровня развития ориентировки в пространстве у детей с нарушениями зрения;

· составлять конспекты занятий по формированию пространственной ориентации у дошкольников с нарушениями зрения.

приобрести навыки:

· работы с программными материалами;

· анализа занятий по формированию пространственной ориентации у дошкольников с нарушениями зрения.

Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы специальности 050717.65 – «Специальная дошкольная педагогика и психология» по предмету «Методика развития пространственной ориентировки детей с нарушениями зрения»:

Понятие об ориентировке в пространстве и мобильности. Обучение детей ориентированию в соответствии с их возможностями и возрастом. Роль органов чувств и двигательной сферы в процессе ориентировки. Значение формирования представлений об окружающем. Формирование пространственного мышления. Использование игровой деятельности в процессе ориентирования. Связь занятий по ориентировке с другими видами детской деятельности. Социально-бытовая ориентировка. Виды программ по обучению детей с нарушениями зрения ориентировке.

Объем дисциплины

Наши рекомендации