Состояние системы образования в России на рубеже XIX–XX вв

На рубеже XIX–XX вв. в России полностью сложилась национальная система образования, состоящая из учебных заведений различных уровней, имеющих разное ведомственное подчинение. На уровне начального образования школа в России к началу ХХ в. функционировала как многотипная, например, по данным исследований, в это время действовало около 60 типов начальных учебных заведений, имевших различные уставы и программы. Самыми распространенными среди них были сельские одноклассные и двухклассные народные училища(см. 9.2), в них предполагался уровень элементарного образования, содержание обучения оставалось традиционным. Осознавая необходимость модернизации начального образования, Министерство народного просвещения выдвинуло новые требования к организации педагогического процесса в народных училищах: требования сознательности, последовательности и прочности запоминания. Наряду с этим вводилась ранняя профессионализация образования, выразившаяся во введении в школьные программы курсов ремесла и различных видов труда. В 1902 г. Министерством народного просвещения была создана комиссия по пересмотру планов и программ народных училищ, однако вплоть до революции 1917 г. они так и не были изменены.[3]

Среди церковных школ, подчиненных Священному Синоду, наибольшее распространение в этот период получили одноклассные и двухклассные церковно-приходские училищаи школы грамоты(см. 9.2). Учебные планы и программы этих школ утверждались Священным Синодом, на предметы, связанные с преподаванием религии, в них отводилась почти половина учебного времени, учителями были приходские священники.[3]

В городах основным типом начальной школы были городские училища, многоклассные и одноклассные, содержание и деятельность которых определялась Положением 1872 г. (см. 9.2). В начале ХХ в. классная система в них была заменена предметной, что не сказалось на качестве подготовки, которое продолжало оставаться низким. В результате в 1912 г. все городские училища были преобразованы в высшие начальные училища,в которых предусматривался четырехгодичный курс обучения на базе одноклассного начального училища, программа обучения в них была расширена за счет включения алгебры, геометрии и физики. В этих преобразованиях усматривалась попытка сблизить программы обучения начальной и средней школы, однако перейти из высшего начального училища в среднюю школу было возможно только в первом или втором классе.[3]

Среди начальных школ, находившихся в подчинении других ведомств, выделялись учебные заведения, действовавшие в казачьих войсках, и начальные училища для детей железнодорожников. Содержание обучения в них состояло из элементарных знаний и основ реальных предметов. Из-за недостатка государственных школ оставались широко востребованными частные школы,подчинявшиеся Министерству народного просвещения. Учебные планы и программы этих учебных заведений утверждались попечителями учебных округов, а выбор учебных предметов предоставлялся их учредителям. Во всех начальных школах учебный год был непродолжительным – от 90 до 180 дней в году, в некоторых сельских школах имело место второгодничество из-за коротких сроков обучения и его неэффективности.[3]

На ступени среднего образования в конце XIX – начале ХХ в. функционировали традиционные типы учебных заведений. Центральное место в системе средних школ в России занимали мужские классические гимназии(курс обучения 8 лет с дополнительным классом), выпускники которых пользовались преимущественным правом поступления в университет. Классический компонент содержания обучения претерпел некоторые изменения, уменьшилась значимость изучения древних языков, были введены естествознание, природоведение, законоведение, начала философии. Более низкий статус был у реальных училищ,основная цель деятельности которых заключалась в том, «чтобы доставлять учащемуся в них юношеству общее образование, приспособленное к практическим потребностям и к приобретению технических познаний». В конце XIX в. общеобразовательная подготовка в реальных училищах была усилена: к основным шести классам добавились подготовительные. Во многих гимназиях и училищах классы были переполнены (по 50–60 человек при норме в 40). В 1906 г. был утвержден новый учебный план реальных училищ, который предусматривал при успешной сдаче экзамена по латинскому языку возможность поступления в университет.[3]

В 1882 г. военные гимназии преобразовались в кадетские корпуса, которые также являлись одним из типов средних образовательных учреждений. Каждый корпус состоял из семи классов и имел целью «доставлять малолетним, предназначенным к военной службе в офицерском звании, и преимущественно сыновьям заслуженных офицеров общее образование и соответствующее их назначению воспитание». Воспитанники кадетских корпусов делились на роты под руководством командиров, старшие роты имели строевое устройство. В программу обучения входили общеобразовательные предметы, строевая подготовка, танцы, гимнастика, фехтование, плавание. В летнее время для старших рот устраивались специальные лагеря.[4]

В целях более активного пополнения офицерского корпуса дворянами в 1903 г. был создан новый тип неполной средней школы – дворянские кадетские школы. Они были закрытыми учебными заведениями интернатного типа, в них принимались мальчики в возрасте 11 лет и старше. Успешно закончившие дворянскую кадетскую школу принимались в юнкерские училища.[3]

В женском образовании самым распространенным типом средней школы была женская классическая гимназияс семилетним курсом обучения. Кроме того, существовали гимназии ведомства императрицы Марии, епархиальные женские училища, институты благородных девиц.[3]

В 1900-х гг. в плане организации образования в России особую актуальность приобретают вопросы создания национальных школ, расширения сферы женского образования, юридического и материального положения учителей. В 1896 г. возникает новый тип средней школы – коммерческие училища,которые учреждаются отраслевыми министерствами. В организации обучения в коммерческих училищах не было строгого регламента, поэтому здесь создавался простор для творчества учителя. Появляются новые учебные заведения, организованные по образцу реформаторских экспериментальных школ Западной Европы и США, например уже упоминавшаяся школа Е.С. Левицкой в Царском Селе (1900), гимназии Е.Д. Петровой в Новочеркасске (1906), О.Н. Яковлевой в Голицине (1910). Складывается система технического образования, состоящая из начальных ремесленных училищ, низших и средних технических училищ. Характерной чертой развития школы этого периода становится появление «вольных» школ с самоуправлением детей и родителей и «сельских» гимназий. К сожалению, появление новых типов образовательных учреждений, основанных на передовых педагогических идеях, находилось в сфере частной и общественной инициативы.[3]

На рубеже XIX–XX вв. в России создаются воспитательно-образовательные учреждения, отличающиеся от традиционной школы содержанием воспитания и обучения и его организацией: «Дом свободного ребенка» К.Н. Вентцеля, «Сетлемент» С.Т. Шацкого и А.У. Зеленко. Так, в «Сетлементе» («Культурном поселке») к 1906 г. была создана целая система детских учреждений – детский сад, экспериментальная начальная школа, школьный клуб, в котором проводились занятия с подростками, закончившими городские училища, ремесленные мастерские, где дети наряду с овладением слесарным, столярным, швейным, переплетным делом получали общеобразовательную подготовку. В 1908 г. «Сетлемент» был закрыт, но к 1909 г. это общество возродилось под названием «Детский труд и отдых». Важное место среди учреждений общества занимала колония С.Т. Шацкого «Бодрая жизнь», на базе деятельности которой педагог вывел своею теорию создания коллектива посредством труда. Уже в 1912 г. у педагога возник замысел создания Опытной станции по детскому воспитанию, включавшей в себя «все возрастные группы детей и главные виды работы с ними, начиная от детского сада и кончая школой второй ступени, вместе с работой клубов, мастерских, детской библиотеки и детской трудовой колонии».[3]

Высшая школа в России на рубеже XIX–XX вв. была сложной системой, состоявшей из различных типов образовательных учреждений. К январю 1917 г. в России насчитывалось 124 государственных, общественных и частных высших учебных заведения. К государственным высшим школам относились учебные заведения, составлявшие фундамент отечественного высшего образования: университеты и школы университетского типа (юридические, медицинские, педагогические, востоковедческие). Наиболее крупными среди них были Варшавский, Казанский, Киевский, Московский, Одесский, Пермский, Петербуржский, Саратовский, Томский, Харьковский, Юрьевский университеты. Высшее образование в этот период переживало кризис, новые университеты практические не образовывались (за исключением Саратовского и Пермского), структура факультетов оставалась неизменной. К университетскому уровню образования приравнивались юридические лицеи, различные языковые вузы, Военно-медицинская академия и др. Действовали различные высшие духовные академии, высшие военные училища, технологические и политехнические вузы.[3]

Начиная с древних времен человек опытным путем приобретал знания в области воспитания, обучения, образования. Эти знания и опыт передавали от поколения к поколению в виде обычаев, традиций и других житейских правил. Многие из них нашли отражения в поговорках и пословицах, сказаниях и анекдотах, мифах и легендах (например, «Яблоко от яблони недалеко падает», «Повторение – мать учения», «Век живи – век учись» и т. д.), которые легли в основу народной педагогики. Однако житейский опыт, народная педагогика не могли заменить книги, школу, учителей, науки. Поэтому, не отвергая народную мудрость и опыт воспитания, педагогическая наука опирается на них, отвечая на вопросы: почему и какие происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания; как управлять процессом развития личности?[5]

Свое название педагогика получила от греческого слова «пейдагогос» («пейда» – дитя, «гогос» – веду), которое означает «детоводство».

В Древней Греции педагогами называли рабов, представленных к детям господ. Они обязаны были сопровождать их в школу, прислуживать им на занятиях. Позже педагоги – это уже вольнонаемные люди, которые занимались наставлением, воспитанием и обучением детей. Первые учителя получили название «мастера», которые учили детей «книги писати и учиби ученики грамотные хитрости».[5]

Первые мысли о необходимости обучения и воспитания мы находим в трудах философов Древней Греции и Древнего Рима: Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля, Квинтилиана, Плутарха и др.[5]

В эпоху Средневековья педагогические идеи развивались в рамках христианского богословия. Появляются монастырские и приходские школы. В эпоху Возрождения и реформации с развитием ремесел и торговли появилась острая необходимость в удовлетворении запросов новых сословий в грамотности и практических знаниях. Возникают цеховые школы, где дети ремесленников получали начальное обучение, гильдейские школы, в которых купеческие дети учились чтению, письму и счету, городские школы.[5]

В ХIII в. в Западной Европе открываются первые университеты. Появляются новые методы обучения, основанные на наглядности, изучении реальной действительности (игры, экскурсии, уроки на природе). Педагоги эпохи Возрождения отказывались от суровой палочной дисциплины, характерной для средневековой школы.

В этот период педагогические идеи обосновывали и развивали такие гуманисты, как Эразм Роттердамский, Франсуа Рабле, Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.[5]

Отцом педагогики принято называть чешского мыслителя и педагога Яна Амоса Коменского (1592 – 1670), который закрепил статус педагогики как науки. В главном труде своей жизни «Великая дидактика» он заложил новую систему образования, с главными идеями «учить всех всему», обучение детей на родном языке. Коменский сформировал основные принципы дидактики.[5]

В ХVII–ХIХ вв. в категорию педагогики вошли имена таких западноевропейских мыслителей и педагогов, как Дж. Локк, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо, Ф. Вольтер и др.[5]

Большой вклад в развитие педагогической мысли России внесли М. Ломоносов, К. Ушинский, П. Лесгафт.[5]

облемами воспитания и обучения в советской педагогике занимались Н.Крупская, С. Шацкий, А. Макаренко, В. Сухомлинский, а также белорусские педагоги Л. Коломинский, И. Фурманов, И. Харламов, И. Казимирская и др.[5]

Заключение

На рубеже XIX–XX вв. в России создаются воспитательно-образовательные учреждения, отличающиеся от традиционной школы содержанием воспитания и обучения и его организацией: «Дом свободного ребенка» К.Н. Вентцеля, «Сетлемент» С.Т. Шацкого и А.У. Зеленко. Так, в «Сетлементе» («Культурном поселке») к 1906 г. была создана целая система детских учреждений – детский сад, экспериментальная начальная школа, школьный клуб, в котором проводились занятия с подростками, закончившими городские училища, ремесленные мастерские, где дети наряду с овладением слесарным, столярным, швейным, переплетным делом получали общеобразовательную подготовку. В 1908 г. «Сетлемент» был закрыт, но к 1909 г. это общество возродилось под названием «Детский труд и отдых». Важное место среди учреждений общества занимала колония С.Т. Шацкого «Бодрая жизнь», на базе деятельности которой педагог вывел своею теорию создания коллектива посредством труда. Уже в 1912 г. у педагога возник замысел создания Опытной станции по детскому воспитанию, включавшей в себя «все возрастные группы детей и главные виды работы с ними, начиная от детского сада и кончая школой второй ступени, вместе с работой клубов, мастерских, детской библиотеки и детской трудовой колонии».[7]
Высшая школа в России на рубеже XIX–XX вв. была сложной системой, состоявшей из различных типов образовательных учреждений. К январю 1917 г. в России насчитывалось 124 государственных, общественных и частных высших учебных заведения. К государственным высшим школам относились учебные заведения, составлявшие фундамент отечественного высшего образования: университеты и школы университетского типа (юридические, медицинские, педагогические, востоковедческие). Наиболее крупными среди них были Варшавский, Казанский, Киевский, Московский, Одесский, Пермский, Петербуржский, Саратовский, Томский, Харьковский, Юрьевский университеты. Высшее образование в этот период переживало кризис, новые университеты практические не образовывались (за исключением Саратовского и Пермского), структура факультетов оставалась неизменной. К университетскому уровню образования приравнивались юридические лицеи, различные языковые вузы, Военно-медицинская академия и др. Действовали различные высшие духовные академии, высшие военные училища, технологические и политехнические вузы.[7]

Список литературы:

1) Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. – М Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003.-224 с.

2) Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю.К 57 Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 176 с. https://docviewer.yandex.ru/?url=ya-disk-public%3A%2F%2

3) Мазалова М.А., Уракова Т.В. История педагогики и образования: пособие для сдачи экзамена. — М.: Высшее образование, 2006. — 192 с. — (Хочу все сдать!). — ISBN 5-9692-0065-4. https://docviewer.yandex.ru/?url=ya-disk-public%3A%2F%2FAqQu

4) Пряникова В. Г., Равкии 3. И. П85 История образования и педагогической мысли: Учебник-справочник. — М.: Новая школа, 1994. — 96 с.

https://docviewer.yandex.ru/?url=ya-disk-public%3A%2F%2FAqQum%2

5) Основные этапы педагогической науки. [электронный ресурс] - Режим доступа – URLhttp://allrefs.net/c14/46rfe/p37/

6) Направления и тенденции развития образования в России и за рубежом

http://bibliofond.ru/view.aspx?id=788764

7)Основные авторские педагогические системы прошлого. Развитие школы как социального института, становление высшего образования.

http://lutkovaov.narod.ru/index/0-20

Наши рекомендации