Темы семинарских (практических) занятий
№ | Темы занятий | Содержание темы | Кол-во |
Педагогика в системе наук о человека Методология педагогики. Методы педагогического исследования. | 1.Различные подходы к определению педагогики как науки и как искусства. 2.Сущьность понятия «педагогика», ее объект и предмет, основные функции задачи педагогики. 3.Основные категории педагогики 4.Место педагогики в системе других наук. 5.Система педагогических наук. 6.Логика научного исследования в целом и научно-педагогического исследования в частности. | ||
Развитие личности как педагогическая проблема | 1.Структура личности человека, его анатомо-физиологические, психические, социальные свойства и качества. 2.Движущие силы и закономерности развития человека и формирования его личности. 3.Половорастные и индивидуальные особенности детей и подростков, специфику их проявления в разных социальных ситуациях развития, педагогическую периодизацию развития ребенка. 4.Внутренние и внешние факторы развития человека. | ||
Возрастная периодизация. Индивидуальные особенности развития учащихся и их учет в процессе воспитания | 1.Возрастные и индивидуальные особенности школьного возраста и их учет в учебно-воспитательном процессе. 2.Проблемы акселерации на современном этапе. 3.Половозрастные и индивидуальные особенности детей, педагогическая периодизация развития ребенка. | ||
Закономерности педагогического процесса | 1.Сущность понятий «закон», «закономерность». 2.Основные функции педагогического процесса. 3.Значение принципов для реального проявления закономерностей. 4.Свайства и закономерности целостного | ||
Закономерности и принципы воспитания. Общечеловеческие ценности и ценностные ориентации как основа базовой культуры личности. | 1.Платон, Сократ, Аристотель о целях воспитания. 2.Взаимосвязь и взаимовлияние закономерностей, принципов, целей воспитания. 3.В какой мере реализуются современны цели воспитания в современной школе и почему (с привлечением результатов собственного исследования)? | ||
Общие методы воспитания и их классификация | 1.Сущносто понятий «метод воспитания». «прием воспитания», «средство воспитания», «формы воспитания». 2.Характкристика отдельных методов воспитания, их педагогические возможности. 3.Спецефика применения методов и форм воспитания в разных социальных ситуациях. | ||
Взаимодействие и взаимосвязь учителя и детского коллектива в педагогическом процессе. Различные типы детских коллективов. | 1.Сущность понятий «группа» и «коллектив». 2.Соотношение содержания понятий «коллективизм» и «конформизм», «индивидуализм» и «нонконформизм». 3.Сущность и содержание параметров группы и этапов становления коллективизма. 4.Основные современные тенденции индивидуализма и коллективизма в воспитании. | ||
Семья как субъект педагогического взаимодействия. | 1.Сущность понятий «семья» «семейное воспитание» 2.Характеристика отдельных видов педагогического взаимодействия школы и семьи, их педагогические возможности. 3.Спецефика применения методов и форм педагогического взаимодействия семьи и школы в разных социальных ситуациях развития. | ||
Диагностика учебно-воспитательного процесса школы как основа управления | 1.Понятие и функции внутришкольного управления 2.Педагогический анализ- основа управления управленческой деятельности 3.Обязанности директора школы 4.Обязанности заместителя директора школы по воспитательной работе. | ||
Закономерности и принципы обучения | 1.образовательный процесс как внутренняя деятельность личности. 2.Связь принципов обучения с закономерностями обучения. | ||
3.Принципы и правила обучения 4.Соотношение принципов и правил 5.Система дидактических принципов | |||
Урок как основная форма организации обучения | 1.Сущность понятий «организационная форма обучения» и «урок». 2.Соотношение содержания понятий индивидуальной, фронтальной и групповой форм организаций обучения в историческом аспекте 3.Возможности конкретных организационных форм обучения для формирования мотивов обучения и активизации познавательной деятельности учеников. 4.Типология уроков и структура уроков различного типа 5.Основные современные тенденции совершенствования организационных форм обучения. | ||
Понятие методов, приемов, правил обучения. | 1.Взаимосвязь дидактических и предметно -методических подходов к анализу методов обучения. 2.Сравнительная эффективность методов обучения 3.Методы обучения, активизирующие познавательную и самообразовательную деятельность учащихся: учебный диалог, дискуссия, деловые игры, тренинги и др. 4.Влияние методов обучения на формирование мотивов учения школьников (с привлечением результатов собственного исследования). | ||
Традиционная технология и ее основные признаки. Педагогическая деятельность как творческий процесс | 1.История развития традиционной формы обучения 2.Современные технологии обучения 3.Технология развивающего обучения 4.Технология проблемного обучения 5.Технология модульного обучения | ||
Нормативные документы, регламентирующие содержание образования | 1.Типы учебных планов современной общеобразовательной школы 2.Структура учебного плана 3.Средства реализации образовательных стандартов 4.Задачи профессиональных образовательных программ. | ||
Основные этапы управленческого цикла. Особенности методической работы в современной школе. Повышение квалификации и аттестация работников школы | 1.Формы организации методической работы в школе 2.Цели и задачи методической работы в школе 3.Деятельность Совета школы 4.Этапы годового плана работы школы 5.Планирование, как функция внутри школьного управления 6.Содержание календарного плана 7.Задачи перспективного плана школы. | ||
Ито- го |
Методические рекомендации
Современная парадигма образования ориентирует на формирование у будущих учителей готовности самостоятельно добывать знания в ученой и внеучебной деятельности, быть активным субъектом своей профессиональной подготовки.
Опираясь на методологическую основу педагогической науки, теоретическую основу предмета «Педагогика», составляют цели, задачи, принципы, методы и формы обучения и воспитания в специально организованной системе образования. В процессе обучения и воспитания дает направление для саморазвития и самосовершенствования учителя.
Данный курс базируется на идеях тесной взаимосвязи профессиональной подготовки учителя и объекта его педагогической деятельности, целостного педагогического процесса, творческого подхода к организации учебно-воспитательного процесса, его гуманизации и демократизации.
Основное назначение курса ознакомить с предметом, категориальным аппаратом и методами педагогики как науки. Рассматривается соотношение развития, воспитание и формирование личности, раскрываются педагогически оправданные пути целесообразного учета индивидуальных и возрастных особенностей обучаемых и воспитуемых.
Курс содержит характеристику основных нормативных документов, регламентирующих деятельность учебных заведений. Оценка эффективности учебно-воспитательного процесса раскрывается через диагностику формирования личности школьника и коллектива учащихся.
Освоение содержания курса в процессе его изучения предполагает два уровня.
Первый уровень – аудиторная работа студентов под руководством преподавателя на лекциях, семинарских занятиях.
Второй уровень – самостоятельная работа студента, в ходе которой прослеживает связь педагогической теории и практики, формируется его готовность к будущей педагогической деятельности.
Учебная программа предполагает активное участие студентов в научно-исследовательской деятельности, т.д. в процессе подготовки к семинарам, практическим занятиям.