Педагогические правила и законы

(1913 г.)

Создание прочных, незыблемых законов, приведение их в систему и взаимную связь есть идеал всякой науки. И чем наука совершеннее, тем строже ее система, тем лучше формулированы ее законы. В этом отношении образцом и предметом, достойным подражания для всех наук, являются науки математические, опирающиеся на немногие ак­сиомы и из них выводящие свои теоремы и положения...

Однако если мы с этой точки зрения взглянем на современную науку воспитания, то должны будем признать, что ее положение при­надлежит к числу шатких. Она все еще стоит на низкой ступени раз­вития, вращаясь в области положений и правил, часто оспариваемых и подвергаемых сомнению, и ей далеко еще до состояния, когда она могла бы быть причислена к разряду точных наук. Если в последнее время раздается все меньше и меньше голосов против научной цен­ности и значения истории, то против педагогики то и дело делается поход, да и сами педагоги причисляют ее то к искусству, то к эмпи­рическому знанию, почитая ее чем-то вроде набора педагогических рецептов...

Известно, что в своем развитии каждая наука проходит четыре стадии: 1) собирание фактов; 2) установление частных эмпирических правил; 3) открытие частных законов; 4) систематизация законов и открытие общего верховного закона, объясняющего и объединяющего открытые частные законы...

Если с этой точки зрения посмотреть на педагогику, то должны будем признать, что современная педагогика находится только на вто­рой стадии развития, в конце ее, и что, быть может, она накануне третьей ступени, которая должна наступить очень скоро. Для педаго­гики настоятельно необходим свой Кеплер, который наконец устано­вил бы и сформулировал ряд частных законов, которые неясно носят­ся в умах многих, но которым недостает пока ясной и точной форму­лировки. Думаем, что такое время скоро настанет...33

Э.Д. Днепров

Школа и общество

(1989 г.)

Идея развития... узловой момент идеологии новой школы. Три ос­новные грани этой идеи: постоянное развитие образования, превраще­ние его в механизм развития личности и в действенный фактор раз­вития общества...

Первый аспект идеи развития — постоянно развивающаяся школа. Она снимает многие из наболевших проблем, в частности нынешнюю противоестественную ситуацию аномальности учительского творчества, педагогического новаторства. Поиск становится органическим компо­нентом и фактором ускорения развития школы...

Второй аспект идеи развития — решающая роль школы в станов­лении и развитии личности ребенка.

Нынешняя школа, декларируя задачу всестороннего и гармоничес­кого развития личности, своим авторитарным строем, дидактоцентриз-мом содержания, форм и методов образования по сути исключает са­мую возможность развития учащихся. Умственное развитие подменя­ется усвоением так называемых ЗУНов — знаний, умений, навыков. Эмоциональное — примитивными, частичными знаниями об искусстве. Вместо развития способности и готовности к труду формируется стой­кая от него отчужденность — естественное следствие подневольности, случайности и бессистемности узко понятого учебного труда, безад­ресное™ его результатов. (...)

Зоны развития ребенка еще более сужаются из-за искусственного школоцентризма детской жизни, из-за стремления охватить всю жизнь ребенка рамками школы...

Не менее существенное препятствие развитию ребенка — господ­ствующее понимание цели школы только как «подготовки к жизни».



32 Вахтеров В. П. Основы новой педагогики // Антология педагогической мысли России второй половины XIX — начала XX в. М., 1990. С. 520-523.

Демков М.И. Педагогические правила и законы // Антология педагогичес­кой мысли России второй половины XIX — начала XX в. М., 1990. С. 447.





Оно изолирует школьную жизнь ребенка от целостного процесса его жизнедеятельности, отрывает школу от жизни, обучение и воспитание — от других факторов развития детей, зачастую более значимых, осо­бенно в подростковом и юношеском возрасте, — средств массовой информации, «улицы», семейной среды, самообразования. (...)

Первостепенная задача новой школы — устранить плотины, мешаю­щие развитию ребенка, построить такую педагогическую систему, ко­торая могла бы всемерно стимулировать это развитие.

Третий аспект идеи развития — нацеленность школы как социо­культурного института не на воспроизведение закосневших форм об­щественного бытия, а на развитие общества.

В этой своей новой функции образование, школа выступают как один из основополагающих факторов экономического и социального прогресса, духовного обновления; как условие динамичности, ускорения преобразовательных процессов в различных сферах общественной жиз­ни; как механизм формирования образовательного общества, в котором процесс образования личностно и социально значим, непрерывен.

Преодолеть отчуждение учителя и ученика от учебной деятельности и друг от друга можно лишь на пути гуманизации школы.

Гуманизация — это поворот школы к ребенку, уважение к его лич­ности, достоинству, доверие к нему, приятие его личностных целей, запросов и интересов. Это — создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития его способностей, для его самооп­ределения. Это — ориентация школы не только на подготовку ребен­ка к будущей жизни, но и на обеспечение полноценности его сегод­няшней жизни на каждом из возрастных этапов.

Гуманизация — ключевой элемент нового педагогического мышле­ния. Она требует пересмотра, переоценки всех компонентов педагоги­ческого процесса в свете их человекообразующей функции. Она ради­кально меняет саму суть и характер этого процесса, ставя в центр его ребенка. Основным смыслом педагогического процесса становится развитие ученика. Мера этого развития выступает как мера качества работы учителя, школы, всей системы образования34.

В.В. Краевский,

доктор педагогических наук, профессор

Наши рекомендации