Основной цикл образовательных курсов Школы Жизни

1. Уроки познавательного чтения.

2. Уроки письменноречевой деятельности.

3. Уроки родного языка.

4. Уроки математических воображений.

5. Уроки духовной жизни.

6. Уроки постижения красоты.

7. Уроки планирования и деятельности.

8. Уроки смелости и выносливости.

9. Уроки о природе.

10. Уроки о мире наук.

11. Уроки общения.

12. Уроки иностранной речи.

13. Уроки игры в шахматы.

14. Уроки компьютерной грамотности.

Данное содержание основного образовательного плана может быть частично изменено, сокращено или дополнено курсами или темами. Вовсе не обязательно, чтобы тот или иной курс или тема стояли в расписании в течение целого года. Расписание может меняться, могут быть введены краткосрочные курсы или темы, при завершении которых их место займут другие. Можно маневрировать количест­вом уроков в зависимости от подготовки детей. Можно также концентрировать уроки, чтобы способом "погруже­ния" давать детям возможность углубиться в ту или иную тему.

Ниже даётся краткая характеристика ведущих идей по каж­дому образовательному курсу. Они могут быть использованы при разработке конкретных программ по этим курсам, а так­же при создании разного рода образовательного материала.

Уроки познавательного чтения

Познавательное чтение есть важнейшая глобальная спо­собность, которая в дальнейшем процессе духовного и по­знавательного развития, личностного становления, трудовой и творческой деятельности человека играет исключительную роль. Она становится личностным приобретением, имеет свой мотивационный источник.

Что такое познавательное чтение как глобальное умение, содержащее внутри себя обслуживающую его систему умений и навыков? Познавательное чтение помогает человеку: прояв­лять выборочный интерес к печатной информации, с мень­шей затратой сил извлекать из неё нужные знания, решать жизненные, деловые, познавательные задачи с помощью со­четания этого вида чтения с другими видами активности и т.д. Чтение нужно человеку не для того, чтобы читать быстро вслух или про себя, а для того, чтобы познавать.

Обычные программы начальных школ ориентируют учи­теля на навык скорочтения. Такая нацеленность, во-первых, обедняет мотивационное отношение ребёнка к чтению, во-вторых, делает процесс обучения чтению, то есть выработку навыка чтения, скучным для ребёнка, в-третьих, задержива­ет его развитие, так как усвоение навыка чтения, несмотря на свои сложности, всё же есть низкий уровень для реальных возможностей ребёнка.

Способность к познавательному чтению следует выращивать в Ребёнке, действительно образовывать как личностное качест­во. В Школе Жизни вопрос познавательного чтения стоит именно так. Среди важнейших глобальных способностей позна­вательное чтение может стать золотым ключом для остальных.

Выращивание и развитие познавательного чтения в Шко­ле Жизни достигается по определённой программе и специ­фическими методическими путями, последовательная схема которых имеет такую структуру:

* объективация речевой действительности, слова и смысловых единиц;

* овладение способом структурного анализа звукового состава слова с помощью материализованных действий;

* овладение способом структурного анализа словесного состава смысловых единиц;

* "запись" и "чтение" слов с помощью условных графических знаков (кружочков), обозначающих буквы, квазичтение и квазиписьмо;

* постоянное предъявление всех букв алфавита для установочного восприятия;

* решение познавательных задач с помощью квазичтения;

* решение познавательных задач с помощью первоначального чтения;

* чтение варьированных текстов и решение познавательных задач при чтении;

* поддержание и поощрение опережающих устремлений детей; » праздник завершения букваря (ноябрь-декабрь);

Примечание.

В принципе возможно, чтобы дети овладели первоначальным умением познавательного чтения в нулевом классе. Материали­зованные действия с красочными фишками, условные знаки, не­обычной формы познавательные задачи, тексты и информа­тивная ценность их содержания, максимальное приложение сил и утверждение себя через постоянный успех, — всё это и ещё другие подобного рода средства делают процесс присвоения по­знавательного чтения интересным и притягательным для пя­тилетних детей.

* чтение книжек, предлагаемых детям в виде печатного текста на раскрытом формате бумаги (надо сложить бумагу, сшить книжку, оформить художественно, пояснить слова, поставить вопросы к тексту);

Примечание.

Детям даётся 15—20 таких книг в каждом классе. Они со­здают личную библиотеку каждого ребёнка.

* выпуск сборников с образцами народного творчества, с набором любимых стихотворений, с сообщениями из га­зет и журналов о необычных явлениях и т.д.;

Примечание.

Каждый ребёнок готовит несколько страниц для таких сборников, то есть предварительно ищет нужный материал в разных книгах и журналах. В каждом классе выпускается в год 10—15 таких сборников (или "томов") с образцами народного творчества.

* участие в работе авторского коллектива по созданию "учебников": "Поэзия", "Басня", "Рассказ";

Примечание.

Авторские коллективы из 3—5 ребят готовят такие "учеб­ники ", которыми в дальнейшем пользуются все.

* "мои страницы в учебнике";

Примечание.

Ребёнок вклеивает в книгу для чтения страницы с понравив­шимися ему произведениями, чем частично заменяет для себя учебный материал.

* выбор произведения для заучивания;

Примечание.

Каждому предлагается выбрать из трёх-четырёх поэтических произведений одно, наиболее понравившееся, и выучить его наи­зусть.

* чтение, размышление, впечатления.

Примечание.

Специальные уроки посвящаются чтению таких эмоциональ­ных и философских произведений, как "Маленький принц" Антуана де Сент-Экзюпери, "Чайка по имени Джонатан Ливингстон " Ричарда Баха, "Синяя птица " Мориса Метерлинка и др.

Вся работа по выращиванию и развитию познавательного чтения в детях ведётся в особой атмосфере: свободный вы­бор, самостоятельные высказывания, проявление собствен­ного читательского вкуса, пересказ содержания прочитанных книг другим и т.д. В целом — в условиях культивирования чтения и почтительного отношения к книгам.

Познавательное чтение сразу после возникновения начи­нает функционировать и в процессе присвоения содержания других образовательных курсов. Возникновение этой гло­бальной способности даёт возможность расширить и углу­бить содержание других образовательных курсов.

Наши рекомендации