И педагогическая практика

Осуществляя теоретический анализ практики воспитания,

устанавливая функционирующие в ней существенные связи

и закономерности, тенденции и перспективы ее развития,

педагогическая наука разрабатывает на этой основе

практические рекомендации, благодаря чему открывает

перед практикой новые возможности и перспективы.

Схематически взаимодействие науки и практики могло бы быть выражено следующим образом:

и педагогическая практика - student2.ru

НАУКА

ОБЩИЕ ДЛЯ НАУКИ И ПРАКТИКИ

ЦЕЛЬ И ИДЕАЛ:

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ

ДЛЯ ВСЕСТОРОННЕГО И ГАРМОНИЧНОГО

РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Таблица 3

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
ОБЪЕКТ ОБЪЕКТ
Воспитание как сознательно и целе­направленно осуществляемый процесс Деятельность и отношения лич­ности
ПРЕДМЕТ ПРЕДМЕТ
Определяющие развитие личности свойства, противоречия, закономер­ности, отношения, технологии орга­низации и осуществления процесса воспитания Условия, формы, способы, средства организации и осуществления дея­тельности по овладению обществен­ным опытом, социальными и духов­ными отношениями; стандарты и и программы образования
СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Теоретический анализ сущности, за­кономерностей, тенденций процес­са воспитания; прогнозирование пер­спектив его развития, определение принципов и содержания; разработ­ка теории и методики воспитания, педагогических технологий и внедре­ние их в практику Проектирование, организация, конт­роль, оценка и корректировка дея­тельности и общения; формирова­ние знаний, отношений и опыта

♦ ОБ ЭТОМ СПОРЯТ...

В течение практически всего периода существования педагоги­ки как самостоятельной науки ведется дискуссия: к каким наукам следует относить педагогику — теоретическим или прикладным?

Педагогика одновременно является и прикладной и теоре­тической наукой. Как теоретическая наука, педагогика уста­навливает определенные законы воспитания, образования и обучения. Как прикладная наука, она использует установлен­ные закономерности в повседневной практической работе22.

ПК. Гончаров



и педагогическая практика - student2.ru и педагогическая практика - student2.ru 21 См.: Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. М., 1993. С. 169; Ка-раковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Вос­питание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М, 1996. С. 13.

22 Гончаров Н.К. Основы педагогики. М., Ijji17 Г i?teda———~■-'------ З^Т"

Гбйблйогка •,

|: г:.>д.пго»кч5Сйэгв

       
  и педагогическая практика - student2.ru
    и педагогическая практика - student2.ru
 

и педагогическая практика - student2.ru

Нет, тысячу раз нет, не существует такой категории наук, которые можно было бы назвать прикладными. Существуют науки и практическое применение этих наук, связанные между собой, как плод и дерево...23

Луи Пастер

♦ ПЕДАГОГИКА Б СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ

Наши рекомендации