Общая и профессиональная культура педагога
Определяя проф. - пед. культуру учителя, следует сначала рассмотреть такие понятия как "профессиональная культура" и "педагогическая культура". Профессиональная культура - это развитая способность к решению проф. задач, основой кот. является развитое проф. мышление.
Рассматривая вопрос о пед. культуре, имеют в виду след. понятия: методологическая, нравственно-эстетическая, коммуникативная, технологическая, духовная, физическая культура личности учителя. Пед. культура в той или иной степени присуща каждому человеку или иному источнику, вл. на формирование личности, проф. – пед. культура является характеристикой человека, призв. осуществлять учебно-воспит. процесс в рамках проф. спец. орган. деятельности.
В пед. науке сложился комплекс положений, позвол. определить понятие проф. – пед. культуры:
› проф. – пед. культура - это универс. характеристика пед. реальности, проявл. в разных формах существования;
› проф. – пед. культура представляет собой интериор. общую культуру и выполняет функцию специф. проектирования общей культуры в сферу пед. деятельности;
› проф. – пед. культура - это сист. образование, включ. в себя ряд структ. - функц. компонентов, имеющее собств. организацию, избирательно взаимодейств. с окр. средой и облад. интегр. свойством целого, не свод. к свойствам отд. частей;
› единицей анализа проф. – пед. культуры выступает творческая по своей природе пед. деятельность;
› особенности реализации и формирования проф. – пед. культуры учителя обусловливаются индив. - творческими, психофизиолог. и возр. характеристиками, слож. соц. – пед. опытом личности.
Проф. - пед. культура состоит из трех осн. компонентов: аксиологического, технологического и личностно-творческого.
Аксиологический компонент включает в себя совокупность пед. ценностей, прин. учителем и восприн. из разных источников на всем протяжении жизни и проф. деятельности. Культура педагога с этой точки зрения определяется набором этих ценностей, распределением приоритетов среди них, умением выявлять новые ценности в окр. мире, процессах жизнедеятельности и пед. сфере. В педагогике исторически сложилась система объект. ценностей, кот. определяют уровень мастерства и развития педагога в зависимости от субъект. восприятия и принятия им этих ценностей.
Технолог. компонент представляет пед. деятельность, как процесс решения пед. задач. В посл. время наблюдается возр. интерес к понятию "педагогическая технология". Это обусловливается многими причинами, например, тем, что развитие пед. науки имеет не только теорет. сторону, но и нуждается в практ. экспериментах, разработках, позвол. исследовать разл. теории и гипотезы. Пед. теория во многом расходится с реально действ. практикой воспитания и обучения, в данном случае пед. технология выступает в роли связ. звена: на основе теорет. выкладок строятся модели, и разрабатывается технология их реализации.
Пед. технология содержит такой немалов. компонент, как "технология педагогической деятельности". Рассматривая его, стоит отметить, что пед. деятельность непременно должна иметь цел. сист. целенапр. характер, что является основой для разработки технологии пед. деятельности. Эта технология строится как система поэт. решения задач пед. анализа, планирования, целеполагания, организации, оценки и коррекции. То есть, технология пед. деятельности являет собой реализацию приемов и способов управления образ. процессом в учебном заведении. Существуют разл. способы решения пед. задач. Исходя из условия соответствия цели и деятельности субъекта обучения условиям осуществления этой деятельности, в каждом конкр. случае выбирается наиболее подх. способы решения задач, сост. учебно-воспит. процесс.
Все способы решения задач делятся на алгоритмические и квазиалгоритмические. Алгоритм. способы применяются в случае возможности выбора однозн. решений в зависимости от исх. данных.
Квазиалгоритмические способы охватывают все ост. типы задач, эти способы преобладают в технологии пед. деятельности. Педагог, решая какую либо конкр. задачу, возн. в условиях реал. ситуации, строит решение на основе моделей, сущ. в его памяти, благодаря накопл. опыту. В связи с отмеч. особенностью проф. мышления педагога выделяют след. группы пед. задач:
› аналитико-рефлексивные - задачи анализа и рефлексии цел. пед. процесса и его элементов;
› конструктивно-прогностические - задачи построения цел. пед. процесса в соотв. с общей целью проф. – пед. деятельности, выработки и принятия пед. решения, прогнозирования результатов и последствий прин. пед. решений;
› организационно-деятельностные - задачи реализации оптим. вариантов пед. процесса, сочетания многообразных видов пед. деятельности;
› оценочно-информационные - задачи сбора, обработки и хранения информации о состоянии и перспективах развития пед. системы, ее объект. оценка;
› коррекционно-регулирующие - задачи коррекции хода, содержания и методов пед. процесса, установление необх. коммун. связей, их регуляция и поддержка и др.
Личностно-творческий компонент пед. культуры проявляется в умении учителя творчески реализовывать технологию пед. процесса, опираясь на теорию, осуществлять практ. деятельность, внося личный вклад, обогащая ее новыми приемами и способами, находиться в пост. поиске оптим. решений. Культура проф. педагога отличается его способностью к нахождению эврист. решений, выработке на основе собств. опыта и опыта коллег новых, макс. эффективных выходов из слож. ситуации. Творч. мыслит. деятельность педагога вызывает сложный синтез всех псих. сфер личности учителя: познавательной, эмоциональной, волевой и мотивационной.