Оптико-кинестезическая знаковая информационная система 6 страница
Важно помнить, что неоправданной и неуспешной будет деятельность арбитра по разрешению конфликтных отношений, если он встанет на позицию одной из сторон. При возникновении конфликтных отношений в межличностном общении, как правило, определенная доля вины есть у обеих сторон.
^
Возможные позиции третьей стороны (рефери) в отношении к конфликту:
авторитарное вмешательство; нейтралитет;
избегание участия в разрешении конфликтов; целесообразное вмешательство в конфликтные отношения. Наиболее эффективной является последняя позиция. При этом третья сторона может помочь в разрешении конфликтных отношений при следующих условиях:
максимальной объективности при анализе конфликтных отношений;
наличии доверия обеих сторон; принятии обеими сторонами в качестве рефери; стремлении помочь сторонам найти оптимальную дистанцию при разрешении конфликтных отношений и поднять уровень сознания, рациональности сторон;
желании понять высокую меру личной ответственности и того, что он в качестве третьей стороны реально влияет на процесс всем своим поведением.
Основные методы разрешения конфликтных отношений: убеждение (поиск взаимовыгодных решений); принуждение (насильственных действий); комплексное использование вышеназванных методов. Могут быть две стратегии в отношении к конфликтам:
а) конфликт умалчивается, не выносится из среды, о нем обычно не говорят. Такая стратегия эффективна во временно существующих группах;
б) все, что связано с конфликтными отношениями, обсуждается, выносится на поверхность, постоянно находится в поле зрения и воздействия коллектива. Такая стратегия предполагает наличие определенной культуры отношений у сотрудников, выдержки, такта.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Покажите значение проблемы конфликтных отношений для профессиональной деятельности специалиста.
2. Раскройте понимание конфликта как социально-психологического феномена.
3. Как соотносятся понятия «конфликт» и «конфликтная ситуация»?
4. Дайте типологию конфликтных ситуаций.
5. Что принято понимать под конструктивными и деструктивными последствиями конфликтов?
6. Раскройте динамику развития и протекания конфликта.
7. Проанализируйте подходы к классификации конфликтов.
8. Каковы основные причины межличностных конфликтных отношений? Раскройте субъективные (психологические) причины таких отношений.
I
9. Дайте анализ основных стилей (типов) поведения личности в конфликтных отношениях.
10. Проанализируйте основные виды несовместимости людей как источника конфликтных отношений.
11. Представьте типологию конфликтных личностей.
12. Что необходимо делать для профилактики межличностных конфликтных отношений?
13. Как вы представляете деятельность специалиста по разрешению конфликтных отношений (в коллективе, семье и т.д.)?
14. Проанализируйте основные пути разрешения межличностных конфликтных отношений.
ГЛАВА 28. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА
Проблема адаптации человека длительное время является одним из направлений теоретических и прикладных исследований многих наук: социологии, психологии, педагогики, медицины, биологии и др.
Возникновение понятия «адаптация» (от лат. adapto — приспособляю, adaptane — приспособление, adaptacio — приспособляемость, приспосабливаемость) относится ко второй половине XVIII в., когда немецкий физиолог Ауберт использовал этот термин для характеристики явлений приспособления чувствительности органов зрения и слуха в ответ на действия адекватных раздражителей. В дальнейшем проблемы адаптации получили развитие в рамках эволюционной теории и общей биологии (Ж. Ламарк, Ж.Сент-Иллер, Г.Спенсер, Ч.Дарвин). Расширились и границы применения термина «адаптация»: наряду с биологами явлением адаптации заинтересовались врачи, психологи, педагоги, социологи, философы. В наше время уже нет ни одной общественной, антропологической науки, которая бы прямо или косвенно не изучала проблемы адаптации человека в различных условиях его жизни и деятельности.
В целом, рассматривая проблемы адаптации человека, целесообразно исходить из общеизвестного факта: человек предстает в совокупности двух систем — биологической и психической. Каждая из них состоит из многих подсистем. (В психике, например, выделяют такие подсистемы, как интеллектуально-познавательная, эмоциональная, волевая, психомоторная, потребностно-мо-тивационная.) В этом смысле выделяется два основных вида (уровня) адаптации человека: биологический и психологический.
Первые научные трактовки сущности адаптации встречаются в работах Ч.Дарвина и его последователей. Под адаптацией понималась совокупность изменений, происходящих в организме, бо-
лее или менее адекватных изменяющимся раздражителям внешней среды. Изменения в организме соответственно осуществляются в диалектическом процессе наследственности — изменчивости.
Теоретические и медико-биологические проблемы адаптации наиболее полно представлены в работах У. Кеннона, Г. Селье, И.П.Павлова, Л.А.Орбели, П.К.Анохина и др.
В 1932 г. в книге У. Кеннона «Мудрость тела» организм рассматривается как единое целое, способное оптимально приспосабливаться к изменениям внешней обстановки. У. Кеннон вводит понятие «гомеостаз» для обозначения силы устойчивости организма, его функциональных систем при воздействиях внешних раздражителей. При нарушении гомеостаза возникает дезадаптационное состояние, выступающее источником адаптационного процесса. Организм, чтобы существовать, вынужден неуклонно поддерживать свой гомеостаз, т.е. уравновешивать себя с изменяющейся природной средой. Кроме биологического науке известен также и нейропсихологический гомеостаз, отражающий физиологическое состояние мозга, центральной нервной системы и отдельных анализаторов (например, зрительного, слухового и др.). Серьезное нарушение равновесия между средой и организмом приводит к болезням или даже к гибели человека.
Исследования И. П. Павлова позволили говорить о новом уровне в теории адаптации. Благодаря научным изысканиям И. П. Павлова и его последователей выявлено значение нервной системы как главного фактора уравновешивания, как механизма, который организует в стройную адаптивную систему многочисленные конкретные биологические отражения, позволяющие организму, не изменяя своей морфологической организации, приблизительно верно отражать изменяющиеся условия среды. Разработка в нейрофизиологии этого направления позволяет понять пути надстройки индивидуальной приспособляемости над наследственной.
Биолого-физиологическая адаптацияприсуща и человеку и животным, но важно отметить, что адаптация человека как организма так или иначе подвержена воздействию социальных обстоятельств.
Э. Фромм считал, что одним из отличий биологической адаптации человека от животных является наличие у него «биологической слабости», под которой ученый понимал «относительный недостаток у человека инстинктивной регуляции в процессе адаптации к окружающему миру». Животные адаптируются инстинктивно, изменяя себя в соответствии с изменяющейся средой, а не среду. Но если инстинкты более не в состоянии успешно справляться с изменением среды, вид гибнет.
В соответствии с вышеизложенным подходом Э.Фромм выдвигает оригинальную гипотезу, согласно которой именно не-
L
развитость инстинктов способствует развитию мозга, а «появление человека можно определить как возникновение той точки в процессе эволюции, где инстинктивная адаптация свелась к минимуму».
Э.Фромм считает, что человек может адаптироваться и к нежелательным, отрицательным для себя социальным явлениям например к рабству, фашизму, диктатуре. Но эта адаптация будет происходить в ущерб человеку как личности, за счет снижения «интеллектуальных и моральных качеств личности», «развития у нее ментальных и эмоциональных нарушений, которые в конце концов приведут к изменению среды, так как свою природу человек изменить не в состоянии. Человек — не чистый лист бумаги, на котором культура может писать свой текст; он существо, заряженное энергией и структурированное определенным образом, существо, которое, адаптируясь, реагирует специфическим и установленным образом на внешние условия. Человеческая эволюция обусловлена человеческой адаптируемостью и определенными неразрушимыми свойствами природы человека, которые заставляют его никогда не прекращать поиск условий, более соответствующих его внутренним потребностям» (Э. Фромм).
Согласно этой точке зрения отличия адаптации человека от животных на биолого-физиологическом уровне определяются низкой инстинктивной адаптируемостью, вследствие чего человек вынужден искать другие пути адаптации, что способствует, в свою очередь, эволюции человека.
Таким образом, биологический уровень адаптации общий и для человека и для животных. Он включает в себя приспособления организма к устойчивым и изменяющимся условиям среды (температуре, атмосферному давлению, влажности, освещению и др.), внешним физическим условиям, а также изменения в организме. К проявлениям физиологической адаптации относят ряд психофизиологических реакций. Человек может использовать разнообразные вспомогательные средства, являющиеся продуктами его деятельности (например, теплую одежду, жилье и т.д.). У него обнаруживаются способности к произвольной психической регуляции некоторых биологических процессов и состояний, что расширяет его адаптационные возможности.
В биологической адаптации используется понятие «адаптационный синдром» (Г. Селье). Адаптационный синдром— совокупность адаптационных реакций организма человека и животных, носящих общий защитный характер и возникающих в ответ на значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия — стрес~ соры. Функциональные состояния, развивающиеся под действием стрессоров, называются стрессовыми состояниями. Основными симптомами адаптационного синдрома являются увеличение надпочечников, уменьшение вилочковой железы, селезенки и лим-
фатических узлов, нарушение обмена веществ с преобладанием процессов распада. В развитии адаптационного синдрома выделяют три стадии:
1. Стадия тревоги: продолжается от нескольких часов до двух суток и включает две фазы: шока и противошока, на последней из которых происходит мобилизация защитных реакций организма.
2. Стадия сопротивляемости: устойчивость организма к различным воздействиям повышена. Эта стадия либо приводит к стабилизации состояния и выздоровлению, либо сменяется последней стадией.
3. Стадия истощения: резкое снижение сопротивляемости организма, нарушение его функций, что приводит к заболеваниям и может окончиться гибелью организма.
Наряду с биологическими и нейропсихологическими подходами в разработке проблем адаптации человека появляются и утверждаются и другие, в первую очередь психологические и социологические.
Психологическая адаптация— это процесс психологической включенности личности в системы социальных, социально-психологических и профессионально-деятельностных связей и отношений, в исполнение соответствующих ролевых функций.
Выделяют следующие основные сферы жизни и деятельности человека, в которых осуществляется его психологическая адаптация (и соответственно основные разновидности психологической адаптации):
социальную во всем многообразии ее содержательных сторон, компонентов: нравственного, политического, правового и т.д. В этой сфере происходит социальная психологическая адаптация личности;
социально-психологическую: системы психологических связей и отношений личности, включения ее в исполнение различных социально-психологических ролей (социально-психологическая адаптация личности);
сферу профессиональных, учебно-познавательных и других деятель-ностных связей и отношений личности (профессионально-деятель-ностная психологическая адаптация личности);
взаимосвязи с экологической средой (экологическая психологическая адаптация).
Соответственно с этими четырьмя сферами жизни и деятельности человека выделяют четыре основных вида психологической адаптации:
профессионально-деятельностную;
социальную;
социально -психологическую;
экологическую.
Эти же виды можно выделять и в адаптации биологической.
Выделяют и так называемые интегральные, системные виды психологической адаптации: профессиональную, семейно-быто-вую и др., представляющие собой своеобразное сочетание всех названных выше видов психологической адаптации личности.
Процесс психологической адаптации личности характеризуется активностью человека, выраженной в целенаправленности его действий по преобразованию действительности, среды как с использованием различных средств, так и с подчиненными ему приспособительными актами. Таким образом, в активной целенаправленно приспособительной деятельности человека проявляются две в разной степени выраженные и параллельно идущие тенденции: адаптивная, приспособительная и адаптирующая, преобразующая, приспособляющая среду к индивиду.
Результатом процесса адаптации выступает тот или иной уровень адаптированности личности.
Адаптированность личности может быть:
внутренней, когда происходит перестройка ее функциональных структур, систем при определенном изменении среды ее жизнедеятельности. В таком случае и внешние формы поведения, и деятельность личности видоизменяются и приходят в соответствие с ожиданиями среды, с идущими извне требованиями. Происходит содержательная, полная, генерализованная адаптация личности;
внешней, поведенческой, приспособительной, когда личность внутренне, содержательно не перестраивается и сохраняет себя, свою самостоятельность. Происходит так называемая инструментальная адаптация личности;
смешанной, когда личность частично перестраивается и подстраивается внутренне под среду, ее ценности, нормы, а частично адаптируется инструментально, поведенчески, сохраняя и свое «Я», свою самостоятельность, «самость».
Полярным адаптации и, по существу, деструктивным является процесс дезадаптации личности.
Дезадаптирующим можно называть такой ход внутрипсихиче-ских процессов и поведения, который приводит не к разрешению проблемной ситуации, а к ее усугублению, к усилению трудностей и тех неприятных переживаний, которые она вызывает.
Дезадаптация может иметь патологический и непатологический характер. В качестве примеров непатологической дезадаптации можно привести отклонения в поведении и переживаниях субъекта, связанные с недостаточной социализацией, социально-неприемлемыми установками личности, резкой сменой условий существования, разрывом значимых интерперсональных отношений и т.Д-
Дезадаптация может привести и к суициду. Исследования показывают, что конфликты, дезадаптационные состояния нередко являются истоком суицидального поведения человека. В одном слу-
чае конфликт является «последней каплей» и усугубляет дезадаптацию, переводя ее в суицидальную фазу; в другом — конфликт сам порождает процесс дезадаптации, смысловое содержание которого отличается неприятием субъективно непереносимой ситуации и при достаточно высокой степени обострения и значимости для личности противоречия дезадаптационные состояния могут провоцировать ее суицидальное поведение.
Среди признаков дезадаптации человека выделяют объективные и субъективные. К объективным относят: изменение поведения человека в социальной сфере, несоответствие его своим социальным функциям, патологическую трансформацию поведения.
К субъективным относят: психоэмоциональные сдвиги — от негативно окрашенных переживаний до клинически выраженных психопатологических синдромов. К субъективным признакам можно отнести и состояние психологического «тупика». Это состояние, возникающее в результате долгого нахождения личности в конфликте (внешнем или внутреннем) и отсутствия необходимых адаптивных механизмов для выхода из этого состояния.
В специальной литературе выделяют следующие виды дезадап-тированности личности {А. А. Налчаджян):
временная дезадаптированность: нарушение баланса между личностью и средой, порождающее адаптивную активность личности;
устойчивая ситуативная дезадаптированность личности: отсутствие у личности механизмов адаптации, наличие желания, но неумение адаптироваться. Это чаще всего происходит с людьми, находящимися в группе, но не принимаемыми ею. Следствием данного явления может быть «защитный комплекс, приводящий к иллюзорному восприятию своего места в группе»;
общая устойчивая дезадаптированность: состояние перманентной фрустрированности, активизирующее патологические защитные механизмы. Следствием многократного применения па-тологизированных защитных механизмов являются синдромы неврозов и психозов.
Предотвращение дезадаптации является задачей психологов, руководителей. Изучение причин и динамики дезадаптации важно в том смысле, что ее результат (дезадаптированность) выступает альтернативой адаптированности. Выявление факторов дез-адаптированности может способствовать их предотвращению.
Наряду с термином адаптация используется и понятие переадаптация — процесс перестройки личности при изменениях коренным образом условий и содержания ее жизни и деятельности: например, с мирного на военное время, семейная — одинокая жизнь и т. п.
При невозможности переадаптациии личности происходит ее Дезадаптация.
Адаптация и переадаптация выражают лишь степень перестройки личности: отдельных личностных структур, их коррекции, либо перестройки личности в целом.
Процесс адаптации связан с коррекцией, достройкой, дофор-мированием, частичной перестройкой либо отдельных функциональных систем психики, либо личности в целом.
Переадаптация происходит там, где ценности, смысловые образования личности, нормы, потребностно-мотивационная сфера личности, ее цели перестраиваются (или нуждаются в перестройке) на противоположные по содержанию, способам и средствам реализации либо в значительной степени меняются.
Процесс переадаптации связан либо с коренной перестройкой функциональных систем у личности в целом при резких, экстраординарных изменениях обстоятельств, либо при необходимости с переходом личности из состояния устойчивой психической адаптации в привычных условиях в состояние относительно устойчивой психической адаптации в новых, заметно отличающихся от предыдущих условиях жизни и деятельности: например, при переходе из гражданских условий жизни в военные (призыв на воинскую службу).
Личность может нуждаться и в реадаптации,если происходит переход человека в предыдущие условия его жизни и деятельности, значительно отличающиеся от тех, к которым он до этого переадаптировался.
Так, например, переход человека из гражданских и мирных условий жизнедеятельности к войне, боевым действиям обычно сопровождается не только адаптацией, но и переадаптацией его психики. При возвращении таких военнослужащих к мирной жизни происходит их реадаптация, и нередко с серьезными психологическими последствиями.
Поэтому подготовку специалиста к деятельности, имеющей сложный, экстремальный и неординарный характер, важно осуществлять таким образом, чтобы успешное вхождение его в любые связанные с профессиональной деятельностью обстоятельства сопровождалось бы только адаптационными процессами.
Процесс профессиональной адаптации специалиста включает в себя следующие основные процедуры и проблемы.
1. Взаимодействие личности со средой:
а) социальное взаимодействие (как с отдельными людьми, так и с социальными группами, различными общностями людей);
б) социально-психологическое взаимодействие;
в) взаимодействие с материально-технической средой, искусственной средой своего обитания;
г) взаимодействие с экологической, природной средой.
2. Возникновение противоречия, конфликтной ситуации (КС) между личностью и средой.
3. Возникновение потребностного состояния (ПС) личности, состояния дезадаптации.
4. Проявление реактивных состояний защитного характера, защитных реакций у человека (ЗР).
5. Осуществление защитного, адаптационного поведения (АП) по снижению (либо снятию) дезадаптационного состояния.
6. Снижение (либо снятие) противоречия между личностью и средой, устранение конфликтной ситуации.
Наглядно это можно представить следующим образом:
КС------ПС-----—ЗР------АП------ Разрешение,
Адаптационный процесс может оказаться и неуспешным. В таком случае противоречие, конфликтная ситуация остается (либо нарастает) и происходит «запуск» нового адаптационного процесса с определенными коррективами.
Психологическая адаптация — явление многоуровневое и разноплановое, затрагивающее и индивидуальные особенности че-^ловека, его психику, и все стороны его бытия, прежде всего социальную среду, среду его непосредственной жизнедеятельности, : разнообразные виды деятельности (в первую очередь професси-энальную), в которые он непосредственно включен.
Психологическая адаптация личности — это двусторонний процесс взаимодействия, в ходе которого происходят перемены как в личности, в психике человека в целом, так и в среде, в ее нормах, правилах, ценностях, во всех сферах духовной жизни социума и его организации. В процессе адаптации происходит гармонизация взаимодействий личности и среды. Характер и степень изменений, происходящих в личности и в среде, прежде всего социальной, обусловлены многими обстоятельствами. Среди этих обстоятельств первостепенную роль играют следующие:
социальные параметры среды;
социально-психологические особенности социальной среды (ее нормы, правила, требования, санкции, ожидания от личности, степень общности ценностных и других основ ее жизни);
содержание, средства, условия и другие особенности ведущей (и других видов) деятельности.
Психологическая адаптация — это процесс приближения психической деятельности личности к социальным и социально-психологическим требованиям среды, условиям и содержанию деятельности человека; это процесс гармонизации внутренних и ' внешних условий жизни и деятельности личности и среды.
В процессе адаптации личности происходит гармонизация психической деятельности человека с заданными условиями среды и его деятельности в тех или иных обстоятельствах. В связи с этим Показателем степени психологической адаптированности лично-
сти может выступать уровень (степень) внутреннего, психологического комфорталичности, определяемый сбалансированностью положительных и отрицательных эмоций человека, степенью удовлетворения его потребностных состояний.
В адаптированной, привычной среде жизни и деятельности личности, в процессе успешного разрешения адаптационных трудностей, противоречий возникает состояние личностного, психологического комфорта, адаптивности. Нарушение этого состояния комфортности и дестабилизация личности приводят к актуализации потребностных состояний, побуждающих личность к активности во взаимодействии со средой с целью восстановления гармонизации взаимоотношений. Успешность такого процесса способствует позитивным эмоциональным состояниям.
В этом смысле есть основание говорить о формировании у личности потребности в определенном и повторяющемся нарушении гармонии взаимодействия со средой с целью получения положительных эмоциональных подкреплений процесса и результатов деятельности по восстановлению внутреннего и внешнего баланса сил, уравновешиванию, гармонизации взаимодействий со средой.
Очевидно, что психологическая адаптация может выступать одним из механизмов развития и саморазвития личности, а при актуализации негативных по содержанию потребностей человека, например в алкоголе, табакокурении, наркотиках, — разрушения организма и психики, физического и психического здоровья в целом.
Истоком процесса адаптации личности выступают ее потреб-ностные состояния, возникающие при осуществлении взаимодействия личности со средой и включении ее в различные виды деятельности. По сути, дезадаптационные состояния как физиологического, так и психологического характера есть не что иное, как состояния потребностные. А процесс адаптации является процессом реализации, удовлетворения возникающих дезадаптаци-онных потребностных состояний.
Это может осуществляться по следующим направлениям:
1) изменением окружающей среды путем перестройки ее ожиданий от личности, норм и ценностей в соответствии с личностными, через очеловечивание среды в личностном плане, подчинение ее личности и т. п. В целом, путем преобразования среды и снижения уровня ее рассогласования с личностью;
2) перестройкой функциональных систем, ценностных ориентации, интересов человека через приспособление человека к среде, ее ценностям, нормам, правилам и т.п.;
3) соединением и гармонизацией первых двух путей.
При этом в управлении адаптационными процессами важно учитывать, что параметры физиологических и психологических возможностей человека и возможностей среды, условий и содер-
жания деятельности вполне определенны, не безграничны в плане перемен, перестройки.
Возникающие в процессе осуществления деятельности и взаимодействия со средой дезадаптационные, потребностные состояния личности создают у нее состояния психического и физиологического дискомфорта и заставляют, побуждают проявлять активность, действовать либо по снижению, либо по снятию, либо по устранению вообще этих состояний.
Дезадаптационные, потребностные состояния разнообразны. Обычно адаптационные процессы инициируются комплексом потребностей человека: физиологических, в активности (поисковой, процессуально-деятельностной и др.), общении, уединении, защищенности, аффилиации, справедливости, этнических, потребностей в самоутверждении и т.д.
Все потребности человека взаимосвязаны. Успешность процесса адаптации по реализации одних потребностей оказывает влияние на другие. Место реализованных потребностей занимают другие, и, как отмечал А. Маслоу, человек постоянно испытывает какие-либо потребности, комплекс потребностей, среди которых одни выходят на первый план, доминируют и определяют характер и направленность поведения и деятельности человека, избрания средств и способов действий, а другие — общий рисунок поведения, действий, их своеобразие. И в таком случае человек выступает в двух своих ведущих состояниях и проявлениях: как человек потребностный и как человек деятельный, действующий, активный.
При адаптации личности в малой социальной группе, коллективе ведущую роль играет потребность в самоутверждении в различных формах и различных видах деятельности. Эта потребность выступает как системная и относительно самостоятельная, как одна из основных и ведущих, постоянно проявляющаяся потребность человека. Потребность в самоутверждении (в различных ее вариациях) — атрибутивная потребность личности. Она играет особую роль как в создании дезадаптационной ситуации, своеобразия потребностных состояний личности, так и в активизации адаптационного поведения, в избрании его путей, средств, способов.
Психологическая адаптация взаимосвязана с таким психическим феноменом, как социализация. Эти процессы близкие, взаимозависимые, взаимообусловленные, но нетождественные.
Социализация личности— это процесс овладения ею социальными и социально-психологическими нормами, правилами, ценностями, функциями.
Одним из ведущих механизмов социализации личности и выступает процесс ее адаптации. Не всякий процесс адаптации ведет к социализации личности: например, конформное поведение личности, ее инструментальная адаптация обычно не выступают
,
процессами ее социализации. Вместе с тем полная, внутренняя психологическая адаптация личности может оказаться тождественной процессу ее социализации.
Становление личности специалиста имеет два аспекта:
1) профессионально-ролевую социализацию личности;
2) профессионализацию как определенную степень овладения личностью профессиональной деятельностью, специальностью.
В этом смысле становление личности профессионала осуществляется через его профессиональную социализацию и профессионализацию, а одним механизмом такого становления личности и выступает ее профессиональная адаптация.
Профессиональная адаптация— это процесс вхождения человека в профессию и гармонизация взаимодействий его с профессиональной средой.
Своеобразие профессиональной адаптации специалиста обусловлено обстоятельствами внешнего и внутреннего характера.
Внешние обстоятельства, факторы, влияющие на процесс профессиональной адаптации специалиста, включают в себя:
а) особенности содержания, целей, организации, используемых средств, технологий профессиональной деятельности;
б) своеобразие социальных и других условий, в которых осуществляется профессиональная деятельность.
Все это и создает специфику предметных областей, сфер профессиональной адаптации специалиста.
Внутренние обстоятельства профессиональной адаптации специалиста — это уровень его адаптационного потенциала, степень развитости, адаптивности как качества личности и организма, адекватность мотивации профессиональной деятельности требованиям этой деятельности.