И их значение для начального обучения

Компоненты системы начальной подготовки Критерии
Спортсмены 10—13 лет, новички, проявляющие интерес к занятиям борьбой, успевающие в школе, допу­щенные врачами
Тренеры Владеющие методами предварительного отбо­ра, начальной подготовки и формирования моти­вации к занятиям вольной борьбой
Цели подготовки Формирование и закрепление мотивации к за­нятиям вольной борьбой, обучение основам борь­бы, повышение физической подготовленности
Основные задачи спортивной подготовки Отбор и комплектование полноценных по качеству групп
Мировоззренческая и воспитательная работа Героико-патриотическое воспитание, формирование деятельного отношения к спорту
Учебно-тренировочный процесс: психическая подготовка Формирование мотивации к занятиям вольной борьбой
техническая подготовка Овладение техническими элементами вольной борьбы (захватами, передвижениями и приемами борьбы)
тактическая подготовка Формирование общего представления о тактике спортивной борьбы и обучение базовым действи­ям
физическая подготовка Создание базы всесторонней физической подготовленности на основе широкого применения средств ОФП и СФП
теоретическая подготовка Формирование представления о системе тренировки борца
соревновательная деятельность Подготовка к участию в соревнованиях группы и школы
Организация процесса трениров­ки Фронтальный метод обучения и тренировки
Инвентарь и материально-техническое обеспечение Инвентарь серийного производства, обычная спортивная форма
Условия подготовки Спортивный зал, игровые площадки, спортивный лагерь
Питание Своевременное и достаточно разнообразное
Медицинское и научно-методическое обеспечение Поэтапный медосмотр, применение простейших тестов
Средство восстановления Душ, баня
Факторы, ограничивающие функционирование системы подготовки Отсутствие желания заниматься борьбой, возрастные особенности развития организма, медицинские противопоказания
Контроль: организационный Наполняемость групп, систематичность посещения занятий, методический уровень их проведения
социально-психологический Степень дисциплинированности, культура поведения в быту, в учебе, во время занятий борьбой, успеваемость в школе, отношение к товарищам, к занятиям борьбой, к инвентарю, психическая устойчивость, целеустремленность на тренировках и соревнованиях
технический Степень владения захватами, передвижениями, простейшими формами борьбы, приемами атаки, защиты и контратаки и т. п., согласно программе
тактический Степень знаний и умений по основам тактики спортивной борьбы
физический Выполнение контрольных и переводных нормативов по ОФП, СФП*
теоретический Зачет по вопросам теории тренировки в объеме, предусмотренном программой
соревновательный Степень усвоения программного материала, динамика спортивных достижений и эффективность соревновательной деятельности по показателям, характеризующим технико-тактическое мастерство, специальную выносливость и психическую устойчивость
Ожидаемые результаты Гармоническое развитие. Двигательные умения за счет овладения базовыми действиями. Выполнение переводных и контрольных нормативов
Параметры тренировки: 1 -й год 2-й год 3-й год
Годовой объем (в часах)
тренировочных дней в году
тренировочных занятий в году
соревнований в году По календарю соревнований
тренировочных дней в неделю
занятий в день


* Нормативы приведены в программе A.M. Дякина, Ю.А. Шахмурадова.

И их значение для начального обучения - student2.ru

Учебная документация

В этом разделе представлены образцы следующих документов:

­ примерный месячный поурочный рабочий план 1-го года обуче­ния (I период) группы начальной подготовки (табл. 9);

­ схема примерного учебного плана для борцов ДЮСШ (табл. 10);

­ схема последовательности изучения способов тактических под­готовок (табл. 11).

Учебный план определяет основное направление и продолжитель­ность учебной работы в группах начальной подготовки. Он предусмат­ривает содержание основных разделов (темы занятий), число часов, отводимых на каждый раздел.

И их значение для начального обучения - student2.ru

Примечание. Расчет времени на занятия в месячном поурочном плане производится следующим образом: вначале часы распределяются по годам подготовки на теоретическую, общую физическую, специальную физическую, технико-тактическую подготовку, восстановительные мероп­риятия.

Рассматриваемое нами распределение часов для группы 1-го года обучения (1 период) начальной подготовки (на примере табл. 10) приводится в табл. 9 в следующем порядке:

­ на теоретическую подготовку отводится 3 х 15 мин: т.е. 45 мин или 1 академический час;

­ общей физической подготовкой группа будет заниматься 11 ч —495 мин, в среднем по 38 мин в каждом учебно-тренировочном занятии;

­ на специально-физическую подготовку группа имеет 4 ч — 180 мин, в среднем по 13-14 мин в каждом учебно-тренировочном занятии.

После распределения времени на восстановительные мероприятия (3 ч или 135 мин) произво­дится расчет часов на технико-тактическую подготовку в каждом занятии.

Таблица 11

Наши рекомендации