Комбинированные уроки
Комбинированный урок имеет две или несколько равных по своему значению образовательных целей, причем их комбинация может быть различной.
Примерная структура комбинированного урока:
1) организация учащихся к занятию;
2) проверка домашней работы и опрос учащихся;
3) изучение нового материала;
4) первичное закрепление новых знаний в ходе пробных упражнений;
5) повторение ранее изученного в виде беседы и (или) тренировочных упражнений.
6) задание на дом.
4. Виды современных организационных форм обучения.
4.1. Нестандартные уроки.
В настоящее время урок остается основной организационной формой обучения. Помимо традиционных уроков в школах часто практикуются нестандартные уроки.
Нестандартные уроки стали вводиться в школьную практику с середины 70-х годов 20-го века с целью повышения интереса учеников к обучению. Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нестандартную (неустановленную) структуру.
Наиболее распространенные типы нестандартных уроков:
1. Уроки-деловые игры;
2. Уроки пресс-конференции;
3. Уроки-соревнования;
4. Уроки типа КВН;
5. Театрализованные уроки;
6. Уроки-консультации;
7. Уроки с групповыми формами работы;
8. Уроки взаимообучения учащихся;
9. Уроки творчества;
10. Уроки-аукционы;
11. Уроки-зачеты;
12. Уроки-конкурсы;
13. Уроки-фантазии;
14. Уроки-концерты;
15. Уроки - ролевые игры;
16. Уроки-конференции;
17. Уроки-семинары;
18. Уроки-экскурсии;
19. Уроки-игры «Поле чудес»;
20. Интегрированные уроки.
Нестандартные уроки вызывают, как привило, интерес у учащихся, поскольку предусматривают е только оригинальную форму подачи учебного материала, но и деловое сотрудничество педагогов и воспитанников.
Сотворчество учителя и учащихся проявляется на всех этапах нестандартного урока: при проектировании, при проведении (ученики могут вести отдельные этапы урока, осуществлять опрос, выставлять отметки и пр.); при оценке действий участников урока, при подведении его итогов. Важно поддерживать инициативу учеников, стимулировать нестандартные предложения.
Данные уроки интересны ученикам, однако превращать их в главную форму обучения не следует.
4.2. Дополнительные занятия, консультации, экскурсии.
Урок как основная форма обучения органично дополняется другими формами, такими как: дополнительные занятия, консультации, экскурсии, домашняя работа. Некоторые из них заимствованы из лекционно-семинарской системы и адаптированы с учетом возраста учащихся (лекции, семинары, практикумы, зачеты, экзамены).
Дополнительные формы организации обучения или дополнительные занятия проводятся с отдельными учениками или группой с целью восполнения пробелов в знаниях, выработки умений и навыков, удовлетворения повышенного интереса к учебному предмету.
С дополнительными занятиями тесно связаны консультации. В отличие от первых они, как правило, эпизодические, поскольку организуются по мере необходимости.
Различают текущие, тематические и обобщающие (например, при подготовке к экзаменам или зачетам) консультации. Консультации в школе обычно групповые, что не исключает и индивидуальных консультаций.
Экскурсия считается традиционной, древней формой учебной работы. Экскурсия может быть фронтальной, групповой, микро групповой (бригадной). Выбор вида обусловливается целью, особенностями объекта, возможностями эффективного управления познавательной деятельностью учащихся, а также требованиями соблюдения безопасности при посещении объекта.
Технология экскурсии к настоящему времени разработана достаточно детально и может быть представлена следующим образом:
1. Предварительное знакомство учителя с объектом и маршрутом.
2. Разработка детального плана. В плане экскурсии указывается тема, цель, объект, порядок ознакомления учащихся с объектом, средства и снаряжения, необходимые для выполнения экскурсионных заданий.
3. Сообщение ученикам задач экскурсии, организация учащихся на подготовку к экскурсии, на выполнение поставленных задач.
4. Проведение экскурсии. Методика проведения экскурсии зависит от темы, дидактической цели, от возраста учащихся, их развития, а также от особенностей объекта экскурсии. Учебная экскурсия предусматривает такие способы ознакомления учеников с объектом, как разъяснение, беседа, рассказ, наблюдение, демонстрация объекта, составление схем, зарисовок и пр.
5. Подведение итогов и обработка собранного материала. По заданию учителя ученики анализируют, систематизируют собранный материал, готовят доклады, рефераты, оформляют коллекции, изготавливают таблицы, устраивают выставки. По теме экскурсии проводится итоговая беседа: учитель подводит итоги, оценивает знания, приобретенные учениками, делает обобщающие выводы, рекомендует дополнительную литературу для более глубокого ознакомления учеников с предметом обсуждения.
4.3. Домашняя учебная работа учащихся.
Необходимость домашней работы учащихся обусловлена не столько решением чисто дидактических задач (закрепления знаний, совершенствования умений и навыков и т.п.), сколько задачами формирования навыков самостоятельной работы и подготовки школьников к самообразованию.
Домашняя работа имеет не только образовательное, но и большое воспитательное значение. Она формирует чувство ответственности за порученное дело, вырабатывает аккуратность, усидчивость и другие социально ценные качества.
Выделяется три вида домашних заданий:
- подготавливающие к восприятию нового материала, изучению новой темы;
- направленные на закрепление знаний, выработку умений и навыков;
- требующие применения полученных знаний на практике.
Особым видом домашней работы являются задания творческого характера (написание изложений, сочинений, выполнение рисунков, изготовление поделок, наглядных пособий и т.п.).
Домашние задания даются с учетом возможностей их выполнения школьником в следующих пределах: I класс - до 1 часа; II - до 1,5
часа; III -IV классы - до 2 часов; V-VI - до 2,5 часа; VII - до 3 часов; VIII-XI - до 4 часов. Чтобы не перегружать учащихся домашними заданиями, их целесообразно строить по принципу «минимум-максимум». Задания-минимум обязательны для всех. Задания-максимум необязательны, рассчитаны на учеников, интересующихся предметом и имеющих к нему склонность.
Выполнение домашних заданий в школах-интернатах и школах продленного дня осуществляется в процессе самоподготовки. Преимущества самоподготовки состоят в том, что она проходит в продуктивные для самостоятельной работы часы (обычно после отдыха, прогулки); общее руководство самоподготовкой осуществляет педагог (можно обратиться за помощью).
При этом он может организовать взаимоконтроль, взаимопомощь.
4.4. Учебная конференция, лекция.
Редко практикуемой в школах, но довольно действенной формой организации обучения является учебная конференция. Она требует большой и длительной подготовительной работы (проведение наблюдений, обобщение материалов экскурсий, постановка опытов, изучение литературных источников и т.п.).
Конференции могут проводиться по всем учебным предметам и в то же время далеко выходить за рамки учебных программ. В них могут принимать участие учащиеся других (прежде всего параллельных) классов, учителя, представители науки, искусства и производства, участники войны, ветераны труда.
В старших классах, особенно в вечерних школах используется лекция, адаптированная к условиям школы. Школьные лекции успешно применяются при изучении как гуманитарных, так и естественнонаучных дисциплин. Как правило, это вводные и обобщающие лекции, реже они представляют собой модификацию урока сообщения новых знаний.
В условиях школы лекция во многом приближается к рассказу, но значительно продолжительнее по времени. Она может занимать урочное время целиком.
В начале лекции учитель сообщает тему и записывает план.
Учащихся необходимо учить записывать лекции, а именно: показывать приемы конспектирования, использования общеупотребительных сокращений и обозначений.
4.5. Семинарские занятия и практикумы.
Семинарские занятия проводятся в старших классах при изучении гуманитарных предметов. При этом используются два вида семинаров: в форме докладов и сообщений; в вопросно-ответной форме. Сущность семинаров заключается в коллективном обсуждении предложенных вопросов, сообщений, рефератов, докладов, подготовленных учащимися под руководством учителя.
Семинарскому занятию предшествует длительная заблаговременная подготовка.
Сообщается план занятия, основная и дополнительная литература, намечается работа каждого ученика и класса в целом. Семинары начинаются с краткого вступления учителя (введение в тему), затем последовательно обсуждаются объявленные вопросы. В конце занятия учитель подводит итог, делает обобщение.
Если готовились сообщения или доклады, то обсуждение строится на их основе при активном участии оппонентов, которые тоже готовятся заранее и предварительно ознакомились с содержанием сообщений.
Особой формой семинара является семинар-диспут. Он имеет особую цель - формирование оценочных суждений, утверждение мировоззренческих позиций.
Практикумы, или практические занятия, применяются при изучении дисциплин естественнонаучного цикла, а также в процессе трудовой и профессиональной подготовки. Они проводятся в лабораториях и мастерских, в учебных кабинетах и на учебно-опытных участках, в производственных бригадах учащихся. Обычно работа строится в парах или индивидуально по инструкции или алгоритму, предложенному учителем. Это могут быть измерения на местности, сборка схем, ознакомление с приборами и механизмами, проведение опытов и наблюдений и т.п.
4.6. Вспомогательные формы обучения: факультативы, кружковая и клубная работа.
К вспомогательным формам организации обучения относятся те, которые направлены на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей детей в соответствии с их склонностями. Это, прежде всего, факультативы и разнообразные формы кружковой и клубной работы.
Факультатив работает по определенной программе, которая не дублирует учебную. Эффективным на занятиях факультатива является сочетание лекций с различными видами самостоятельной работы учащихся (практические, реферативные работы, проведение небольших исследований, обзоры книжных новинок, дискуссии в группах, выполнение индивидуальных заданий, обсуждение докладов учащихся и др.).
Занятия в кружках и клубах по интересам, так же как и факультативные занятия, предполагают определенную программу деятельности. Но эта программа менее строгая и допускает внесение существенных коррективов в зависимости от пожеланий детей, изменяющихся обстоятельств деятельности и других факторов. Кружковая и клубная работа строится на принципах добровольности, развития инициативы и самодеятельности детей, романтики и игры, учета возрастных и индивидуальных особенностей.
4.7. Фронтальные, групповые и индивидуальные формы обучения.
В современной дидактике все организационные формы обучения, включая обязательные (урок и его разновидности, экскурсия и др.) и вспомогательные подразделяют на фронтальные, групповые и индивидуальные (И.М.Чередов).
При фронтальном обучении учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей, например, фронтальный опрос, фронтальные опыты. Он организует сотрудничество учащихся и определяет единый для всех темп работы. Педагогическая эффективность фронтальной работы во многом зависит от умения учителя держать в поле зрения весь класс и при этом не упускать из виду работу каждого ученика.
Однако она ориентирована на среднего ученика, поэтому отдельные учащиеся отстают от заданного темпа работы, а другие - изнывают от скуки.
При групповых формах обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса. Их можно подразделить на звеньевые, бригадные, кооперированно-групповые и дифференцированно-групповые.
Звеньевые формы обучения предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся.
При бригадной форме организуется деятельность специально сформированных для выполнения определенных заданий временных групп учащихся.
Кооперированно-групповая форма предполагает деление класса на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, объемного задания.
Дифференцированно-групповая форма обучения имеет ту особенность, что как постоянные, так и временные группы объединяют учащихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности учебных умений и навыков.
К групповым формам обучения относят также парную работу учащихся. Деятельностью учебных групп учитель руководит как непосредственно, так и опосредованно через своих помощников - звеньевых и бригадиров, которых он назначает с учетом мнения учащихся.
Индивидуальное обучение учащихся не предполагает их непосредственного контакта с другими учениками. По своей сущности оно есть не что иное, как самостоятельное выполнение одинаковых для всего класса или группы заданий. Однако если ученик выполняет самостоятельное задание, данное учителем с учетом учебных возможностей, то такую организационную форму обучения называют индивидуализированной. С этой целью могут применяться специально разработанные карточки.
В том случае, если учитель уделяет внимание нескольким ученикам на уроке в то время, когда другие работают самостоятельно, форму обучения называют индивидуализированно-групповой.
Рассмотренные организационные формы обучения являются общими. Они применяются как самостоятельные и как элемент урока, семинара и других занятий.