Оптико-кинестезическая знаковая информационная система 4 страница

Интегрируя в себе такие базовые психические образования личности, как ценности и самооценка, притязания, в свою оче­редь, приобретают форму достаточно устойчивых психических образований, создающих психологическую готовность личности К

вполне определенному самоутверждающемуся поведению в соот­ветствующих обстоятельствах профессионального, социального и другого характера. Именно притязания личности создают своеоб­разие ее потребностей в самоутверждении, обусловливая его цели, мотивы путей, средств, способов их достижения.

В определенном смысле слова самоутверждение является и про­цессом, и одним из способов реализации притязаний личности в конкретных условиях ее жизнедеятельности. И поэтому знание содержания, уровня и характера притязаний личности выступает хорошей основой для прогноза ее самоутверждающегося поведе­ния в тех или иных обстоятельствах. В то же время притязания личности выступают одним из механизмов ее самоутверждающе­гося поведения.

Притязания личности могут в разной степени соответствовать ее возможностям: быть адекватными, завышенными или занижен­ными, что во многом определяет характер взаимодействия ее с непосредственным социальным окружением. Притязания лично­сти влияют на ее отношение к деятельности, ролевым функциям, другим людям, а также на особенности восприятия окружающи­ми данной личности.

В поведении людей с завышенными притязаниями проявляется самоуверенность, а порой и самонадеянность, неуживчивость с теми, кто с ними расходится в оценках, суждениях, мнениях. Они чаще директивны в отношениях к своим товарищам, особенно если занимают руководящие должности. Их трудно переубедить, нередко их переубеждает свой собственный опыт, да и то не сразу. Они недостаточно самокритичны, тогда как в оценке других про­являют категоричность, хотя и не всегда достаточно обоснован­ную. В деятельности обычно ориентируются на свою точку зрения и полученные практические результаты, абсолютизируя их. При неуспешности самоутверждения обычно ищут причины в соци­альном окружении, в других людях, в стечении обстоятельств и т.п., но только не в себе, своих действиях и поведении.

Для личности с завышенными притязаниями характерны ак­тивное стремление к занятию более высокого положения в кол­лективе и недостаточная удовлетворенность своим местом в нем, а порой и собой. Все это создает внутриличностную напряжен­ность и отрицательно сказывается на индивидуальном развитии как этих людей, так и коллектива, поскольку внутриличностный конфликт в таком случае обычно развивается в межличностный, создавая напряженность в коллективе в целом либо в его отдель­ных микроструктурах. При завышенных притязаниях личности не-Редки срывы в ее самоутверждении в первичном коллективе, со­циальной среде непосредственного окружения. Это объясняется тем, что, переоценивая свои возможности, такие люди и внеш­не проявляют высокомерие, зазнайство, категоричность в обра-

щении к товарищам, «болезненное» реагирование на критику окружающих. И конечно же, все это соответствующим образом воспринимается их товарищами, старшими, вызывая негатив­ное к ним отношение, а порой и обращение, соответствующие действия.

Для человека с заниженными притязаниями характерна неуве­ренность в своих силах, возможностях, а порой застенчивость в общении с другими и даже элементы замкнутости. В деятельно­сти они чаще ориентированы на мнение окружающих и старших. В решении задач, выполнении поручений старательны, но не­редко проявляют пассивность. Мнение свое, позицию активно показывать не стремятся. По отношению к товарищам в коллек­тиве внимательны, тактичны, заботливы, но легкоранимы, не­редко мнительны. В неуспешности своего утверждения в коллек­тиве, как правило, считают повинными самих себя.

Людям, не уверенным в себе, с заниженными притязаниями в большей степени, чем другим, присуща неустойчивость поведе­ния. Среди них чаще встречаются лица, легко поддающиеся внеш­нему воздействию, колебаниям настроения, чрезмерно осторож­ные в действиях и поступках. Занимая положение в коллективе выше своих возможностей, некоторые стремятся добровольно ус­тупить его другим, неуверенно выполняют и даже порой уклоня­ются от исполнения своих функциональных обязанностей. При отсутствии достаточной помощи и поддержки со стороны у этих людей порой закрепляются и формируются новые отрицательные качества личности. В целом заниженные притязания, как прави­ло, не только снижают успешность самоутверждения, но и не способствуют и даже мешают всесторонности и гармонии в раз­витии индивидуальности.

Соответствие самооценки возможностям человека и уровня его притязаний продуцирует сбалансированную личность, отличаю­щуюся принятием себя, относительным внутренним комфортом. Напротив, резкая дивергенция показателей самооценки и притя­заний, когда человек при скромном представлении о своих на­личных достижениях избирает высокие цели, вызывает внутрен­ний дискомфорт, напряженность, рост агрессивности, т.е. обна­руживает картину личностного неблагополучия.

Понятно, что успешность нравственно-здорового самоутверж­дения личности во многом зависит от адекватности ее притяза­ний, а также от места в ролевой системе взаимоотношений, соот­ветствующего ее действительным возможностям.

Притязания личности динамичны. По мере развития личности и коллектива проявляется тенденция к повышению самокритич­ности личности и к росту числа членов коллектива с адекватны­ми притязаниями. При этом в большей степени уменьшается чис­ло тех, кто имеет завышенные притязания.

Имеется взаимосвязь характера изменения притязаний лично­сти с успешностью (неуспешностью) ее самоутверждения.

Устойчивость и повышение уровня притязаний в значительной мере связаны с успешностью, а неустойчивость и снижение их — с неуспешностью самоутверждения. Очевидно, что воспитание у личности правильных притязаний выступает одним из условий обеспечения успешности ее самоутверждения в коллективе.

Самоутверждение личности осуществляется в разнообразных формах. Так, устремления самоутверждающейся в первичном кол­лективе личности могут быть направлены на расширение сфер взаимодействия с социальной средой и ее преобразование и тем самым на всестороннее развитие своей индивидуальности и, на­оборот, на сужение этих сфер и приспособление к их требовани­ям. В первом случае имеет место активное самоутверждение, во втором — пассивное. Уровень социальной значимости, полезно­сти самоутверждения позволяет оценивать его либо как нравствен­но-здоровое, либо как антиобщественное, нравственно-нездоро­вое. Такая оценка зависит от учета многих аспектов, среди которых особую роль играют характер и степень воздействия самоутверж­дающейся личности на окружающих, цели и мотивация ее пове­дения. Например, в зависимости от содержания мотивов и целей самоутверждение личности может быть альтруистическим или эгои­стическим, коллективистическим или индивидуалистическим, аскетическим или гедонистическим и др. Самоутверждение харак­теризует также стиль, способ поведения и взаимодействия лично­сти со средой.

Как видим, типология самоутверждения личности разнообраз­на. Знание ее может помочь в диагностике поведения личности в контактной социальной среде.

Личность обычно стремится к самоутверждению в разнообраз­ных официальных и неофициальных сферах взаимоотношений в коллективе, социальной среде и на различных уровнях общения: по горизонтали (среди равных) и вертикали (среди старших, на­чальников и в мнении младших, подчиненных).

Успешность самоутверждения личности может быть различной, что соответствующим образом сказывается на психическом со­стоянии как самой личности, так и социальной контактной сре­ды, коллектива. Каковы же критерии успешности данного про­цесса в коллективе? Их две группы: внешние и внутренние.

Наряду с критериями успешности процесса самоутверждения необходимо также выделять и критерии самоутверждения как яв­ления.

Неотъемлемой чертой, характеристикой, атрибутом самоут­верждения личности выступает ее осознанно-мотивированная ак­тивность. Отсюда внутренними критериями самоутверждения как феномена выступают потребности в самоутверждении, цели и

мотивы данного процесса. А внешними — уровень, широта, устой­чивость и направленность активности, устремления личности, сфе­ры, средства, формы ее самоутверждения.

К внешним критериям успешности самоутверждения относят­ся эффективность, результативность деятельности и поведения индивида, его авторитет, положение в ролевых (как официаль­ной, так и неофициальной) структурах взаимоотношений в кол­лективе и др.

Интегральным показателем, выражением этих критериев может служить признание со стороны руководителей, старших, коллег.

Внутренние, личностные критерии успешности самоутверж­дения — это положительная самооценка личностью хода и ре­зультатов данного процесса. Удовлетворенность (или неудовлет­воренность) индивида своим положением в ролевой структуре коллектива, результатами своей деятельности и т.п. выступает внутренним объективным показателем успешности самоутверж­дения. Утверждая свою индивидуальность, человек небезразличен к тому, как относятся к нему и его деятельности другие люди. Гегель считал, что ничего не происходит и ничто не производится без того, чтобы действующие индивидуумы не получали удовлет­ворение.

Успешность рассматриваемого процесса характеризуется сте­пенью совпадения первой и второй групп критериев в конкрет­ном акте самоутверждения личности.

Как видим, эмоциональный комфорт личности и здоровая со­циально-психологическая атмосфера в коллективе связаны с ус­пешностью самоутверждения членов коллектива в нем. Последняя может быть достигнута только при нравственно-здоровых, кол­лективистических основах этого процесса.

Самоутверждение взаимосвязано с другими социально-психо­логическими явлениями, возникающими в контактной социаль­ной среде, и прежде всего с теми, которые характеризуют соци­ально-психологические особенности личности, проявляющиеся в процессе ее взаимодействия со средой: лидерство, подчинение, сотрудничество, конформизм, нонконформизм, стиль поведения и деятельности, эмпатийность, ригоризм, гибкость, ригидность личности, экстра-, интра-, нормовертивность, экстра- интра-, импунитивность и др. Все это различные формы самоутверждения личности, обусловленные ее индивидуально-типическими особен­ностями.

Одной из активных форм утверждения личностью своей инди­видуальности является ее стремление стать лидером в микрогругь пе, коллективе. В каждой социальной группе в неофициальной системе взаимоотношений стихийно возникает процесс выделе­ния лидера в интересах обеспечения внутренней социально-психо­логической самоорганизации группы (см.: Глоточкин А. Д., КУЗЬ~

мин Е. С, Парыгин Б. Д.). Лидером становится тот, кто не только может что-то дать группе, но и хочет, умеет это сделать. Чтобы стать лидером, человек должен хотеть этого, стремиться к подоб­ному ролевому положению в социальной группе, прилагать необ­ходимые усилия для реализации своих целей. Иными словами, он должен активно осуществлять свое ролевое утверждение и иметь соответствующие возможности, для того чтобы добиться призна­ния окружающими своего лидирующего положения в группе.

Основу лидерства составляет психологический механизм со­стязательности. Действуя в условиях проявления коллективизма, коллективистических взаимоотношений, он приводит к соревно­вательным отношениям, основанным на взаимном сотрудниче­стве, помощи и т.п., и проявляется в мягких, гуманистических формах. Когда же состязательность проявляется на основе инди­видуалистических, эгоистических ценностей, в коллективе скла­дываются конкурентные отношения, обычно имеющие жесткие, негуманистические проявления, форму преобладания, домини­рования над другими людьми.

В этом смысле и борьба за лидерство может проявляться в раз­ных и даже в противоположных формах.

При соревновательных отношениях выдвижение лидера проис­ходит на основе действительных и конструктивных, соответству­ющих интересам социальной группы, осуществляемой деятель­ности, достоинствах и качествах личности лидера. Когда же лидер перестает оправдывать ожидания группы, происходит его безбо­лезненная, основанная на добровольном согласии замена другим лидером.

При конкурентных отношениях в борьбе за лидерство могут ис­пользоваться недозволенные, безнравственные, не в полной мере соответствующие групповым ожиданиям средства и способы. В та­ком случае лидер обычно пытается любыми способами не только утвердить себя, но и всячески поддерживать, отстаивать свое ли­дерство и добровольно от него обычно не отказывается. Такое ли­дерство чаще всего бывает в криминальных и других асоциальных структурах, организациях, системах отношений. Вполне очевид­но, что в производственных и других общественно значимых орга­низациях такое лидерство малоэффективно и чаще носит соци­ально-разрушительный характер.

В психологии различают и другие разновидности лидерства (и соответственно типы лидеров):

лидерство в малой социальной группе, контактной социаль­ной среде (производственный коллектив, студенческая группа, Школьный класс, семья и т. п.) — парное лидерство: лидер в борьбе с другими претендентами и непосредственном контактном взаи­модействии с ними доказывает свое право на лидерство и добива­ется признания, поддержки окружающих;

— фронтальное лидерство: преподаватель и аудитория, оратор на митинге, депутат государственной думы и другого выборного органа, избираемые людьми руководители города, района, окру­га и т.п.;

— иерархическое лидерство: в политических партиях, профсо­юзных организациях и других иерархически организованных струк­турах, организациях.

В зависимости от психотипических особенностей личности ли­деры бывают авторитарные, командные и коллегиальные, де­мократические; деловые, эмоциональные и смешанные; поло­жительные, социально-конструктивные и отрицательные, соци­ально-деструктивные; открытые, откровенно демонстрирующие свое лидерство, и скрытые, открыто не проявляющие себя как лидеры, особенно для руководителей коллектива.

В зависимости от преобладающей направленности, ориентации деятельности лидера в коллективе выделяют три основных вида лидерства:

1) деловое, когда лидер способен организовать группу на ре­шение значимой для нее задачи;

2) эмоциональное, связанное преимущественно с тем, что ли­дер налаживает необходимые взаимоотношения между членами группы, выступает своеобразным арбитром возникающих недора­зумений во взаимоотношениях, сглаживает конфликтные ситуа­ции и создает в микрогруппе необходимую нравственно-психоло­гическую атмосферу;

3) смешанное, когда лидер совмещает обе названные выше функции. Такое лидерство чаще всего имеет место в устойчивых, длительно функционирующих микрогруппах и особенно харак­терно для групп с отрицательной, антиколлективистической на­правленностью деятельности.

Лидерство может быть положительным и отрицательным, что определяется социальной значимостью деятельности той или иной микрогруппы. В зависимости от индивидуально-психологических особенностей лидеров лидерство бывает внешне выраженным (от­крытым) и невыраженным (скрытым). Лидеры первого типа не скрывают своего ведущего положения в микрогруппе и действу­ют как бы на острие интересов группы, организуя ее деятель­ность, беря на себя ответственность за ее дела. Лидеры другого типа обычно о себе не заявляют открыто, незаметно для сторон­него наблюдателя организуют деятельность микрогруппы, управ­ляют ею и создают в ней соответствующую морально-психоло­гическую атмосферу: при положительной направленности груп­пы — укрепляющую коллективные связи и, наоборот, ослабляю­щую их при отрицательной направленности деятельности группы-Скрытые лидеры с коллективистической направленностью дея" тельности — хорошие помощники, союзники членов коллекти-

ва. Они обычно не привлекают к себе особого внимания окружа­ющих.

Лидеры различаются также стилем взаимодействия с ведомыми: авторитарным или демократическим, коллегиальным, товарище­ским. Характерно, что лидерам в микрогруппах с отрицательной направленностью, как правило, присущи директивность и даже авторитарность, их самоутверждение основано на доминирова­нии над другими. В таких группах более четкие дифференциация и субординация в нравственном подчинении членов микрогруп­пы лидеру. Коллегиальное лидерство обычно присуще микрогруп­пам с нравственно-здоровой, положительной направленностью деятельности, общения.

К числу активных форм самоутверждения личности относится сотрудничество как стремление личности к паритетному, взаимо­уважительному, корректному и равноправному социально-психо­логическому взаимодействию с окружающими, коллегами по ра­боте. Личность с таким типом самоутверждения обычно не стремится к лидерству сама (хотя нередко имеет для этого соответствующие возможности) и не признает лидерство других членов социальной группы (за исключением официальных, формальных лидеров).

Самоутверждение специалиста в официальной, деловой и не­официальной структурах взаимоотношений в коллективе обычно взаимосвязано. Так, успешность процесса утверждения в офици­альной ролевой системе взаимоотношений, как правило, поло­жительно влияет и на успешность самоутверждения в неофици­альной структуре коллектива.

Последнее часто положительно сказывается на результативно­сти официального самоутверждения личности.

В целом же стремление специалиста к самоутверждению как в официальной, деловой, так и в неофициальной системе взаимо­отношений вполне объяснимо: оно связано с возможностями этих систем удовлетворять разнообразные потребности личности.

Формой пассивного самоутверждения является конформизм как приспособление, адаптация, подчинение индивида к навязывае­мым ему извне нормам, правилам, ценностям, готовность следо­вать им даже вопреки своим желаниям.

Нонконформизм как противопоставление личности социальной среде и идущим от нее воздействиям (даже вопреки здравому смыс­лу) выступает одной из активных форм самоутверждения. Содер­жание же этих форм может быть различным, и соответственно неодинакова нравственная оценка поведения человека.

Следует различать конформность (нонконформность) как осо­бое качество личности, альтернативой которому выступает кол­лективизм (А. В. Петровский), и конформность (нонконформ­ность) как возможную и при определенных условиях необходимую, осознанно избираемую индивидом форму поведения.

Например, конформное или нонконформное поведение мо­жет быть адекватным выражением соответствующего содержания личности. В таком случае и конформизм, и нонконформизм смы­каются в конечном счете с индивидуализмом. Индивидуалисти­ческая личность в зависимости от своих особенностей и конкрет­ных условий ведет себя в коллективе только конформно или нонконформно. Коллективистическая личность утверждается в кол­лективе ни конформно, ни нонконформно, поскольку коллекти­вистические цели, устремления, требования и т.п. соответствуют ее личным. И эта же личность в другой социальной среде может проявлять себя конформно или нонконформно в зависимости от ситуации.

Профессиональное самоутверждение специалиста — это слож­ный диалектически развивающийся процесс его взаимодействия с контактной социальной средой, в ходе которого осуществляет­ся разрешение ряда противоречий как внутреннего, так и внеш­него порядка. К числу основных, внутренних следует отнести про­тиворечия: между потребностью личности в самоутверждении и ее возможностями; мотивами целей самоутверждения и мотивами средств и способов их реализации; коллективистическими и лич-ностно-престижными, особенно индивидуалистическими моти­вами самоутверждения личности и др.

Самоутверждение личности происходит так же, и как процесс разрешения противоречий между устремлениями к исполнению тех или иных социальных и социально-психологических ролей и соот­ветствующими возможностями коллектива; системой ценностей личности и ценностями контактной социальной среды; устремле­ниями личности к самоутверждению и характером управляющего воздействия на нее руководителей и коллектива в целом; притяза­ниями личности и реальным местом ее в ролевой структуре кол­лектива, оценкой ее со стороны социальной среды и др.

Одним из факторов самоутверждения, оказывающим влияние на его характер и успешность, является авторитет.

Авторитет (в переводе с лат. — сила, власть, влияние) — одна из форм взаимоотношений. Под авторитетом понимают влияние че­ловека (или группы людей) на окружающих и признание со сторо­ны последних этого влияния. Авторитет есть там, где люди прини­мают влияние другого человека или группы, соглашаются с ним. Без авторитета невозможна никакая организация, его наличие — одно из основных условий успешного руководства людьми.

Различают авторитет руководителя, товарища, специалиста (юриста, учителя, инженера и т.п.).

Авторитет человека является результатом и выступает функци­ей личностных особенностей человека, групповых ожиданий, тре­бований условий и решаемых задач. При этом ведущую роль игра­ют индивидуальные психологические особенности человека,

степень их соответствия требованиям деятельности и ожиданиям людей.

Выделяют две взаимосвязанные стороны авторитета: объектив­ную Ао и субъективную Д,:

Объективная сторона авторитета включает: авторитет должно­сти — Ад, возраста — Ав, стажа работы — А^,, профессии — Апр, ученой степени — Ау,, ст, ученого звания — Ауч зв и т. п.

Ад — Ад + Ав + Aq, + А„р + Ауц ст+ Ау,, Зв---

Разновидностью, гранью объективного авторитета выступает административный, должностной, социально-статусный автори­тет: авторитет политической власти, экономического присужде­ния и даже насилия, административного, правового влияния ру­ководителя и т. п. При таком авторитете осуществляются отношения людей, в которых происходит, с одной стороны, воздействие чьей-либо воли, господствующей воли, а с другой — подчинение этой воле. Например, специалист подчиняется воле руководителя, ре­бенок — воле родителя, военнослужащий — воле командира и т. п. При таком авторитете подчинение воле другого обычно ве­дет к снижению меры ответственности исполнителя, сужению его инициативы, творчества, самостоятельности.

В этом отношении интерес представляет серия экспериментов, которые провел известный американский психолог профессор С. Милграм. Суть эксперимента состояла в следующем: доброволь­цы, согласившиеся играть роль учителя, должны были по указа­нию экспериментатора наказывать ученика ударом тока нараста­ющей силы. Целью экспериментов С. Милграма было определить, что будет, если авторитетные приказания разойдутся с призыва­ми совести. Сколько страданий готовы причинить обыкновенные люди совершенно невинным другим людям, если подобное при­чинение боли является их рабочей обязанностью?

Оказалось, что участники, игравшие роль учителя, были гото­вы «бить» электрическим током хрипло кричащего, молящего о пощаде человека — учащегося. Никаких электрических разрядов на самом деле не было: учащийся, моливший о милосердии и освобождении, терзаемый болью, не был действительным испы­туемым — это был актер, который притворялся, что страдает от шока.

Испытуемые, игравшие роль учителя, были готовы причинить Учащимся столько боли, сколько могли. Вместо того чтобы сжа­литься над жертвой, около 2/3 испытуемых в эксперименте С. Мил­грама продолжали увеличивать напряжение (до 450 В) до тех пор, Пока исследователь не давал распоряжение закончить экспери­мент. Еще большую тревогу вызывает то, что почти никто из 40

L

участвовавших в данном эксперименте испытуемых не отказался играть роль учителя, когда учащийся в первый раз начал требо­вать освобождения. Не сделали они этого и позднее, когда жертва стала молить о пощаде. Более того, даже тогда, когда учащийся начал отвечать на каждый электрический разряд отчаянным воп­лем, испытуемые-«учителя» продолжали нажимать на кнопки. Ни один из них не остановился до тех пор, пока не был послан на­столько мощный электрический разряд (300 В), что жертва стала в отчаянии кричать: «Я больше не могу отвечать на вопросы!» причем даже в этом случае те, кто остановился, составляли явное меньшинство.

Полученные результаты поразили всех, кто имел отношение к данному эксперименту, в том числе самого С. Милграма. За не­сколько дней до начала эксперимента он попросил нескольких своих коллег, студентов-выпускников, специализирующихся в области психологии в Йенском университете (здесь проводился данный эксперимент), ознакомиться с планом исследования и попробовать угадать, сколько испытуемых-«учителей» будут, не­смотря ни на что, увеличивать мощность посылаемого электри­ческого разряда (предусматривалась возможность увеличения на­пряжения до 450 В) до тех пор, пока их не остановит экспери­ментатор. Большинство опрошенных психологов предположили, что таким образом поступят от 1 до 2 % всех испытуемых. Также были опрошены 39 психиатров. Они дали еще менее верный про­гноз, согласно которому только один из тысячи испытуемых по­кажет свою готовность выполнить задание до конца. Следователь­но, никто из специалистов не ожидал таких поразительных ре­зультатов, которые были получены.

Как можно объяснить проявленную испытуемыми жестокость? Было высказано несколько предположений: все испытуемые были мужчинами, имеющими склонность к агрессивным действиям; испытуемые не понимали, какой сильный вред, не говоря о боли, могли причинить «учащимся» столь мощные электрические раз­ряды; испытуемые были просто моральными уродами, которые наслаждались возможностью причинить страдание. Все эти пред­положения не подтвердились — это показали дополнительно про­веденные эксперименты. Были также проведены специальные те­сты, позволяющие дать оценку личности, которые показали, что эти люди были нормальны и имели достаточно устойчивую пси­хику. Фактически они ничем не отличались от нас с вами (под­робнее см.: Майерс Д. Социальная психология. — СПб., 1997. — С. 278-292).

С. Милграм считает, что в нас глубоко укоренилось сознание необходимости повиновения авторитетам. По его мнению, в про­водившихся им экспериментах решающую роль играла неспосоо ность испытуемых открыто противостоять «начальнику», одетоМУ

в лабораторную куртку, исследователю, который приказывал ис­пытуемым выполнять задание, несмотря на сильную боль, кото­рую они причиняли учащемуся.

С. Милграм приводит веские доказательства, подтверждающие его предположение. Очевидно, что если бы исследователь не ве­лел продолжать эксперимент, испытуемые быстро вышли бы из игры. Они не хотели выполнять задание и мучились, видя страда­ния своей жертвы. Испытуемые умоляли экспериментатора по­зволить им остановиться. Когда же он не разрешал им этого де­лать, они продолжали задавать вопросы и нажимать кнопки, но при этом покрывались испариной, дрожали, бормотали слова протеста и снова молили об освобождении жертвы. Испытуемые так сильно сжимали кулаки, что их ногти впивались в ладони; они кусали губы до крови; они хватались за голову; некоторые начинали нервно смеяться. Вот что рассказывает человек, наблю­давший за ходом эксперимента: «Я видел, как вошел в лаборато­рию солидный бизнесмен, улыбающийся и уверенный в себе. За 20 минут он был доведен до нервного срыва. Он дрожал, заикал­ся, постоянно дергал мочку уха и заламывал руки. Один раз он ударил себя кулаком по лбу и пробормотал: «О Боже, давайте прекратим это». И тем не менее он продолжал реагировать на каж­дое слово экспериментатора и безоговорочно ему повиноваться» (С. Милграм).

С. Милграм провел несколько дополнительных экспериментов и в результате получил данные, еще более убедительно свиде­тельствующие о верности его предположения.

По мнению С. Милграма, полученные данные свидетельству­ют о наличии некоего пугающего феномена: «Это исследование показало чрезвычайно сильно выраженную готовность нормаль­ных взрослых людей идти неизвестно как далеко, следуя указани­ям авторитета». Теперь становится понятной способность прави­тельства, представляющего собой одну из форм авторитарной власти, добиваться послушания от обычных граждан. Авторитеты оказывают на нас очень сильное давление и контролируют наше поведение. (С. Милграм начал свои изыскания, чтобы понять, как немецкие граждане могли участвовать в уничтожении миллионов невинных людей в концентрационных лагерях в годы нацистского господства. После отладки своих экспериментальных методик в Соединенных Штатах Милграм планировал отправиться с ними в Германию, жители которой, как он был уверен, весьма склонны к повиновению. Однако первый же проведенный им в Нью-Хей-вене (штат Коннектикут) эксперимент ясно показал, что он мо­жет сэкономить деньги и заниматься научными изысканиями ря­дом с домом. «Я обнаружил столько повиновения, — сказал С. Милграм, — что не вижу необходимости проводить этот экспе­римент в Германии».)

Всякий раз, когда мы сталкиваемся с действием чрезвычайно сильного мотивирующего фактора, есть основания предполагать, что столь мощная мотивация не может не иметь соответствующей социальной базы. Широко разветвленная, признанная практиче­ски всеми социальными слоями система власти авторитетов пре­доставляет обществу огромные преимущества. Она дает возмож­ность развиваться сложным структурам, регулирующим матери­альное производство, торговым, оборонным структурам, а также структурам социального контроля. Мы с детства приучены думать, что повиновение общепризнанным авторитетам является правиль­ным, а неподчинение — неправильным. Эта идея красной нитью проходит в уроках, преподаваемых нам родителями, стихах, ко­торые мы учим в школе, рассказах и песнях нашего детства, а также проводится в своде правил юридической, военной и политической систем, с которыми мы сталкиваемся, повзрослев. Мы обычно не слишком сильно страдаем из-за необходимости выполнять требования авторитетов.

Наши рекомендации