Оптико-кинестезическая знаковая информационная система 4 страница
Интегрируя в себе такие базовые психические образования личности, как ценности и самооценка, притязания, в свою очередь, приобретают форму достаточно устойчивых психических образований, создающих психологическую готовность личности К
вполне определенному самоутверждающемуся поведению в соответствующих обстоятельствах профессионального, социального и другого характера. Именно притязания личности создают своеобразие ее потребностей в самоутверждении, обусловливая его цели, мотивы путей, средств, способов их достижения.
В определенном смысле слова самоутверждение является и процессом, и одним из способов реализации притязаний личности в конкретных условиях ее жизнедеятельности. И поэтому знание содержания, уровня и характера притязаний личности выступает хорошей основой для прогноза ее самоутверждающегося поведения в тех или иных обстоятельствах. В то же время притязания личности выступают одним из механизмов ее самоутверждающегося поведения.
Притязания личности могут в разной степени соответствовать ее возможностям: быть адекватными, завышенными или заниженными, что во многом определяет характер взаимодействия ее с непосредственным социальным окружением. Притязания личности влияют на ее отношение к деятельности, ролевым функциям, другим людям, а также на особенности восприятия окружающими данной личности.
В поведении людей с завышенными притязаниями проявляется самоуверенность, а порой и самонадеянность, неуживчивость с теми, кто с ними расходится в оценках, суждениях, мнениях. Они чаще директивны в отношениях к своим товарищам, особенно если занимают руководящие должности. Их трудно переубедить, нередко их переубеждает свой собственный опыт, да и то не сразу. Они недостаточно самокритичны, тогда как в оценке других проявляют категоричность, хотя и не всегда достаточно обоснованную. В деятельности обычно ориентируются на свою точку зрения и полученные практические результаты, абсолютизируя их. При неуспешности самоутверждения обычно ищут причины в социальном окружении, в других людях, в стечении обстоятельств и т.п., но только не в себе, своих действиях и поведении.
Для личности с завышенными притязаниями характерны активное стремление к занятию более высокого положения в коллективе и недостаточная удовлетворенность своим местом в нем, а порой и собой. Все это создает внутриличностную напряженность и отрицательно сказывается на индивидуальном развитии как этих людей, так и коллектива, поскольку внутриличностный конфликт в таком случае обычно развивается в межличностный, создавая напряженность в коллективе в целом либо в его отдельных микроструктурах. При завышенных притязаниях личности не-Редки срывы в ее самоутверждении в первичном коллективе, социальной среде непосредственного окружения. Это объясняется тем, что, переоценивая свои возможности, такие люди и внешне проявляют высокомерие, зазнайство, категоричность в обра-
щении к товарищам, «болезненное» реагирование на критику окружающих. И конечно же, все это соответствующим образом воспринимается их товарищами, старшими, вызывая негативное к ним отношение, а порой и обращение, соответствующие действия.
Для человека с заниженными притязаниями характерна неуверенность в своих силах, возможностях, а порой застенчивость в общении с другими и даже элементы замкнутости. В деятельности они чаще ориентированы на мнение окружающих и старших. В решении задач, выполнении поручений старательны, но нередко проявляют пассивность. Мнение свое, позицию активно показывать не стремятся. По отношению к товарищам в коллективе внимательны, тактичны, заботливы, но легкоранимы, нередко мнительны. В неуспешности своего утверждения в коллективе, как правило, считают повинными самих себя.
Людям, не уверенным в себе, с заниженными притязаниями в большей степени, чем другим, присуща неустойчивость поведения. Среди них чаще встречаются лица, легко поддающиеся внешнему воздействию, колебаниям настроения, чрезмерно осторожные в действиях и поступках. Занимая положение в коллективе выше своих возможностей, некоторые стремятся добровольно уступить его другим, неуверенно выполняют и даже порой уклоняются от исполнения своих функциональных обязанностей. При отсутствии достаточной помощи и поддержки со стороны у этих людей порой закрепляются и формируются новые отрицательные качества личности. В целом заниженные притязания, как правило, не только снижают успешность самоутверждения, но и не способствуют и даже мешают всесторонности и гармонии в развитии индивидуальности.
Соответствие самооценки возможностям человека и уровня его притязаний продуцирует сбалансированную личность, отличающуюся принятием себя, относительным внутренним комфортом. Напротив, резкая дивергенция показателей самооценки и притязаний, когда человек при скромном представлении о своих наличных достижениях избирает высокие цели, вызывает внутренний дискомфорт, напряженность, рост агрессивности, т.е. обнаруживает картину личностного неблагополучия.
Понятно, что успешность нравственно-здорового самоутверждения личности во многом зависит от адекватности ее притязаний, а также от места в ролевой системе взаимоотношений, соответствующего ее действительным возможностям.
Притязания личности динамичны. По мере развития личности и коллектива проявляется тенденция к повышению самокритичности личности и к росту числа членов коллектива с адекватными притязаниями. При этом в большей степени уменьшается число тех, кто имеет завышенные притязания.
Имеется взаимосвязь характера изменения притязаний личности с успешностью (неуспешностью) ее самоутверждения.
Устойчивость и повышение уровня притязаний в значительной мере связаны с успешностью, а неустойчивость и снижение их — с неуспешностью самоутверждения. Очевидно, что воспитание у личности правильных притязаний выступает одним из условий обеспечения успешности ее самоутверждения в коллективе.
Самоутверждение личности осуществляется в разнообразных формах. Так, устремления самоутверждающейся в первичном коллективе личности могут быть направлены на расширение сфер взаимодействия с социальной средой и ее преобразование и тем самым на всестороннее развитие своей индивидуальности и, наоборот, на сужение этих сфер и приспособление к их требованиям. В первом случае имеет место активное самоутверждение, во втором — пассивное. Уровень социальной значимости, полезности самоутверждения позволяет оценивать его либо как нравственно-здоровое, либо как антиобщественное, нравственно-нездоровое. Такая оценка зависит от учета многих аспектов, среди которых особую роль играют характер и степень воздействия самоутверждающейся личности на окружающих, цели и мотивация ее поведения. Например, в зависимости от содержания мотивов и целей самоутверждение личности может быть альтруистическим или эгоистическим, коллективистическим или индивидуалистическим, аскетическим или гедонистическим и др. Самоутверждение характеризует также стиль, способ поведения и взаимодействия личности со средой.
Как видим, типология самоутверждения личности разнообразна. Знание ее может помочь в диагностике поведения личности в контактной социальной среде.
Личность обычно стремится к самоутверждению в разнообразных официальных и неофициальных сферах взаимоотношений в коллективе, социальной среде и на различных уровнях общения: по горизонтали (среди равных) и вертикали (среди старших, начальников и в мнении младших, подчиненных).
Успешность самоутверждения личности может быть различной, что соответствующим образом сказывается на психическом состоянии как самой личности, так и социальной контактной среды, коллектива. Каковы же критерии успешности данного процесса в коллективе? Их две группы: внешние и внутренние.
Наряду с критериями успешности процесса самоутверждения необходимо также выделять и критерии самоутверждения как явления.
Неотъемлемой чертой, характеристикой, атрибутом самоутверждения личности выступает ее осознанно-мотивированная активность. Отсюда внутренними критериями самоутверждения как феномена выступают потребности в самоутверждении, цели и
мотивы данного процесса. А внешними — уровень, широта, устойчивость и направленность активности, устремления личности, сферы, средства, формы ее самоутверждения.
К внешним критериям успешности самоутверждения относятся эффективность, результативность деятельности и поведения индивида, его авторитет, положение в ролевых (как официальной, так и неофициальной) структурах взаимоотношений в коллективе и др.
Интегральным показателем, выражением этих критериев может служить признание со стороны руководителей, старших, коллег.
Внутренние, личностные критерии успешности самоутверждения — это положительная самооценка личностью хода и результатов данного процесса. Удовлетворенность (или неудовлетворенность) индивида своим положением в ролевой структуре коллектива, результатами своей деятельности и т.п. выступает внутренним объективным показателем успешности самоутверждения. Утверждая свою индивидуальность, человек небезразличен к тому, как относятся к нему и его деятельности другие люди. Гегель считал, что ничего не происходит и ничто не производится без того, чтобы действующие индивидуумы не получали удовлетворение.
Успешность рассматриваемого процесса характеризуется степенью совпадения первой и второй групп критериев в конкретном акте самоутверждения личности.
Как видим, эмоциональный комфорт личности и здоровая социально-психологическая атмосфера в коллективе связаны с успешностью самоутверждения членов коллектива в нем. Последняя может быть достигнута только при нравственно-здоровых, коллективистических основах этого процесса.
Самоутверждение взаимосвязано с другими социально-психологическими явлениями, возникающими в контактной социальной среде, и прежде всего с теми, которые характеризуют социально-психологические особенности личности, проявляющиеся в процессе ее взаимодействия со средой: лидерство, подчинение, сотрудничество, конформизм, нонконформизм, стиль поведения и деятельности, эмпатийность, ригоризм, гибкость, ригидность личности, экстра-, интра-, нормовертивность, экстра- интра-, импунитивность и др. Все это различные формы самоутверждения личности, обусловленные ее индивидуально-типическими особенностями.
Одной из активных форм утверждения личностью своей индивидуальности является ее стремление стать лидером в микрогругь пе, коллективе. В каждой социальной группе в неофициальной системе взаимоотношений стихийно возникает процесс выделения лидера в интересах обеспечения внутренней социально-психологической самоорганизации группы (см.: Глоточкин А. Д., КУЗЬ~
мин Е. С, Парыгин Б. Д.). Лидером становится тот, кто не только может что-то дать группе, но и хочет, умеет это сделать. Чтобы стать лидером, человек должен хотеть этого, стремиться к подобному ролевому положению в социальной группе, прилагать необходимые усилия для реализации своих целей. Иными словами, он должен активно осуществлять свое ролевое утверждение и иметь соответствующие возможности, для того чтобы добиться признания окружающими своего лидирующего положения в группе.
Основу лидерства составляет психологический механизм состязательности. Действуя в условиях проявления коллективизма, коллективистических взаимоотношений, он приводит к соревновательным отношениям, основанным на взаимном сотрудничестве, помощи и т.п., и проявляется в мягких, гуманистических формах. Когда же состязательность проявляется на основе индивидуалистических, эгоистических ценностей, в коллективе складываются конкурентные отношения, обычно имеющие жесткие, негуманистические проявления, форму преобладания, доминирования над другими людьми.
В этом смысле и борьба за лидерство может проявляться в разных и даже в противоположных формах.
При соревновательных отношениях выдвижение лидера происходит на основе действительных и конструктивных, соответствующих интересам социальной группы, осуществляемой деятельности, достоинствах и качествах личности лидера. Когда же лидер перестает оправдывать ожидания группы, происходит его безболезненная, основанная на добровольном согласии замена другим лидером.
При конкурентных отношениях в борьбе за лидерство могут использоваться недозволенные, безнравственные, не в полной мере соответствующие групповым ожиданиям средства и способы. В таком случае лидер обычно пытается любыми способами не только утвердить себя, но и всячески поддерживать, отстаивать свое лидерство и добровольно от него обычно не отказывается. Такое лидерство чаще всего бывает в криминальных и других асоциальных структурах, организациях, системах отношений. Вполне очевидно, что в производственных и других общественно значимых организациях такое лидерство малоэффективно и чаще носит социально-разрушительный характер.
В психологии различают и другие разновидности лидерства (и соответственно типы лидеров):
лидерство в малой социальной группе, контактной социальной среде (производственный коллектив, студенческая группа, Школьный класс, семья и т. п.) — парное лидерство: лидер в борьбе с другими претендентами и непосредственном контактном взаимодействии с ними доказывает свое право на лидерство и добивается признания, поддержки окружающих;
— фронтальное лидерство: преподаватель и аудитория, оратор на митинге, депутат государственной думы и другого выборного органа, избираемые людьми руководители города, района, округа и т.п.;
— иерархическое лидерство: в политических партиях, профсоюзных организациях и других иерархически организованных структурах, организациях.
В зависимости от психотипических особенностей личности лидеры бывают авторитарные, командные и коллегиальные, демократические; деловые, эмоциональные и смешанные; положительные, социально-конструктивные и отрицательные, социально-деструктивные; открытые, откровенно демонстрирующие свое лидерство, и скрытые, открыто не проявляющие себя как лидеры, особенно для руководителей коллектива.
В зависимости от преобладающей направленности, ориентации деятельности лидера в коллективе выделяют три основных вида лидерства:
1) деловое, когда лидер способен организовать группу на решение значимой для нее задачи;
2) эмоциональное, связанное преимущественно с тем, что лидер налаживает необходимые взаимоотношения между членами группы, выступает своеобразным арбитром возникающих недоразумений во взаимоотношениях, сглаживает конфликтные ситуации и создает в микрогруппе необходимую нравственно-психологическую атмосферу;
3) смешанное, когда лидер совмещает обе названные выше функции. Такое лидерство чаще всего имеет место в устойчивых, длительно функционирующих микрогруппах и особенно характерно для групп с отрицательной, антиколлективистической направленностью деятельности.
Лидерство может быть положительным и отрицательным, что определяется социальной значимостью деятельности той или иной микрогруппы. В зависимости от индивидуально-психологических особенностей лидеров лидерство бывает внешне выраженным (открытым) и невыраженным (скрытым). Лидеры первого типа не скрывают своего ведущего положения в микрогруппе и действуют как бы на острие интересов группы, организуя ее деятельность, беря на себя ответственность за ее дела. Лидеры другого типа обычно о себе не заявляют открыто, незаметно для стороннего наблюдателя организуют деятельность микрогруппы, управляют ею и создают в ней соответствующую морально-психологическую атмосферу: при положительной направленности группы — укрепляющую коллективные связи и, наоборот, ослабляющую их при отрицательной направленности деятельности группы-Скрытые лидеры с коллективистической направленностью дея" тельности — хорошие помощники, союзники членов коллекти-
ва. Они обычно не привлекают к себе особого внимания окружающих.
Лидеры различаются также стилем взаимодействия с ведомыми: авторитарным или демократическим, коллегиальным, товарищеским. Характерно, что лидерам в микрогруппах с отрицательной направленностью, как правило, присущи директивность и даже авторитарность, их самоутверждение основано на доминировании над другими. В таких группах более четкие дифференциация и субординация в нравственном подчинении членов микрогруппы лидеру. Коллегиальное лидерство обычно присуще микрогруппам с нравственно-здоровой, положительной направленностью деятельности, общения.
К числу активных форм самоутверждения личности относится сотрудничество как стремление личности к паритетному, взаимоуважительному, корректному и равноправному социально-психологическому взаимодействию с окружающими, коллегами по работе. Личность с таким типом самоутверждения обычно не стремится к лидерству сама (хотя нередко имеет для этого соответствующие возможности) и не признает лидерство других членов социальной группы (за исключением официальных, формальных лидеров).
Самоутверждение специалиста в официальной, деловой и неофициальной структурах взаимоотношений в коллективе обычно взаимосвязано. Так, успешность процесса утверждения в официальной ролевой системе взаимоотношений, как правило, положительно влияет и на успешность самоутверждения в неофициальной структуре коллектива.
Последнее часто положительно сказывается на результативности официального самоутверждения личности.
В целом же стремление специалиста к самоутверждению как в официальной, деловой, так и в неофициальной системе взаимоотношений вполне объяснимо: оно связано с возможностями этих систем удовлетворять разнообразные потребности личности.
Формой пассивного самоутверждения является конформизм как приспособление, адаптация, подчинение индивида к навязываемым ему извне нормам, правилам, ценностям, готовность следовать им даже вопреки своим желаниям.
Нонконформизм как противопоставление личности социальной среде и идущим от нее воздействиям (даже вопреки здравому смыслу) выступает одной из активных форм самоутверждения. Содержание же этих форм может быть различным, и соответственно неодинакова нравственная оценка поведения человека.
Следует различать конформность (нонконформность) как особое качество личности, альтернативой которому выступает коллективизм (А. В. Петровский), и конформность (нонконформность) как возможную и при определенных условиях необходимую, осознанно избираемую индивидом форму поведения.
Например, конформное или нонконформное поведение может быть адекватным выражением соответствующего содержания личности. В таком случае и конформизм, и нонконформизм смыкаются в конечном счете с индивидуализмом. Индивидуалистическая личность в зависимости от своих особенностей и конкретных условий ведет себя в коллективе только конформно или нонконформно. Коллективистическая личность утверждается в коллективе ни конформно, ни нонконформно, поскольку коллективистические цели, устремления, требования и т.п. соответствуют ее личным. И эта же личность в другой социальной среде может проявлять себя конформно или нонконформно в зависимости от ситуации.
Профессиональное самоутверждение специалиста — это сложный диалектически развивающийся процесс его взаимодействия с контактной социальной средой, в ходе которого осуществляется разрешение ряда противоречий как внутреннего, так и внешнего порядка. К числу основных, внутренних следует отнести противоречия: между потребностью личности в самоутверждении и ее возможностями; мотивами целей самоутверждения и мотивами средств и способов их реализации; коллективистическими и лич-ностно-престижными, особенно индивидуалистическими мотивами самоутверждения личности и др.
Самоутверждение личности происходит так же, и как процесс разрешения противоречий между устремлениями к исполнению тех или иных социальных и социально-психологических ролей и соответствующими возможностями коллектива; системой ценностей личности и ценностями контактной социальной среды; устремлениями личности к самоутверждению и характером управляющего воздействия на нее руководителей и коллектива в целом; притязаниями личности и реальным местом ее в ролевой структуре коллектива, оценкой ее со стороны социальной среды и др.
Одним из факторов самоутверждения, оказывающим влияние на его характер и успешность, является авторитет.
Авторитет (в переводе с лат. — сила, власть, влияние) — одна из форм взаимоотношений. Под авторитетом понимают влияние человека (или группы людей) на окружающих и признание со стороны последних этого влияния. Авторитет есть там, где люди принимают влияние другого человека или группы, соглашаются с ним. Без авторитета невозможна никакая организация, его наличие — одно из основных условий успешного руководства людьми.
Различают авторитет руководителя, товарища, специалиста (юриста, учителя, инженера и т.п.).
Авторитет человека является результатом и выступает функцией личностных особенностей человека, групповых ожиданий, требований условий и решаемых задач. При этом ведущую роль играют индивидуальные психологические особенности человека,
степень их соответствия требованиям деятельности и ожиданиям людей.
Выделяют две взаимосвязанные стороны авторитета: объективную Ао и субъективную Д,:
Объективная сторона авторитета включает: авторитет должности — Ад, возраста — Ав, стажа работы — А^,, профессии — Апр, ученой степени — Ау,, ст, ученого звания — Ауч зв и т. п.
Ад — Ад + Ав + Aq, + А„р + Ауц ст+ Ау,, Зв---
Разновидностью, гранью объективного авторитета выступает административный, должностной, социально-статусный авторитет: авторитет политической власти, экономического присуждения и даже насилия, административного, правового влияния руководителя и т. п. При таком авторитете осуществляются отношения людей, в которых происходит, с одной стороны, воздействие чьей-либо воли, господствующей воли, а с другой — подчинение этой воле. Например, специалист подчиняется воле руководителя, ребенок — воле родителя, военнослужащий — воле командира и т. п. При таком авторитете подчинение воле другого обычно ведет к снижению меры ответственности исполнителя, сужению его инициативы, творчества, самостоятельности.
В этом отношении интерес представляет серия экспериментов, которые провел известный американский психолог профессор С. Милграм. Суть эксперимента состояла в следующем: добровольцы, согласившиеся играть роль учителя, должны были по указанию экспериментатора наказывать ученика ударом тока нарастающей силы. Целью экспериментов С. Милграма было определить, что будет, если авторитетные приказания разойдутся с призывами совести. Сколько страданий готовы причинить обыкновенные люди совершенно невинным другим людям, если подобное причинение боли является их рабочей обязанностью?
Оказалось, что участники, игравшие роль учителя, были готовы «бить» электрическим током хрипло кричащего, молящего о пощаде человека — учащегося. Никаких электрических разрядов на самом деле не было: учащийся, моливший о милосердии и освобождении, терзаемый болью, не был действительным испытуемым — это был актер, который притворялся, что страдает от шока.
Испытуемые, игравшие роль учителя, были готовы причинить Учащимся столько боли, сколько могли. Вместо того чтобы сжалиться над жертвой, около 2/3 испытуемых в эксперименте С. Милграма продолжали увеличивать напряжение (до 450 В) до тех пор, Пока исследователь не давал распоряжение закончить эксперимент. Еще большую тревогу вызывает то, что почти никто из 40
L
участвовавших в данном эксперименте испытуемых не отказался играть роль учителя, когда учащийся в первый раз начал требовать освобождения. Не сделали они этого и позднее, когда жертва стала молить о пощаде. Более того, даже тогда, когда учащийся начал отвечать на каждый электрический разряд отчаянным воплем, испытуемые-«учителя» продолжали нажимать на кнопки. Ни один из них не остановился до тех пор, пока не был послан настолько мощный электрический разряд (300 В), что жертва стала в отчаянии кричать: «Я больше не могу отвечать на вопросы!» причем даже в этом случае те, кто остановился, составляли явное меньшинство.
Полученные результаты поразили всех, кто имел отношение к данному эксперименту, в том числе самого С. Милграма. За несколько дней до начала эксперимента он попросил нескольких своих коллег, студентов-выпускников, специализирующихся в области психологии в Йенском университете (здесь проводился данный эксперимент), ознакомиться с планом исследования и попробовать угадать, сколько испытуемых-«учителей» будут, несмотря ни на что, увеличивать мощность посылаемого электрического разряда (предусматривалась возможность увеличения напряжения до 450 В) до тех пор, пока их не остановит экспериментатор. Большинство опрошенных психологов предположили, что таким образом поступят от 1 до 2 % всех испытуемых. Также были опрошены 39 психиатров. Они дали еще менее верный прогноз, согласно которому только один из тысячи испытуемых покажет свою готовность выполнить задание до конца. Следовательно, никто из специалистов не ожидал таких поразительных результатов, которые были получены.
Как можно объяснить проявленную испытуемыми жестокость? Было высказано несколько предположений: все испытуемые были мужчинами, имеющими склонность к агрессивным действиям; испытуемые не понимали, какой сильный вред, не говоря о боли, могли причинить «учащимся» столь мощные электрические разряды; испытуемые были просто моральными уродами, которые наслаждались возможностью причинить страдание. Все эти предположения не подтвердились — это показали дополнительно проведенные эксперименты. Были также проведены специальные тесты, позволяющие дать оценку личности, которые показали, что эти люди были нормальны и имели достаточно устойчивую психику. Фактически они ничем не отличались от нас с вами (подробнее см.: Майерс Д. Социальная психология. — СПб., 1997. — С. 278-292).
С. Милграм считает, что в нас глубоко укоренилось сознание необходимости повиновения авторитетам. По его мнению, в проводившихся им экспериментах решающую роль играла неспосоо ность испытуемых открыто противостоять «начальнику», одетоМУ
в лабораторную куртку, исследователю, который приказывал испытуемым выполнять задание, несмотря на сильную боль, которую они причиняли учащемуся.
С. Милграм приводит веские доказательства, подтверждающие его предположение. Очевидно, что если бы исследователь не велел продолжать эксперимент, испытуемые быстро вышли бы из игры. Они не хотели выполнять задание и мучились, видя страдания своей жертвы. Испытуемые умоляли экспериментатора позволить им остановиться. Когда же он не разрешал им этого делать, они продолжали задавать вопросы и нажимать кнопки, но при этом покрывались испариной, дрожали, бормотали слова протеста и снова молили об освобождении жертвы. Испытуемые так сильно сжимали кулаки, что их ногти впивались в ладони; они кусали губы до крови; они хватались за голову; некоторые начинали нервно смеяться. Вот что рассказывает человек, наблюдавший за ходом эксперимента: «Я видел, как вошел в лабораторию солидный бизнесмен, улыбающийся и уверенный в себе. За 20 минут он был доведен до нервного срыва. Он дрожал, заикался, постоянно дергал мочку уха и заламывал руки. Один раз он ударил себя кулаком по лбу и пробормотал: «О Боже, давайте прекратим это». И тем не менее он продолжал реагировать на каждое слово экспериментатора и безоговорочно ему повиноваться» (С. Милграм).
С. Милграм провел несколько дополнительных экспериментов и в результате получил данные, еще более убедительно свидетельствующие о верности его предположения.
По мнению С. Милграма, полученные данные свидетельствуют о наличии некоего пугающего феномена: «Это исследование показало чрезвычайно сильно выраженную готовность нормальных взрослых людей идти неизвестно как далеко, следуя указаниям авторитета». Теперь становится понятной способность правительства, представляющего собой одну из форм авторитарной власти, добиваться послушания от обычных граждан. Авторитеты оказывают на нас очень сильное давление и контролируют наше поведение. (С. Милграм начал свои изыскания, чтобы понять, как немецкие граждане могли участвовать в уничтожении миллионов невинных людей в концентрационных лагерях в годы нацистского господства. После отладки своих экспериментальных методик в Соединенных Штатах Милграм планировал отправиться с ними в Германию, жители которой, как он был уверен, весьма склонны к повиновению. Однако первый же проведенный им в Нью-Хей-вене (штат Коннектикут) эксперимент ясно показал, что он может сэкономить деньги и заниматься научными изысканиями рядом с домом. «Я обнаружил столько повиновения, — сказал С. Милграм, — что не вижу необходимости проводить этот эксперимент в Германии».)
Всякий раз, когда мы сталкиваемся с действием чрезвычайно сильного мотивирующего фактора, есть основания предполагать, что столь мощная мотивация не может не иметь соответствующей социальной базы. Широко разветвленная, признанная практически всеми социальными слоями система власти авторитетов предоставляет обществу огромные преимущества. Она дает возможность развиваться сложным структурам, регулирующим материальное производство, торговым, оборонным структурам, а также структурам социального контроля. Мы с детства приучены думать, что повиновение общепризнанным авторитетам является правильным, а неподчинение — неправильным. Эта идея красной нитью проходит в уроках, преподаваемых нам родителями, стихах, которые мы учим в школе, рассказах и песнях нашего детства, а также проводится в своде правил юридической, военной и политической систем, с которыми мы сталкиваемся, повзрослев. Мы обычно не слишком сильно страдаем из-за необходимости выполнять требования авторитетов.