Округления звука, которое следует начинать немножко раньше, чем подход к

переходным нотам.Это стирает звуковую границу между одним и другим

регистром. Надо звуки сделать такими, чтобы слушатель не ощущал этого

перехода на слух. Наша цель — иметь в верхнем регистре ту же самую виб-

рацию, тот же самый тембр и ту же красоту голоса, что и на центре. Вэтом

Верхнем регистре, который можно с полным правом назвать искусственным,

голос должен звучать полноценно,и его необходимо строить на базе той же

звучности,той же позиции, что и центр. Певец должен сохранить те ощу-

щения в отношении места звучания, что и в естественном регистре. По-

зиция звука — это, конечно, не совсем точное словов данном вопросе.

Правильнее сказать, что звук надо строить так, чтобы у слушателя созда-

лось впечатление о единой позиции у певца,то есть тот же тембр, те же звуч-

ность, красота. Об этом очень трудно рассказать словами. Даже в Италии,

когда вы заговорите о пении, у вас складывается впечатление, что все го-

ворят о пении по-разному.Однако все же какие-то общие принципы в пе-

нии сходятся. Есть определенные 4—5 законов, о которых говорят, хотя и

в разных выражениях, все. Их надо всегда соблюдать. В процессе работы,

однако, их применение сугубо конкретно у каждого ученика, что дело

очень сложное. Это зависит от таланта, от способности молодого певца,

от его комплекса качеств, необходимых для артиста-вокалиста. Даже если

голос уже сделан, в процессе учебы остается еще масса, масса элементов,

необходимых для того, чтобы иметь основание выпустить певца на сцену.

Овладеть всем необходимым комплексом данныхочень трудно.

Так, в Милане насчитывается около трех тысяч педагогов или боль-

ше. Не говоря уже о всей Италии и Америке и т.д. А поют по-настояще-

му совершенно всего 5—6 человек в мире, если говорить о самом высо-

ком уровне. Это достаточно красноречиво свидетельствует о трудности

певческой профессии, сложности вокального искусства.

— И так, еще раз вернемся к переходным нотам. Как Вы формируете

этот переход?Прикрытие Вы употребляете?

— Да, обязательно. Я считаю, что это один из законов пения.

— Как Вы его достигаете: за счет увеличения опоры, за счет

изменения формы рта или что-то у вас меняется в гортани ?

— Как Вам сказать! Это очень трудно передать словами. Легче по

казать. Верхние ноты сами по себе требуют большей активности.Чтобы спеть

даже переходные тоны, надо затратить больше усилий, чем на нотах цен

тра, то есть дыхание и опора должны быть более активны. Наша цель, что

Бы на верхних нотах это усилие уменьшилось, чтобы оно не было чрезмер

Ным. Если идти в той же манере открытого пения и наверх, тогда напряжение

будет увеличиваться,и голос дойдет до крика, а гортань—до боли. Это мо-

жет вызвать в голосовом аппарате тяжелые последствия. Поэтому необхо-

дима крытая позиция.Эту крытую позицию я понимаю, скорее, как пози-

цию, скрывающую опасность верхнего регистра, снимающую излишне

сильный напор дыхания и напряжение гортани. Повторяю: идти есте-

ственным открытым звучанием вверх очень опасно. Прикрытые звуки

снимают эту опасность потому, что они значительно более округлены, и

все строится на этой округленности. Надо следить, чтобы нота не выска-

кивала, как на открытой позиции, а чтобы она удерживалась за счет ок-

ругления. Тут принимают участие все мышцы рта, округляющие его, и,

конечно, зевок. Но ноты следует строить на той же звучности. Можно ска-

зать, что посыл звука идет чуть-чуть выше прежней позиции, больше вверх,

как бы «перепрыгивая» эту позицию. Конечно, это все по ощущению —

«как бы», «как будто». Это очень трудно передать словами. Я с этого на-

чал: если бы можно было как-либо зафиксировать и описать процесс пе-

ния!.. Нельзя, к сожалению, точно установить, что это делается так, а дру-

гое — эдак. Да и сами ощущения певца постоянно меняются.

— Какие гласные Вы предпочитаете при ходе наверх при прикрытии ?

— Лучше всего петь на «О» с элементами «У» и, конечно, то же

самое надо делать с гласным «А». Все остальные гласные должны к нему

подстраиваться. Я считаю, что обучение должно строиться на хорошо ок

ругленном гласном«А». Мне кажется, что на нем гортань имеет самую

лучшую позицию. Надо приближать все гласные к звучности округлен

ного «А», чтобы все они имели необходимые обертоны и широту звука.

Конечно, они не должны быть искажены. Например, если мы поем «А —

И», то на «И» надо искать той же мягкости и округленности, что и на

«А», и той же тембровой окраски. Таким образом мы можем сделать го

лос ровным. Что такое, в конце концов, ровный голос? Это когда все

Гласные имеют одинаковый тембр.

'

— Вы опускаете гортань в пении ?

— Это обязательно должно быть! Ятак думаю. Именно опущенная

гортань дает самую большую свободу звукообразования и самый хороший

поток воздушной струи.Она дает свободный певческий выдох.

— Вы это делаете сознательно ?

— В начале делал сознательно.Я первый год обучения занимался

только центром своего голоса от ля малой до до первой октавы. Я пел

Упражнения на гласный «А» и делал только то, чтобы опускать гортань

Вниз. Это процесс, который стоил мне определенных усилий. Но их не

Надо бояться, потому что мы должны иногда идти в некотором смысле

Наши рекомендации