Профессиональная ориентация школьников
Проф. ориентация представляет собой обоснованную систему соц.-экон-х, псих.-педагогических, медико-биоло-х, производственно-тех-х мер, направленных на оказание помощи учащимся и молодежи в профессиональном самоопределении. Система проф. ориентации вкл. в себя следующие комп-ты: проф. просвещение, проф. диагностика, проф. консультация, проф. отбор, проф. адаптация. Проф. просвещение имеет своей целью сообщение школьникам определенных знаний о социально-экономических особенностях, психофизиологических требованиях тех или иных профессий
Формирование основ экономической культуры школьников. Под формированием экономической культуры понимается выработка ясного представления об экономических закономерностях развития общества и воспитание на этой основе таких качеств личности, которые необходимы ей в производственно-экономической деятельности. Формирование экономической культуры неразрывно связано с подготовкой выпускника к жизни, труду, она становится одним из необходимых условий становления гражданской позиции личности. В целостном педагогическом процессе решается ряд задач формирования экономической культуры школьников. Важнейшими из них являются: формирование у учащихся экономического мышления; воспитание качеств характера рачительного хозяина-гражданина (бережливости, практичности, хозяйственности); овладение учащимися элементарными навыками экономического анализа, привычками экономии и расчетливости. Указанные задачи могут быть решены при соответствующей работе по формированию экономических знаний о труде и производстве, об отношениях собственности, предпринимательстве, коммерциализации и др., умений и навыков в организационно-экономической деятельности.
Экономическая культура формируется в процессе изучения практически всех учебных предметов. Но особенно большие возможности для развития экономической культуры личности, как это показано в исследованиях Ю.К.Васильева, В.К.Розова, П. А. Шемякина и др., заложены в таких предметах, как "История", "География", "Трудовое обучение", "Химия", "Биология". В учебных курсах содержится богатый арсенал экономических знаний и возможностей организации экономической деятельности учащихся. Задача здесь состоит прежде всего в том, чтобы в рамках школьных дисциплин и сложившейся практики политехнического образования, общественно полезного и производительного труда упорядочить, обновить и систематизировать экономические знания и умения, расширить сферу экономической деятельности в новых социально-экономических условиях.
В системе формирования экономической культуры используются многообразные формы и методы: беседа, рассказ, лекция, решение производственных задач, экскурсии. Большое место уделяется игровым формам проведения занятий и творческим работам в учебной и внеучебной деятельности (деловые игры, выполнение экономических расчетов, определение экономической эффективности трудовой деятельности, изобретений и т.д.).
Экономическое воспитание учащихся обогащает целостный педагогический процесс, придает ему предметно-жизненную, личностно-ориентированную направленность.
Воспитание физической культуры личности
Задачи и содержание воспитания физической культуры. Организация работы по воспитанию физической культуры учащихся направлена на решение следующих задач:
• содействие правильному физическому развитию детей, повышение их работоспособности, закаливание, охрана здоровья;
• развитие основных двигательных качеств. Способность человека к разносторонней двигательной деятельности обеспечивается гармоничным развитием всех физических качеств - силы, выносливости, ловкости и быстроты. Особенно следует сказать о выносливости. Приучая школьников преодолевать неуверенность, страх, усталость, болевые ощущения, мы тем самым воспитываем у них не только физические, но и моральные качества;
• формирование жизненно важных двигательных умений и навыков. Двигательная деятельность успешно осуществляется лишь тогда, когда человек владеет специальными знаниями, умениями и навыками. Опираясь на двигательные представления и знания, ученик получает возможность управлять своими действиями в разнообразных условиях. Двигательные умения формируются в процессе выполнения определенных движений. Среди них есть естественные двигательные действия (ходьба, бег, прыжки, метание, плавание и др.) и двигательные действия, которые редко или почти не встречаются в жизни, но имеют развивающее и воспитывающее значение (упражнения на гимнастических снарядах, акробатика и т.п.);
• воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физической культурой. В основе здорового образа жизни лежит постоянная внутренняя готовность личности к физическому самосовершенствованию. Она является результатом регулярных (в течение многих лет) занятий физическими упражнениями при положительном и активном отношении к ним самих учащихся. Как известно, природе ребенка свойственна интенсивная двигательная активность. В интересах физического воспитания необходимо организовать детскую подвижность, моторику в правильных формах, дать ей разумный выход. Интерес и удовольствие, получаемые в процессе физических упражнений, постепенно переходят в привычку систематически заниматься ими, которая затем превращается в устойчивую потребность, сохраняющуюся на долгие годы;
• приобретение необходимого минимума знаний в области гигиены и медицины, физической культуры и спорта. Школьники должны получить четкое представление о режиме дня и личной гигиене, о значении физической культуры и спорта для укрепления здоровья и поддержания высокой работоспособности, о гигиенических правилах занятий физическими упражнениями, о двигательном режиме и природных факторах закаливания, об основных приемах самоконтроля, о вреде курения и алкоголя и т.п.
Основные средства воспитания физической культуры. К основным средствам воспитания физической культуры школьников относятся физические упражнения, природные и гигиенические факторы.
Под физическими упражнениями понимаются двигательные действия, специально организованные и сознательно выполняемые в соответствии с закономерностями и задачами физического воспитания.
Существуют различные подходы к классификации физических упражнений. Наиболее распространенной является классификация, в основу которой положены исторически сложившиеся системы средств физического воспитания. Она включает в себя гимнастику, игры, туризм, спорт.
В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. Удовлетворяя естественную тягу детей и подростков к двигательной деятельности, игры вызывают коллективные переживания, чувство локтя, радость совместных усилий, содействуют укреплению дружбы и товарищества. В начальных классах школы в основном проводятся подвижные игры, в средних и старших - спортивные.
Туризм - это прогулки, экскурсии, походы и путешествия, организуемые для ознакомления учащихся с родным краем, природными, историческими и культурными памятниками нашей страны. В туристских мероприятиях школьники приобретают физическую закалку, выносливость, прикладные навыки ориентирования и передвижения в усложненной обстановке, опыт коллективной жизни и деятельности, руководства и подчинения, на практике усваивают нормы ответственного отношения к природной среде. Школьные туристские отряды участвуют в походах, соревнованиях, слетах.
В организации и проведении туристских походов (пеших, лыжных, лодочных и велосипедных) вместе с учителями физкультуры участвуют классные руководители, вожатые, родители. Они несут ответственность за дозирование физических нагрузок, соблюдение правил безопасности и охрану жизни и здоровья детей. Во время походов проводится воспитательная работа по охране природы.
В отличие от физической культуры спорт всегда связан с достижением максимальных результатов в отдельных видах физических упражнений. Для выявления спортивно-технических результатов и определения победителей проводятся соревнования. На соревнованиях, в условиях острой спортивной борьбы, повышенной ответственности за свои результаты перед коллективом, учащиеся преодолевают значительные физические и нервные нагрузки, проявляют, совершенствуют двигательные и морально-волевые качества. Младшие школьники, как правило, соревнуются по тем видам физических упражнений (спорта), которые входят в учебную программу. В средних и старших классах соревнования организуются по программам отдельных видов спорта.
В совокупности средств физического воспитания и развития школьников особая, далеко еще не осознаваемая роль принадлежит естественным силам природы (солнце, воздух, вода). В едином комплексе с физическими упражнениями они усиливают оздоровительное воздействие на учащихся. Солнечные лучи, воздух, вода должны быть по возможности неотъемлемым компонентом всех видов двигательной деятельности и, уж конечно, действенным фактором специально организованных процедур - солнечных и воздушных ванн, обтираний, обливаний.
Физическое воспитание и развитие предполагают гигиеническое обеспечение физкультурных занятий, рациональный режим учебного труда, отдыха, питания, сна и т.д., строгое соблюдение ряда санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к строительству, реконструкции, благоустройству и содержанию школьных зданий, спортивных залов, рекреационных и вспомогательных помещений (оптимальная площадь, световой и тепловой режим, регулярное проветривание, влажная уборка).
Применяемые для занятий физическими упражнениями снаряды, инвентарь и оборудование по размерам, массе и устройству должны соответствовать возрасту и полу учащихся. Школьникам, в свою очередь, необходимо выполнять некоторые нормы и правила, связанные с гигиеной быта и спортивных занятий. Сюда относятся уход за телом, горячее питание и полноценный сон, наличие спортивной обуви и одежды.
Как нормативная основа жизни и деятельности режим дня приводит затраты учебного, внеучебного и свободного времени в соответствие с гигиеническими нормами, определяет строгий распорядок и целесообразное чередование труда и отдыха. Тщательно составленный и систематически выполняемый режим дня помогает сохранить баланс между расходом и восстановлением затраченных сил, укрепляет здоровье, создает бодрое, жизнерадостное настроение, воспитывает аккуратность, точность, организованность, дисциплинированность, чувство времени, побуждает к самоконтролю.
Режим дня не может быть одинаковым для всех. Он дифференцируется в зависимости от состояния здоровья, уровня работоспособности, конкретных условий жизни и индивидуальных особенностей учащихся. Но есть ряд правил, обязательных для всех. Общими и едиными для всех учащихся должны быть такие режимные моменты, как утренняя гимнастика, туалет, учебные занятия в школе, обед, послеобеденный отдых, приготовление домашних заданий, общественная работа, пребывание на свежем воздухе, спорт, занятия по интересам, умеренное посещение зрелищных мероприятий, ужин, вечерняя прогулка, подготовка ко сну.
Воспитание физической культуры учащихся - важный и весьма сложный элемент внутришкольного управления. Оно осуществляется и направляется совместными скоординированными усилиями всего педагогического коллектива: руководителей школы, учителей, классных руководителей, органов ученического самоуправления при активной поддержке и помощи родителей.
Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, валеологическое образование, школьники, ценности, мотивация, знания, умения, навыки, физическая культура, личность.
Во всех цивилизованных странах главным богатством человека считается его здоровье. С рождения ребенок усваивает эту великую истину! Еще недавно, когда мы мыслили категориями усреднения и всеохвата, аличность в этом усреднении исчезла, мы и не думали о здоровье как о неотъемлемом праве личности и ее основном богатстве. Здоровый человек является творцом любого общества, обладает энергопреобразующим потенциалом, представляет собой источник радости, интеллектуальной и физической работоспособности.
Каждый человек, появляясь на свет, обладает генетически заложенным потенциалом здоровья, который реализуется в онтогенезе. Однако, каким бы благоприятным ни был генетический код индивида, в процессе своего развития человек постоянно взаимодействует со средой, которая может способствовать как развитию и совершенствованию имеющихся задатков, так и их угнетению, преобразованию, имеющему негативные последствия. В связи с этим актуальна проблема формирования и укрепления здоровья, концептуальные идеи которой рассматриваются в монографиях [1, 5, 7, 8] и научных статьях [2, 4].
Здоровье по сути своей должно быть первейшей потребностью человека, но удовлетворение этой потребности, доведение ее до оптимального результата носит сложный, своеобразный, часто противоречивый, опосредованный характер и не всегда приводит к необходимому результату. Эта ситуация обусловлена рядом обстоятельств, и прежде всего тем, что в нашем государстве еще не выражена в достаточной степени положительная мотивация здоровья, что в человеческой природе заложена медленная реализация обратных связей, как негативных, так и позитивных воздействий на организм человека, что здоровье в обществе, в первую очередь в силу низкой культуры, еще не заняло первого места в иерархии потребностей человека. Из этого вытекает важнейшая роль воспитания у каждого члена общества отношения к здоровью как к главной человеческой ценности, а также разработка основных положений и условий здорового образа жизни, методология их внедрения, привития и освоения людьми.
Следует отметить, что искусству быть здоровым, так же как и искусству живописи, музыки, танца и т.п., нужно учить.
Еще с древних времен важнейшую роль в формировании здоровья человека и воспитании здорового поколения играла физическая культура с присущими ей биологическими и социальными функциями, способствующая физическому и духовному развитию индивида. Однако в последние годы, когда были извращены многие жизненные приоритеты и занижена роль различных социальных институтов в воспитании личности, физическая культура оказалась не способной в полной мере обеспечить полноценное развитие ребенка, формирующее его физическое, психическое и нравственное здоровье.
В связи с этим все настойчивее ведется поиск и предпринимаются попытки создания такой системы образования, которая наряду с обеспечением необходимых условий для полноценного естественного развития ребенка способствовала бы формированию у него осознанной потребности в здоровье, пониманию основ здорового образа жизни, обеспечивала бы практическое освоение навыков сохранения и укрепления физического и психического здоровья. Особо актуальна эта проблема для общеобразовательной школы, которая нередко наносит ущерб здоровью детей: за период обучения в школе оно снижается в 4-5 раз [3] и, по прогнозам специалистов, к 2000 г. будут здоровы менее 4% выпускников.
Прежде чем раскрывать содержание вышеперечисленных подсистем, следует остановиться на выделенном на рисунке блоке, который как бы не входит в число основных составляющих валеологического образования, но без которого оно и невозможно и с которого, собственно говоря, и начинается в школе весь валеологический процесс. Речь идет о подготовке кадров.
Безусловно, только заинтересованный учитель, коллектив единомышленников, на собственном опыте познавших (или начинающих осваивать) ценности здорового образа жизни, целенаправленной работы над своим здоровьем, могут в полной мере передать валеологические знания учащимся и создать в школе здоровую среду и условия обучения. Любой человек, учитель имеет собственный опыт формирования (или разрушения) своего здоровья, который для каждого индивидуален. Поэтому для обеспечения полноценного валеологического образования учащихся необходимы грамотные педагоги, владеющие знаниями научной картины мира, философских, биологических и социальных основ здоровья, разбирающиеся в научных подходах и основах здорового образа жизни.
В связи с этим одна из первоочередных проблем валеологического образования - подготовка кадров, которая в последние годы начала осуществляться в педагогических и физкультурных вузах страны (в Санкт-Петербурге, Москве, Омске, Барнауле, Великих Луках и др.), медицинских и педагогических колледжах (в Ростове, Новосибирске, Омске), а также в системе повышения квалификации работников образования во главе с Федеральным центром валеологии (в Москве).
Возвращаясь к системе валеологического образования школьников, следует отметить, что центральным звеном в ней являетсяформирование валеологической грамотности учащихся. Этот процесс осуществляется путем передачи знаний и формирования умений и навыков сохранения и укрепления здоровья на различных учебных дисциплинах. Причем базовыми в этом направлении считаются уроки валеологии, физической культуры и ОБЖ, биологии и психологии. На данных уроках учащиеся получают знания о физическом, психическом и духовном здоровье, о строении человеческого тела, о взаимодействии человека с окружающим миром, а также осваивают необходимые умения и навыки по уходу за своим телом, управления физическим состоянием и психикой, получают навыки общения, самоконтроля и прогнозирования своего состояния, овладевают приемами защиты и правилами поведения в различных чрезвычайных ситуациях.
Формирование валеологической грамотности осуществляется в процессе изучения 'и других школьных предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов, которые позволяют более глубоко познать основные законы человеческого бытия, место человека в природе, познакомиться с традициями народной культуры, связанными со здоровьем человека и общества, свидетельствующими о бесчисленных возможностях и резервах человека, индивида, личности. Наряду с учебными формами валеологического образования большую роль играют научные общества учащихся (НОУ),
которые способствуют формированию научного понимания здорового образа жизни, привлекают учеников к исследовательской работе, глубокому познанию своего организма, собственного "Я", поиску эффективных путей конструирования своего здоровья и образа жизни. Кроме вышеперечисленных форм обучения в формировании валеологической грамотности значительное место отводится внекласнньм мероприятиям, проводимым с детьми: беседам, диспутам, играм, тренин-гам, совместным оздоровительным занятиям и т.п.
Освоение школьниками валеологических знаний, умений и навыков невозможно без ценностной мотивации личности учащихся. Иными словами, в процессе получения знаний школьники осознают здоровье как главную ценность человеческой жизни и у них формируется устойчивая мотивация: вести здоровый образ жизни и целенаправленно заниматься своим здоровьем. Однако формирование ценностной мотивации личности - процесс довольно сложный и противоречивый, на него влияют факторы развития государства и общественное мнение, технология учебно-воспитательного процесса, личности педагогов, работающих с детьми, а также состояние и ориентация семейного воспитания. Последнее - неотъемлемая часть целостной системы валеологического образования учащихся, поскольку каким бы полным и глубоким оно ни было в рамках школы, оно никогда не станет полноценным без помощи родителей, без их активного участия в этом процессе. В связи с этим особый смысл приобретает "ликбез" для родителей, осуществляемый в рамках внутри- и внешкольных лекториев, семинаров, консультаций. Повышение валеологической культуры родителей будет способствовать организации здорового образа жизни в семье, что благотворно скажется на здоровье и самих родителей и учащихся.
Помимо формирования валеологической грамотности система образования предусматривает валеологический подход к учебному процессу, под которым подразумевается системная организация следующих элементов: валеологически обоснованное расписание учебных занятий, физиологически грамотное построение и педагогически рациональная организация урока, использование активных методов обучения, обеспечение необходимых санитарно-гигиенических норм в учебных помещениях, создание благоприятной психологической атмосферы и оптимальное сочетание субъект-субъектных и объект-субъектных отношений в процессе обучения.
Неотъемлемой подсистемой валеологического образования являетсяоздоровительная работа в школе и вне ее, предполагающая реализацию практических мероприятий по сохранению и укреплению здоровья учащихся и учителей. В рамках этого направления осуществляется оздоровление детей и взрослых средствами физической культуры и спорта, профилактической медицины и гигиены, социально-психологической коррекции и реабилитации.
Таким образом, системная организация валео-логического образования, основанная на взаимосвязи его основных компонентов (подсистем), позволяет построить учебно-воспитательный процесс таким образом, что создаются реальные условия для формирования культуры здоровья всех участников обучения и воспитания: ученика, учителя, педагогического коллектива в целом и, наконец, родителей. Кроме того, в стенах школы и вне ее появляется возможность организации здоровой среды для школьников, которая, в свою очередь, сама является элементом воспитания и необходимым условием здорового образа жизни подрастающего поколения. Следовательно,результатом валеологического образования (системообра-зующим фактором) является индивидуальное здоровье ученика, представляющее собой динамический комплекс психофизиологических свойств и качеств личности, направленный на самосовершенствование и здоровый стиль жизни.
Система валеологического воспитания ведется по двум направлениям: факультативный курс по валеологии для учащихся и родительский лекторий. Для реализации программы используются разные формы и методы работы: познавательные и занимательные занятия, групповая и индивидуальная работа, групповые дискуссии, ролевое моделирование, игровая деятельность, практические занятия и т.д.
Цели:
1. Дать учащимся объективные, соответствующие возрасту, знания о здоровом, правильном образе жизни.
2. Формировать здоровые установки и навыки ответственного поведения, снижающие вероятность приобщения к вредным привычкам.
3. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
4. Познакомить родителей с валеологическим курсом и научить сохранять своё здоровье, здоровье школьника и его учителя.
Методы:
Валеологическая работа ведётся по двум направлениям:
1. Факультативный курс по валеологии для учащихся “Уроки здоровья”.
2. Родительский лекторий “Как сохранить своё здоровье, здоровье школьника и его учителя”. Факультативный курс по валеологии разработан для каждой возрастной ступени, с увеличением количества занятий в последующих классах:
- I класс – 8 занятий, по два занятия в четверть.
- II класс – 12 занятий, по три занятия в четверть.
- III класс – 16 занятий, по четыре занятия в четверть.
- IV класс – 20 занятий, по пять занятий в четверть.
Это сделано для того, чтобы по мере развития учащихся каждая тема рассматривалась всё более полно, что соответствует возрастающему объёму их знаний.
Для реализации программы используются разные формы и методы работы: познавательные и занимательные занятия, групповая и индивидуальная работа, групповые дискуссии, ролевое моделирование, игровая деятельность, практические занятия и т.д.
В реализации данной программы учителю соответствующую помощь оказывают преподаватель физкультуры, детский врач, медсестра школы, работники столовой и родители.
Курс родительского лектория разработан также для каждой возрастной категории учащихся по четыре занятия в учебный год.
Формы и методы используются различные: лекции, дискуссии, заседания “круглого стола”, практические занятия для родителей, встречи с интересными, нужными людьми.
Результаты работы.
Дети должны знать:
1. Устройство своего организма.
2. Полезные и вредные для здоровья поступки и привычки.
3. Знать самого себя и свои возможности.
4. О пользе и вреде продуктов питания.
5. О вреде табака, алкоголя, наркотических веществ.
6. О правильном использовании физических упражнений.
7. Черты характера людей, виды давления на человека, формы отказа от него, последствия вредных привычек.
Дети должны уметь:
1. Слышать и чувствовать состояние своего организма.
2. Принимать правильные решения в опасных ситуациях.
3. Находить друзей по интересам.
4. Распределять физические нагрузки правильно, соблюдать личную гигиену.
5. Организовывать правильное питание.
6. Проявлять дружбу, сопротивляться давлению, говорить “нет” в опасных ситуациях.
Важную роль в сохранении здоровья имеет здоровый образ жизни, основанный на достаточной двигательной активности, рациональном питании, правильном режиме дня, отсутствии вредных привычек.
Дети младшего возраста наиболее восприимчивы к обучающим воздействиям. Поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей основам здорового образа жизни.
Цели:
- Закладывать навыки правильного режима дня, рационального питания, негативного отношения к вредным привычкам, гигиенические навыки.
- Научить детей ответственно относиться к своему здоровью.