Принцип индивидуализации обучения
Ø построение обучения в соответствии со особенностями характера, темперамента, ума ребёнка.
Ø индивидуальный подход повышает эффективность обучения
Исследования в области дидактики легли в основу многих методик обучения дошкольников, в том числе МРР.
Связная речь – смысловое развёрнутое высказывание, обеспечивающее общен ие и взаимопонимание.
Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.
Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.
Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками. Диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью. Очень важно отметить, что для диалога типично использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, привычных, часто употребляемых и как бы прикрепленных к определенным бытовым положениям и темам разговора (Л.П.Якубинский). Речевые клише облегчают ведение диалога.
Для монолога характерны: литературная лексика; развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность; синтаксическая оформленность (развернутая система связующих элементов); связность монолога обеспечивается одним говорящим.
Связная речь может быть ситуативной и контекстной.
Ситуативная речь связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью содержания мысли в речевых формах. Она понятна только при учете той ситуации, о которой рассказывается. Говорящий широко использует жесты, мимику, указательные местоимения.
В контекстной речи в отличие от ситуативной ее содержание понятно из самого контекста. Сложность контекстной речи состоит в том, что здесь требуется построение высказывания без учета конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства.
Основные педагогические условия перестройки речи ребенка, перехода от ситуативности к контекстности:
- преодоление, снятие ситуативности во взаимоотношениях между взрослым и ребенком, постановка ребенка в такую ситуацию, когда у него возникает необходимость сообщения;
- постоянное обогащение детского опыта, расширение знаний ребенка, которые он получает не только непосредственным путем, но и опосредованным;
- ознакомление детей с литературной речью.
Функции связной речи:
- коммуникативная;
- познания;
- социальная.
Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог). Это наиболее распространенная, общедоступная и универсальная форма речевого общения воспитателя с детьми в повседневной жизни.
В первые дни пребывания детей в детском саду в младшей группе преобладают индивидуальные разговоры. Очень важно расположить ребенка к себе, заинтересовать его. Следует использовать привлекательные игрушки, яркие картинки, животных из уголка природы. Воспитатель вовлекает малышей в коллектив, приучает слушать взрослых и друг друга и постепенно переходит к разговорам с подгруппами детей. В процессе общения недопустимы молчаливое рассматривание предметов, молчаливое выполнение просьб молчаливых детей.
В средней и особенно в старших группах начинают преобладать коллективные разговоры. Дети уже умеют слушать воспитателя и товарищей не перебивая, ждать очереди высказаться; способны более длительное время слушать других и говорить сами. Разговоры их более длительны, поскольку запас знаний больше, а интересы шире. Повышаются требования к поведению детей во время разговора: они не могут прерывать разговор и уходить; должны говорить спокойно, четко, не торопясь, поочередно.
Для формирования диалогической речи также используют:
- прием словесных поручений;
- дидактические игры;
- подвижные игры;
- речевые ситуации.
Одним из эффективных методов обучения является беседа. Беседа – это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с группой детей на определенную тему.
Средством обучения монологической связной речи является рассказывание детей. В трудах Е.И.Тихеевой, Е.А.Флериной, Л.А.Пеньевской, О.И.Соловьевой, М.М.Кониной, А.М.Бородич, Э.П.Коротковой, О.С.Ушаковой и других показана роль рассказывания в развитии связности детской речи, раскрыто своеобразие использования приемов обучения разным видам монологической речи.
В дошкольном возрасте детей учат составлять различные виды монологов (описание, повествование, рассуждение) как с использованием наглядности, так и без нее. Их учат рассказывать по картине, по игрушкам и предметам, пересказывать литературные произведения, составлять творческие рассказы и рассказы из опыта.
Пересказ – это простое воспроизведение текста, близкое подлиннику
(К.Д.Ушинский).
Пересказ – это свободное творческое воспроизведение текста (А.М.Леушина).
Начиная со 2-го года жизни на занятиях по ознакомлению с художественной литературой идет подготовка детей к пересказыванию литературных произведений. Воспитатель использует вопросы, направляющие совместное пересказывание. Кроме этого используются подсказывающие вопросы (отраженный пересказ).
Теоретические основы и методика словарной работы с детьми дошкольного возраста.
Словарная работа – целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного става русского языка.
Задачи и содержание словарной работы в детском саду.
В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е.И. Тихеевой, О.С. Соловьевой, М.М. Кониной и уточнены в последующие годы.
В настоящее время принято выделять четыре основные задачи:
1. Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (название предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).