Свободное воспитание. Развитие идей свободного воспитания
Педагогическая этика
Этика – 1.обычай.2 Наука о морали.3.свод правил, которому должен следовать человек.
Педагогическая этика учителя - свод правил которым должен следовать человек, представитель той или иной профессии.
Несоблюдение педагогической этики ведет к неэффективной работе.
(1.Учитель не должен говорить ученику о его низких способностях.
2.Учитель не должен говорить плохо о родителях ребенка.
3.Учитель не должен заниматься из своего класса с учеником за деньги.
4.Учитель не должен принимать подарки от родетелей.)
15. Рудольф Штеймер. Австрия. Всесторонне развитый человек, но предпочтение отдал философии. Создал свою философию – антропософию. В первой четверти 20 в. один промышленник заинтересовался его идеям и предложил открыть школу. Идеи Штейнера: ребенок до 9 лет не является земным, он ещё помнит тот мир, откуда пришел. Ш.считал, что ребенок должен развиваться как можно естественнее. ( дом на природе, из древесины и т.д.) Контакт с натуральными материалами влияет на ребенка. Игрушки должны быть из натурального материала, неопределенные(развивает воображение).
Теория сказки:
1.не литературная
2.её надо рассказывать до конца.
3.Если ребенок просит рассказывать одну и ту же сказку, её надо рассказывать.
4.Не обсуждать сказку с ребенком.(не говорить про мораль, добро, зло)
Учителем у Ш.мог быть только тот ч-к, который знает его философию. Его школы расчитаны на детей 14-16 лет. Задача школы:социализация. Был особый предмет в школе: эвритмия. Сочетал в себе движение,пение,музыку. Этот предмет. По его мнению, приносит гармонию в сущность человека. Им нужно заниматься каждый день.
16. Мария Монтессори. (Италия)Врач, психолог, ученый, философ. Начинала работу с умстенно-отсталыми детьми. Её задачей было их социализировать(научить читать,писать, самообслуживанию).
Достигла больших успехов. Воспитывала меленьких детей(садик, нач.классы школы). Начинала с развития сенсорики. Создала свою методику адаптации детей к жизни. Её теория: педагог должен помогать, но не делать вместе. Девиз её школы: « Помоги мне сделать это самому». Её целью было сформировать: способность принять решение, способность выполнить задуманное, чувство ответственности за это. Крупный промышленник помог ей открыть школу. Но во время Второй Мировой Войны она была вынуждена уехать из страны, школу закрыли. Она продолжала работу в США. Сегодня в Голландии есть центр Монтессори, все её методики хранятся там. (её методика признана государственной). Чтобы открыть школу под её именем, надо получить разрешение, выкупить патент.
17. Авторитет. Авторитарность учителя.
Авторитарность –незаслуженная власть. Часто человек демострирует эту власть, пользуется ею. Такой учитель не всегда уважаем. Обычно такой тип педагога встречается в авторитарной школе.
Авторитет –предполагает заслуженное уважение других людей. Человек становится источником правильных мыслей, идей. Это власть на личных заслугах. Дети уважают такого педагога.
Педагогическая центрация.
-это та цель, которая направлена на все усилия педагога.
Группы педагогов по целям:
1.Конформные – центрация на непротивление большинству. Главное – не выделяться из среды коллег.
2.Эгоцентризм – центрация на себе. Человек во всех ситуациях думает о себе. Его не интересуют окружающие. Он считает, что они должны думать о нем.
3. Гуманистическая – центрация на детях (для педагога). Человек строит свою жизнь на деятельности ребенка.
4.Административная – Важно ,что говорит начальство. Пристройка снизу.
5.Методическая – центрация на предмете.
Профессиональная компетентность.
Компетентность- личное интегративное свойство, которое будет выражаться в его общении.
-способность на основании своих знаний решать педагогические задачи. База – психологическая способность к самосовершенствованию, образование. Задача: самообладане(важно для конфликтных ситуаций.)
Свободное воспитание. Развитие идей свободного воспитания.
Свободное воспитание-направление в педагогике второй половины 19-нач.20 века., отрицавшее целесообразность систем и планирование, направленное на саморазвитие ребенка в оде самостоятельных занятий.
(Теория восходит к идеям естественного воспитания Ж.Ж.Руссо. Опирается на принцип педоцентризма. Философ считал, что нельзя навязывать свою волю(мнение) ребенку, а можно организовывать лишь окр.среду, которая его воспитывала бы и обучала. Педагог не должен давать готовую «истину» ребенку, ребенок должен находить ее сам. У Ж.Ж.Руссо есть книга «Эмили,или о воспитании» там он изложил следующие мысли: недопустимость наказания, по-возможности ребенку надо давать свободу, формирование в человеке личной ответственности за свои дела, поступки.
В конце 19в. педагог Эллен Кей выпустила книгу «Век ребенка» (1899г). Она выдвинула ряд идей, которые повлияли на пед.мысль 20 столетия. Основной тезис книги – предоставить природе ребенка свободу, организовывать окружающие обстоятельства. Чтобы помогать работе природы.)
1.Александ Нилл.(Англия) Организовал школу в нач.20 века. Основная идея – эмоциональное развитие учащегося, как главной стороны эмоциональной деятельности. В школу принимались дети разных сословий. Число детей и педагогов примерно равное. Не было четкого уч.плана. Большое значение предавалось ручному труду. Обязательное посещение занятий не требовалось, за исключением еженедельного посещения психолога. Ребенок мог делать всё, что хотел ,но не мешать другим. Нилл считал, что педагог должен стать частью группы и влиять на неё силой личности. Выспускники школы демострировали высокий уровень дух.развития. Эта школа воспитывала в реб.чувство собственного достоинства. Достоинство шк.: хорошая соц.адаптация.
2.Мария Монтессори (Италия)Врач, психолог, ученый, философ. Начинала работу с умстенно-отсталыми детьми. Её задачей было их социализировать(научить читать,писать, самообслуживанию).
Достигла больших успехов. Воспитывала меленьких детей(садик, нач.классы школы). Начинала с развития сенсорики. Создала свою методику адаптации детей к жизни. Её теория: педагог должен помогать, но не делать вместе. Девиз её школы: « Помоги мне сделать это самому». Её целью было сформировать: способность принять решение, способность выполнить задуманное, чувство ответственности за это. Крупный промышленник помог ей открыть школу. Но во время Второй Мировой Войны она была вынуждена уехать из страны, школу закрыли. Она продолжала работу в США. Сегодня в Голландии есть центр Монтессори, все её методики хранятся там. (её методика признана государственной). Чтобы открыть школу под её именем, надо получить разрешение, выкупить патент.
3. Рудольф Штейнер. Австрия. Всесторонне развитый человек, но предпочтение отдал философии. Создал свою философию – антропософию. В первой четверти 20 в. один промышленник заинтересовался его идеям и предложил открыть школу. Идеи Штейнера: ребенок до 9 лет не является земным, он ещё помнит тот мир, откуда пришел. Ш.считал, что ребенок должен развиваться как можно естественнее. ( дом на природе, из древесины и т.д.) Контакт с натуральными материалами влияет на ребенка. Игрушки должны быть из натурального материала, неопределенные(развивает воображение).
Теория сказки:
1.не литературная
2.её надо рассказывать до конца.
3.Если ребенок просит рассказывать одну и ту же сказку, её надо рассказывать.
4.Не обсуждать сказку с ребенком.(не говорить про мораль, добро, зло)
Учителем у Ш.мог быть только тот ч-к, который знает его философию. Его школы расчитаны на детей 14-16 лет. Задача школы:социализация. Был особый предмет в школе: эвритмия. Сочетал в себе движение,пение,музыку. Этот предмет. По его мнению, приносит гармонию в сущность человека. Им нужно заниматься каждый день.
1. Одаренный дети. Основные черты и классификация
Одаренные дети стали интересовать взрослых со второй половины 20 века. Эти дети относятся к категории трудных детей. Одаренные дети не всегда вырастают одаренными взрслыми,это связано с тем,что од ребенок занимается под пристальным вниманием в университете, в школе, Где становятся как все.
Классификация: 1) од д могут быть в спортивных
2)художественных
3)интеллектуальных областях
Особый вид одаренности(креативность)-дети, которые способны на уникальные открытия, в будущем эти дети сильно отличаются от своих сверстников
У одаренных детей плохое физ развитие, с трудом учатся. Чаще креативность проявляется в технических науках,чем в гуманитарных( здесь можно привлечь Нику Трубину и Надю Рушеву )
Черты од д:
1. хорошая память
2. хорошая речь и прекрасный словарный запас
3. высокая требовательность к себе
4.некомфорность ( отстаивает свою точку зрения)
5. обостренное чувство справедливости
6. способность к быстрой и высокой концентрации внимания
7. последовательность в решениях. И пока не сделает,не успокоится. Стремление к совершенству
8. разносторонность интересов( сохран и у взрослых)
9. нет тоски по общению, может занять себя сам,но есть проблемы с соц адаптацией, слабое понимание др людей