Тема 2. Методология и методы

Педагогических исследований

Контролируемая самостоятельная работа

Цель контролируемой самостоятельной работы – знакомство с методологией и методами педагогических исследований, определение возможности использования их в деятельности преподавателя сферы культуры.

Вопросы и задания

1. Научно-исследовательская деятельность в педагогике, ее структура и логика.

2. Характеристика основных методов педагогического исследования: теоретических, эмпирических, экспериментальных.

3. Диалектика взаимодействия педагогической теории и практики как методологическая основа современной педагогики.

4. Выбор и обоснование методов научно-педагогического исследования в научно-исследовательской работе студента (курсовая, дипломная работы).

5. Использование методов научно-педагогического исследования в деятельности преподавателя в сфере культуры.

Формы контроля:

1) проверка рабочей тетради;

2) индивидуальный опрос с использованием тестовых заданий (см. приложение 2).

Литература

Основная

1. Введение в научное исследование: программа курса для всех пед. специальностей / М-во общ. и проф. образования Рос. Федерации, Рязанский гос. пед. ун-т; сост. Л.А.Бойкова. – Рязань, 1999. – 11 с.

2. Ительсон, Л.Б. Математические и кибернетические методы в педагогике / Л.Б.Ительсон. – М.: Просвещение, 1964. – 248 с.

3. Кумарин, В. Педагогика в пучине схоластики (методологический диагноз) / В.Кумарин. – М.: Ассоциация независимых педагогов, 1999. – 48 с.

4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / под ред. С.А.Смирнова. – М.: Academia, 2000. – 509 с.

5. Подласый, И.П. Педагогика / И.П.Подласый. – М.: Высшее образование, 2006. – 540 с.

6. Попков, В.А. Методология педагогического исследования и дидактика высшей школы / В.А.Попков [и др.]. – М.: Моск. ун-т, 2000. – 181 с.

7. Рузавин, Г.И. Методология научного исследования / Г.И.Рузавин. – М.: Юнити-Дана, 1999. – 316 с.

8. Скалова, Я. Методология и методы педагогических исследований: учеб. пособие / Я.Скалова [и др.]. – М.: Педагогика, 1989. – 219 с.

Дополнительная

1. Проблемы методологии педагогики и методики исследований / под ред. М.А.Данилова, Н.И.Болдырева. – М.: Педагогика, 1971. – 350 с.

2. Селиванова, Н.Л. Теоретико-методологические основы исследования проблем воспитания / Н.Л.Селиванова // Воспитательное пространство как объект педагогического исследования. – Калуга, 2000. – С. 5–15.

3. Сериков, В.В. Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается / В.В.Сериков. – Вып. 5. – Волгоград, 2001. – 22–30.

4. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф.Харламов. – Мн.: Універсітэцкае, 1998. – 559 с.

5. Челошкова, М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: учеб. пособие / М.Б.Челошкова. – М.: Логос, 2001. – 432 с.

Тема 3. Общие закономерности развития человека

Цель лекции – ознакомиться с общими закономерностями развития личности и определить роль в этом процессе наследственности, среды и воспитания.

Содержание лекции:

1. Процесс развития личности.

2. Наследственность и развитие.

3. Влияние среды на развитие личности.

4. Развитие и воспитание.

5. Деятельность как фактор развития.

6. Влияние культуры на развитие личности.

1. Процесс развития личности. Педагогика исследует и выявляет оптимальные условиядля всестороннего развития личностив процессе воспитания и обучения.

Развитие человека изучали многие советские и зарубежные исследователи, например:Ф.Мюллер (1821–1897) – немецкий зоолог, работал над развитием учения Ч.Дарвина, являлся одним из разработчиков биогенетического закона; Э.Геккель (1834–1919) – немецкий биолог, сторонник учения Ч.Дарвина, открыл родословное дерево животного мира, являлся одним из разработчиков биогенетического закона; З.Фрейд (1856–1939) – австрийский врач-психиатр и психолог, основатель психоанализа, разработал теорию психосексуального развития индивида в формировании характера и его патологий, где главную роль отводил переживаниям раннего детства, являлся разработчиком метода свободных ассоциаций как основы психоаналитической терапии; П.П.Блон­ский (1884–1941) – педагог, психолог, историк, философ, развил теорию трудовой народной школы, предложил генетическую теорию памяти; Л.С.Выготский (1896–1934) – психолог, разработал культурно-историческую теорию, заложил школу в советской психологии, известными являются его труды по развитию высших психических функций, мышлению, речи; С.Л.Рубинштейн (1889–1960) – психолог, философ, известны его труды по исследованию памяти, восприятия, речи, мышления, им разработаны также основы общей психологии; А.Н.Леонтьев(1903–1979) – психолог, известны его труды по генезису, биологической эволюции и общественно-истори­ческому развитию психологии;А.Р.Лурия (1902–1977) – основатель нейропсихологии, известны его труды по нарушению высших психических функций.

Исследователи установили ряд важнейших зависимостей, выражающих закономерные связи между процессом развития человека и его результатами и причинами, влияющими на них. В их трудах сформулирована общая закономерность: развитие человека детерминировано внутренними и внешними условиями. К внутренним условиям относятся физиологические и психические свойства организма. Внешние условия – это окружение человека, среда, в которой он живет и развивается.

Связь природных условий и форм человеческого развития выражает биогенетический закон, открытый Э.Геккелем и Ф.Мюллером. Согласно этому закону онтогения (индивидуальное развитие) представляет собой краткое и быстрое повторение (рекапитуляцию) филогении (развития вида).

Современная педагогика рассматривает личность как единое целое, развитие которой находится под влиянием различных факторов, биологических и социальных по своей природе.Однако в современных условиях без специально осуществляемого воспитания и обучения невозможно представить приобщение человека к жизни и деятельности.

2. Наследственность и развитие.Под наследственностью понимается передача от родителей детям различных качеств и особенностей организма. Носителем наследственности являются гены, а наука, изучающая данный процесс, называется генетикой. Генетическая наука расшифровала наследственную программу развития человека, в которой выделила две части: детерминированную и переменную. В этих частях определяется общее, что свойственно всем людям, и особенное, что делает людей непохожими.

Человек в отечественной педагогической науке рассматривается как биосоциокультурное существо. Дискуссии об источниках и факторах развития личности выявили разные точки зрения. С одной стороны, приоритет отводится социальным условиям и воспитанию, с другой – в качестве источника развития личности рассматривается наследственная программа человека. Однако для гармоничного развития личности требуется их согласованное действие.

Более того, в процессе воспитания необходимо учитывать, что большинство детей обладают хорошими природными задатками и возможностями в области интеллектуального, художественно-эстетического, морального развития, и это должно найти отражение в постоянном совершенствовании практической деятельности педагогов и воспитателей.

3. Влияние среды на развитие личности.Человек становится личностью только под влиянием общества, именно здесь происходит его социализация, т.е. духовное, социальное и психическое развитие.

Социализация представляет собой процесс и результат присвоения и активного воспроизводства личностью социального опыта, осуществляемый в общении, обучении и деятельности.

Если среда – это окружающая действительность, где происходит становление и развитие человека, то дальняя среда отождествляется с обществом, а ближняя среда – с домом, семьей, друзьями.

Овладение новыми действиями ребенок осуществляет под руководством взрослого, а затем самостоятельно. В этом заключается очень важная роль обучения и развития человека. Разница между совместной с взрослым и самостоятельной деятельностью определяет зону ближайшего развития (Л.С.Выготский). От величины этой зоны зависит обучаемость ребенка, т.е. запас развития, которым он располагает. Существуют возрастные периоды, когда обучающие воздействия педагога наилучшим образом сказываются на развитии человека.

Начиная с работ Я.А.Коменского, К.Д.Ушинского, Л.Н.Тол­стого и заканчивая идеями наших современников, в науке в этом направлении накоплен огромный опыт, который позволяет значительно увеличивать педагогическую действенность воспитательной работы.

В связи с этим важнейшей закономерностью воспитания является необходимость учета индивидуальных и возрастных особенностей личности ребенка.

В педагогике выделяют следующие социальные стадии в развитии человека: до 1-го года – раннее младенчество; до 3-х лет – младенчество; до 6-и лет – раннее детство; до 8-и лет – детство; до 11-и лет – предподростковый период; до 14-и лет – подростковый период; до 18-и лет – юношеский возраст.

Каждой возрастной группе соответствует определенный уровень физического и психического развития, социализации, который характеризует возрастные особенности. Учитель должен постоянно изучать и фиксировать особенности учебной, трудовой, игровой, спортивной деятельности своих воспитанников, уровень их умственного и физического развития, черты характера, отношение к окружающим и самому себе. На этой основе следует разрабатывать программу воспитательной работы с каждым учеником.

4. Развитие и воспитание.Воспитание – главная сила, которая способна дать обществу полноценную личность.

Без воспитания человек не может развивать и реализовывать свои природные задатки и способности. Как показывает практика, воспитание должно опираться на внутренние психолого-педагогические механизмы личностного формирования учащихся и стимулировать их стремление к саморазвитию и самосовершенствованию в учебе и поведении. В процессе самовоспитания человек активно работает над собой, осознает свои достоинства и недостатки и исправляет их.Однако к самовоспитанию человек должен быть подготовлен всей воспитательной работой семьи и школы. Самовоспитание включает умение ставить цели и задачи, выполнять их, контролировать процесс и оценивать результаты.

Отечественный педагог и психолог Л.С.Выготский обосновалзакономерность, согласно которой цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и “зоне его ближайшего развития”. Негативное влияние наследственности и неорганизованной среды на становление личности человека необходимо корректировать с помощью воспитания, эффективность которого зависит от целенаправленного, систематического и квалифицированного руководства этим процессом. Однако возможности воспитания не безграничны.

5. Деятельность как фактор развития. В педагогической теории сформулированаобщая закономерность: чем больше человек работает в определенной области, тем выше уровень егоразвития в этой области.

Усложнение содержания деятельности и привлечение уча­щихся к руководству ею, являются еще одной закономерностью воспитания.

При этом активность – это не только предпосылка развития личности, но и результат, так как цель воспитания заключается в формировании активной, инициативной, творческой личности [4, с. 10–43].

6. Влияние культуры на развитие личности. Человек живет в динамично развивающемся мире. Объективно складывающаяся ситуация требует от него соответствующих знаний, умений, навыков, качеств личности, норм поведения, которые позволяют адекватно реагировать на все изменения, ориентироваться в ситуации, уметь моделировать ее и осуществлять необходимые коррекции.

Научная общественность сегодня делает попытку выявить сущностный статус образования через рассмотрение его в контексте культуротворческих процессов. Это позволяет интерпретировать образование как средство инкультурации личности и обеспечивать включение ее в социум. Под инкультурацией сегодня понимается процесс приобщения человека к высшим ценностям мировой и национальной культуры. А социализация и инкультурация рассматриваются как самостоятельные процессы личностного развития ребенка, отличающиеся между собой содержательными характеристиками [13, с. 5–26].

Перед образованием, как и перед культурой в целом, возникает новая проблема – развитие способностей личности, умений ориентироваться и жить в меняющихся условиях. Причем сегодня кроме организованной среды (семья, учебные заведения, профессиональная деятельность), которая оказывает воспитывающее влияние на человека, процесс формирования и развития личностных качеств, адекватных динамично развивающемуся миру, в определенной мере содержит элементы, носящие стихийный характер. Решение проблемы зависит прежде всего от степени приобщения личности к высшим ценностям культуры. На второе место педагогическая общественность определяет самосовершенствование личности.

К сфере общей культуры в научной литературе относят деятельность человека, средства и механизмы ее осуществления, причем сам человек рассматривается как субъект культурного развития. С таких позиций культура представляет собой качественную характеристику, определяющую, насколько человек путем саморазвития и самосовершенствования смог подняться над своей биологической природой. Влияние культуры на человека проявляется не только в его профессиональной деятельности, но и в становлении сознательной, целенаправленной, творческой активности в обществе, которая заключается в стремлении поддержать гуманные тенденции и противостоять разрушительным.

Сегодня нет единого толкования концепции культуры. Представляется актуальным понятие “социум культуры”, предложенное В.С.Библером, так как на данном этапе культура ориентируется на общие ценности, созданные в разных культурах (античных, средневековых, западных, восточных и др.) и человек находится перед выбором своего социума, где он может осуществлять самоопределение [2, с. 278]. Рассуждая с позиции человека, поставленного в центр новых политических, экономических и социальных условий, необходимо увидеть, понять и принять характер связей личности – на уровне установления безопасных отношений с подсистемами (природой, производством, государством, населением) и на уровне взаимодействия с ними.

В современном мире, где ценность образования постоянно растет, ощущается необходимость в продуктивном использовании способности к производству нового знания. При этом усвоение материала признается лишь необходимой базой для культуротворчества. Сегодня человеку необходимы прежде всего фундаментальные знания, которые пробуждают интерес к познанию и играют роль “фильтров” для текущей информации. Кроме того, фундаментальные знания служат опорой, когда прежний опыт в новой ситуации не всегда определяет верные решения. Очень важным для становления личности, особенно личности специалиста, является усвоение способов самореализации, саморазвития и самосовершенствования, которые вместе с системным мышлением обеспечивают открытость человека для всего нового [3, с. 3–12].

В культуре отражается все, что делает человек, и то, что он собой представляет. Культуру следует рассматривать не только как результат, но и как процесс сознательной интеллектуальной деятельности, в ходе которой изменяется окружающая среда и сам человек. Она дает колоссальный воспитательный, экологический, экономический и социальный эффект. Все, что создано в ней, способствует совершенствованию человека, достижению максимальной реализации его как личности, гражданина, профессионала [4, с. 10–43; 3, с. 74].

Человек является самым великим творением природы, ее венцом, источником творческой активности и движения вперед. Но чтобы воспитать хорошего труженика, патриота, семьянина, необходим напряженный труд родителей, педагогов, всего общества. Задача педагогической общественности сегодня заключается в оказании помощи подрастающему поколению в формировании его отношения к окружающей действительности, прежде всего в развитии позитивного мышления: побудить к творчеству, заставить почувствовать любовь к жизни, к Родине, к природе, труду, людям, к себе [3, с. 74–91]. Только после того, как человек усвоит социальные нормы, культурные ценности и реализует себя, он становится полноценным членом общества. В свою очередь, задача воспитателя – ставить личность в активную позицию, вооружать ее способами деятельности и активного приложения сил, изу­чать ее своеобразие, раскрывать потенциальные возможности.

Таким образом, становление личности и ее развитие осуществляются под влиянием наследственности, общения, воспитания, обучения и деятельности. За счет развития личностных качеств человек включается в систему общественных отношений и творчески осваивает общественный опыт. В процессе развития личности формируется ее мотивационная культура – как результат социализации и воспитания. Это социальные установки личности, желания, интересы, ценностные ориентации, убеждения и т.д.

Как результат образования создается информационная культура личности, которая представляет собой систему знаний всех видов и уровней (законы, представления, понятия, учения, концепции, суждения, гипотезы, теории).

Результатом активности и деятельности в развитии личности является операционная культура, состоящая из системы умений всех видов и уровней (навыки, привычки, способы, приемы, методы, методики).

Системность личности отражает в себе закон единства, целостности, неразрывности воспитания. Только единство человека (природного, общественного, индивидуального) в его сущности, становлении и деятельности помогает целостно воспринимать окружающую действительность, приспосабливаться к меняющимся условиям жизни, вносить в них разумное, доброе, вечное. При этом необходимо понимать, что секрет выживаемости человечества скрывается в самом человеке. Целесообразно вспомнить замечание Б.М.Бим-Бада: у человечества есть только один способ действовать эффективно – это совершенствовать себя [9, с. 483–489]. Образование должно стать непрерывным процессом самосовершенствования и самообновления, причем не только для личности ребенка, но и для педагога. В этом заключается фундаментальная сущность механизма жизни и деятельности, которая представляет основу для удовлетворения своих потребностей, реализации своих способностей и овладения высшими ценностями общей и профессиональной культуры. В данном стремлении находит свое выражение великое значение феномена культуры для развития человека. Итогом такого влияния становится сформированная Я-концепция.

Вопросы и задания

1. Дайте определение понятия “развитие”.

2. Назовите, какие качества передаются от родителей детям.

3. Как влияют алкоголь и наркотики на развитие человека?

4. От чего зависит развитие способностей и интересов?

5. Какой фактор играет решающую роль в достижении высоких результатов развития?

6. Раскройте сущность понятий “инкультурация” и “культуротворчество”.

Литература

1. Абульханова, К.А. Психология и педагогика: курс лекций: учеб. пособие для студентов вузов / К.А.Абульханова [и др.]. – М.: Совершенство, 1998. – 318 c.

2. Грыгаровіч, Я.Д. Эстэтычная накіраванасць асобы студэнта: педагагічны аспект / Я.Д.Грыгаровіч. – Мн.: Бел. дзярж. ун-т культуры, 2002. – С. 261– 279.

3. Зубра, А.С. Спецификагосударственного строительства на принципах устойчивого развития общества / А.С.Зубра [и др.]. – Мн.: Право и экономика, 2007. – 360 с.

4. Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь // Праблемы выхавання. – 2000. – № 2. – С. 10–43.

5. Краткий психологический словарь / под общ. ред. А.В.Пет­ровского и М.Г.Ярошевского; ред.-сост. Л.А.Карпенко. – 2-е изд., испр. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 1998. – 505 с.

6. Левонтин, Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда / Р.Левонтин; пер. с англ. – М.: Прогресс, Универс, 1993. – 208 с.

7. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н.Леонтьев. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с.

8. Мясищев, В.Н. Структура личности и отношение человека к действиям / В.Н.Мясищев. – М.: [б. и.], 1956. – 184 с.

9. Педагогическая антропология: учеб. пособие / авт.-сост. Б.М.Бим-Бад. – М.: УРАО, 1998. – 576 с.

10. Подласый, И.П. Педагогика / И.П.Подласый. – М.: Высшее образование, 2006. – 540 с.

11. Рубинштейн, С.Л. Принципы и пути развития психологии / С.Л.Рубинштейн. – М.: АН СССР, 1959. – 354 с.

12. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А.М.Прохоров. – 4-е изд.– М.: Сов. энцикл., 1989. – 1630 с.

13. Социальная педагогика. Проблема инкультурации личности. – Мн.: Четыре четверти, 2007. – 208 с.

14. Фрейд, З. Лекции по введению в психоанализ / З.Фрейд. – М.: Апрель-Пресс; Эксмо-Пресс, 2001. – 526 с.

Вопросы, задания, педагогические ситуации

Наши рекомендации