Контроль за внеучебной воспитательной работой
Важным условием повышения_качества воспитательного процесса является правильно .организованный внутришколь-ный контроль, который.не4жзр_ывно связан с анализом и оценкой результатов воспитательной.работы, является важным источником информации, необходимой для успешного функционирования системы управления воспитательным процессом.
Основная цель контроля — обеспечить постоянное совершенствование воспитательного процесса. Важно, чтобы с такой позиции его рассматривали и те, кто контролирует, и те, кого контролируют. Контроль не должен превращаться в давление, диктат, способ выражения недоверия педагогу или ученику. Он решает следующие задачи:
— определение реального состояния воспитательной деятельности коллектива; выявление положительного опыта, пробелов в организации и результатах воспитания;
— разработка системы мероприятий, направленных на закрепление положительного и устранение недостатков;
— предупреждение негативных явлений, устранение недостатков в деятельности школьного коллектива.
Систематически и грамотно осуществляемый контроль сти-людей, имеет большое воспитывающее, разви-
вающее и организующее, значение. Повышению эффективности контроля способствует соблюдение ряда условий:
— целенаправленность, плановость, систематичность, своевременность и оперативность контроля;
— точная, объективная и всесторонняя информация о состоянии дел, глубина и обоснованность выводов, рекомендаций по контролируемым вопросам;
— охват контролем всех объектов воспитательной деятельности;
— соответствие предъявляемых требований к воспитательной работе в школе современному уровню педагогической науки;
— использование различных форм и методов контроля;
— действенность принимаемых мер по результатам контроля и распространение положительного опыта;
— высокая педагогическая культура, подготовленность, компетентность проверяющих;
— рациональное распределение обязанностей по контролю между администрацией, общественными организациями, педагогами, активом учащихся;
— выработка единых требований, согласованность лиц, осуществляющих контроль.
Важнейшее условие и путь повышения эффективности педагогического процесса — развитие демократических начал при организации контроля за воспитательной работой. Демократизация контроля предполагает прежде всего опору на положительные стороны и достижения в деятельности педагога, ученика, коллектива. Посещая урок или воспитательное мероприятие, проверяющий старается отметить интересные находки, оригинальные моменты, делая их достоянием других членов коллектива. Так, например, заместитель директора по воспитательной работе после посещения какого-либо дела, мероприятия наглядно информирует коллег об удачных воспитательных приемах и средствах, используемых классным руководителем. Это всегда побуждает дальнейшее творчество педагогов, учащихся, вызывает доверие, доброжелательный настрой к тем, кто проверяет. На недостатках, упущениях в некоторых ситуациях, может быть, и не стоит заострять внимание. Говорить о них следует в тактичной форме, как бы советуясь с организатором деятельности. Лучше всего наводящими вопросами подвести педагога, ученика к пониманию собственных недоработок, вместе с организатором, педагогом или учеником обсудить пути совершенствования деятельности и преодоления просчетов в работе.
В связи с вышеизложенным, руководителю и организатору воспитательной работы целесообразно контроль за деятельностью коллег, учащихся представлять как способ пропаганды положительного опыта, интересных педагогических приемов или оказания методической помощи.
В демократизирующейся школе идет процесс усиления методической функции контроля. Контролирующий прежде всего заботится о том, чтобы предупредить возможные ошибки в деятельности педагога. С этой целью он заранее просматривает план работы педагога по контролируемому вопросу, советует, помогает в подготовке. Правильно поступают в тех педагогических коллективах, где педагоги готовят специальные ме-
241
роприятия по заранее составленному ими самими плану. Цель этих мероприятий — освоить новые приемы, способы, средства организации воспитательного процесса и в то же время в скрытой форме осуществить контроль за деятельностью педагогов.
Важный путь демократизации — привлечение к контролю педагогов, а также учащихся и родителей. Это, с одной стороны, формирует чувство ответственности у самих членов коллектива за состояние воспитательной работы, требовательность к ее качеству, а с другой стороны, создаются наиболее благоприятные условия для изучения и внедрения лучшего опыта.
Условие эффективности контроля и путь его демократизации — это дифференцированный и индивидуальный подход, учитывающий специфические особенности и индивидуальные качества контролируемых. Способы, формы контроля выбираются с учетом индивидуальных особенностей педагогов, условий деятельности, опыта работы. Целесообразно условно выделить ряд групп по различным признакам, чтобы дифферен-цированно осуществлять контроль. Например, начинающие, опытные, высококвалифицированные в области воспитательной работы специалисты, добросовестно работающие педагоги, нуждающиеся в контроле как способе стимулирования их деятельности. Некоторые педагоги по решению коллектива могут работать на доверии. Они не устраняются от контроля, а организуют методическую помощь коллегам, участвуют в проверках, в организации контроля, что также повышает их ответственность и требовательность к себе.
Демократизация контроля предполагает расширение взаимоконтроля и самоконтроля. Этот процесс требует регулирования и методической помощи: знакомство с методикой взаимоконтроля и самоконтроля, вооружение педагогов различными схемами, позволяющими осуществлять самоанализ своей деятельности и работы коллег.
Подлинно демократический контроль предусматривает участие всех членов коллектива в его планировании, т. е. в определении объектов, содержания, видов контроля, контролирующих и контролируемых.
Один из проблемных вопросов в педагогической теории и практике управления воспитательной работой: «Что контролировать?» Существуют два подхода к определению основных направлений контроля: контроль за организацией и результатами воспитательной работы. Оба подхода не исключают, а дополняют и пронизывают друг друга. В естественном воспитательном процессе, например присутствуя на классном собра-
нии, мы можем одновременно видеть и изучать как состояние организации воспитательной работы, так и в определенной мере ее результат.
Условно также можно выделить следующие направления контроля:
1. Контроль за деятельностью педагогического коллектива по созданию системы внеучебной воспитательной работы в школе:
— за деятельностью директора школы;
— за деятельностью заместителя директора;
— за работой заместителя директора по учебно-воспитательной работе, направленной на организацию познавательной деятельности школьников во внеучебное время;
— за деятельностью организатора воспитательной работы;
— за работой руководителей кружков, секций, обществ, педагогов-консультантов органов ученического самоуправления;
— за деятельностью методических объединений классных руководителей;
— за работой школьного библиотекаря и других сотрудников школы, причастных к организации воспитательной работы.
2. Контроль за деятельностью классных руководителей.
Существуют разные точки зрения в определении содержания контроля за деятельностью классного руководителя. В зависимости от целей и задач контроль может включать разные вопросы, но в любом случае существенное значение имеют два момента: уровень педагогического мастерства классного руководителя и уровень воспитанности учащихся, развитие коллектива. Для всестороннего изучения деятельности классного руководителя можно предложить следующие вопросы:
— наличие системы воспитательной работы, обеспечивающей развитие учащихся; целенаправленность воспитательной деятельности классного руководителя;
— целесообразность и обоснованность планируемой работы;
— систематичность, всесторонность, объективность и действенность изучения учащихся и коллектива;
— работа по организации, сплочению и развитию коллектива: выдвижение общей перспективы перед учащимися, включение детей в общественную и личностно значимую совместную деятельность, создание традиций, стимулирование тврр-чества учащихся;
— работа по повышению качества знаний учащихся и воспитанию ответственного отношения к учению, развитию познавательных интересов;
— руководство развитием самодеятельных начал в коллективе: приобщение школьников к коллективному планированию, коллективному анализу итогов работы, развитие самодеятельности и инициативы учащихся в организации дел, работа с ученическим активом;
— индивидуальная работа с учащимися, создание условий для раскрытия возможностей каждого;
— правильность позиции по отношению к детским организациям и объединениям;
— взаимодействие с учителями, работающими с данным коллективом, обеспечение единства требований и действий со стороны всех педагогов;
— взаимодействие с родителями, воспитательными учреждениями;
— педагогическая и психологическая грамотность учителя, владение методикой воспитательной работы;
— этика, характер взаимоотношений с учащимися и родителями;
— ведение документации.
3. Контроль за деятельностью ученического коллектива:
— участие школьников в различных видах внеучебной деятельности, возможности для самореализации каждого ученика в школьном и первичных коллективах;
— рациональность структуры ученического коллектива, взаимодействие объединений и групп;
— развитие ученического самоуправления, организация работы по выявлению и воспитанию лидеров;
— преемственность в деятельности ученического коллектива, взаимодействие старших и младших школьников;
— взаимодействие педагогов и учащихся в воспитательном процессе и т. д.
Можно выделить следующие виды контроля:
— индивидуальный и фронтальный, охватывающий одновременно значительное число участников педагогического процесса;
— тематический и комплексный, предусматривающий одновременно контроль по ряду вопросов, например контроль за системой деятельности классного руководителя;
— текущий, периодический, итоговый;
— предварительный, цель которого зафиксировать исходное состояние вопроса или проблемы;
— предупредительный, который направлен на предупреждение возможных ошибок (например, знакомство с замыслами педагога по организации какого-либо дела).
Различают также собственно административный контроль и методический контроль. Административный контроль близок к учету деятельности и фиксирует выполнение или невыполнение работы. К данному контролю могут привлекаться педагоги и учащиеся. Он не требует специальной подготовки.
Методический контроль предполагает квалифицированный анализ, определение педагогической эффективности, целесообразности проводимой работы. Этот контроль осуществляют специалисты.
Контроль за воспитательной работой в школе организуется с помощью различных методов, в том числе рассмотренных в первом параграфе второй главы. Это изучение документации 1 (планов, отчетов, протоколов), методических материалов; непосредственное наблюдение за поведением учащихся в различных ситуациях, действиями педагогов, проведением мероприятий, дел, состоянием помещений, мебели, оформления и т.д., изучение результатов деятельности учащихся и педагогов (творческие работы в различных формах); анкетирование педагогов, учащихся, родителей; рейтинговая оценка и самооценка; беседы с детьми, родителями, учителями, представителями общественных организаций, коллективный анализ проделанной работы.
Разнообразие содержания видов и методов контроля за воспитательной работой требует четкого планирования, тщательно продуманного плана-графика внутришкольного контроля. Естественно, что глубокий и объективный контроль за всеми участниками и направлениями работы осуществлять невозможно и нецелесообразно. В основу отбора объектов контроля прежде всего должны быть положены задачи школы и план воспитательной работы. Руководство школы, педагоги также учитывают;
— современные требования, предъявляемые к содержанию и организации воспитательной работы в школе;
— анализ состояния воспитательной работы по итогам учебного года, основные достижения, недостатки, перспективы на различных направлениях деятельности школы;
— главные проблемы, над которыми работает педагогический и ученический коллектив;
I |
— опыт работы педагогов, уровень их подготовленности к воспитательной работе;
— план аттестации учителей.
Полезно включить в процесс планирования контроля всех педагогов, актив учащихся и родителей, что в дальнейшем определяет заинтересованное отношение к контролю всех участников педагогического процесса. Так, на заседании методобъ-единения классных руководителей педагоги могут обсудить следующие вопросы:
— какие участки воспитательной работы администрации необходимо взять под контроль в первую очередь;
— какие вопросы могли бы контролировать сами педагоги, актив учащихся, родительский комитет.
Каждый педагог отвечает письменно на вопросы: что необходимо проконтролировать лично у него с целью оказания методической помощи, что проконтролировать с целью изучения и обобщения опыта работы.
Организационную работу по планированию контроля проводит заместитель директора по воспитательной работе. Члены администрации, руководители общественных организаций, организаторы воспитательной работы вносят свои предложения в план контроля. Заместитель директора составляет проект плана контроля и выносит его на обсуждение администрации, а затем педколлектива.
Для организации текущего контроля составляется план на четверть, месяц, а иногда и рабочий план на неделю. Эти планы конкретизируют годовой план контроля, включая контроль за повседневной работой педагогического и ученического коллективов.
Подчеркнем, что контроль — это не самоцель, а педагогическое средство, побуждающее учителей и учащихся к самосовершенствованию, поиску, своевременному выявлению актуальных проблем и способов их решения.
Вопросы для самопроверки
1. Назовите функции педагогического совета.
2. Как обеспечить активность педагогов в процессе подготовки и проведения педсоветов?
3. Назовите основные формы методической работы с педагогами.
4. Как изучать и использовать передовой педагогический опыт воспитательной работы?
5. Назовите пути демократизации контроля за воспитательной
работой.
9A.fi
, X £ | |||
ИР | CO тН | ||
ИЩИ | 1^ гЧ | ||
6 А >| «в | |||
||= | О | ||
l | Ш >о | О» | |
о | |||
ельной pa( | itiift! с ш 5- §• | ||
S | i X — | ||
se | ё j | g '« |^ о | ||
с | |||
о | iZ q О ^ р 1 m | b- | |
S | ^ х § а ч 5 | ||
я | |||
n | ss§ | ||
f | 1*1 | <о | |
анак | 2 * в ? 8 g » 1 а | ||
ц | |||
С | 5 t О ^ I | ||
§ | = & S | ||
,^ | |||
о | i ^ | ||
S с | Si | •4" | |
m | о р | ||
« » i |§ i | со | ||
0 §=t | |||
а g | |||
li | |||
II | тН |
Заключение
Эта книга — результат многолетних поисков ученых в сотрудничестве с практическими работниками. Многие общие и частные технологии апробировались педагогами школ, получили положительную оценку специалистов в области организации воспитательного процесса.
В то же время эта книга — начало решения новых проблем, которые обозначились в процессе ее написания, оформления и осмысления полученных исследовательских материалов. __
ЛИТЕРАТУРА
Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: МГУ, 1980.
Аникеева Н. Ц. Психологический климат в коллективе. —М., 1989.
Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. — М.: МГУ, 1984.
Байбородова Л. В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе. — Ярославль: ЯГПУ, 1991.
Байбородова Л, В., Паладьев С. Л., Степанов Е. Н. Изучение эффективности воспитательной системы школы. — Псков, 1994.
Безрукова В. С. Воспитательный процесс и его организация в практике школы. — Казань, 1982.
Безрукова B.C. Педагогика. — Екатеринбург, 1996.
Бердяев Н.А. Самопознание. — Л., 1991.
Беспалъко В.П. Слагаемые педагогической технологии; — М., 1989.
Бойко В. В. Общение и взаимодействие в процессе воспитания // Советская педагогика. — 1988. — № 2. — С. 65—69.
Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. — М., 1994.
Вульфов Б. 3. Делать маленькое дело с большой любовью // Социальная работа. — 1992. — № 1. — С. 54—57.
Вульфов Б. 3., Иванов В Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учеб. пособие. — М., 1997.
Вульфов Б.З., Хозе С. Б. Педагоги и комсомольцы-школьники: творческий союз. — М., 1987.
Выготский Л. С. Вопросы психологии детской игры /'Вопросы психологии. — 1996. — № 6. — С. 38.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. — М., 1984. — Т. 3. — С. 145.
Газман О. С., Матвеев В. Ф. Педагогика в пионерском лагере. — М., 1982.
Гессен С.И. Основы педагогики. — М., 1995.
Гладких В. Г. Целеполагание в деятельности директора школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1991.
Головаха Е. И. Структура групповой деятельности: Социально-психологический анализ. — Киев: Наукова думка, 1979.
Горшкова В. В. Межсубъектные отношения в педагогическом процессе: Автореф. дис. докт. пед. наук. — СПб., 1992.
Грановская P.M., Березная И. Я. Интуиция и искусственный интеллект. — Л.: ЛГУ, 1991.
Гребенюк О. С. Педагогика индивидуальности. — Калининград, 1995.
Зеньковский В.В. Психология детства. — М., 1996.
Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. — М., 1990.
Ильина Т. В. Педагогическое планирование в образовательных учреждениях. — Ярославль, 1995.
Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения. — М., 1982.
Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! — М.: Новая школа, 1996.
Кирпичник А. Г., Ижицкий В. П. Летние объединения старшеклассников. — М.: Знание, 1984.
Комаров Э.Н., ЛитманА.Д. Мировоззрение М.К. Ганди. — М., 1969. —С. 174—175.
Кон И. С. Социология личности. — М., 1967.
Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управления школой. — М., 1986.
Концепция воспитания учащейся молодежи / Сост. А. А. Бодалев, З.А. Малькова, Л. И. Новикова, В. А. Караковский и др. /'Педагогика. — 1992. — № 3—4. — С. 11—19.
Лебедев О.Е. Теоретические основы педагогического целеполага-ния в системе образования: Автореф. дис. докт. пед. наук. — СПб., 1992.
Левин К. Топология и теория поля // История психологии (10-е — 30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. — 2-е изд. — М., 1992. С. 181—190.
ЛутошкинА.Н. Как вести за собой. — М., 1986.
М алькове кая Т.Н. Социальная активность старшеклассников. — М.: Педагогика, 1988.
Маслоу А Самоактуализация // Психология личности: Тексты. — М., 1982.
Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику: Учеб. пособие. Часть 1. — Пенза, 1994.
Наторп П. Социальная педагогика. — СПб., 1911.
Нечаев Н. Н. Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в вузе. — М., 1985.
Обозов Н.Н. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия II Психология межличностного познания / Под ред. А. А. Бодалева. — М., 1981. — С. 80—92.
Осипов П.Н. Стимулирование самовоспитания учащихся. —Казань: Карпол,1997.
Педагогика: Учеб. пособие / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М., 1995.
Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник: В 2 ч. — М., 1999.
Психология: Словарь / Под общей редакцией А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М., 1990.
Рожков М. И. Развитие самоуправления в ученических коллективах. — Казань, 1987.
Рожков М.И. Социальные пробы как фактор социализации учащихся I/ Ярославский педагогический вестник. — 1994. — № 1. — С. 16—19.
Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. — М., 1993. — Т. 1.
Сластенин В.А., Исаев И.Ф. и др. Педагогика: Учеб. пособие. — М.,1997.
Смелзер Н. Социология. — М., 1994.
Сокольников Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. — М., 1986.
Социальная адаптация учащихся. — Ярославль, 1996.
Социальная педагогика: теория, методика, опыт исследования. — Свердловск, 1989.
Сухомлинский В. А. Неотложные проблемы теории и практики воспитания /I Народное образование. — 1968. — № 10. — С. 55—56.
Сухомлинский В. А. Методика воспитания коллектива: Избр. произв.: В 5 т. — Киев, 1979. — Т1. — С. 425—668.
Таланчук Н.М. Системно-социальная концепция школьного воспитания. — Казань, 1991.
Таланчук Н. М. Воспитательная деятельность мастера производственного обучения СПТУ: Вопросы теории. — М., 1987.
Тендряков В. Ночь после выпуска // Шесть свечей. — М., 1985.
Титова Е.В. Если знать, как действовать. — М., 1993.
Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности школьников. — М., 1980.
Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. — М., 1990. — Т. 5.
Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Педагогическая антропология: Избр. пед. соч.: В 2 т. / Под ред. А.И. Пискунова, Г. С. Костюна, Д. О. Лордкинанидзе, М. Ф. Шабаевой. — М., 1974. — Т. 1. — С. 229—547.
Шадриков В.Д. Духовные способности. — М., 1996.
Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. — М., 1990.
Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И. Я. Изучение личности учащегося в ученических коллективах. — М., 1988.
Фромм Э. Бегство от свободы. — М., 1995.
Шмаков С.А. Игры учащихся — феномен культуры. — М., 1994.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОТ АВТОРОВ ............................................................................... 3
ГЛАВА 1.