Типы государственных учреждений для умственно отсталых детей 5 страница
возможности их образования в едином потоке с остальными сту-
дентами университета. Группы неслышащих и незрячих студентов
учатся сегодня и в педагогических вузах (Российском государствен-
ном педагогическом университете им. А.И.Герцена, С.-Петербург;
Московском педагогическом государственном университете и др.).
Несколько десятилетий назад был успешно проведен экспери-
мент по вузовскому образованию слепоглухих: несколько выпуск-
ников детского дома для слепоглухих (Загорск, ныне Сергиев Посад
Московской области) поступили на психологический факультет
Московского государственного университета им. М.В.Ломоносо-
ва. За эти годы один из выпускников этой группы — А.В.Суворов
стал доктором психологических наук, профессором.
Более доступна для человека с ограниченными возможностя-
ми трудоспособности система среднего профессионального обра-
зования. Здесь имеется определенный, хотя и небольшой, выбор
профессий для людей с нарушениями слуха, опорно-двигатель-
ного аппарата, зрения: технические специальности, специально-
сти, связанные с культурой и образованием.
В процессе получения профессии молодежь с ограничениями в
жизнедеятельности нуждается в специальном психолого-педаго-
гическом сопровождении. Возникает потребность в проведении
коррекционной работы, в оказании специализированной помо-
щи в освоении отдельных учебных предметов, что обусловлено
спецификой ограничения возможностей человека. Так, неслыша-
щие студенты испытывают затруднения в понимании профессио-
нального словаря, в освоении словесных моделей преподавания
учебного материала. Для оказания специальной помощи создают-
ся вспомогательные системы поддержки, в том числе основанные
на использовании современных компьютерных технологий.
В развитых странах человеку с любой формой и степенью огра-
ничения трудоспособности предоставлено право на полноценное
профессиональное образование и освоение профессий и видов
труда, минимально ограничивающих интересы инвалидов. Если
такой человек не в состоянии в силу своих возможностей участво-
вать в производительном труде, ему предоставляется возможность
занятости на уровне его способностей и интересов.
По сравнению с европейскими странами в России резко суже-
но число профессий, которые реально могут осваивать люди с
ограниченной трудоспособностью, а то, что традиционно пред-
лагается во многих специальных школах, не только не привлека-
тельно для учащихся, но и не имеет спроса на современном рын-
ке труда.
Сегодня в России официально работают только 11% от общего
числа инвалидов, хотя, исходя из данных зарубежного опыта,
можно считать, что около 2/3 от их общего числа имеют желание
и могут трудиться. Поэтому школьная система профессиональной
ориентации и начальной профессиональной подготовки перестра-
ивается, находя новые варианты и формы организации профори-
ентации и профессиональной подготовки для обеспечения выпус-
кников работой в современных рыночных условиях, осваивая обу-
чение по востребованным на рынке труда специальностям — па-
рикмахер, массажист, рабочий типографии, зубной техник, про-
граммист, рабочий подворья, флорист, сантехник, обувщик и др.
Этому способствуют новые модели организации специальных школ,
сочетающие не только образовательные, но и профориентацион-
ные структуры, имеющие подразделения для получения учащим-
ся начального профессионального образования, а иногда и их тру-
доустройства. Большой реальный вклад в развитие этого направ-
ления сделан педагогами-практиками разных городов России.
Вопросы и задания
1. Что такое индивидуальная программа реабилитации? Каковы усло-
вия и возможности ее осуществления?
2. Назовите основные группы инвалидности и охарактеризуйте сущ-
ность ограничений трудоспособности в каждом случае.
3. Охарактеризуйте процесс профориентации лиц с ограниченной
трудоспособностью — цель, задачи, содержание, организацию.
4. Каковы современные возможности и проблемы получения высшего
профессионального образования людьми с ограниченной трудоспособ-
ностью в России и какие проблемы имеются в этой области?
Литература для самостоятельной работы
Занятость и профессиональная реабилитация инвалидов / под ред.
С.Н.Кавокина. - М., 1995.
Кавокин С.Н. Профессиональная реабилитация и занятость инвали-
дов. - М, 1997.
Кантор В.З., Никитина М.И., Пенин Г.Н. Политехнические и социо-
культурные основы педагогической реабилитации лиц с нарушениями
сенсорного развития. — СПб., 2000.
Комплексная реабилитация инвалидов / под ред. Т. В.Зозули. — М., 2005.
Никулина Г.В. Проблема социально-психологической и профессиональ-
ной адаптации студентов и аспирантов с нарушенным зрением в совре-
менном вузе // Инновации в российском образовании. Специальное (кор-
рекционное) образование. — М., 1999.
Положение о профессиональной ориентации и психологической под-
держке населения в Российской Федерации: Постановление Министер-
ства труда и социального развития РФ № 1 от 26 сентября 1996 г.
Профессиональная ориентация инвалидов: учеб.-метод, пособие. — М.,
1997.
Саркисян Л.А. Состояние и концепция высшего профессионального
образования инвалидов-опорников // Инновации в российском образо-
вании. Специальное (коррекционное) образование. — М., 1999.
1.6. Социально-педагогическая помощь людям
с ограниченными возможностями жизнедеятельности
1.6.1. Структура современной отечественной системы
социально-педагогической помощи людям с ограниченными
возможностями
Процесс гуманизации отношения общества к людям с ограни-
ченными возможностями и все более расширяющаяся их интегра-
ция во все сферы социальной жизни побуждают искать эффек-
тивные формы реализации социальной помощи этой категории
населения России.
Социальная помощь — это комплекс гуманитарных услуг пред-
ставителям экономически необеспеченных, социально слабых,
психологически уязвимых слоев и групп населения в целях улуч-
шения их способности к социальному функционированию. Как
правило, она носит характер периодических и единовременных
доплат к пенсиям и пособиям, а также долговременных услуг (ме-
дицинских, психологических, правовых, педагогических, быто-
вых и др.) в целях оказания адресной поддержки наименее защи-
щенных слоев населения, ликвидации или нейтрализации крити-
ческих жизненных ситуаций, вызываемых неблагоприятными со-
циально-экономическими условиями. Социальная помощь стано-
вится составным элементом государственной системы социаль-
ной защиты наиболее уязвимых слоев населения.
На современном этапе развития российского общества в этой
системе возрастает роль социально-педагогической деятельно-
сти, направленной на поддержку инвалидов — людей с ограни-
ченными возможностями жизнедеятельности и трудоспособно-
сти.
Социально-педагогическая деятельность по их поддержке пред-
ставляет собой непрерывный педагогически целесообразно орга-
низованный процесс социального воспитания с учетом специфи-
ки развития личности человека с особыми потребностями на раз-
ных возрастных этапах, в различных слоях общества и при учас-
тии всех социальных институтов и всех субъектов воспитания и
социальной помощи.
Отклонения в развитии приводят к «выпадению» (Л.С.Выгот-
ский) таких людей из этого свойственного обществу социально и
культурно обусловленного пространства, нарушают их связь с со-
циумом, культурой как с источником и фактором развития. По-
этому организация социально-педагогической деятельности по
поддержке людей с ограниченными возможностями предусмат-
ривает построение образовательного пространства (за рамками
учебного заведения и школьного возраста), что предполагает ис-
пользование «обходных путей» (Л.С.Выготский) для достижения
социальных задач, которые в условиях нормы достигаются обще-
принятыми традиционными способами.
Социально-педагогическая деятельность имеет междисципли-
нарный характер, так как тесно связана с экономическими, по-
литическими и личностными условиями жизнедеятельности че-
ловека, с государственной социальной политикой, коммуника-
тивными возможностями индивида в сфере социальной жизни на
всех уровнях социума. Она осуществляется усилиями специалис-
тов различных профилей, но ведущая, интегрирующая роль при-
надлежит социальным педагогам.
Современная система социально-педагогической помощи лю-
дям с ограниченными возможностями обладает многопрофиль-
ной инфраструктурой. Различные ее подразделения входят в блок
практической деятельности учреждений органов образования,
здравоохранения, социальной защиты населения, культуры и
спорта, а также возникают благодаря усилиям общественных бла-
готворительных организаций, ассоциаций родителей и специали-
стов, фондов милосердия, религиозных и других негосударствен-
ных структур.
Настоящее время характеризуется становлением государствен-
но-общественной системы социально-педагогической помощи
людям с ограниченными возможностями жизнедеятельности, ко-
торая с учетом определенной специфики представлена в следую-
щих сферах:
государственный сектор — учреждения, предприятия и службы
федеральных министерств и ведомств — Министерства здравоох-
ранения и социального развития, Министерства образования и
науки, Министерства культуры и др.;
муниципальный сектор — учреждения, предприятия и службы
органов регионального и местного управления;
негосударственный сектор — учреждения, предприятия и служ-
бы, создаваемые благотворительными, религиозными и другими
общественными и негосударственными организациями.
Основным положением современной системы социально-пе-
дагогической помощи является утверждение в ее структурах и
механизмах приоритета значимости личности и семьи по отно-
шению к обществу и государству.
Заметным тормозом в координации деятельности всех субъек-
тов системы социально-педагогической помощи служит отсутствие
полноценной статистической информации о людях с ограничен-
ными возможностями, поскольку не существует единого банка
данных и продуманного механизма их учета.
Социальный педагог — сотрудник специального (коррекцион-
ного) образовательного учреждения — взаимодействует с пред-
ставителями всех социальных институтов (педагогами, психоло-
гами, врачами, социальными работниками, сотрудниками пра-
воохранительных органов, трудовыми коллективами, родителя-
ми) и другими заинтересованными лицами. Основная задача его
деятельности — оказание помощи в создании и поддержании вза-
имодействия между личностью, развивающейся в условиях недо-
статочности (физической, психической, интеллектуальной), и
обществом для обеспечения человеку независимой жизни и по-
вышения уровня социальной адаптации тех, кто нуждается в осо-
бой поддержке.
Для достижения этих целей социальный педагог устанавливает
контакт с представителями органов государственного управления,
с общественными организациями, образовательными учреждени-
ями, учреждениями здравоохранения, социальной защиты насе-
ления, муниципальными службами и иными предприятиями и
организациями, в которых необходимо представлять интересы
своих подопечных.
Содержание работы социального педагога включает следующие
направления:
- формирование в микросоциуме здоровых, воспитывающих,
гуманных отношений;
- патронаж детей, нуждающихся в социально-медицинской
помощи;
- содействие саморазвитию личности ребенка (подростка);
- оказание помощи учащимся (воспитанникам) и выпускни-
кам специальных школ в социальной адаптации и реабилитации;
- выявление и разрешение конфликтных ситуаций в межлич-
ностных отношениях;
- направление усилий на оздоровление и нормализацию отно-
шений в семье, устранение дефицита общения;
- содействие в решении личных и социальных проблем уча-
щихся (воспитанников);
- организация правового просвещения педагогов, учащихся
(воспитанников) специальных (коррекционных) учреждений,
разъяснение им их прав и обязанностей;
- представление интересов учащихся (воспитанников) от име-
ни специального (коррекционного) учреждения в органах мили-
ции или в суде;
- сотрудничество с администрацией, психологами, педагога-
ми и другими работниками специальных (коррекционных) уч-
реждений в подготовке необходимых документов для дальнейше-
го трудоустройства или учебы учащихся.
Важнейшим аспектом инновационной стратегии в организа-
ции социально-педагогической помощи людям с ограниченными
возможностями, направленной на преодоление межведомствен-
ных барьеров в деятельности государственных структур, занима-
ющихся проблемами инвалидности, является создание принци-
пиально новых форм учреждений, работающих на междисципли-
нарной основе. Это — комплексные психолого-медико-педагоги-
ческие консультации, реабилитационные и психолого-медико-
социальные центры.
Психолого-медико-педагогическая консультация представляет
собой диагностико-коррекционное межведомственное постоянно
действующее учреждение. Основные ее задачи заключаются в вы-
явлении и комплексном обследовании детей с отклонениями в
развитии, а также детей группы риска; в создании индивидуаль-
ных реабилитационных программ, рекомендаций форм обучения
и воспитания «проблемных» детей и подростков. Эта структура
разрабатывает и реализует на практике комплекс мер психолого-
медико-педагогического содействия развитию личности, социаль-
но-педагогической помощи по абилитации, реабилитации и со-
циальной адаптации людей с различными формами отклонений в
развитии психических функций, с нарушениями речи, интеллек-
та, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, с проблема-
ми в обучении, общении, поведении. Консультации работают в
сотрудничестве с органами и учреждениями образования, здра-
воохранения, социальной защиты населения, комиссиями по
делам несовершеннолетних, органами по трудоустройству, обще-
ственными организациями.
Деятельность психолого-медико-педагогических консультаций
сложна и ответственна. Лишь в редких случаях удается поставить
диагноз сразу (в основном когда речь идет о детях с резко выра-
женными недостатками сенсорной сферы, с синдромом Дауна и
некоторых других). Но даже в этих случаях индивидуальные осо-
бенности нарушенного развития возможно выявить лишь в про-
цессе длительного диагностического наблюдения, обучения. Су-
ществует опасность, что разные, сходные по внешним проявле-
ниям, отклонения в развитии могут стать причиной неверной по-
становки диагноза, особенно если специалисты не обладают не-
обходимым уровнем квалификации, проявляют поспешность и не-
внимательность. Поэтому эта деятельность регулируется рядом
обязательных для соблюдения принципов (В.Г.Петрова, И.В.Бе-
лякова):
принципом единства методологической концепции, объединяю-
щей всех ее членов, обоснованности и апробированности исполь-
зуемых методик и процедур обследования;
принципом комплексности изучения, в соответствии с которым
ребенка обследуют все необходимые для данного случая специа-
листы. Совокупность их мнений и последующее обсуждение ре-
зультатов наблюдений с принятием коллективного решения не
только дает наиболее полную и всестороннюю картину проблем-
ного развития ребенка, но и позволяет прийти к квалифициро-
ванному заключению, базирующемуся на разноаспектных диаг-
ностических данных;
принципом целостного системного изучения каждого ребенка, при
котором исследованию подвергаются все аспекты личности, все
характеристики психического, физического, социального разви-
тия и социального окружения, во всей полноте их взаимосвязей и
взаимовлияний;
принципом онтогенетического подхода, что предполагает изуче-
ние не только актуального состояния ребенка, но и всего процес-
са его формирования, включая раннее детство, биографию;
принципом детерминированного подхода, согласно которому вы-
являются первичный дефект и порождаемые им нарушения и от-
клонения в развитии вторичного и следующих порядков, их вза-
имодействия и взаимовлияния;
принципом динамического обследования, в соответствии с кото-
рым ребенка наблюдают и изучают в процессе выполнения им
многообразных видов деятельности, заданий, упражнений, при
разных уровнях оказываемой помощи, в условиях обучающего
эксперимента, когда заданные параметры и способы деятельно-
сти тщательно фиксируются, а полученные результаты не менее
тщательно анализируются;
принципом индивидуального подхода, который признает непри-
емлемым формальное подведение обследуемого под ту или иную
категорию отклонения или нарушения в развитии. У ребенка мо-
гут наблюдаться несколько своеобразно сочетающихся наруше-
ний психической деятельности, может иметься не один, а два
или несколько первичных дефектов при неодинаковой степени
выраженности, играющих разную роль в формировании своеоб-
разия развития именно этого ребенка. Поэтому в каждом случае
специалисты консультации стремятся найти свой подход, соот-
ветствующие способы и методы диагностики, вырабатывают ин-
дивидуальные рекомендации по программе дальнейшего разви-
тия и образования ребенка.
Реабилитационные центры осуществляют свою деятельность на
основе принципа комплексной помощи людям с ограниченными
возможностями жизнедеятельности.
Правовой базой создания таких центров является приказ Ми-
нистерства социальной защиты Российской Федерации от 14 де-
кабря 1994 г. № 249, утверждающий Примерное положение о реа-
билитационном центре для детей и подростков с ограниченными
возможностями — основной нормативный документ, регламен-
тирующий деятельность этих учреждений.
В соответствии с Примерным положением реабилитационный
центр создается из расчета одно учреждение на тысячу детей с
ограниченными возможностями.
Основными задачами таких учреждений являются:
- своевременное выявление и учет детей, нуждающихся в спе-
циальной помощи;
- ранняя диагностика и ранее вмешательство в ход психофизи-
ческого развития с целью снижения степени инвалидности и со-
циальной дезадаптации;
- пролонгированное изучение личности ребенка, выявление
его способностей и резервных возможностей для выбора опти-
мальной учебной программы;
- коррекция отклонений в развитии в процессе учебно-воспи-
тательной и лечебно-восстановительной работы;
- профессиональное ориентирование.
Структурная организация реабилитационного центра предпо-
лагает наличие нескольких подразделений:
отделения диагностики и разработки программ социальной ре-
абилитации — специалисты выявляют проблемы и нужды ребенка
и семьи и планируют дальнейшую работу (цели, этапы, сроки),
выбирают формы и методы взаимодействия с семьей;
отделения медико-социальной реабилитации — организует по-
этапное выполнение индивидуальных реабилитационных программ
детей и подростков в части медико-социальных и медико-кон-
сультационных мероприятий;
отделения психолого-педагогической помощи — реализует про-
граммы реабилитации средствами образования;
отделений дневного и стационарного (круглосуточного) пребыва-
ния — здесь выполняются развивающие программы для детей и
подростков с ограниченными возможностями.
Количество детей и подростков в группах обоих отделений ус-
танавливается от 5 до 10 человек.
Психолого-медико-социальные (ПМС) центры — многофункцио-
нальные учреждения, реализующие диагностические, развиваю-
щие, коррекционные и оздоровительные комплексы, располага-
ющие также творческими мастерскими и социальными служба-
ми. Важнейшим направлением деятельности таких центров явля-
ется организация процесса сопровождения ребенка (подростка,
юноши/девушки) в образовательном и социальном пространстве.
В системе Министерства здравоохранения и социального раз-
вития РФ существует сеть специальных учреждений для детей и взрос-
лых, имеющих инвалидность. Это — дома-интернаты для детей с
глубокой умственной отсталостью, детские дома для детей с тя-
желыми физическими отклонениями, специальные профессио-
нально-технические училища, дома-интернаты для престарелых
и инвалидов, психоневрологические интернаты. Помимо медицин-
ских программ реабилитации в настоящее время в этих учрежде-
ниях вводятся программы развития познавательных возможнос-
тей, трудовых и социально-бытовых навыков и умений. В частно-
сти, в московских домах-интернатах для детей с глубокой степе-
нью умственной отсталости и физическими нарушениями апро-
бируются программы по развитию навыков самообслуживания,
бытовой ориентации, формированию элементов нравственного
воспитания, основ эстетического воспитания. Однако подобная
форма социальной поддержки детей и подростков с инвалидно-
стью все же не обеспечивает оптимальных условий для их разви-
тия и полноценной социальной адаптации. Содержание ребенка
вне семьи, в условиях закрытого социума, без определенной сре-
довой и коммуникативной стимуляции приводит к обострению
патологических проявлений дефекта, становится фактором тор-
можения социального становления личности.
Опыт Псковского лечебно-педагогического центра для детей и
подростков с тяжелыми и множественными нарушениями, рабо-
тающего в режиме дневной школы, показывает, что если понимать
обучение не только как овладение навыками письма, чтения, счета,
а рассматривать его как процесс формирования у детей с глубо-
кими и множественными нарушениями жизненно необходимых
способностей, то их можно научить: познавать себя и управлять
своим физическим и психическим «Я»; обслуживать себя и прини-
мать помощь других; вступать в контакт и поддерживать его с окру-
жающими; ориентироваться в пространстве и познавать окружаю-
щий мир; участвовать в совместной созидательной деятельности.
Атмосфера домашнего уюта и присутствие родных (большин-
ство педагогов таких школ являются родителями этих детей) спо-
собствуют мотивации активной деятельности учеников.
Анализируя современную ситуацию в России в сфере социаль-
но-педагогической помощи людям с ограниченными возможно-
стями, можно выделить следующие инновационные направления
в ее стратегии:
- становление государственно-общественной системы социаль-
но-педагогической помощи (создание образовательных учрежде-
ний, социальных служб государственного и общественного сек-
торов);
- организация служб ранней диагностики и ранней помощи в
целях профилактики нарушений развития и снижения степени
инвалидности;
- совершенствование процесса социального воспитания в ус-
ловиях специальных учебно-воспитательных учреждений на осно-
ве внедрения вариативности и разноуровневости образования,
продолжения образовательного процесса за рамками специаль-
ной школы и за пределами школьного возраста в зависимости от
особенностей психофизического развития и индивидуальных воз-
можностей обучаемого;
- создание принципиально новых (межведомственных) форм
учреждений для оказания социально-педагогической помощи (по-
стоянно действующих психолого-медико-педагогических консуль-
таций, реабилитационных и медико-психолого-социальных цент-
ров и др.);
- появление опытных моделей интегрированного обучения
(включение одного ребенка или группы детей с ограниченными
возможностями в среду здоровых сверстников);
- переориентация системной организации управления воспи-
тательным процессом на основе формирования субъект-субъект-
ных отношений всех его участников (ребенок — специалист —
семья).
1.6.2. Организация системы социально-педагогической помощи
людям с ограниченными возможностями за рубежом
В западных странах система социально-педагогической помо-
щи людям с особыми потребностями построена на принципах
интеграции и нормализации и структурно организована как сфе-
ра деятельности, в которой взаимодействуют социальные служ-
бы, образовательные учреждения, общественные объединения,
семьи и частные лица.
Важным аспектом социально-педагогической деятельности яв-
ляется создание условий для поддержания семьи, в которой име-
ется человек с отклонениями в развитии. Дети и взрослые со зна-
чительными ограничениями возможностей здоровья обеспечены
целым комплексом мероприятий социально-педагогической на-
правленности, осуществляемых в условиях родной или приемной
семьи («семьи Фостера»).
В частности, в Швеции на основании существующего законо-
дательства семья, имеющая ребенка с особыми образовательны-
ми потребностями, получает право на привлечение персонально-
го ассистента, а также дополнительную материальную и меди-
цинскую помощь. В детских поликлиниках по месту жительства
проводится не только комплексное обследование детей и конт-
роль за их развитием, но и социальная диагностика окружающей
среды с привлечением специалистов соответствующих профилей.
Для каждого ребенка, начиная с раннего возраста, составляется
индивидуальная программа образования, которая включает обу-
чение родителей специфическим навыкам общения и проведения
занятий с малышом. Здесь же осуществляются различные формы
семейной терапии.
Во взрослом возрасте люди, даже имеющие значительные ог-
раничения жизнедеятельности и трудоспособности, располагают
возможностью выбора места и сферы проживания (вместе с род-
ными или самостоятельно), проходят пролонгированный курс
обучения по подготовке к независимой жизни и профориентации
в соответствии с индивидуальными возможностями.
В европейских странах действуют частные школы и социальные
службы, которые работают по собственным программам и исполь-
зуют свои методы специального обучения.
Одним из интересных примеров организации жизни людей с
тяжелыми нарушениями развития является создание на основе
концепции вальдорфской педагогики специальных поселений —
кэмпхиллских общин для проживания тех, кто нуждается в осо-
бой помощи и поддержке.
Вопросы и задания
1. Что такое социальная помощь и социально-педагогическая деятель-
ность?
2. Охарактеризуйте структуру современной социально-педагогической
помощи людям с ограниченными возможностями жизнедеятельности в
нашей стране.
3. Каковы задачи и содержание деятельности социального педагога в
работе с детьми (подростками и взрослыми), имеющими ограниченные
возможности жизнедеятельности?
4. Каковы новые направления в развитии социально-педагогической
помощи в России?
5. Охарактеризуйте организацию и содержание системы социально-
педагогической помощи людям с ограниченными возможностями жиз-
недеятельности за рубежом.
Литература для самостоятельной работы
Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Об утверждении Временного положения о порядке квотирования ра-
бочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для лиц,
нуждающихся в социальной защите: Постановление Министерства тру-
да и занятости населения РФ № 21 от 11 июня 1992 г.
Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: хре-
стоматия / сост. Л.М.Шипицына. — СПб., 1997.
О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедея-
тельности: Постановление Совета Министров — Правительства Россий-
ской Федерации № 245 от 25 марта 1993 г.
О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности
и инвалидов: Указ Президента Российской Федерации № 802 от 27 июля
1992 г.
Психолого-медико-педагогическая консультация: метод. рекоменда-
ции / науч. ред. Л.М.Шипицына. — СПб., 1999.
Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инва-
лидов, принятые Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 г.
Степашов Н.С. Состояния социально-групповых затруднений жизне-
деятельности человека. — Курск, 1996.
Шипицына Л.М. Старое и новое: социальная защита в России. — СПб.,
1997.
Глава 2
______________________
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЛЮДЕЙ
С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
2.1. Предмет и задачи сурдопедагогики
Сурдопедагогика (от лат. surdus — глухой) исторически форми-
ровалась как наука об обучении и воспитании глухих детей. В на-
стоящее время в рамках данной предметной области специальной
педагогики изучаются проблемы теории и практики образования
людей с нарушениями слуха.