Методология педагогики

Методология педагогики— система знаний об отправных положениях педагогической теории, о принципах подхода к рассмотрению педагоги­ческих явлений и методах их исследования, а также путях внедрения до­бытых знаний в практику воспитания, обучения и образования.


Теоретическая сторона методологии — установление основных педагогических закономерностей как исходных посылок научного поиска и определение миро­воззренческих позиций, т. е. установление на каких философских, науковедчес-ких, биологических и психологических идеях выстраивается педагогическое исследование, объясняются получаемые результаты и делаются выводы. Нормативная сторона методологии — изучение общих принципов подхода к педагогическим объектам, изучение системы общих и частных методов и при­емов научного педагогического исследования.

Методология педагогики - student2.ru Методология педагогики - student2.ru Методология педагогики - student2.ru Методология педагогики - student2.ru Методология педагогики - student2.ru Принцип

Личностного

Подхода

Ориентация в педагогическом процессе на лич­ность как на цель, субъект, результат и глав­ный критерий его эффективности и продук­тивности.



Методология педагогики - student2.ru Методология педагогики - student2.ru Принцип

деятельностного

Подхода

Деятельность — основа, средство и решающее условие развития личности. Педагогический процесс должен строиться на основе учета ве­дущего вида деятельности для определенной возрастной группы воспитанников и органи­зации разнообразных видов деятельности, в которой воспитанник выступает в позиции субъекта познания, общения и отношений.



Методология педагогики - student2.ru Методология педагогики - student2.ru Принцип

Системного

Подхода

Педагогический процесс рассматривается как сложная система, в которой все компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы. Такой под­ход позволяет выявлять общие системные свойства и качественные характеристики со­ставляющих систему отдельных элементов.



Методология педагогики - student2.ru Методология педагогики - student2.ru Принцип

Информационного

Подхода

Информация становится главным ресурсом научно-технического и социально-экономи­ческого развития, существенно влияет на ус­коренное развитие науки, техники и различ­ных отраслей хозяйства, играет значительную роль в процессах воспитания и образования, культурного общения между людьми, а так­же в других социальных областях; процесс воспитания и обучения является прежде все­го особым, закрепленным в культуре спосо­бом оперирования информацией.





Методология педагогики - student2.ru Методология педагогики - student2.ru Научное педагогическое исследование

Научное педагогическое исследование— процесс формирования новых педагогических знаний; вид познавательной деятельности, направленный на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания и раз­вития.

Наши рекомендации