Методология педагогики
Методология педагогики— система знаний об отправных положениях педагогической теории, о принципах подхода к рассмотрению педагогических явлений и методах их исследования, а также путях внедрения добытых знаний в практику воспитания, обучения и образования.
Теоретическая сторона методологии — установление основных педагогических закономерностей как исходных посылок научного поиска и определение мировоззренческих позиций, т. е. установление на каких философских, науковедчес-ких, биологических и психологических идеях выстраивается педагогическое исследование, объясняются получаемые результаты и делаются выводы. Нормативная сторона методологии — изучение общих принципов подхода к педагогическим объектам, изучение системы общих и частных методов и приемов научного педагогического исследования.
Принцип
Личностного
Подхода
Ориентация в педагогическом процессе на личность как на цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности и продуктивности.
Принцип
деятельностного
Подхода
Деятельность — основа, средство и решающее условие развития личности. Педагогический процесс должен строиться на основе учета ведущего вида деятельности для определенной возрастной группы воспитанников и организации разнообразных видов деятельности, в которой воспитанник выступает в позиции субъекта познания, общения и отношений.
Принцип
Системного
Подхода
Педагогический процесс рассматривается как сложная система, в которой все компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы. Такой подход позволяет выявлять общие системные свойства и качественные характеристики составляющих систему отдельных элементов.
Принцип
Информационного
Подхода
Информация становится главным ресурсом научно-технического и социально-экономического развития, существенно влияет на ускоренное развитие науки, техники и различных отраслей хозяйства, играет значительную роль в процессах воспитания и образования, культурного общения между людьми, а также в других социальных областях; процесс воспитания и обучения является прежде всего особым, закрепленным в культуре способом оперирования информацией.
Научное педагогическое исследование
Научное педагогическое исследование— процесс формирования новых педагогических знаний; вид познавательной деятельности, направленный на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.