Тест на определение уровня развития произвольной регуляции деятельности
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Российский государственный педагогический университет
Им. А. И. Герцена»
Институт педагогики и психологии
Социально-педагогическое консультирование
Социально-педагогическая диагностика
Студентки 4 курса 9СПП группы
заочной формы обучения
по направлению 050400.62 –
«Психолого-педагогическое образование»,
профиль «Психология и социальная педагогика»
Тимофеевой-Грабовской К.Д.
Преподаватель:Курагина Галина Салихьяновна
Санкт – Петербург 2015
Социально-педагогическая диагностика и консультирование
Мальчик 7 лет. Ходит в первый класс. Отказывается говорить на уроках (все время молчит). Учится успешно. Программу осваивает на ровне с классом.
Обратился за помощью к социальному педагогу классный руководитель.
Диагностика:
1) Проведена беседа с учеником: Ребенок, действительно не разговаривает. На вопросы не отвечает. Только кивает или матает головой. Спокоен. Не агрессивен.
2) Проведен сбор информации о семье: Семья полная, благополучная. Отец и мать оба работают. Семья обеспеченная. Условия быта достойные. Производят приятное впечатление.
3) Проведена беседа с родителями: Выражают искреннее негодование по поводу молчания собственного ребенка. Утверждают что дома, он контактный, и жизнерадостный. (действительно, по наблюдению дома, ребенок весел и охотно общается. На вопросы о школе отвечает: учитель по просила меня молчать и не говорить ей ничего, иначе два поставит, вот я и молчу! И буду молчать.).
4) Проведен опрос среди учеников в его классе: Плохих отзывов о мальчике нет. Отношение доминантно-положительное. ОДНАКО: О классном руководителе отзывы детей не приятные. Ее называют громкой, резкой, строгой.
5) Методика для изучения социализированности личности учащегося (разработана профессором М.И. Рожковым)
Цель: выявить уровень социальной адаптированности активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.
Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:
- 4 – всегда;
- 3 – почти всегда;
- 2 – иногда;
- 1 – очень редко;
- 0 – никогда.
- Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.
- Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
- За что бы я ни взялся – добиваюсь успеха.
- Я умею прощать людей.
- Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
- Мне хочется быть впереди других в любом деле.
- Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
- Считаю, что делать людям добро – это главное в жизни.
- Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
- Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
- Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
- Мне нравится помогать другим.
- Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
- Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
- Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
- Переживаю неприятности других, как свои.
- Стремлюсь не ссориться с товарищами.
- Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие,
- Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
- Стараюсь защищать тех, кого обижают.
Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.
Обработка полученных данных. Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности – с третьей строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) – с четвертой строчкой.
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»
Тест предназначен для диагностики сформированности нравственных представлений у младших школьников.
Учащихся просят привести примеры:
- принципиального поступка;
- зла, сделанного тебе другими;
- доброго дела, свидетелем которого ты был;
- справедливого поступка твоего знакомого;
- безвольного поступка;
- проявления безответственности и др.
Интерпретация результатов теста
Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-балльной шкале:
- 1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;
- 2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;
- 3 балла – если сформировано полное и четкое представление.
Возможно также проведение структурированной беседы на тему, например, справедливости. Детям читают рассказ о справедливом или несправедливом поступке и обсуждают его. Ребенку задают следующие вопросы: «Как называется такой поступок?», «О каком справедливом поступке ты можешь рассказать сам?» и т.д.
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо» / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б. Дерманова. – СПб., 2002. С.102-103.
Тест на определение уровня развития произвольной регуляции деятельности
Ребенку предлагается в тетради в крупную клетку нарисовать узор из геометрических фигур и условных знаков под диктовку взрослого, а затем продолжить по образцу. Вначале следует уточнить представления детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник), показать, как надо рисовать их в тетради (фигуры по размеру вписываются в одну клетку, расстояние между фигурами в ряду одна клетка), и дают возможность потренироваться. Объясняют, что в узоры будут включены крестики «+» и палочки «!».
После этого объясняют задание: «Сейчас мы будем рисовать узор из геометрических фигур, крестиков и палочек. Я буду говорить, какую фигуру надо рисовать, а вы внимательно слушайте и рисуйте их одну за другой на одной строчке. Расстояние между фигурами – одна клетка. Внимание! Рисуйте узор…» Диктуется первый узор. «Теперь продолжите этот узор самостоятельно до конца строчки».
Образцы заданий:
- квадрат, +, круг, квадрат, +, круг, квадрат, +...
- треугольник, палочка, квадрат, палочка, треугольник, палочка, квадрат, палочка и т. д.
- +, +, круг, квадрат, +, +, круг, квадрат...
Таким образом, каждый узор, выполняемый ребенком, состоит из двух частей:
- узор, выполняемый по пошаговой инструкции взрослого;
- узор, выполняемый самостоятельно.
Каждая часть узора оценивается отдельно. Результаты выполнения трех заданий по первой части и по второй части складываются.
Оценка результатов
- Узор полностью соответствует заданному – 2
- Узор похож на заданный, но есть ошибки и пропуски элементов – 1
- Задание не выполнено – 0
Выполнение узора по инструкции взрослого.
- 5-6 баллов – у ребенка достаточно сформирован навык работы по инструкции взрослого, он способен внимательно слушать педагога и точно выполнять его задания.
- 3-4 балла – недостаточно хорошо. Необходимо выяснить, почему ребенок допустил ошибки: не принял задачу взрослого; не понял, что надо делать; не настроился на работу; не захотел выполнить задание.
- 0-2 балла – низкий уровень. Дети не имеют опыта взаимодействия со взрослыми в ситуации обучения, не имеют навыка работы по пошаговой инструкции.
Самостоятельное продолжение узора позволяет определить уровень развития действий самоконтроля и самооценки, способности понимать задачу, поставленную педагогом и руководствоваться ею при самостоятельном выполнении задания. Дети 6-7 лет вторую часть задания чаще всего выполняют хуже, чем первую.
Результат
- 4-6 баллов – хороший.
- 1-2 балла – средний.
- 0 баллов – низкий.
. Гипотеза: Авторитарность учителя испугала ученика. Нарушение процесса социализации
Консультирование: Тактично объяснить суть проблемы ребенка.
Провести подробную беседу-инструктаж с родителями, о технологиях воспитания и социализации детей дошкольного возраста.
Разъяснить особенности развития детей на данном возрастном этапе.