Регулируемая ВНД перестройка функций организма, т.е. восстановление нарушенных или замещение утраченных
Компенсация имеет условно-рефлекторный характер: является результатом деятельности ЦНС. Зависит от её эволюционного развития. Высокоразвитая н.с., обладает и наиболее совершенными компенсаторными функциями. Высшей стадией проявления является формирование разносторонне развитой личности
Теория компенсации базируется на принципах рефлекторной теории Ивана Петровича Павлова
1. Принцип причинности: ответная реакция организма Ò замыкание новых временных связей в коре,
2. Принцип единства анализа и синтеза, единства деятельности периферических и корковых механизмов: который заключается в способности нервной системы выделять из комплекса средовых воздействий элементы и синтезировать их в единое целое.
3. Принцип структурности - локализация функций в специализированных центрах головного мозга.
НО: центры объединены в динамическую систему - возможны иррадиация, концентрация и взаимная индукция процессов возбуждения и торможения и образование на этой основе новых временных нервных связей.
// Т.О., компенсация - одна из функций ВНД. Включение механизмов компенсации происходит автоматически, но дальнейшее развитие - деятельность условно-рефлекторная.
АНОХИН Петр Кузьмич обосновал принципы возмещения дефекта
1. Принцип сигнализации дефекта: информация о нарушении моментально поступает в мозг, автоматически включая компенсацию.
2. Принцип прогрессивной мобилизации компенсаторных механизмов: сопротивление превышает силу нарушения
3. Принцип непрерывного обратного афферентирования компенсаторных приспособлений
4. Принцип санкционирующей афферентации:
5. Принцип относительной устойчивости компенсаторных приспособлений
Основы компенсации в РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
ú за счет использования сохранившихся анализаторов [ слухо-двигательно-тактильные связи - физиологическая основа развития высших форм познавательной деятельности.
ú Утонченность и натренированность анализаторов не являются решающим фактором компенсации. Большее значение - создание системы представлений, развитие ВПФ.
ú Компенсация через развитие мотивации деятельности и становление активной позиции по отношению к окружающему миру.
три стадии компенсации слепоты в раннем возрасте
1. связана с полисенсорным (комплексным) характером восприятия ребенка, его реакциями на комплексные раздражители. создание связей между зрительными, слуховыми, осязательными, вибрационными и другими восприятиями и движениями, пока еще очень обобщенных и генерализованных
2. с появлением, выделением и дифференциацией отдельных сигнальных признаков окружающих предметов и действий с ними. Формируется способность выделять в предметах отдельные признаки и качества. Для образования связей слов с воспринимаемыми предметами и для осуществления перехода к ведущей предметной деятельности дети используют речевое общение.
3. связана с появлением образов, представлений позволяет осуществлять творческую игру.
Компенсация в ДОШКОЛЬНОМ детстве
Основным путем компенсации - осязательная ориентировка в малом и большом пространстве (определение пространственного соотношения предметов и их частей).
Дальнейшее развитие компенсации - по пути развития и совершенствования системы представлений, дифференциации признаков представлений, умения оперировать, сравнивать в практической деятельности реально воспринимаемые с образами-представлениями._______________
На современном уровне развития теории компенсации, а также исходя из задач всестороннего развития личности слепого и слабовидящего, стоящих перед специальной школой, прежде всего следует рассматривать компенсацию слепоты и слабовидения в самом широком смысле этого слова, как возмещение, преодоление тех отклонений в развитии личности, которые провоцируются нарушениями функций зрения. Однако здесь сразу же следует подчеркнуть, что, во-первых, формирование различных структурных компонентов личности находится в неоднозначной зависимости от состояния зрительных функций, а, во-вторых, существуют такие личностные свойства, на формирование которых слепота и слабовидение и обусловленные ими вторичные дефекты влияния оказать не могут. Такая оговорка необходима как антитеза встречающимся в литературе утверждениям о глобальном влиянии дефекта на личность, о изменении всего хода развития ребенка, имеющего сенсорный дефект. В диссертации показано, что дефекты зрения, оказывая различное влияние на отдельные структурные компоненты личности, не затрагивают ее центральное ядро, поскольку оно обусловлено объективными общественными отношениями.
В зависимости от того, каким содержанием наполняется понятие компенсация, роль отдельных детерминант (социального, биологического и аномального факторов) в компенсаторном приспособлении будет различна. Исследования показывают, что при компенсации отклонений в развитии личности (например, черт характера) на первый план выступают социальные факторы, оказывающиеся в относительной независимости, от аномальных и биологических факторов. В других случаях (например, при формировании интересов) аномальный фактор, первоначально тормозящий развитие этой и других сторон личности, при педагогическом вмешательстве отступает на второй план и наряду с биологическими факторами оказывает влияние только на диапазон избирательного отношения личности аномального ребенка к среде. Иначе говоря, дефект влияет на полноту ансамбля психической деятельности, не затрагивая ее содержания, в диссертации рассматриваются такие случаи, показывающие, что между зрячими, слепыми и тем более слабовидящими при формировании личности сколько бы то ни было существенные различия отсутствуют.
В более узком и конкретном смысле компенсацию нужно рассматривать как процесс возмещения отклонений и тех сферах психики, которые в своем развитии прямо или косвенно обусловливаются дефектом зрения я зависят от его глубины, а также компенсацию самого дефекта. В этом случае эффект компенсаторного приспособления (в равных социальных условиях) зависит от аномальных и биологических, особенно типологических, особенностей, в первую очередь это относится к компенсации в сфере чувственного познания, где взаимоотношение факторов компенсаторного приспособления существенно меняется - действие социальных факторов во многом опосредуется глубиной аномалии, а проявление аномальных факторов в свою очередь зависит от типологических особенностей высшей нервной деятельности.
Разумеется, и компенсация в широком смысле, как процесс перестройки и адаптации к новый условиям жизни (при нарушении зрительной рецепции), и компенсация как возмещение отклонений, прямо или косвенно обусловленных дефектом зрения, представляют собой единый процесс, так как, с одной стороны, компенсация первичных и вторичных отклонений - важнейшее условие для формирования личности, но, с другой стороны, успешность компенсаторного приспособления зависит от уровня сформированности целого ряда личностных качеств. Последнее отчетливо проявилось в целом ряде исследований (Т.П. Головина, А.Ф. Самойлов, К.М. Украинская и др.).