Послетекстовые задания. 1. Составьте словосочетания с данными существительными по схеме прилаг

1. Составьте словосочетания с данными существительными по схеме прилаг. + сущ.: явления, состояния, деятельность, направления, мир, человек, организмы, система, контроль, действия, переживания.

2. Составьте словосочетания с данными существительными по схеме сущ. + сущ.: функция, отражение, активность, развитие, продукты, возникновение, эволюция.

3. Составьте предложения в соответствии с синтаксическими конструкциями.

кто | выделяет | что

кто | считает | что

что | объясняет | что

что | принадлежит | чему

что | является | чем

на основе чего | развивается | что

4. Составьте к тексту словарь терминов.

· Психика – это ...

· Психические процессы – это ...

· Психическое состояние – это ...

· Психические свойства – это ...

· Сознание – это ...

· Отражение – это ...

· Раздражимость – это ...

· Восприятие – это ...

· Бессознательное – это ...

5. Составьте сокращённые тексты по планам.

Сознание как высшая форма развития психики: группы психических явлений Направления, рассматривающие развитие психики План 1. Группы психических явлений: а) психические процессы; б) психические состояния; в) психические свойства. 2. Направления, рассматривающие развитие психики: а) материалистическое; б) идеалистическое. Сознание как высшая форма развития психики: зарождение и развитие сознания Бессознательное План 1. Определение сознания. 2. Стадии развития психики человека: а) отражение; б) ощущения; в) восприятие; г) элементарное мышление; д) механическая память; е) чувства, воля; ж) логическая, смысловая память. 3. Определение бессознательного. 4. Группы бессознательного: а) ошибочные действия; б) непроизвольное забывание; в) представления (сновидения, мечты).

Итоговые задания к занятиям 1–2

Задание 1.Опишите этапы развития психологии как науки.

Задание 2. Назовите предмет и задачи психологии как науки.

Задание 3. Дайте характеристику методам психологии. Какие виды наблюдения, эксперимента, опроса вы знаете?

Задание 4.Назовитевиды психического отражения, объединённые в более сложную, высшую, форму отражения – сознание. Дайте определение понятию «сознание».

Задание 5. Приведите примеры проявления бессознательного в личности человека.

Занятие 3

Психические процессы

Слова и словосочетания

Психические познавательные процессы

Восприятие

Внимание

Воображение

Память

Мышление

Речь

Первичные (исходные) сведения о мире

Ощущения

Органы чувств

Реагировать (прич. реагирующий)

Внешние влияния

Осязательные (кожные) ощущения

Вкусовые ощущения

Обонятельные ощущения

Зрительные ощущения

Слуховые ощущения

Мышечные ощущения

Ощущение равновесия

Приём и преобразование информации

Обеспечивать (прич. обеспечивающий)

Объективная реальность

Ориентировка в окружающем мире

Представления (образы)

Воспринимать (прич. воспринимавшийся)

Творить

Образы не всегда соответствуют реальности

Элементы фантазии, вымысла

Запоминание

Сохранение информации

Воспроизведение информации

Сознательный отбор информации

Игнорирование

Сосредоточенность психической деятельности

Направленность психической деятельности

Непроизвольное (пассивное) внимание

Произвольное (активное) внимание

Познавательный процесс

Мыслительная деятельность

Мыслительные действия

Мыслительные операции

Формы мышления

Выяснение скрытых свойств

Отношения объектов реального мира

Сравнение, обобщение

Абстрагирование

Классификация

Конкретизация

Анализ

Синтез

Суждение

Умозаключение

Понятие

Умственный акт

Законы логики

Эмоциональные психические процессы

Эмоции

Сопровождать (прич. сопровождаемый)

Аффекты

Страсть

Стресс

Эмоциональные состояния

Испытывать

Горе, стыд, скорбь

Психологическое напряжение

Эмоциональная перегрузка

Сознательно поставленная цель

Преодолевать (деепр. преодолевая)

Внутренние и внешние препятствия

Самоконтроль

Господствовать над своими желаниями

Служить своим желаниям

Текст занятия 3

Психические процессы

Для того чтобы жить и ориентироваться в окружающем мире, человек должен воспринимать и перерабатывать информацию. Иногда человеку приходится решать сложные задачи, извлекая из полученной информации самые нужные сведения. Для этого существуют такие психические познавательные процессы, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь.

Первичные, исходные, сведения о мире человек получает через ощущения. Роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро предоставлять человеку сведения о разнообразных свойствах окружающей среды. В зависимости от органов чувств, реагирующих на внешние влияния, выделяют ощущения осязательные (кожные), вкусовые, обонятельные, зрительные, слуховые, мышечные и ощущение равновесия.

Восприятие – сложный процесс приёма и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Восприятие, в отличие от ощущений, воссоздаёт мир в образах и позволяет человеку целостно представлять окружающие предметы и явления.

Итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (например, ощущения яркости, громкости, соленого, высоты звука, равновесия и т. п.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия, в его отличие от ощущений называется объективацией.

Психологи выделяют четыре свойства восприятия образа. Предметность – это способность человека воспринимать мир в форме отделённых друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения. Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов. Константность определяется как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине, ряду других параметров независимо от меняющихся физических условий восприятия. Категориальность человеческого восприятия проявляется в том, что оно носит обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом-понятием, относимым к определенному классу.

В процессе восприятия пространства участвуют разные органы чувств: зрение, слух, осязание и др. В восприятии величины предметов принимают участие мышцы глаз и рук (если человек ощупывает предмет), ряда других частей тела. Чем больше сокращается или расслабляется мышца, прослеживающая предмет по его контуру или поверхности, тем большим или меньшим кажется человеку и сам предмет.

Направленность движения может оцениваться по направлению перемещения объекта на поверхности сетчатки, а также отмечаться последовательностью сокращения-расслабления определенной группы мышц глаз, головы, туловища при выполнении прослеживающих движений за объектом. Скорость движения оценивается по скорости перемещения изображения предмета на сетчатке, а также по быстроте сокращения мышц, участвующих в следящих движениях.

Процесс восприятия времени часто связывают с так называемыми «биологическими часами» – точными ритмичными движениями, совершаемыми органами тела человека с определёнными интервалами времени (дыхание, движение рук и ног при ходьбе, биение сердца).

Воображение – процесс создания представлений (образов) и ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Благодаря воображению человек творит и разумно планирует свою деятельность и управляет ею. От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Виды воображения представлены в табл. 1.

Таблица 1

Виды воображения

Способ осуществления Произвольное Непроизвольное Продуктивное Репродуктивное
  Управляется поставленной целью     Контролируется частично, цель неизвестна   Порождает нечто новое, необычное, никем не придуманное     Содержит уже известное, но в изменённом виде

Память – процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Человек запоминает, воспроизводит и использует в нужный момент те знания, которые необходимы ему в данный момент.

Виды памяти:

– по виду запоминаемой, сохранённой и воспроизводимой информации:

· зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая;

· рациональная;

· эмоциональная;

– по времени хранения информации:

· кратковременная (20 – 30 секунд);

· оперативная (точно заданный срок);

· долговременная (неограниченное время);

· генетическая (передаётся и хранится в генах);

– по участию воли в процессах памяти:

· непроизвольная;

· произвольная;

– по использованию специальных средств:

· непосредственная;

· опосредствованная.

Различия памяти у людей бывают количественные и качественные. К количественным характеристикам относятся скорость, прочность, длительность, точность и объем запоминания. Качественные различия касаются как доминирования отдельных видов памяти – зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной и др., так и их функционирования.

Внимание – процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой. Внимание – сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект.

Различают два вида внимания: непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное). Непроизвольное внимание дано человеку от природы, произвольное внимание должно быть воспитано и не существует без специального обучения.

Внимание человека обладает пятью основными свойствами.

Концентрация – способность человека сосредоточивать своё внимание на объекте, отвлекаясь в данный момент от всего остального.

Устойчивость– количество времени, в течение которого человек в состоянии сохранять своё внимание на каком-либо объекте.

Переключаемость– способность человека переводить внимание с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной.

Распределение – способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполняя несколько видов деятельности.

Объем – размер информации, которую человек способен сохранять в сфере повышенного внимания.

Мышление – это высший познавательный процесс, итогом которого является не образ, а некоторая мысль, идея. Мышление дает ответ на такие вопросы, которые нельзя разрешить путем непосредственного, чувственного отражения. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные знания в новой, конкретной обстановке. Отличие мышления от других психических процессов состоит в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и с активным изменением условий, в которых эта задача задана.

Виды мышления:

1. Словесно-логическое – это такое мышление, в котором действия осуществляются в речевой форме, а материалом для них выступают понятия.

2. Образное – это мышление, в котором на первый план выступают действия с образами, а не с понятиями.

3. Практическое – мышление, в котором преобладают реальные, практические действия с материальными предметами.

В многообразных явлениях мышления различаются мыслительная деятельность, мыслительные действия, мыслительные операции, формы мышления.

Мыслительная деятельность – система мыслительных действий, направленная на решение какой-либо проблемы. Отдельные мыслительные действия связаны с решением промежуточных задач, составных частей общей проблемы.

Мыслительные действия – совокупность мыслительных операций, направленных на выявление непосредственно не данных, скрытых свойств и отношений объектов реального мира. Каждый мыслительный акт основан на системе операций.

К мыслительным операциям относятся сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация и конкретизация. Все мыслительные операции связаны с анализом и синтезом. Анализ и синтез – это две неразрывные стороны всего процесса познания (в том числе и чувственного этапа).

Продукт мыслительных действий – определенные познавательные результаты, которые выражаются в трех формах мышления. Формами мышления являются: 1) суждение; 2) умозаключение; 3) понятие. Суждение – высказывание, умственный акт, реализующий отношение говорящего к содержанию высказываемого. Умозаключение – умственное действие на основе присущих индивидуальному сознанию норм, выводов, совпадающих с правилами и законами логики. Понятие – специфический результат мышления, который основан на обобщении предметов некоторого класса, вида (например, животных, растений и т. д.) в их наиболее общих и существенных особенностях и их мысленном выделении.

Благодаря познавательным процессам человек получает сведения об окружающем мире и о себе. Однако сами по себе сведения или знания для человека не играют никакой роли, если они для него не значимы. Это связано с тем, что любая информация может иметь или не иметь эмоциональную окраску. Поэтому наряду с познавательными психическими процессами выделяют эмоциональные психические процессы. Если определенное событие или явление вызывает у человека положительные эмоции, то это благоприятно сказывается на его деятельности или состоянии, и, наоборот, отрицательные эмоции затрудняют деятельность и ухудшают состояние человека. Бывают и исключения. Например, событие, вызвавшее отрицательные эмоции, повышает активность человека, стимулирует его к преодолению возникших преград и препятствий. Подобная реакция свидетельствует о том, что для формирования поведения человека существенны не только эмоциональные, но и волевые психические процессы, которые наиболее ярко проявляются в ситуациях, связанных с принятием решений, преодолением трудностей, управлением своим поведением и др.

Эмоции – переживания человека, сопровождаемые чувствами приятного и неприятного, удовольствия и неудовольствия. У человека главная функция эмоций состоит в том, что благо­даря им мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состоянии друг друга и настраиваться на совместную деятельность и общение. К эмоциям относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы.

Настроением называют длительную эмоцию. Есть люди, которые всегда веселы, находятся в хорошем настроении, другие склонны к угнетенному состоянию, к тоске или всегда раздражены. Настроение – сложный комплекс, который частично связан с внешними переживаниями, частично основан на общем расположении организма к определенным эмоциональным состояниям, частично зависит от ощущений, исходящих из органов тела.

Аффекты – это сильно выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, кото­рый их испытывает. Это реакция, которая возникает в результа­те уже совершенного действия или поступка и выражает собой его субъективную эмоциональную окраску (испуг, большая радость, гнев, страх).

Чувства – это сложные соединения разнообразных настроений и аффектов, связанные у данного человека с различными событиями в его жизни, с людьми и предметами, с видами деятельности (горе, стыд, скорбь).

Страсть – сильное, всё подавляющее чувство, подчиняющее себе все остальные эмоции и желания. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, скон­центрированных вокруг определенного вида деятельности или пред­мета. Объектом страсти может стать человек. Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремле­ний и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели.

Стресс – состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое воз­никает у человека, когда его нервная система получает эмоциона­льную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье чело­века.

Чем более сложно организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем бога­че та гамма всевозможных эмоциональных состояний, которые оно способно переживать.

Воля – желание и способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая внутренние и внешние препятствия. Воля требует самоконтроля, умения управлять собой и господствовать над своими желаниями, а не только служить им.

Волевой акт начинается с возникновения побуждения, выражающегося в стремлении. По мере того как осознается цель, на которую оно направляется, стремление переходит в желание. Возникновение желания предполагает известный опыт, посредством которого человек узнает, какой предмет способен удовлетворить его потребность. У того, кто этого не знает, не может быть желания. Желание – это опредмеченное стремление, оно направлено на определенный предмет. Зарождение желания означает возникновение или постановку цели. Однако осознание единичной цели своего желания представляет очень невысокую ступень сознательности. Сознательный человек, приступая к действию, отдает себе отчет в том, какие последствия повлечет за собой осуществление стоящей перед ним цели, а также какие мотивы побуждают его к этому действию. В результате может обнаружиться расхождение между желанной целью и нежелательными последствиями или трудностями, с которыми в силу объективных внешних условий связана ее реализация.

Наличие у человека воли связано с наличием значимых для него целей и задач. Чем более значимы и притягательны для человека эти цели, тем сильнее будет его воля, напряженнее желание, упорнее стремление к их осуществлению. Значимой целью является для человека то, что связано с его потребностями и интересами.

Наши рекомендации