Бершадский М.Е. Способно ли личностно-ориентированное образование обеспечить подготовку к жизни в информационном обществе? // Школьные технологии.
1. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2003. – 176 с.
2. Ростопшин П. Психология и педагогика. – М.: «Издательство ПРИОР», 2000. –96 с.
3. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия»,2000. – 336 с.
4. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е.С. – Мн.: «Современное слово», 2001. – 928 с.
2. Кто может заниматься профессиональной педагогической деятельностью.
3. Что такое педагогические ценности? Какова их классификация?
4. Назовите ценности, связанные с утверждением личности в социальной и профессиональной среде, с ориентацией на саморазвитие творческой инивидуальности.
5. Приведите примеры ценностных отношений в педагогическом процессе.
Задание для самостоятельной работы:Задание: 1.Определите с чем вы согласны из списка, а с чем нет, дополните список; 2. Напишите эссе-размышление на тему: «Барьеры формирования гуманных общечеловеческих ценностей», используя ПОПС - формулу. Барьеры формирования гуманных общечеловеческих ценностей – это:1.Гипертрофия в представлениях о роли денег, вещизм, ориентация на личное материальное благополучие любой ценой);
2. Недооценка национально-культурных ценностей и переоценка, преклонение перед всем иностранным
3.Недооценка роли и значения природы (потребительское отношение)
4. Нетерпимое отношение к инакомыслящим
5.Недооценка доброты, совестливости, милосердия.
Задание 2: Подготовьте презентацию своих педагогических ценностей и оформите их в виде коллажа, памятки, мультимедиапрезентации и др. (3-5 мин.)
Задание 3: Опираясь на знание ценностных характеристик педагогической деятельности составьте «10 заповедей» педагога. Будьте готовы представить свои заповеди на занятии (3-5 мин.)Повторить:
1. Спектр профессий. Понятия «профессия» и «специальность». Классификация профессий. Профессиограмма педагога.
2.История становления образовательных учреждений — «школ» для профессиональной подготовки учителей-педагогов.
3. Современная система отечественного образования. Педагогические учебные заведения.
Рекомендации:Литература:Общие основы педагогики: учеб. Для вузов / В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров. – М.: Просвещение, 2006. – 574 с. – С.42-43Лузина Л.М. Образование как особый способ бытия ребенка //Школьные технологии. - №2, 2008. – С.3-8
УЭ 1.3. Спектр педагогических профессий.
План
1.История становления образовательных учреждений — «школ» для профессиональной подготовки учителей-педагогов.
2. Современная система отечественного образования. Педагогические учебные заведения.
3.Понятия «профессия» и «специальность». Классификация профессий.
4.Профессиограмма педагога.
Практические задания
1.Аналитическая справка. Какие типы образовательных учреждений были характерны для различных исторических периодов жизни человека, и какие из них на вас произвели наибольшее впечатление ипочему?
2.Приведите примеры профессий, относящихся к педагогическим. Докажите, что те или иные профессии имеют педагогические основы, хотя не являются собственно педагогическими. Что это за основы?
3.Из текстов художественной, публицистической, мемуарной литературы подберите отрывки, иллюстрирующие или доказывающие необходимость педагогу иметь те или иные блоки профессионально-значимых качеств личности.
4.Определите свои профессиональные склонности, ответив на двадцать вопросов теста Е. А. Климова «Тест для определения профессиональных склонностей».
5.Составьте анкету «Профессия — педагог».
Литература:
1. Андриади И.А. Основы педагогического мастерства. М., 1999, с. 3-28.
2. Основы педагогического мастерства / Под ред. И. Зязюна. М., 1989, с. 6-48.
3. Введение в педагогическую деятельность /под ред. А.С. Роботовой. М., 2000, с. 60-74.
4. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. Беседа № 2.
5. Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. М.,94. Гл.4.
6. Никитина Н., Кислинская Н. Введение в педагогическую деятельность. М.,04. Гл.2.
7. Орлов А., Агафонова А. Введение в педагогическую деятельность. М.,04. С.63 – 135.
8. Корчагина В. Педагогическое мастерство: общесоциальные требования к учителю //Школьные технологии №3. 2004.
9. Несколько рекомендаций для тех, кто стремится овладеть выразительной речью //Директор школы № 9. 2004.
УЭ 1.4. Общение как основа педагогической деятельности. Педагогическая культура.
План
1.Сущность педагогического общения.
2.Функции и средства общения.
3.Стили общения и стили педагогического руководства.
4.Педагогический такт.
5.Общение: наука и искусство.
6.Общая культура — условие профессионализма педагога.
7.Научная эрудиция, ценностные ориентации как компоненты педагогической культуры.
8.Этика и эстетика педагогического труда.
9.Педагогическое творчество и мастерство.
Практические задания
1. Аналитическая таблица. Какие стили общения и руководства были присущи учителям школы, которую вы окончили?
2.Опишите школьные ситуации, характеризующие учителей разного стиля общения и педагогического руководства.
3.Составьте рекомендации. Как, по вашему мнению, можно преодолеть авторитарность педагогического руководства в образовательных учреждениях?
4.Эссе-размышление.
-Как сказываются стили педагогического общения и руководства на результатах педагогической деятельности?
5.Общение - это наука или искусство? (свою позицию доказательно обоснуйте).
6.Заметки на полях. Какие этические нормы взаимоотношений воспитателя с детьми вы считаете наиболее значимыми?
7. Инсценируйте и обсудите проблемную педагогическую ситуацию, раскрывающую трудности в отношениях: учитель - ученик; воспитатель-детский коллектив; педагог - родители; педагог - педагог; подросток-сверстники.
Литература:
1. Сластёнин В. Педагогика. М., 2002, с. 393-419.
2. Андриади И.А. Основы педагогического мастерства. М., 1999, с. 29-76.
3. Батурина Г.И. Введение в педагогическую профессию. М., 1999, с. 135-144.
4. Лузина Л.М. Понимание как духовный опыт. Псков, 1997, с. 5-8, 48-81.
5. Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. М.,94. Гл.8.
6. Гнатюк О.Л. Основы теории коммуникации: учебное пособие / О.Л. Гнатюк. – М., КНОРУС, 2010. – 256 с. (Глава 3. Уровни, формы и виды социальной коммуникации. С.60-86; 91-98)
УЭ.1.5. Библиотека – центр информационной культуры студента. Источники педагогических идей. Современная педагогическая публицистика, научная и художественная литература
План
1.Источники педагогических идей.
2.Современная педагогическая публицистика, научная и художественная литература как источник педагогического образования.
Практические задания:
1.Поработайте со следующими педагогическими изданиями так, чтобы заинтересовать ими группу с позиций совершенствования педагогического мастерства.
-Журнал «Классный руководитель»
- Журнал «Воспитание школьников».
- Журнал «Народное образование»
- Журнал «Современные образовательные технологии»
- Журнал «Школьные технологии»
- Журнал «Образование и общество»
- Газета «Первое сентября»
- «Учительская газета»
2.Сочинение –эссе.
-Могут ли детективы (фантастика, «дамские» романы, эстрадные выступления, газетные публикации…) быть источником в педагогическом образовании?
- Зачем педагогу хобби? Обоснуйте свою позицию.
Литература: