Урок-игра «клуб знатоков»

Форма игровая, доставляющая ученикам радость. Идея, как ясно уже по названию, заимствована у популяр­ной телепередачи, но конкретное воплощение ее на уроке требует некоторой коррекции. Необходимо, чтобы на уроке работал весь класс, а не "шестерка знатоков", развлекаю­щая пассивных зрителей, поэтому на "шестерки", полные или неполные, делятся все ученики. Игровые столы рас­ставляются по кругу, по количеству групп; один стол, глав­ный - в центре. На главном столе - конверты с вопросами и волчок. Команда, начинающая за главным столом пер­вой, определяется по желанию или по жребию, но она ус- J тупит свое место другой, если та даст верный ответ рань­ше, до истечения положенной на обсуждение минуты. Победные очки засчитываются всем командам, давшим вер­ные ответы.

Команды занимают места. Запускается волчок, указанный его стрелкой конверт вскрывается, вопрос зачитыва­ется или, если есть возможность, проецируется на экран через кодоскоп. Переворачиваются песочные часы (одного из учеников можно выбрать "хранителем времени" - он будет следить за ними), идет минута обсуждения. Вот в одной из "боковых", резервных команд на 30-й секунде ка­питан поднял руку - есть ответ! Учитель подходит - ему или ^отвечают шепотом, или пишут краткий ответ на лис- \ точке. Еще через 10 секунд так же принимается ответ еще одной команды. Но вот минута истекла, команда, играющая за главным столом, дает ответ вслух. Если он верен, она остается за столом, причем по очку получает и она, и все остальные, ответившие правильно; неверно - она ус­тупает место той из команд, что ответила первой. Если в ходе игры одна из "боковых" команд наберет три очка за долгосрочные ответы, она займет место главной, даже ес­ли главная тоже отвечала верно. В случае, когда главная команда ответила неверно, а досрочных ответов не было, можно предложить "боковым" попытаться ответить без дополнительной подготовки. Варианты конкретной организа­ции бесконечны, и каждый учитель выберет тот, который ему удобен. Главное - это, во-первых, участие всего клас­са и, во-вторых, постоянная смена лидера.

Чтобы игра вызвала интерес, вопросы должны носить развивающий, творческий характер, подаваться в необыч­ной, занимательной форме.

2 вариант.

Цель:Формирование умений у учащихся, умений са­мостоятельно работать с дополнительной литературой, развитие коммуникативных умений при работе в группах.

Ход урока:

Подготовительная работа начинается за неделю до урока. Ученики знакомятся со списком литературы, форми­руются команды.

Основная часть.

В игре принимают участие несколько команд. Заглавный стол с игровым полем садится команда, получившая это право по жребию. После вращения волчка учитель раскрывает конверт и показывает карточку с вопросом.

Время на обдумывание вопроса - 1 минута.

Если команда за игровым столом не отвечает на во­прос, то это право предоставляется другим командам. Ко­манда, правильно ответившая на вопрос, занимает место за игровым столом.

УРОК - ДЕЛОВАЯ ИГРА

Чтобы реализовать конечную цель образования: подго­товить человека к жизни, к его успешному участию в раз­личных видах деятельности, мало дать систему знаний, умений и навыков по школьным программам, но и научить применять ее в реальной жизни.

В деловой игре, используемой в обучении, на основе игрового замысла моделируется реальная обстановка, в которой выполняются конкретные действия, выбирается оптимальный вариант решения задачи и имитируется его реализация в практической жизни.

В процессе деловой игры у учащихся возникает по­требность в получении и расширении своих знаний, кото­рые становятся действенными, а сам процесс обучения становится активным и творческим, одновременно значи­мым и привлекательным.

При разработке содержания, механизма игры сле­дует определить:

- назначение и цели игры (игровые и учебные), объем знаний до начала игры;

- функции участников игры, роли, реализуемые на каж­дой стадии, функции, их цели, роль арбитража (эксперты, контролеры) и их функции;

- интересы и критерии участников игры, способы оцен­ки качества решений (в баллах, фишках, наградах). По ка­ждому участнику указать, за что он поощряется и за что штрафуется, а также правила подсчета по игре в целом;

- исходные данные, документацию, литературу;

- процесс игры (блок-схему деловой игры), в которой отражены подготовка к игре, собственно игра, учет и ана­лиз результатов;

- инструкции участникам игры.

В учебном процессе могутбыть использованы:

- игры-ситуации (ученик ставится в жизненную ситуа­цию);

- игры-сюжеты, моделирующие реальные объекты и соответствующая действительность («путешествия», эс­тафеты, выставки, заседания «ученого совета» и т. п.);

- игры-драматизации (сказки в форме театра);

- игры-процессы, в которых моделируются отношения, способы деятельности и принятия решения (состязания, турниры, эстафеты, «вертушки», «испорченный телефон» и т. п).

Виды;производственные, организационно-деятельностные, проблемные, учебные и комплексные.

Рекомендуется для проведения в старших классах. Методикаразработки деловых игрвключает этапы:

- обоснование требований к проведению игры,

- составление плана ее разработки,

- написание сценария, включая правила и рекоменда­ции по организации игры,

- подбор необходимой информации, средств обуче­ния, создающих игровую обстановку,

- уточнение целей проведения игры, составление ру­ководства для ведущего, инструкций для игроков, дополни­тельный подбор и оформление дидактических материалов,

- разработка способов оценки результатов, игры в це­лом и ее участников в отдельности.

Учебная деловая игра:

• моделирование приближенных к реальной жизни си­туаций;

• поэтапное развитие игры, в результате чего выпол­нение предшествующего этапа влияет на ход следующего;

• наличие конфликтных ситуаций;

• обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли;

• использование описания объекта игрового имитаци­онного моделирования;

• контроль игрового времени;

• элементы состязательности;

• правила, системы оценок хода и результатов игры.

2 вариант.

Цель- повторение и закрепление материала по раз­личным темам.

Ход урока:класс имитирует работу специального кон­структорского бюро.

1. Класс делится на группы, каждая из которых получа­ет свое персональное задание.

2. "Мозговой центр" - разрабатывает проект, выдвигает гипотезу;

3. Группа помощи выдает необходимые сведения, пользуясь справочниками и паспортными данными приборов, на основе которых действует предлагаемая конструк­ция;

4. Группа историков готовит исторический обзор по теме;

5. Монтажники собирают конструкцию и проводят ее испытание;

6. Группа техники безопасности напоминает правила техники безопасности и следит за их соблюдением при сборе конструкции;

7. Группа экспертов обосновывает экономическую це­лесообразность разрабатываемого проекта;

8. Группа управления и контроля координирует и кон­тролирует деятельность всех групп.

9. Учитель подводит итоги работы каждой группы, оце­нивает результаты.

На данном уроке в игровой форме повторяется мате­риал по изученной теме или разделу; особое внимание уделяется связи с практикой. Учащиеся участвуют в раз­личных видах деятельности. Рекомендуется для проведе­ния в старших классах.

УРОК КВН

Цель:

Повторение тем или разделов. Развитие навыков, за­крепление знаний учащимися понятий.

Ход урока:

1 этап - разминка. Задание: составить рассказ по пройденной теме или разделу.

2 этап - конкурс "домашнее задание" (готовится за 2-3 дня до урока). Нужно сыграть сценку, где необходимо отразить основное содержание темы или раздела.

3 этап - решение задач с выборами ответа.

4 этап - конкурс "Угадай-ка". Один ученик выходит из класса, а когда возвращается, остальные примерами и на­меками показывают понятие или явление, входящее в те­му, которое должен угадать ученик.

этап - конкурс "артистов" и "художников". "Художник" команды выходит из класса. "Демонстратор" показывает эксперимент и объясняет его. Приглашают "художника" и для него "артист" пантомимой показывает опыт. "Художник" должен узнать и изобразить все рисунком.

6 этап - подведение итогов.

Подобные уроки позволяют в игровой форме повторить изученный материал, развивают умения выделять различ­ные признаки явлений. Закрепляют знание учащимися по­нятий.

2 вариант.

1 этап - Разбивка по командам, девиз, название, выбор капитана.

2 этап - Разминка.

3 этап - Главное задание. Блиц-турнир. Задания типа «Найди ошибку», «Что бы это значило?».

4 этап - Конкурс капитанов.

5 этап - Конкурс болельщиков.

6 этап - Подведение итогов.

Пример: УРОК-КВН (География, 8-й класс). Тема: «Природные зоны СНГ» Ход урока.

I. Разбивка по командам, девиз, название, капитан (5 мин).

II. Разбивка. "Какая это зона?"

Зачитываются отрывки о зонах, команды хором отве­чают. (По 3 природные зоны каждой команде). 1 балл - за каждый ответ.

III. Главное задание (до 15 баллов).

Команды получают список вопросов. На обсуждение -5 минут.

Первая и вторая команды получают одинаковые вопро­сы, но иллюстрации разные.

Вопросы:

а) В какой природной зоне растут эти растения? Что вы о них знаете?

б) В какой природной зоне обитают эти животные? Что вы о них знаете?

в) Какая природная зона изображена на иллюстрации? Почему вы так решили?

IV. Конкурс капитанов.

1. На скорость написать названия всех природных зон страны (с севера на юг), а напротив каждой зоны - назва­ние почвы. (6 баллов).

2. Чем смешанный лес отличается от широколистного? (1 балл).

3. Чем степь отличается от пустыни? (1 балл).

4. Что общего у тундры и у степи? (2 балла).

5. В чем различие лесотундры и лесостепи? (2 балла).

V. "Кто быстрее и больше" (5 баллов).

Надо написать на доске как можно больше названий растений и животных природной зоны. Участие принимают все члены команды поочередно. При одном выходе можно написать только одно название.

VI. Подведение итогов (Выигравшая команда получает оценку "5").

ИГРА-ОБОБЩЕНИЕ

Подобные уроки в конце учебного года позволяют в игровой соревновательной форме повторить, обобщить и применить на практике полученные за год знания (при ре­шении проблемных ситуаций).

Возможно применение данных уроков при изучении хи­мии, биологии, истории (при этом могут меняться названия групп и их задачи).

Цель - повторение и обобщение материала предмета в конце учебного года.

Ход урока:

1. Постановка проблемы.

2. Класс (пассажиры ракеты) делятся на три команды, каждая из которых получает задание с определенными ус­ловиями.

3. Каждый отряд (ряд) делится на три группы: конструк­торскую, инженерную и практических работ;

а) конструкторские группы создают проекты принципи­альных схем, требующих установки и передают их инжене­рам;

б) инженерные группы делают расчеты;

в) группы практических работ собирают цепь, проверяют ее в действии, проверяют некоторые вычислительные параметры.

4. Время выполнения задания каждой группой - 8 ми­нут;

5. После сигнала все материалы по работе представ­ляются на общую оценку.

6. Работа каждой группы и отряда обсуждается. Опре­деляется наиболее удачный вариант решения проблемы. Авторы этого варианта объявляются лучшими.

7. Подведение итогов. Выставление оценок.

19. УРОК «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»

Цель: Развитие познавательной активности учащихся, умение реализовывать имеющиеся знания путем активи­зации логического мышления в различных ситуациях. Сти­мулирование познавательной деятельности учащихся, развитие интереса к предмету.

Такие уроки расширяют кругозор учащихся, развивают умение работать с дополнительной литературой, позволя­ют в игровой форме проверить глубину знаний каждого ученика, познакомить класс с большим объемом интерес­ных фактов.

Проводится по принципу телевизионной передачи «Что? Где? Когда?».

Оборудование: волчок, скрипичный ключ (его можно нарисовать на игровом поле), игровое поле с секторами, "сова" (приз лучшему игроку), книги, музыкальные записи, песочные часы или секундомер, приз для команды-победительницы, стол с 6 стульями вокруг него.

Заранее вывешивается объявление с предложением участвовать в заданиях. Определяется состав команд (6 человек). Отбираются вопросы, которые вкладывают в пронумерованные конверты (не менее 12 вопросов на ко­манду). Определяется состав счетной комиссии, службы времени, призовой комиссии.

Пример. Повторительно-обобщающий урок(Проводится в конце года).

1. К этому уроку ученики готовят сообщения о выбранных ими самими фактах или объектах.

2. На консультации перед уроком уточняется тематика выступлений.

3. Последовательность выступлений определяется с помощью волчка. Его стрелка указывает сектор круга, где лежат конверты с темами и фамилиями авторов, их рас­крывавших.

4. В выступлениях обязательно должны быть ответы на вопросы:

"Что?" - суть открытия, изобретения, метода, прибора, технологии и т. п.

"Где?" - место, где было сделано и внедрено открытие. "Когда?" - время действия.

5. Учитель оценивает каждое сообщение, учитывая его информационный объем и, соответственно указанным требованиям, объем целесообразно использованной лите­ратуры.

Пример: Урок по теме: «Класс птиц»

Цель урока:развитие познавательной активности учащихся, умение реализовывать имеющиеся знания пу­тем активизации логического мышления в различных си­туациях.

Оборудование:игровой столбик, разбитый на сектора, волчок со стрелкой, конверты с вопросами, эмблема скрипичного ключа, " черный ящик", таблички с номерами для команд.

Вопрос 1.Кроме голосов своих собратьев ухо птиц прекрасно воспринимает другие звуки, особенно биологи­чески важные для них. Как вы думаете, на какие звуки • лучше всего "настроено" ухо совы?

Ответ. Ухо совы лучше всего "настроено" на писк мышевидных грызунов.

Вопрос 2.Прекрасные голоса у многих птиц, их пение буквально зачаровывает человека. Звуковая сигнализация имеет большое значение в жизни самих птиц. А все ли птицы поют? Как решен вопрос звуковой сигнализации у безголосых птиц?

Ответ. Совершенно безголосы аисты, у них вырабо­таны приспособления издавать звуки, не используя голоса: щелкают клювом, как кастаньетами. Дятел выбивает "ба­рабанную дробь" клювом, ударяя по стволу дерева. Козо­дой ударяет крылом о крыло. Выпь, опуская голову в воду, продувает воздух сквозь клюв и издает низкое "мычание".

Вопрос3. Подумайте, какие изменения в жизни птиц леса произойдут, если:

1. Произведена санитарная рубка леса.-2. Уничтожены хищные птицы. 3. Проведена борьба с гнусом.

Ответы: 1. Уменьшится число дятлов и других птиц, например, дуплянников.2. Увеличится численность грызу­нов и больных птиц. 3. Уменьшится количество насекомоядных птиц.

Вопрос 4.Известно, что гнездовые птицы появляются на свет беспомощными и слепыми, из внешнего мира они способны воспринимать некоторые сигналы. Почему птица, положенная человеком в гнездо, никогда не будет съедена птенцом, каким бы голодным он не был?

Ответ. Пищевой глотательный рефлекс проявляется у птенцов гнездового типа только при раздражении глотки птенца клювом родителей, которых, в свою очередь, побу­ждают к кормлению птенцов колебательные движения их широко разинутых ртов, имеющих яркую оранжевую или

желтую окраску.

Вопрос 5.В науке широко известно такое направление как бионика. Цель этой науки - решение инженерных и технических задач на основе изучения структуры и жизне­деятельности живых организмов. Сегодня мы все в быту пользуемся застежкой "молния". Какой природный аналог этой застежки находится в "черном " ящике?

Ответ. Контурное перо, опахало которого состоит измножества тонких и узких пластинок, скрепленных между: собой крючочками.

В ходе игры используются музыкальные паузы, во вре­мя которых звучат музыка и песни о наших пернатых друзьях.

Наши рекомендации