Группы сверстников и воспитание
Педагогам необходимо знать основные характеристики групп сверстников в силу как минимум трех обстоятельств.
Во-первых, социальное воспитание осуществляется в воспитательных организациях, которые состоят из первичных коллективов – школьного класса, лагерного отряда, группы в ПТУ, кружка или секции в клубе и т.д. Коллектив представляет собой формализованную группу сверстников. Эффективно работать с коллективом можно, только учитывая и используя свойственные группе характеристики.
Во-вторых, в каждом коллективе образуются неформальные приятельские и дружеские группы. Знать их, учитывать их особенности (состав, лидеров, направленность и др.) педагогам важно как для того, чтобы использовать эти особенности, организуя быт и жизнедеятельность коллектива и воспитательной организации, так и для того, чтобы в процессе социального воспитания пытаться влиять на те или иные группы, на положение тех или иных воспитанников в системе межличностных отношений коллектива.
В-третьих, эффективное социальное воспитание возможно лишь в том случае, если педагоги имеют представление о тех группах, в которые входят их воспитанники за пределами воспитательной организации, учитывают их особенности и при необходимости стремятся в некоторой степени влиять на эти группы. Если же речь идет об асоциальных и антисоциальных группах, то перед педагогом встает задача как минимум помочь своему воспитаннику выйти из подобной группы, помочь ему найти позитивную группу приятелей или друзей.
Приложение 13
СТРУКТУРА САМОУПРАВЛЕНИЯ В КЛАССЕ
(на примере средней общеобразовательной
школы № 8 г. Владимира)
| |||||||
| |||||||
|
|
ОТВЕТСТВЕННЫЕ
ЗА ОРГАНИЗАЦИЮ МЕРОПРИЯТИЙ
|
|
|
|
ОТВЕТСТВЕННЫЙ
ЗА ДИСЦИПЛИНУ
Приложение 14
Лекция на тему
«ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ:
СОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ»
План
1) Содержание воспитания.
2) Технология воспитания:
а) технология воспитания и искусство воспитания;
б) комплексный подход в современных технологиях воспитания;
в) методы воспитания: историко-педагогический экскурс в проблему и современные подходы;
г) формы воспитания (воспитательной работы); воспитательное дело.
Источники
1. Аринина, О.Н. Начинающему классному руководителю / О.Н. Аринина, Л.А. Романова: метод. пособие. – Владимир: ВГПУ, 2003. – 144 с.
2. Белозерцев, Е.П. Образ и смысл русской школы: Очерки прикладной философии образования / Е.П.Белозерцев. – Волгоград, 2000. – 461 с.
3. Караковский, В.А. Воспитание? Воспитание… Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л.Селиванова. – М., 1996. – 160 с.
4. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие / Б.Т. Лихачев. – М.: Прометей, 1992. - 528 с.
5. Маленкова, Л.И. Воспитание в современной школе / Л.И. Маленкова. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 299 с.
6. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1996. – 604 с.
7. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1996. – 432 с.
8. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе: учеб. пособие для студентов вузов / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. – М.: Владос, 2000. – 254 с.
9. Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 1997. – 576 с.
10. Щуркова, Н.Е. Программа воспитания школьника / Н.Е. Щуркова. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 44 с.
Содержание воспитания
По В.А.Сластенину, содержание воспитания тождественно формированию базовой культуры личности:
1) философско-мировоззренческая подготовка школьников;
2) гражданское воспитание;
3) формирование нравственной культуры личности;
4) трудовое воспитание и профориентация;
5) формирование эстетической культуры личности;
6) воспитание физической культуры личности.
По И.П. Подласому, содержание воспитания есть система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения личности. Если в качестве главной цели воспитания представлять формирование всесторонне и гармонично развитой личности, то содержание целостного педагогического процесса представляет собой умственное, физическое, трудовое, политехническое, нравственное, эстетическое воспитание, слитые воедино. Это один подход. Есть и другой.
Воспитание должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни: гражданина, работника, семьянина. Выделены конкретные качества личности и обязательства человека в каждой из этих ролей (см. с. 454-456). Здесь проявляется комплексный подход к воспитанию. Есть различные пособия для классных руководителей.
По «Педагогике» под редакцией П.И. Пидкасистого: содержание воспитания – это формирование и развитие ребенка (в русле личностно-ориентированного подхода – как организация процесса восхождения ребенка к культуре, к собственной индивидуальности). При этом важно целеполагание.
По Лихачеву Б.Т., содержание воспитания – это:
– формирование научного мировоззрения, включая религиозное, экономическое, экологическое воспитание;
– гражданское воспитание (патриотическое и интернациональное, общечеловеческое воспитание, правовое воспитание);
– трудовое воспитание (структура и нравственно-этические аспекты процесса труда);
– нравственное воспитание;
– эстетическое воспитание;
– физическое воспитание (включая физические и нравственно-эстетические аспекты полового воспитания, антиалкогольного и антиникотинового воспитания).
Содержание воспитания – это содержание всего педагогического процесса, выражение общей цели воспитания, которая достигается в результате реализации системы частных целей. Это четыре элемента содержания образования (по И.Я.Лернеру), дополненные воспитательной работой по формированию характера (личности).
Содержание внеклассной воспитательной работы не регламентируется строго (сегодня). Оно осуществляется на основе научных рекомендаций, разработанных учеными в соответствии с социальным заказом. Планируется по направлениям: физическое (укрепление здоровья и привитие санитарно-гигиенической культуры), умственное (воспитание сознательного отношения к учению, развитие познавательной активности и культуры умственного труда), формирование основ научного мировоззрения, политической сознательности и общественной активности, нравственное, трудовое, правовое, эстетическое. Это разделение искусственное (мысленная, умозрительная процедура). У содержания воспитания должна быть личностная направленность.
Н.Е. Щуркова разработала программу воспитания школьников на основе общечеловеческих ценностей[11]. Программа состоит их шести разделов:
1. Формирование ценностного отношения к Природе как общему дому человечества.
2. Формирование ценностных отношений к нормам культурной жизни.
3. Формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на земле.
4. Формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни.
5. Формирование образа жизни, достойной Человека.
6. Формирование жизненной позиции. Развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути.
С учетом возраста учащихся разработаны тематические направления воспитательной деятельности. К примеру, для младших подростков рекомендуются воспитательные мероприятия по таким проблемам жизни, как достойный человек, культурный человек, великий человек, маленький человек, популярный человек; человек в общении с другими людьми, предметная и духовная связь, совесть как регулятор отношений; индивидуальность человека как своеобразие отношений с миром, умение принять другого как данность; деятельность как способ выжить и развиваться, деятельность как способ выразить себя для других и др. Для старшеклассников рекомендуются воспитательные мероприятия по следующим проблемам: материальное и духовное в жизни человека: «Есть, чтобы жить?» или «Жить, чтобы есть?»; бессмертие как вечная мечта человека, дело жизни и след в жизни – путь к бессмертию; сферы жизни человека: семья; профессиональная деятельность; свободное общение; общественная деятельность; отдых; путешествия; свободная творческая деятельность; спорт и любительская художественная самодеятельность; социальные роли человека: гражданина, труженика, потребителя, избирателя, обывателя и др.; образ жизни как соотношение деятельности и ценностей; ценности жизни и ценностные отношения.
Разработана «Региональная программа воспитательной деятельности» (областного департамента образования) для Владимирской области. Но, к сожалению, в данной программе уделено больше внимания концептуальным основам воспитания, а направления воспитательной деятельности представлены в назывном порядке, без раскрытия их содержания.
Технология воспитания
а) технология воспитания и искусство воспитания[12].
Термин «технология» пришел в педагогику из производственной сферы, он обозначал «порядок, процедуру изготовления какого-либо продукта». В педагогике технология воспитания – это достаточно упорядоченная процедура, система алгоритмов, способов и средств, предложенных наукой для решения поставленных педагогических задач, реализации содержания педагогической деятельности.
С точки зрения системного подхода, говоря о технологии воспитания, мы имеем в виду формы, условия, средства, методы и приемы воспитания, применяемые таким образом, чтобы данная технология могла быть использована и другими педагогами в любых условиях школьной жизни. Поэтому ученые и педагоги-практики выражают серьезные сомнения по поводу возможности «технологизировать» процесс воспитания, поскольку педагог всегда имеет дело с живым человеком, уникальной личностью, индивидуальностью, которого нельзя подогнать под жесткие схемы, а процесс воспитания осуществлять по алгоритмизированной, универсальной процедуре. Целесообразнее говорить о том, что процесс воспитания личности является искусством, в котором можно увидеть некий порядок, установить некие общие требования, разумеется, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей школьников.
По справедливому замечанию В.П. Беспалько, «любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология – на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем всё началось сначала»[13]. Здесь также уместно вспомнить слова Ушинского о том, что передается не опыт, а мысль, выведенная из опыта. Иначе говоря, конкретный опыт воспитательной деятельности педагога, выросший благодаря его вдохновению и таланту до уровня «искусства воспитания», может стать профессиональным приобретением (достоянием) других педагогов при условии его теоретического осмысления и описания в терминах научной педагогики. Так этот опыт становится технологией;
б) комплексный подход в современных технологиях воспитания.
Требования комплексного подхода, осуществляемого педагогом в современных технологиях воспитания:
1) необходимо влиять на все сферы личности ребенка: сознание, чувства, поведение;
2) органичное слияние воспитания (внешних педагогических воздействий) с самовоспитанием личности;
3) единство и координация влияний всех социальных институтов, имеющих отношение к воспитанию;
4) деятельностный подход, т.е. формирование личности одновременно через систему конкретных воспитательных дел (трудовых, эстетических и т.д.);
5) системный подход к процессу воспитания и управлению им: учет всех условий жизни и уровня развития ребенка; единство целей, содержания, форм и методов воспитания;
в) методы воспитания: историко-педагогический экскурс в проблему и современные подходы.
Метод – это способ, путь достижения цели. В советской педагогике 60-70-х годов XX века существовали разные классификации методов воспитания. В основе одних классификаций лежал такой главный критерий, как функция метода по отношению к деятельности ребенка, т.к. воспитание трактовалось как организация деятельности ребенка (Г.И. Щукина, Т.Е. Конникова, Спб). В основе других лежал критерий «главные направления деятельности воспитателя».
Наиболее подробную классификацию создал Ю.К. Бабанский (70-е годы), она включала четыре группы методов:
1) методы формирования сознания (понятий, законов, теорий, взглядов, убеждений, идеалов), т.е. словесные и наглядные методы воспитания;
2) методы организации деятельности и формирования опыта поведения, т.е. методы организации познавательной, трудовой, художественно-творческой, спортивной, игровой и других видов деятельности; методы постановки задач, предъявления требований и поручений; методы упражнения, приручения к выполнению норм поведения и др.;
3) методы стимулирования и мотивации поведения, т.е. поощрения и наказания, создание ситуаций эмоциональных переживаний, игровых ситуаций, т.д.;
4) методы контроля, самоконтроля, оценки, самооценки деятельности и поведения.
В.А. Караковский (80-90-е годы XX века) предложил довольно простую классификацию методов воспитания, где главным критерием стал выбор средств воспитания:
1) воспитание словом; 4) воспитание игрой;
2) воспитание делом; 5) воспитание общением;
3) воспитание ситуацией; 6) воспитание отношениями.
Авторы теории и практики гуманистических воспитательных систем школы (научная лаборатория академика Л.И. Новиковой) разработали классификацию методов воспитания, основанную на принципе непосредственного взаимодействия между взрослым и ребенком. Она включает три группы методов:
Группа 1. Методы изменения деятельности и общения:
а) методы введения новых видов деятельности и общения; применяются при создании нового детского коллектива, при необходимости перестройки воспитательного процесса, по мере взросления школьников, например, ролевые игры сменяются формами молодежного досуга;
б) методы изменения содержания деятельности и предмета общения, традиционные виды деятельности (игра, труд, учение, спорт, досуг) усложняются по мере развития личности и коллектива, возросших детских интересов, существенных изменений в современной культурной ситуации в обществе, например, педагог стремится помочь ребенку перейти от простого обслуживающего труда к работе с использованием современной техники, от любительского творчества к занятиям подлинным искусством и изобретательством; от разговоров о добре и справедливости к активному «деланию» добра, например, уход за стариками, больными детьми и т.д.;
в) методы изменения смысла деятельности и общения, помогающие преодолеть ситуацию, когда деятельность перестает быть привлекательной для детей. Например, на протяжении школьной жизни смысл урочной и внеурочной деятельности сменяется несколько раз: от стремления играть роль ученика – к самоутверждению – к осознанному самообразованию и самовоспитанию. Задача педагога – в нужный момент помочь ребенку в этом движении. Здесь же надо упомянуть и метод создания диалоговых ситуаций, цель которых – постижение смыслов другого человека, иной эпохи, культуры.
Группа 2. Методы опосредованного взаимодействия (методы изменения отношений), например:
а) метод примера (личный пример или пример коллектива);
б) метод создания воспитывающих ситуаций;
в) метод «взрыва», сильного эмоционального воздействия, например, общешкольный сбор, ключевые общешкольные дела (например, КТД).
Группа 3. Методы изменения компонентов воспитательной системы школы. Наиболее сложны методы изменения неформальных межличностных отношений (метод убеждения, внушения, беседы, метод воспитывающих ситуаций, направленных на изменение положения ребенка в коллективе, повышение групповой сплоченности; метод коллективного самоанализа). Большое значение при этом имеют приемы социально-психологического тренинга, психологической игры, обучающие деловые игры, организационно-деятельностные игры.
Авторы современных учебников педагогики предлагают следующие трактовки методов воспитания:
Подласый И.П. «Метод воспитания – это путь достижения заданной цели воспитания; это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение детей с целью выработки у них заданных (целью воспитания) качеств»[14].
Пидкасистый П.И. «Методы воспитания – это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение школьников для решения педагогических задач в совместной деятельности (общении) педагогов и детей»[15].
Нередко методы и приемы отождествляют со средствами воспитания, и тогда различные виды деятельности (игра, учение, труд и т.д.), являющиеся средствами воспитания, одновременно считают и методами воспитания.
Разумеется, методами воспитания нельзя считать такие средства воспитания, как совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы, например, наглядные пособия, литература, произведения искусства, ТСО, приборы, СМИ и т.д;
г) формы воспитания (организации процесса воспитания); воспитательное дело.
Основной единицей технологии воспитания является воспитательное дело (ВД) – вид (форма) организации и осуществления конкретной деятельности воспитанников.
Главные особенности ВД – его необходимость, полезность, осуществимость и, желательно, творческость. Алгоритм ВД: целеполагание, планирование, организация осуществления, анализ.
Наиболее эффективным, современным видом ВД является коллективное творческое дело (КТД) – это воспитательная технология, приобщающая школьников к самоуправлению. КТД включает в себя «мозговую атаку» (brain storm), коллективное планирование, коллективное действие, коллективный анализ. Руководитель КТД – совет дела – временный орган самоуправления.
По П.И. Пидкасистому[16]: формы воспитания (воспитательной работы) – это варианты организации конкретного воспитательного процесса; композиционное построение воспитательного мероприятия. Они взаимосвязаны с содержанием воспитания.
Синонимы: «организационные формы воспитания», «воспитательные мероприятия».
Воспитательные мероприятия – это серия заранее планируемых, подготовленных и взаимосвязанных действий, направленных на реализацию воспитательной цели, в ходе которых у учащихся формируются предусмотренные новообразования или развиваются ранее приобретенные. (Изучите самостоятельно с. 424–427 по учебнику под ред. П.И. Пидкасистого).
Алгоритм подготовки и проведения воспитательного мероприятия (действия 1-е - 7-е), там же, с. 429-431.
У других авторов иные определения и классификация форм воспитания. Например, Подласый И.П. выделяет индивидуальные, групповые, массовые (коллективные) формы воспитания. Различные виды воспитательных дел он рассматривает как «технологию воспитания»: социально ориентированные воспитательные дела, этические воспитательные дела, эстетические и физкультурные воспитательные дела, экологические и трудовые воспитательные дела, компьютерная поддержка воспитания.
В.И. Сластенин[17] говорит о формах организации педагогического процесса (а не отдельно о воспитании и обучении).
Формы организации педагогического процесса:
– классно-урочная система: урок – основная форма организации педагогического процесса;
– дополнительные формы организации педагогического процесса: экскурсии, дополнительные занятия и консультации, домашняя работа, учебные конференции, школьные лекции, семинары и практикумы;
– вспомогательные формы: факультативы, кружки, клубы по интересам, олимпиады, викторины, конкурсы, смотры, выставки, соревнования, классные часы, праздники, фестивали.
Педагогические технологии:
1) конструирования педагогического процесса;
2) осуществления педагогического процесса;
3) педагогического общения и установления педагогически целесообразных взаимоотношений.
Приложение 15
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО
И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА УЧИТЕЛЯ[18]