Группы сверстников и воспитание

Педагогам необходимо знать основные характеристики групп сверстников в силу как минимум трех обстоятельств.

Во-первых, социальное воспитание осуществляется в воспитательных организациях, которые состоят из первичных коллективов – школьного класса, лагерного отряда, группы в ПТУ, кружка или секции в клубе и т.д. Коллектив представляет собой формализованную группу сверстников. Эффективно работать с коллективом можно, только учитывая и используя свойственные группе характери­стики.

Во-вторых, в каждом коллективе образуются неформальные приятельские и дружеские группы. Знать их, учитывать их особен­ности (состав, лидеров, направленность и др.) педагогам важно как для того, чтобы использовать эти особенности, организуя быт и жизнедеятельность коллектива и воспитательной организации, так и для того, чтобы в процессе социального воспитания пытаться влиять на те или иные группы, на положение тех или иных воспи­танников в системе межличностных отношений коллектива.

В-третьих, эффективное социальное воспитание возможно лишь в том случае, если педагоги имеют представление о тех группах, в которые входят их воспитанники за пределами воспитательной организации, учитывают их особенности и при необходимости стремятся в некоторой степени влиять на эти группы. Если же речь идет об асоциальных и антисоциальных группах, то перед педаго­гом встает задача как минимум помочь своему воспитаннику выйти из подобной группы, помочь ему найти позитивную группу приятелей или друзей.

Приложение 13

СТРУКТУРА САМОУПРАВЛЕНИЯ В КЛАССЕ
(на примере средней общеобразовательной
школы № 8 г. Владимира)

               
   
СТАРОСТА
 
    Группы сверстников и воспитание - student2.ru
 
 
ЗАМЕСТИТЕЛЬ СТАРОСТЫ  
 
    Группы сверстников и воспитание - student2.ru

КОНТРОЛЬ ЗА ПОСЕЩАЕМОСТЬЮ, ДЕЖУРСТВОМ
ЛИДЕРЫ КЛАССА

 
  Группы сверстников и воспитание - student2.ru
БАНК КЛАССА

ОТВЕТСТВЕННЫЕ
ЗА ОРГАНИЗАЦИЮ МЕРОПРИЯТИЙ

ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Группы сверстников и воспитание - student2.ru
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС, СПОРТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Группы сверстников и воспитание - student2.ru Группы сверстников и воспитание - student2.ru

 
  Группы сверстников и воспитание - student2.ru

КОНТРОЛЬ ЗА ЧИСТОТОЙ И ОЗЕЛЕНЕНИЕМ КАБИНЕТА

 
  Группы сверстников и воспитание - student2.ru

ПИТАНИЕ

ОТВЕТСТВЕННЫЙ
ЗА ДИСЦИПЛИНУ

Приложение 14

Лекция на тему

«ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ:
СОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ»

План

1) Содержание воспитания.

2) Технология воспитания:

а) технология воспитания и искусство воспитания;

б) комплексный подход в современных технологиях воспитания;

в) методы воспитания: историко-педагогический экскурс в проблему и современные подходы;

г) формы воспитания (воспитательной работы); воспитательное дело.

Источники

1. Аринина, О.Н. Начинающему классному руководи­телю / О.Н. Аринина, Л.А. Романова: метод. пособие. – Владимир: ВГПУ, 2003. – 144 с.

2. Белозерцев, Е.П. Образ и смысл русской школы: Очерки прикладной философии образования / Е.П.Белозерцев. – Волгоград, 2000. – 461 с.

3. Караковский, В.А. Воспитание? Воспитание… Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л.Селиванова. – М., 1996. – 160 с.

4. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие / Б.Т. Лихачев. – М.: Прометей, 1992. - 528 с.

5. Маленкова, Л.И. Воспитание в современной школе / Л.И. Маленкова. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 299 с.

6. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1996. – 604 с.

7. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1996. – 432 с.

8. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе: учеб. пособие для студентов вузов / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. – М.: Владос, 2000. – 254 с.

9. Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 1997. – 576 с.

10. Щуркова, Н.Е. Программа воспитания школьника / Н.Е. Щуркова. – М.: Педаго­гическое общество России, 1998. – 44 с.

Содержание воспитания

По В.А.Сластенину, содержание воспитания тождественно формированию базовой куль­туры личности:

1) философско-мировоззренческая подготовка школьников;

2) гражданское воспитание;

3) формирование нравственной культуры личности;

4) трудовое воспитание и профориентация;

5) формирование эстетической культуры личности;

6) воспитание физической культуры личности.

По И.П. Подласому, содержание воспитания есть система знаний, убежде­ний, на­выков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения лично­сти. Если в качестве главной цели воспитания представлять формирование все­сторонне и гар­монично развитой личности, то содержание целостного педагоги­ческого процесса представляет собой умственное, физическое, трудовое, поли­техническое, нравственное, эстетическое воспитание, слитые воедино. Это один подход. Есть и другой.

Воспитание должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни: гражданина, работника, семьянина. Выделены конкретные качества личности и обя­зательства человека в каждой из этих ролей (см. с. 454-456). Здесь проявля­ется комплексный подход к воспитанию. Есть различные пособия для классных руководителей.

По «Педагогике» под редакцией П.И. Пидкасистого: содержание воспита­ния – это формирование и развитие ребенка (в русле личностно-ориентирован­ного подхода – как организация процесса восхождения ребенка к культуре, к собственной индиви­дуальности). При этом важно целеполагание.

По Лихачеву Б.Т., содержание воспитания – это:

– формирование научного мировоззрения, включая религиозное, экономи­ческое, экологическое воспитание;

– гражданское воспитание (патриотическое и интернациональное, обще­человече­ское воспитание, правовое воспитание);

– трудовое воспитание (структура и нравственно-этические аспекты про­цесса труда);

– нравственное воспитание;

– эстетическое воспитание;

– физическое воспитание (включая физические и нравственно-эстетические ас­пекты полового воспитания, антиалкогольного и антиникотинового воспита­ния).

Содержание воспитания – это содержание всего педагогического процесса, выражение общей цели воспитания, которая достигается в результате реализа­ции системы частных целей. Это четыре элемента содержания образования (по И.Я.Лернеру), дополненные воспитательной работой по формированию харак­тера (личности).

Содержание внеклассной воспитательной работы не регламентируется строго (сегодня). Оно осуществляется на основе научных рекомендаций, разра­ботанных учеными в соответствии с социальным заказом. Планируется по на­правлениям: фи­зическое (укрепление здоровья и привитие санитарно-гигиени­ческой культуры), ум­ственное (воспитание сознательного отношения к учению, развитие познавательной активности и культуры умственного труда), формиро­вание основ научного мировоз­зрения, политической сознательности и общест­венной активности, нравственное, трудовое, правовое, эстетическое. Это разде­ление искусственное (мысленная, умо­зрительная процедура). У содержания воспитания должна быть личностная направленность.

Н.Е. Щуркова разработала программу воспитания школьников на основе общечеловеческих ценностей[11]. Программа состоит их шести разделов:

1. Формирование ценностного отношения к Природе как общему дому человече­ства.

2. Формирование ценностных отношений к нормам культурной жизни.

3. Формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на земле.

4. Формирование ценностного отношения к социальному устройству человече­ской жизни.

5. Формирование образа жизни, достойной Человека.

6. Формирование жизненной позиции. Развитие способности к индивидуаль­ному выбору жизненного пути.

С учетом воз­раста учащихся разработаны тематические направления воспитательной деятельности. К примеру, для младших подростков рекоменду­ются воспитательные мероприятия по таким проблемам жизни, как достойный человек, культурный человек, великий человек, маленький человек, популярный человек; человек в общении с другими людьми, предметная и духовная связь, совесть как регулятор отношений; индивидуальность человека как своеобразие отношений с миром, умение принять другого как данность; деятельность как способ выжить и развиваться, деятельность как способ выразить себя для дру­гих и др. Для старшеклассников рекомендуются воспитательные мероприятия по следующим проблемам: материальное и духовное в жизни человека: «Есть, чтобы жить?» или «Жить, чтобы есть?»; бессмертие как вечная мечта человека, дело жизни и след в жизни – путь к бессмертию; сферы жизни человека: семья; профессиональная деятельность; свободное общение; общественная деятель­ность; отдых; путешествия; свободная творческая деятельность; спорт и люби­тельская художественная самодеятельность; социальные роли человека: граж­данина, труженика, потребителя, избирателя, обывателя и др.; образ жизни как соотношение деятельности и ценностей; ценности жизни и ценностные отноше­ния.

Раз­работана «Региональная программа воспитательной деятельности» (областного де­партамента образования) для Владимирской области. Но, к со­жалению, в данной про­грамме уделено больше внимания концептуальным ос­новам воспитания, а направления воспитательной дея­тельности представлены в назывном порядке, без раскрытия их содержания.

Технология воспитания

а) технология воспитания и искусство воспитания[12].

Термин «технология» пришел в педагогику из производственной сферы, он обозначал «порядок, процедуру изготовления какого-либо продукта». В педа­гогике технология воспитания – это достаточно упорядоченная процедура, система ал­горитмов, способов и средств, предложенных наукой для решения поставлен­ных педагогических задач, реализации содержания педагогической деятель­но­сти.

С точки зрения системного подхода, говоря о технологии воспитания, мы име­ем в виду формы, условия, средства, методы и приемы воспитания, приме­няемые таким образом, чтобы данная технология могла быть использована и другими педа­гогами в любых условиях школьной жизни. Поэтому ученые и пе­дагоги-практики выражают серьезные сомнения по поводу возможности «тех­нологизировать» про­цесс воспитания, поскольку педагог всегда имеет дело с живым человеком, уни­кальной личностью, индивидуальностью, которого нельзя подогнать под жесткие схемы, а процесс воспитания осуществлять по ал­горитмизированной, универсальной процедуре. Целесообразнее говорить о том, что процесс воспитания личности явля­ется искусством, в котором можно уви­деть некий порядок, установить некие общие требования, разумеется, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей школьников.

По справедливому замечанию В.П. Беспалько, «любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология – на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем всё началось сначала»[13]. Здесь также уместно вспомнить слова Ушинского о том, что передается не опыт, а мысль, выведенная из опыта. Иначе говоря, конкрет­ный опыт воспитатель­ной деятельности педагога, выросший благодаря его вдохновению и таланту до уровня «искусства воспитания», может стать профес­сиональным приобретением (достоянием) других педагогов при условии его теоретического осмысления и опи­сания в терминах научной педагогики. Так этот опыт становится технологией;

б) комплексный подход в современных технологиях воспитания.

Требования комплексного подхода, осуществляемого педагогом в современ­ных технологиях воспитания:

1) необходимо влиять на все сферы личности ребенка: сознание, чувства, пове­дение;

2) органичное слияние воспитания (внешних педагогических воздействий) с са­мовоспитанием личности;

3) единство и координация влияний всех социальных институтов, имею­щих от­ношение к воспитанию;

4) деятельностный подход, т.е. формирование личности одновременно через систему кон­крет­ных воспитательных дел (трудовых, эстетических и т.д.);

5) системный подход к процессу воспитания и управлению им: учет всех усло­вий жизни и уровня развития ребенка; единство целей, содержания, форм и методов воспитания;

в) методы воспитания: историко-педагогический экскурс в проблему и совре­менные подходы.

Метод – это способ, путь достижения цели. В советской педагогике 60-70-х годов XX века существовали разные классификации методов воспитания. В ос­нове одних классификаций лежал такой главный критерий, как функция метода по отно­шению к деятельности ребенка, т.к. воспитание трактовалось как орга­низация дея­тельности ребенка (Г.И. Щукина, Т.Е. Конникова, Спб). В основе других лежал критерий «главные направления деятельности воспитателя».

Наиболее подробную классификацию создал Ю.К. Бабанский (70-е годы), она включала четыре группы методов:

1) методы формирования сознания (понятий, законов, теорий, взглядов, убежде­ний, идеалов), т.е. словесные и наглядные методы воспитания;

2) методы организации деятельности и формирования опыта поведения, т.е. методы организации познавательной, трудовой, художественно-твор­ческой, спортивной, игровой и других видов деятельности; методы по­ста­новки задач, предъявления требований и поручений; методы упражнения, приручения к выполнению норм поведения и др.;

3) методы стимулирования и мотивации поведения, т.е. поощрения и нака­зания, создание ситуаций эмоциональных переживаний, игровых ситуаций, т.д.;

4) методы контроля, самоконтроля, оценки, самооценки деятельности и по­веде­ния.

В.А. Караковский (80-90-е годы XX века) предложил довольно простую клас­сификацию методов воспитания, где главным критерием стал выбор средств воспи­тания:

1) воспитание словом; 4) воспитание игрой;

2) воспитание делом; 5) воспитание общением;

3) воспитание ситуацией; 6) воспитание отношениями.

Авторы теории и практики гуманистических воспитательных систем школы (научная лаборатория академика Л.И. Новиковой) разработали класси­фикацию методов воспитания, основанную на принципе непосредственного взаимодействия между взрослым и ребенком. Она включает три группы мето­дов:

Группа 1. Методы изменения деятельности и общения:

а) методы введения новых видов деятельности и общения; применяются при создании нового детского коллектива, при необходимости пере­стройки вос­питательного процесса, по мере взросления школьников, на­пример, ролевые игры сменяются формами молодежного досуга;

б) методы изменения содержания деятельности и предмета общения, тра­диционные виды деятельности (игра, труд, учение, спорт, досуг) усложняются по мере развития личности и коллектива, возросших детских ин­тересов, суще­ственных изменений в современной культурной ситуации в обществе, например, педагог стремится помочь ребенку перейти от простого обслуживающего труда к работе с использованием современ­ной техники, от любительского творчества к занятиям подлинным ис­кусством и изобретательством; от разговоров о добре и справедливости к активному «деланию» добра, например, уход за стариками, больными детьми и т.д.;

в) методы изменения смысла деятельности и общения, помогающие пре­одолеть ситуацию, когда деятельность перестает быть привлекательной для де­тей. Например, на протяжении школьной жизни смысл урочной и внеурочной деятельности сменяется несколько раз: от стремления иг­рать роль ученика – к самоутверждению – к осознанному самообразова­нию и самовоспитанию. Задача педагога – в нужный момент помочь ре­бенку в этом движении. Здесь же надо упомянуть и метод создания диа­логовых ситуаций, цель которых – постижение смыслов другого челове­ка, иной эпохи, культуры.

Группа 2. Методы опосредованного взаимодействия (методы изменения от­ношений), например:

а) метод примера (личный пример или пример коллектива);

б) метод создания воспитывающих ситуаций;

в) метод «взрыва», сильного эмоционального воздействия, например, об­ще­школьный сбор, ключевые общешкольные дела (например, КТД).

Группа 3. Методы изменения компонентов воспитательной системы школы. Наиболее сложны методы изменения неформальных межличностных отношений (метод убеждения, внушения, беседы, метод воспитывающих ситуа­ций, направлен­ных на изменение положения ребенка в коллективе, повышение групповой сплочен­ности; метод коллективного самоанализа). Большое значение при этом имеют прие­мы социально-психологического тренинга, психологиче­ской игры, обучающие де­ловые игры, организационно-деятельност­ные игры.

Авторы современных учебников педагогики предлагают следующие трак­тов­ки методов воспитания:

Подласый И.П. «Метод воспитания – это путь достижения заданной цели вос­питания; это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение де­тей с це­лью выработки у них заданных (целью воспитания) качеств»[14].

Пидкасистый П.И. «Методы воспитания – это конкретные пути влияния на созна­ние, чувства, поведение школьников для решения педагогических задач в совмест­ной деятельности (общении) педагогов и детей»[15].

Нередко методы и приемы отождествляют со средствами воспитания, и тогда различные виды деятельности (игра, учение, труд и т.д.), являющиеся средствами воспитания, одновременно считают и методами воспитания.

Разумеется, методами воспитания нельзя считать такие средства воспита­ния, как совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы, например, наглядные по­собия, литература, произведения искусства, ТСО, приборы, СМИ и т.д;

г) формы воспитания (организации процесса воспитания); воспитатель­ное дело.

Основной единицей технологии воспитания является воспитательное дело (ВД) – вид (форма) организации и осуществления конкретной деятельности вос­пи­танников.

Главные особенности ВД – его необходимость, полезность, осуществи­мость и, желательно, творческость. Алгоритм ВД: целеполагание, планирова­ние, организа­ция осуществления, анализ.

Наиболее эффективным, современным видом ВД является коллективное твор­ческое дело (КТД) – это воспитательная технология, приобщающая школь­ников к самоуправлению. КТД включает в себя «мозговую атаку» (brain storm), коллектив­ное планирование, коллективное действие, коллективный анализ. Ру­ководитель КТД – совет дела – временный орган самоуправления.

По П.И. Пидкасистому[16]: формы воспитания (воспитательной ра­боты) – это варианты организации конкретного воспитательного процесса; ком­позиционное по­строение воспитательного мероприятия. Они взаимосвязаны с содержанием воспитания.

Синонимы: «организационные формы воспитания», «воспитательные меро­приятия».

Воспитательные мероприятия – это серия заранее планируемых, подготов­лен­ных и взаимосвязанных действий, направленных на реализацию воспита­тельной це­ли, в ходе которых у учащихся формируются предусмотренные ново­образования или развиваются ранее приобретенные. (Изучите самостоятельно с. 424–427 по учебнику под ред. П.И. Пидкасистого).

Алгоритм подготовки и проведения воспитательного мероприятия (действия 1-е - 7-е), там же, с. 429-431.

У других авторов иные определения и классификация форм воспитания. Например, Подла­сый И.П. выделяет индивидуальные, групповые, массовые (коллективные) формы воспитания. Различные виды воспитательных дел он рассматривает как «технологию вос­питания»: социально ориентированные воспитательные дела, этические вос­пита­тельные дела, эстетические и физкультурные воспитательные дела, эколо­гические и трудовые воспитательные дела, компьютерная поддержка воспита­ния.

В.И. Сластенин[17] говорит о формах организации педагогиче­ского процес­са (а не отдельно о воспитании и обучении).

Формы организации педагогического процесса:

– классно-урочная система: урок – основная форма организации педагогиче­ского процесса;

– дополнительные формы организации педагогического процесса: экскурсии, дополнительные занятия и консультации, домашняя работа, учебные конференции, школьные лекции, семинары и практикумы;

– вспомогательные формы: факультативы, кружки, клубы по интересам, олим­пиады, викторины, конкурсы, смотры, выставки, соревнования, класс­ные часы, праздники, фестивали.

Педагогические технологии:

1) конструирования педагогического процесса;

2) осуществления педагогического процесса;

3) педагогического общения и установления педагогически целесообраз­ных взаимоотноше­ний.

Приложение 15

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО
И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА УЧИТЕЛЯ[18]

Наши рекомендации