Оптико-кинестезическая знаковая информационная система 2 страница
Все это частные закономерности общения, взаимодействия людей.
Выделяют и другие закономерности общения:
• невозможно без общей, единой потребностной, ценностной основы у партнеров по общению;
• должно развиваться, наращиваться, совершенствоваться,
• не терпит дефицита, вакуума;
• затухает либо приобретает формальное содержание и формы при отсутствии аттракции.
Общение имеет национально-культурные особенности. Так, одной из форм проявления уважения и почитания партнера по общению у японцев (да и не только у них) являются поклоны. При общении с товарищем, коллегой поклон составляет примерно 10°, с клиентом — 30°, с начальником — 45°.
Культурная дистанция в общении между арабами (и американцами) обычно короче, чем она принята у европейцев. Беседующие почти касаются друг друга, что свидетельствует о взаимном доверии. При первом знакомстве собеседник араб выражает большое радушие и любезность.
Молодому специалисту целесообразно всесторонне изучить рекомендованную литературу по проблеме общения и разработать программу деятельности по наращиванию своего коммуникативного потенциала, как общего, так и профессионального, в том числе и через активные формы обучения: тренинги, практическую работу.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Что вы понимаете под общением? Всякий ли контакт между людьми можно рассматривать как общение?
2. Дайте характеристику общения как социально-психологического феномена.
3. Раскройте психологическую структуру общения.
4. Какие функции выполняет общение?
5. Проанализируйте психологические особенности вербальной коммуникации в межличностном общении.
6. Охарактеризуйте невербальные средства общения.
7. Раскройте особенности общения как коммуникативного процесса.
8. Что вы понимаете под персонифицированной информацией в коммуникативном процессе и как она влияет на его особенности?
9. Раскройте понимание и психологические механизмы возникновения аттракции в межличностном общении.
10. Проанализируйте приемы и правила создания аттракции.
11. Проанализируйте наиболее типичные трудности, барьеры в информационном межличностном общении.
12. Что собой представляет общение как восприятие и понимание людьми друг друга.
13. Раскройте особенности психологических механизмов взаимопонимания людьми друг друга.
14. Какие факторы оказывают наибольшее влияние на особенности Неприятия и понимания человека человеком.
15. Дайте характеристику общения как интерактивного процесса.
16. Какие психологические механизмы взаимовлияния людей вы зна-ете и в чем их особенности?
17. Раскройте основные закономерности межличностного общения
18. Проанализируйте межличностное общение с позиций трансакт ного анализа.
ГЛАВА 25. СПЕЦИАЛИСТ И ТРУДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ
В отечественной социальной психологии коллектив рассматривается как одна из разновидностей малой социальной группы как определенный уровень социального и психологического развития социальной группы. Однако далеко не всегда группа становится коллективом, даже если люди осуществляют совместно ту или иную деятельность. В этом смысле этимология понятия «коллектив» (от лат. «группа с совместной деятельностью ее членов») не совпадает с тем смыслом, который вкладывают в это понятие отечественная психология, педагогика, социология.
В зарубежной социальной психологии понятие «коллектив» обычно не используется и в случаях необходимости употребляется термин «малая группа», который становится все более популярным в нашей социальной психологии.
Есть основания говорить о двух традициях в разработке социологических и психологических проблем в контактных общностях людей.
Западная традиция: в качестве объекта исследования берется все многообразие малых социальных групп как контактных общностей людей. Цель исследований социальной психологии — выявление особенностей, закономерностей, возникающих в таких группах социально-психологических феноменов: лидерства, внушения, группового давления, конформизма и т.д. Все, что касается больших социальных групп (этнических, политических партий и движений, других массовых социальных феноменов), то они выступают объектом относительно самостоятельной отрасли психологии — социологической социальной психологии.
Отечественная традиция: здесь акцент делается на изучении социологических и психологических проблем коллектива, на разработке соответствующих теорий, концепций коллектива. Что касается социальной психологии, то наряду с коллективами и ДРУ" гими малыми социальными группами (семья, дружеская компания, криминальные группы, различные учебные, производственные и другие малые группы) ее объектом выступают большие социальные группы, массовые социальные явления (война, революция, мода. безработица и т.д.), процессы (миграция населения, урбанизация, дифференциация и интеграция социальных структур, обше' ства в целом и др.)> движения (политические, профсоюзный спортивные, молодежные и др.), различные виды массовой ДеЯ' тельности (зрелищные массовые мероприятия, работа среДстБ
массовой информации, боевые операции и т.п.), а также основные формы общественного сознания (искусство, наука, религия, политика).
Понятие «малая социальная группа» более широкое и емкое, чем понятие «коллектив». Есть много разновидностей малых групп, не относящихся к тому, что принято считать коллективом (диффузные, группы-кооперации, семья, дружеская компания и др.).
Исследование психологических проблем в малых группах начиналось в 20-х годах.
Одним из первых социально-психологических феноменов, на который обратили внимание исследователи, был эффект присутствия других членов группы [т.е. изучалось не взаимодействие, а факт одновременного действия рядом находящихся членов группы («коация») и группы в целом], в рамках которого выделили эффекты социальной фасилитации (присутствие других облегчает действия одного, способствует ему) и ингибиции (сдерживание, торможение действий индивида под влиянием присутствия других).
Затем произошел переход к изучению взаимодействия индивидов в малых группах и возникающих при этом отношений и эффектов взаимовлияния.
Далее предметом изучения становятся психологические характеристики группы, ее структура, различные формы проявления групповых установок (позиции, групповые традиции, привычки, ожидания и т.п.), механизмы групповой динамики.
В исследованиях американского психолога Э. Мэйо (хотторн-ские эксперименты) разрабатывается концепция неформальных групп. Малые группы делятся на формальные и неформальные.
В формальной группе четко заданы все позиции ее членов, которые предписаны групповыми нормами, строго распределены роли всех членов группы, система подчинения («структура власти»). Формальной группой является группа, созданная в условиях конкретной деятельности (школьный класс, бригада).
Внутри формальной группы Э.Мэйо обнаружил неформальные, которые складываются стихийно. В таких группах ни статусы, ни роли не предписаны, нет заданной системы взаимоотношений по вертикали. Неформальная группа может формироваться внутри формальной, а может возникать вне ее. Иногда в рамках такой группы, несмотря на ее неформальный характер, возникает совместная деятельность, и тогда группа приобретает Некоторые черты формальной группы: в ней выделяются определенные социальные позиции и роли. Так как в реальности очень тРУДно отделить группу формальную от неформальной, в социальной психологии родились подходы, выделяющие понятия формальной и неформальной структуры группы. И хотя предложенная Э. Мэйо классификация не может считаться достаточной,
на ее основе были предложены и другие классификации малых групп, структур отношений в малых группах (формальная, деловая, официальная и неформальная, психологическая, неофициальная).
Дж. Морено создает социометрическую методику (начало 30-х годов) изучения неформальных отношений и структур в малых группах. В современной социальной психологии социометрия используется достаточно широко. Она позволяет практику:
а) выявить неформальную (психологическую) структуру группы по соответствующим критериям;
б) установить социально-психологический статус и уровень эмпатийности каждого члена группы;
в) выявить лидеров и состав стихийно складывающихся микрогрупп в социальной группе.
В отечественной теории и практике, прежде всего педагогической, акцент делается на разработке аксеологического и дея-тельностного подходов к пониманию групповых процессов формирования, складывания и развития группы как коллектива (школьного, студенческого, педагогического, спортивного, трудового, воинского). Изучались проблемы межличностных отношений в коллективе, формирования общих суждений, мнений, настроений, традиций, авторитета и руководства коллективом, его сплочения и др.
Существует немало подходов к пониманию категории и явления «малая социальная группа» и ее количественных границ. Это относится как к зарубежной, так и к отечественной социальной психологии.
Малая группа — это любое количество лиц, находящихся во взаимодействии друг с другом, при котором каждый член группы получает некоторое впечатление или восприятие каждого другого члена группы (Р. Бейлз).
Малая группа — это социальная общность, которая состоит из определенного количества лиц, находящихся по отношению друг к другу во взаимных, более или менее определенных позициях и ролях и которые имеют определенную систему ценностей и норм, регулирующих поведение отдельных членов по важным для этой группы вопросам (М. Шериф).
Известный отечественный социальный психолог Б. Ф. Порш-нев главной психологической характеристикой социальной группы считал наличие в ней Мы-чувства, поскольку оно позволяет дифференцировать одну общность людей от другой.
Г.М.Андреева отрицательно относится к пониманию малой социальной группы как просто множества людей. Она рассматривает социальную группу как реальную ячейку общества, как взаимодействие людей, отличающихся общностью социальных рм и моральных ценностей и находящихся в определенных
Лиях друг к другу. Г.М.Андреева отмечает, что для социальной психологии малая социальная группа — это общность людей как субъект деятельности. По аналогии с западными исследователями она считает основными характеристиками группы ее композицию (состав), структуру, групповые проблемы (динамические социально-психологические процессы), групповые нормы и ценности, систему санкций в группе.
Под малой социальной группой целесообразно понимать контактную общность людей (до 40 человек), связанных единством жизни и деятельности по месту, времени, а в отдельных случаях и единством целей, потребностей, общих норм, правил, способов деятельности.
Малые социальные группы различаются:
а) как условные и реальные, лабораторные и естественные;
б) по способу возникновения: стихийно складывающиеся (неформальные) и специально создающиеся (формальные) для решения определенных задач;
в) по характеру контактности: непосредственно (первичные) и опосредованно (вторичные) контактные группы;
г) по содержанию деятельности: профессионально-деловые, учебные, бытовые, самодеятельно-творческие и др.;
д) по характеру социальной ориентированности: социально-полезные или асоциальные группы;
е) по уровню развития: диффузные группы, группы-кооперации, корпорации, коллективы;
ж) по степени принятия личностью групповых норм и включенности ее в групповые отношения: группы членства и референтные группы.
Для социальной психологии малая группа представляет интерес как носитель групповой, массовой психики, как система психологических связей и отношений, психических регуляторов, норм, правил поведения и деятельности людей.
Предметом изучения социальной психологии в малых социальных группах выступают прежде всего такие психические феномены, как групповые, коллективные мнения, настроения, традиции, отношения, ценности, потребности, цели, лидерство, самоутверждение, адаптация личности, сплоченность группы, ее морально-психологическое состояние, социально-психологический климат и др.
Психика группы — это реальное сознание людей данной общности, характеризующееся конкретным содержанием (нравствен-ньщ, эстетическим, политическим, профессиональным, правовым и др.), направленностью, уровнем функционирования (от апатии, безразличия до энтузиазма), действенностью; это сложная совокупность внутри групповых социально-психологических Процессов и явлений.
.тле И||ицс1:сы И ИВЛеНИЯ В МЭЛЫХ
пах— понятие собирательное. Оно служит для обозначения разнообразных форм существования группового сознания (психики) социально-психологического поведения и проявления членами группы своей индивидуальности (лидерство, подчинение, стиль общения, самоутверждения и др.), механизмов взаимодействия людей и воздействия на них группового и общественного сознания (психическое заражение, подражание, внушение, убеждение принуждение и др.).
Функции социально-психологических феноменовразнообразны. Одни преимущественно осуществляют целеполагание группового поведения, деятельности группы (групповые потребности, интересы, установки), другие — главным образом выполняют функцию побуждения (настроения, мнения, традиции и др.). Социальные привычки, навыки групповых действий, обычаи, ритуалы преимущественно обеспечивают исполнение действий, поведение членов группы. В целом социально-психологические феномены выполняют и функцию познания действительности и ориентирования в ней.
Существуют разные подходы к выделению феноменов групповой психики и их классификации.
По влиянию на сплочение данной группы, на тенденции ее развития социально-психологические процессы и явления разделяют на интегрирующие социальную группу, способствующие ее сплочению, единению (общие потребности, интересы, цели, мнения, суждения, настроения, традиции и т.п.) и приводящие к дифференциации социальной группы (лидерство, самоутверждение, конфликты и т.п.).
По степени устойчивости различают статические, динамические и статико-динамические социально-психологические процессы и явления (А. Д. Глоточкин).
По влиянию на деятельность социальной группы и ее членов: побудительные и исполнительные процессы и явления.
По тому, кто выступает носителем групповых процессов и явлений, различают:
а) массовидные социально-психологические процессы и явления, характеризующие группу в целом (общие для группы потребности, интересы, мнения, настроение, паника, мода, морально-психологическая атмосфера и др.);
б) процессы и явления, характеризующие социально-психологические особенности поведения личности в социальной группе (самоутверждение, лидерство, подчинение, сотрудничество, конформизм, нонконформизм, эмпатийность, ригоризм и т.п.);
в) социально-психологические процессы и явления, характеризующие взаимодействие людей в социальной группе (социальная перцепция, взаимопонимание, аттракция, состязательность, конфликтность и др.).
I
Различают также социально-психологические процессы и явления, выступающие формой существования группового сознания, психики, и социально-психологические процессы и явления, которые как бы нейтральны по отношению к содержанию и направленности групповой психики: убеждение, внушение, психическое заражение, подражание, принуждение, групповое мышление и др. Все это социально-психологические механизмы взаимовлияния людей в группе.
Под влиянием реальных условий жизни и деятельности людей происходит формирование и функционирование социально-психологических процессов и явлений и как результат их взаимодействия складывается и развивается малая социальная группа: осуществляется ее движение от диффузной группы к коллективу.
2\
\3
ЦОЕ
\5\
Примечания: а) ось абсцисс — степень ценностно-ориентационного единства людей группы (ЦОЕ);
б) ось ординат — степень и характер общественной значимости деятельности членов группы;
в) группа в позиции 1 — диффузная; 2 — кооперация; 3 — коллектив; 4 — сплоченная бандитская шайка или другая достаточно сплоченная асоциальная группа; 5 — складывающаяся асоциальная группа.
Психика социальной группы не сводима к психике человека, к психологии личности. Групповая психика, выступая сложной совокупностью содержания и состояния социально-психологических процессов и явлений, обусловлена не только особенностями деятельности членов группы, своеобразием материально-технических и экологических условий ее жизни и деятельности. Большое влияние на содержание, направленность и уровень функционирования групповой психики оказывают личностные особенности ее членов, своеобразие восприятия и понимания ими мира, действительности, конкретной ситуации, друг друга, возникающие у них отношения к деятельности, к реальным фактам и событиям как внутри групповой, так и вне групповой жизни.
В целом содержание, направленность и уровень функционирования групповой психики, ее отдельных феноменов (и это не является исключением для коллектива) определяются многими факторами и обстоятельствами: историческим опытом жизни и деятельности данной группы, экономическими, политическими,
правовыми и другими социальными условиями, своеобразием деятельности и конкретных обстоятельств, в которых группа оказалась в тот или иной момент или в течение какого-то времени, и др.
Что же касается специфики психики социальной группы, коллектива, то она определяется в первую очередь ее группообразую-щими признаками: для группы подростков — подростковый возраст, спортивного коллектива — вид спортивной деятельности студенческой группы — учебная деятельность и возраст, этнической группы — общность этнических признаков, политической организации — организационно-идеологической основы, воинского коллектива — воинская деятельность и ее специфика (военно-морской флот, авиация, сухопутные войска, артиллерия и т.п.).
Без правильного учета группообразующих признаков нельзя понять психику той или иной социальной группы (семья, производственный, учебный или педагогический коллектив, криминальная группа, спортивная команда и т.п.).
В отечественной психологии при едином, общем понимании сути коллектива и коллективизма есть и некоторое своеобразие в определении понятия «коллектив».
К. К. Платонов считал, что коллектив — это группа людей, составляющая часть общества, объединенная общими целями и близкими мотивами совместной деятельности, подчиненными целям этого общества (см.: Коллектив и личность. — М., 1975. — С. 13).
А. В. Петровский под коллективом понимает организованную группу, в которой члены объединены общими ценностями, целями и задачами деятельности, значимыми для группы в целом и для каждого ее члена в отдельности, где межличностные отношения опосредствуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности (см.: Петровский А. В., Шпа-линский В. В. Социальная психология коллектива. — М., 1978. — С. 69).
Коллектив — это контактная общность людей, объединенных единством общественно полезной деятельности, организации и коллективистической психологии.
Основные признаки социальной группы, дающие основание считать ее коллективом:
1) общественно полезная цель деятельности людей данной общности (А. С. Макаренко, А. В. Петровский);
2) контактность (как непосредственная, так и опосредованная);
3) наличие организации, субординации отношений, единого и авторитетного для всех членов группы руководства (А. С. Макаренко);
4) определенный уровень развития коллективистической психологии — психологии взаимного понимания, сотрудничества, помощи, поддержки и взаимной требовательности, ответственности-
Интересен подход А. С. Макаренко к пониманию коллектива. Основные позиции педагога по данному вопросу таковы:
коллектив — целеустремленный комплекс личностей;
коллектив — такая общность людей, цели деятельности которой выходят за рамки собственной организации и вплетаются в интересы других, более широких общностей, общества в целом;
подлинный коллектив возможен только на социалистическом Принципе организации;
коллектив — непростая совокупность людей. Коллектив характеризуют те связи и отношения, которые возникают между людьми;
в коллективе никто не имеет не только права, но и возможности куражиться и издеваться даже над самым слабым членом коллектива. В коллективе каждый ощущает свою защищенность.
Подлинный коллектив играет исключительно большую роль в жизни и деятельности человека.
Во многих видах современной профессиональной деятельности коллектив становится основным ее субъектом. Особенно это относится к использованию современной техники, многим видам спортивной, воинской и другой деятельности.
Коллектив является одним из основных субъектов формирования и развития гуманистической, коллективистически ориентированной личности, способной всесторонне проявить и утвердить свою индивидуальность. В этом смысле слова коллектив выступает своеобразным социальным и социально-психологическим полем, полигоном для соответствующей самореализации и самоутверждения личности, удовлетворения многих значимых для нее потребностей.
Коллектив, его духовная жизнь, массовая психика и ее отдельные феномены являются своеобразной призмой, трансформатором, преломляющим идущие извне воздействия на личность. Вот почему работа по сплочению коллективов, поддержанию в них здоровой морально-психологической атмосферы выступает одной из главных забот руководителей, каждого члена коллектива.
Оптимальным количественным составом группы, при котором она становится дееспособным коллективом, А. С. Макаренко считал 15 человек: «Больше 15 человек иметь в одном отряде нельзя». Минимальное количество людей, при котором социальная группа может приобрести черты подлинного коллектива, — 7 человек. По утверждению А. С. Макаренко, в группах численностью менее 7 человек трудно создать подлинный коллективизм, в них обычно и развивается дух семейственности, вседозволенности, попустительства, корпоративности, группового эгоизма.
А. С. Макаренко выделил четыре уровня развития коллектива, превращения социальной группы в подлинный дееспособный коллектив. Основным показателем развития коллективизма,
преобразования группы в коллектив он считал развитие требовательности в группе. В зависимости от этого он вьщелял следующие уровни:
1. Требования предъявляются руководителем и им же прилагаются усилия для их претворения в жизнь.
2. Требования руководителя поддерживаются и проводятся в жизнь активом коллектива.
3. Требования к людям предъявляет сам коллектив как непосредственно, так и через свой актив, органы управления. Коллектив при необходимости использует и соответствующие санкции если его требования не исполняются.
4. Каждый член коллектива предъявляет требования к себе и к окружающим.
В современной отечественной социальной психологии разработана и считается общепринятой так называемая многоуровневая, стратометрическая концепция коллектива (А. В. Петровский и др.), суть которой в следующем: малая социальная группа в своем развитии и превращении в коллектив проходит три этапа, соответственно которым в ней выделяются три уровня (слоя) межличностных связей и отношений.
Первый — внешний, эмпатийный уровень, когда взаимоотношения между членами группы основаны на взаимных или односторонних симпатиях — антипатиях, доверии — недоверии, влечении — отторжении и т. п. Такие отношения, по существу, ни к чему не обязывают и как складываются спонтанно, так и разрушаются. Это поверхностный слой взаимоотношений.
Второй — более глубинный слой межличностных отношений, когда они обусловлены технологией и результатами совместной деятельности, использованием средств и способов по ее осуществлению. Социальная группа становится достаточно слаженной кооперацией.
Третий — ядро, база коллективистских отношений и признак, дающий основание говорить о складывании коллектива: когда взаимоотношения между людьми обусловлены общностью их целей и устремлений в совместной деятельности, ее содержанием и смыслом, ценностями.
Коллективу присущи общие психологические черты (параметры), к числу которых в первую очередь относятся:
достаточный уровень профессиональной подготовленности, сработанности, слаженности совместных действий;
нравственная воспитанность, проявляющаяся в подлинно коллективистических взаимоотношениях членов коллектива;
высокая организованность, дисциплинированность, управляемость социальной группы;
достаточный уровень политической, правовой, в целом соШ1' альной зрелости членов коллектива;
благоприятный и устойчивый морально-психологический климат, создающий для каждого члена коллектива ощущение личной свободы, защищенности, уверенности, психологической комфортности.
При вхождении молодого сотрудника в трудовой коллектив характер и успешность разрешения возникающих проблем во многом зависят от того, как он настроен на принятие сложившихся в коллективе норм, правил, ценностей, как проявляет себя (активно или пассивно), какова мотивация его профессиональной деятельности.
Например, люди в коллективе могут в разной степени проявлять готовность принять профессиональные, нравственные и другие ценности и нормы, правила группы, коллектива. На этом основании можно выделить пять основных категорий сотрудников.
Ориентация
на ценности
группы
Ориентация на
нормы, правила
группы
Очевидно, что сотрудники типов 1 и 4 менее предпочтительны в коллективе, поскольку их личные ценности и интересы не соответствуют групповым, профессиональным. При первой же возможности им лучше предложить поискать другое место работы. Сотрудники типа 2 имеют высокую личную ориентацию на профессиональные и другие ценности коллектива, но имеют нонконформную ориентацию личности, всячески выступая против норм и правил, принятых в группе либо исходящих от руководства. При всем их бунтарском поведении, нарушениях трудовой дисциплины эти сотрудники любят свое дело, профессию, принимают и отстаивают Ценности коллектива. Наиболее предпочтительны и надежны сотрудники типа 3, поскольку они принимают и нормы, правила, и Ценности коллектива. Для этих сотрудников коллектив стал референтной группой. И наконец, сотрудники типа 5— золотая середина. Их обычно больше всего в коллективе, и именно они составляют его основной костяк.
В свою очередь, и сотрудники типов 2, 3 и 5, и сотрудники типов 1 и 4 могут занимать активную позицию в коллективе, а могут вести себя и пассивно. В зависимости от этого у них проявляются разные психические состояния, что сказывается на их вкладе в дела коллектива.
Степень непринятия
норм, ценностей
коллектива
Степень активности личности
Степень пассивности личности
Степень принятия норм, ценностей коллектива
Характерным для сотрудников представленных в системе координат групп является:
для 1-й группы — наличие радостного, мажорного настроения, оптимизма, контактности, общительности, инициативы, творчества при решении задач;
для 2-й группы — благодушие, умиротворение, безынициативность, стороннее наблюдение за ходом дел в коллективе. Они обычно останавливаются в своем профессиональном и творческом развитии, проявляют инертность в отношении инноваций, перемен, достаточно консервативны, устойчивы в своих позициях;
для 3-й группы — проявление уныния, пессимизма, замкнутости, апатии и т.п.;
для 4-й группы — неудовлетворенность, тревожность, психическая напряженность, проявления агрессии, нонконформности.
Это повышенно конфликтные члены коллектива. Очевидно, что мотивация поведения и деятельности сотрудников названных групп разная: для 1-й группы — это преимущественно мотивы делового, профессионального, деятельностного плана, мотивы достижения целей; для 2-й группы преобладают мотивы личностного престижа, самоутверждения в глазах сотрудников, в своем мнении, мотивы избегания неудач, мотивы одобрения своих качеств, достижений, мотивы статусного характера; для 3-й группы характерны мотивы так называемого вынужденно безысходного плана (страх остаться без дела, близость работы от дома, приемлемая сменность работы и т. п.); у 4-й группы чаще проявляются мотивы материального плана, связанные с престижем профессии, ее современным статусом, надежностью и др.
В социальной группе, производственном, трудовом коллективе складываются различные структуры связей и отношений лЮ"
дей. Их знание позволяет специалисту, руководителю лучше ориентироваться в реальных взаимоотношениях в коллективе, малой группе.
Различают социометрическую и коммуникативную структуры малой группы и структуру властных отношений.
Социометрическая структура — это совокупность соподчиненных позиций членов группы в системе внутригрупповых межличностных предпочтений по тому или иному критерию, признаку.