Методические рекомендации по проведению занятий

А.Г.Назарова

Игровой С т р е т ч и н г

Методическое пособие для работы с детьми

Санкт - Петербург

"Растяжка сопутствует нам всю жизнь.

Рождение - это растяжка. Глубокий вдох, улыбка, любое движение тела - растяжка. Растяжка - это гибкость, гибкость - это молодость, молодость - это здоровье, активность, хорошее настроение, раскрепощенность, уве­ренность в себе".

Е.И.Зуев «Волшебная сила растяжки».

Автор - Назарова Анна Георгиевна - педагог-психолог, методист Института валеологического образования, сотрудник Института образования взрослых (РАО) (Санкт-Петербург); член "Союза творческих педагогов России"; руководитель детской танцевальной студии; Автор 20 публикаций по педагогике и психологии, автор методических пособий « ИГРОТРЕНИНГ», «Танцуем все вместе». Опира­ясь на свой многолетний опыт проведения оздоровительных занятий в дошкольных и школьных учреждениях с помощью сюжетно-ролевых и тре­нинговых игр, ставила своей целью подойти к решению одной из акту­альных проблем комплексного оздоровления детей.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Во времена глобальных перемен и потрясений достойно могут вы­жить только здоровые, эмоционально устойчивые, способные на высокую концентрацию усилий и умеющие своевременно восстанавливать свои си­лы люди.

Число заболеваний увеличивается с каждым годом несмотря на все достижения медицины. При этом с каждым годом они "молодеют", уже среди воспитанников детских садов большинство детей страдает хрони­ческим заболеванием, имеют патологическую осанку, нарушения опор­но-двигательного аппарата, умственную и эмоциональную заторможен­ность.

Настоящего физического здоровья и душевного равновесия достига­ет лишь тот, кто с детства научился жить в гармонии с собой, окру­жающими, природой, научился управлять своим разумом, способен реа­лизовать свои физические и духовные способности.

Предлагаемая автором методика направлена на активизацию защит­ных сил организма детей, овладение навыками совершенного управления своим телом, психоэнергетической саморегуляции, развитию и высво­бождению скрытых творческих и оздоровительных возможностей подсоз­нания.

Автор обращается ко всем, кто заинтересован в здоровье и разви­тии детей, к работникам детских учреждений и родителям и хочет по­делиться своими знаниями и наработанным опытом на постоянных прак­тических семинарах.

"Хомо луденс" - человек играющий.

Если рассматривать человека с позиций глубокого уровня сущест­вования, как организм, увидим, что там действуют свои законы, нап­равленные на саморегуляцию процессов в организме, как устойчивой системе, стремящейся сохранить свою целостность. Человек - телес­но-духовное, социальное существо, наделенное от природы многими за­датками и способностями, чаще всего так и нераскрытыми. Стать не­повторимой личностью, раскрыть свою индивидуальность, научиться жить в гармонии с собой и окружающим миром, найти свое место, свое дело в этом мире очень нелегко. Кант считал, что человек становится личностью благодаря самосознанию.

Для продуктивной деятельности в любой области необходимо соче­тание активности левого и правого полушарий. Однако в наш рацио­нальный век левое полушарие получает больше импульсов для своего развития, т.к. оно ведает логическими, интеллектуальными, аналити­ческими, объективными функциями мозга. Такие же способности правого полушария, как интуиция, чувственность, предвидение, генерирование идей, нестандартность мышления остаются нераскрытыми. Именно игра, работа с образом, различные упражнения по развитию творческих спо­собностей, психоэнергетическая саморегуляция помогают расскрыть эти возможности, потенциально имеющиеся в той или иной степени практи­чески у всех детей.

Нам очень сейчас не хватает такого понятия как "Хомо луденс" - человек играющий. Даже наши дети раньше времени уходят из мира детских игр в неприглядные "игры" взрослых. Игра - определенное ка­чество деятельности, отличающееся от "обыденной" жизни, это "преоб­ражение действительности и самого играющего".

Игра - это особая реальность, доступная восприятию каждого, су­ествующая на всех степенях культуры, при разных формах мировоззре­ния.

Игра - это биологическая функция человека, реализация врожден­ного инстинкта подражания, компенсация нереализованных возможнос­тей, выход избыточной энергии, упражнение самообладания и т.д.

Игра - это творческая деятельность детей. И хотя в нашем созна­нии игра - это дело несерьезное, дети живут в игре, действие обра­зов игры не прекращается с ее окончанием. Дети живут в мире обра­зов, зачастую не менее реальных для них, чем окружающая действи­тельность. Реализовать этот мир игры в целях оздоровления и разви­тия ребенка и является целью методики.

Все занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, уп­ражнений, игр, подобранных таким образом, чтобы содействовать реше­нию оздоровительных и развивающих задач.

Широко используется метод аналогий с животными и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), метод театрализации, где педагог - режиссер, используя игровую атрибутику, образ, акти­визирует работу правого полушария головного мозга ребенка, его пространственно-образное мышление, способствуя высвобождению скры­тых творческих и оздоровительных возможностей подсознания.

В здоровом теле...

" Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге - везде окончательным фактом является мышечное движение".

И.М.Сеченов

Мы живем в нашем теле, без него невозможно существование в этом мире, оно является выражением нашей души. Это единство нельзя ра­зорвать, не прервав одновременно и жизнь. Когда душа и тело нахо­дятся во взаимодействии, влияют друг на друга - развивается гармо­ническая уравновешенная личность. Тело и его процессы - фундамент личности. Через тело можно понять личность, сущность человека, че­рез тело можно строить, развивать эту сущность намного сильнее, чем мы часто думаем. Любое хорошее воспитание во все времена было не­разрывно связано с работой над телом. Стабильный, полноценный чело­век представляется нам прямым, энергичным, с хорошей осанкой, по­ходкой, умением пластично двигаться, танцевать, управлять своим те­лом. Свобода, раскованность внешних движений неразрывно связана с внутренней свободой, естественным чувствованием, телесным и душев­ным покоем. Все в человеке связано с работой мышц: и движение, и дыхательная система, управляющая ими. Чем активнее работа мышц, тем интенсивнее самообновление организма.

В человеческом организме каждая мышца имеет свою строго опреде­ленную функцию и должна нести полную нагрузку и хорошо отдыхать. Мышечное бездействие, особенно в сочетании с нервным напряжением, губительно сказывается на здоровье, провоцируя нарушения деятель­ности вегетативной нервной системы, желез внутренней секреции и внутренних органов. Человек на 35-40% состоит из мышц. Почти все остальные системы организма служат для приведения мышц в движение, обеспечивают их работоспособность. Недостаток мышечной деятельности приводит также к дискоординации работы мозга.

Просто много двигаться - не значит задействовать все мышцы ор­ганизма. Идея здоровья, совершенствования тела часто связывается в сознании людей с бурной физической деятельностью, бегом, утомитель­ными видами спорта, поднятием тяжестей, накачиванием мышц и т.д. Но мало кто может заниматься этим систематически, начиная с детства на протяжении всей жизни в силу различных причин. К тому же все виды спорта действуют обычно только на 1/3 часть мышц, оставляя не раз­витыми жизненно важные для поддержания осанки мышцы спины, живота, стоп, внутренних органов.

Хорошая осанка - это не только привлекательный внешний вид. Из-за ее нарушения, зажатости позвоночника, возникающего плоскосто­пия, вызванного неправильностью походки, неразработанностью стоп, возникают многие заболевания. Позвоночник - ключ ко всему организ­му. При нарушении статичных нагрузок на скелет, возникают смещения позвонков, нарушается ход энергетики ко всем органам и даже проис­ходит смещение внутренних органов.

Позвоночник должен оставаться подвижным и гибким в течение всей жизни.

Отчего же происходит деформация позвоночника, нарушение осанки? У детей позвоночник гибкий, но он довольно скоро теряет это свойс­тво. Наши дети рано начинают длительно сидеть, их спина при этом напрягается, надолго "застывает" в одном положении, вызывая перег­рузку отдельных мышц. То же самое происходит при занятиях согнув­шись, при неправильном лежании, ходьбе, ношении тяжестей и т.д. Мышцы, связки, другие ткани, поддерживающие и двигающие скелет, ус­ваивают определенные модели движения. Вредное воздействие непра­вильной осанки накапливается, создавая напряжение мышц и, что самое страшное, привыкание к такому вредному состоянию. Нарушения формы позвоночника, даже имеющие функциональный характер, не только расс­траивают нормальную работу опорно-двигательного, но разрушают и де­ятельность дыхательной системы, что ухудшает кровообращение голов­ного мозга, снижает его работоспособность, приводит к нервному пе­реутомлению.

Для профилактики различных деформаций позвоночника, чтобы укре­пить его связочный аппарат, рекомендуется выполнять физические уп­ражнения с разнообразными движениями позвоночника, а также упражне­ния, укрепляющие и поддерживающие позвоночник, мышцы спины и живо­та. При растягивании позвоночника увеличиваются межпозвонковые про­межутки, уменьшается сдавливание нервов, восстанавливается циркуля­ция крови и лимфы. При исправлении осанки тело как бы просыпается, улучшается общее самочувствие, исчезают спазмы мышц.

Здоровая мышца сокращается в работе и расслабляется при отдыхе. Чем слабее, неэластичнее мышцы, тем больше напряжения они накапли­вают, а значит, в них нарушается циркуляция крови. Когда мышца все время находится в состоянии напряжения и зажатости, появляется чувство мышечного, эмоционального, психического дискомфорта и даже неоправданные боли. Дети могут жаловаться на боли живота, горла, головы, ушей, которые трудно объяснить с точки зрения традиционной медицины, т.к. они не связаны с внешним воздействием - инфекцией.

Методика предлагаемых упражнений основана на статичных растяж­ках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночни­ка, позволяющих предотвратить нарушения осанки и исправить ее, ока­зывающих глубокое оздоровительное воздействие на весь организм. Она базируется на анализе известных систем физических упражнений, прие­мов мануальной терапии, ритмики, хореографии.

Упражнения на растягивание мышц широко применяются в системе массажа, самомассажа, в лечебной физкультуре, особенно для коррек­ции двигательных расстройств, нарушениях мышечного тонуса. Популяр­ны упражнения стретчинга и как средство достижения релаксации. Эти упражнения доступны всем, кому врачи не запрещают заниматься обще­физической подготовкой. Для их выполнения не требуются спортивные снаряды, большие залы, материальные расходы. Их можно выполнять в детских учреждениях и дома, в группах и индивидуально.

Растяжки воздействуют на все мышцы и суставы, повышают эластич­ность связок, снижается опасность отложения в суставах шлаков, уве­личивается их подвижность.

Упражнения стретчинга рассчитаны на вовлечение в работу всего организма, включая психику, направлены на расслабление, настройку и восстановление функций мышц. Это позволяет без вреда, используя за­щитные силы организма, предупредить многие заболевания, т.к. воз­действия на позвоночник, органы, мышцы, железы внутренней секреции, дыхательную и нервную систему вырабатывается естественная сопротив­ляемость организма.

Сочетание динамичных и статичных физических упражнений наиболее соответствует природе опорно-двигательного аппарата человека и яв­ляется лучшим методом тренировки для выработки силы, выносливости, координации движений.

Упражнения выполняются без воздействия со стороны, т.к. челове­ческое тело само по себе достаточно универсально. Самоманипулирова­ние своим телом в медленном, а значит, безопасном ритме дает наибо­лее эффективные результаты. Медленные движения воздействуют на мыш­цы и суставы по всей их глубине. Упражнения стретчинга позволяют, почти не отнимая времени, творить чудеса. Не нужен будет ни ману­альный терапевт, ни другие врачи.

Статичные упражнения стретчинга вызывают не только воздействия на глубинные мышцы организма, но также нормализуют и усиливают за­щитные функции организма, в том числе свертываемость крови, коли­чество лейкоцитов, желудочную кислотность, работу кишечника и т.д.

Все это связано с изменением корковых процессов в связи с воз­никновением в коре головного мозга в области двигательного анализа­тора очага возбуждения, поддерживаемого, с одной стороны, формиро­ванием волевых импульсов, с другой - возбуждениями, приходящими от работающих мышц.

Методика стретчинга не имеет возрастных ограничений, можно на­чинать с 4-х лет. И очень важно заниматься с детьми именно дошколь­ного возраста, тем более, что в дошкольных учреждениях дети обуча­ются упражнениям стретчинга в игровой форме. Упражнения, охватываю­щие все группы мышц, носят близкие и понятные детям названия живот­ных или имитационных действий и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, основанной на сценарии по сказочному материалу. На каждом уроке дается новая сказка-игра, в которой дети превращаются в раз­личных животных, насекомых и т.д., выполняя в такой интересной фор­ме сложные упражнения.

Программа работы со школьниками имеет свою специфику в зависи­мости от возраста, но везде учитывается объем необходимой физичес­кой нагрузки для нормального протекания физиологических процессов. Упражнения каждого занятия подбираются с учетом пропорциональной занятости всех групп мышц. Стретчинг повышает двигательную актив­ность, выносливость, снижает эмоционально-психические напряжения.

Переход от мышечных упражнений к расслаблениям позволяет за ко­роткое время нормализовать все функции организма, приобрести актив­ное рабочее настроение. Форма и последовательность упражнений тако­вы, что если данная группа мышц недостаточно развита, упражнения попросту невозможно выполнить, т.е. само тело регулирует уровень нагрузки.

Освоение упражнений стретчинга развивает мышечное чувство, уме­ние определять напряжение в своем теле, расслабляться. А на методах концентрации внимания и расслабления мышц целиком основаны и ауто­генная тренировка, и изометрическая гимнастика, и все виды психоре­гуляции.

У детей исчезают комплексы переживаний, связанные с физическим несовершенством тела, неумением им управлять, возникает, по опреде­лению И.П.Павлова, "мышечная радость", сознанию которой помогают вводимые в занятия элементы ритмики, игровых и современных танцев, позволяющих обучить детей культуре движения, раскованному владению своим телом, пластике жеста.

Помимо общего оздоровительного эффекта, умения управлять своим телом, запас целенаправленных двигательных навыков позволяет детям чувствовать себя сильными, уверенными в себе, красивыми, избавляет их от различных комплексов, создает чувство внутренней свободы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ

Упражнениями стретчинга можно заниматься индивидуально или в группе. При групповых занятиях обязательно учитывать возрастные особенности детей. В связи с этим группа должна составляться из де­тей приблизительно одного возраста.

В каждой группе занимается не более 15 детей. Время проведения одного занятия в детском саду 30 минут, в школе - 40 минут. Занятия проводятся в чистом, проветренном помещении,

дети занимаются на ковриках, одеты по возможности легко, лучше без обуви (в носках).

Положительный эмоциональный фон, позитивное отношение к заняти­ям, улыбка, радость, делают занятия особенно эффективными.

Преподаватель учит удерживать внимание детей на определенных мысленных образах, делать представления яркими, живыми.

Управление вниманием начинается с концентрации на реальных ощу­щениях, восприятиях (мышечных, зрительных, слуховых).

Воздействие мысленных образов, регулирующей и программирующей силы слова значительно повышается в состоянии мышечной расслаблен­ности.

В каждом занятии обязательно сочетание динамических и статичес­ких форм работы мышц.

Всякое движение может и должно компенсироваться контрдвижением. Мышцы, находящиеся под напряжением, нужно регулярно укреплять путем растягивания и расслабления.

Все упражнения основаны на чередовании напряжения и расслабле­ния мышц. При растяжках и расслаблениях преподаватель создает об­ратную связь, т.е. обращает внимание на состояние данной группы мышц и всего тела.

Не следует выполнять несколько упражнений подряд на сходные группы мышц.

Позвоночник должен растягиваться в различных направлениях, что­бы не стать скованным.

Растягивание должно быть нерезким, без лишнего усилия, не при­носящим беспокойства и неприятных ощущений. Движения мягкие, мед­ленные, контролируемые телом.

Работа с одними мышцами влияет на тонус других (биосвязь с моз­гом). В одном занятии должны быть упражнения на все группы мышц.

Выполнение упражнений со статикой и расслаблением развивает мы­шечный контроль, вырабатывает навыки памяти тела.

Чтобы научиться расслабляться, нужно научиться предельно напря­гаться.

Мышечный тонус - готовность к действию или бездействию. Чем пластичнее мышечная система, тем меньше крайностей у тела (при стрессе от судорог до обморока). Упражнения на растяжку и расслаб­ление наиболее короткий путь к умению управлять своим мышечным то­нусом.

Управление своим телом, сотрудничество с ним начинается с осоз­нания своего тела, закрепления представлений о нем. Развивать мы­шечное чувство лица, контроль тонуса мимической мускулатуры, сбра­сывание зажимов. Вводить в сюжетно-ролевые игры мимические упражне­ния (удивление, страх, гнев, презрение, радость и т.д.).

Все упражнения выполняются под соответствующую четкую музыку.

Наши рекомендации