Методические рекомендации по проведению занятий
А.Г.Назарова
Игровой С т р е т ч и н г
Методическое пособие для работы с детьми
Санкт - Петербург
"Растяжка сопутствует нам всю жизнь.
Рождение - это растяжка. Глубокий вдох, улыбка, любое движение тела - растяжка. Растяжка - это гибкость, гибкость - это молодость, молодость - это здоровье, активность, хорошее настроение, раскрепощенность, уверенность в себе".
Е.И.Зуев «Волшебная сила растяжки».
Автор - Назарова Анна Георгиевна - педагог-психолог, методист Института валеологического образования, сотрудник Института образования взрослых (РАО) (Санкт-Петербург); член "Союза творческих педагогов России"; руководитель детской танцевальной студии; Автор 20 публикаций по педагогике и психологии, автор методических пособий « ИГРОТРЕНИНГ», «Танцуем все вместе». Опираясь на свой многолетний опыт проведения оздоровительных занятий в дошкольных и школьных учреждениях с помощью сюжетно-ролевых и тренинговых игр, ставила своей целью подойти к решению одной из актуальных проблем комплексного оздоровления детей.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Во времена глобальных перемен и потрясений достойно могут выжить только здоровые, эмоционально устойчивые, способные на высокую концентрацию усилий и умеющие своевременно восстанавливать свои силы люди.
Число заболеваний увеличивается с каждым годом несмотря на все достижения медицины. При этом с каждым годом они "молодеют", уже среди воспитанников детских садов большинство детей страдает хроническим заболеванием, имеют патологическую осанку, нарушения опорно-двигательного аппарата, умственную и эмоциональную заторможенность.
Настоящего физического здоровья и душевного равновесия достигает лишь тот, кто с детства научился жить в гармонии с собой, окружающими, природой, научился управлять своим разумом, способен реализовать свои физические и духовные способности.
Предлагаемая автором методика направлена на активизацию защитных сил организма детей, овладение навыками совершенного управления своим телом, психоэнергетической саморегуляции, развитию и высвобождению скрытых творческих и оздоровительных возможностей подсознания.
Автор обращается ко всем, кто заинтересован в здоровье и развитии детей, к работникам детских учреждений и родителям и хочет поделиться своими знаниями и наработанным опытом на постоянных практических семинарах.
"Хомо луденс" - человек играющий.
Если рассматривать человека с позиций глубокого уровня существования, как организм, увидим, что там действуют свои законы, направленные на саморегуляцию процессов в организме, как устойчивой системе, стремящейся сохранить свою целостность. Человек - телесно-духовное, социальное существо, наделенное от природы многими задатками и способностями, чаще всего так и нераскрытыми. Стать неповторимой личностью, раскрыть свою индивидуальность, научиться жить в гармонии с собой и окружающим миром, найти свое место, свое дело в этом мире очень нелегко. Кант считал, что человек становится личностью благодаря самосознанию.
Для продуктивной деятельности в любой области необходимо сочетание активности левого и правого полушарий. Однако в наш рациональный век левое полушарие получает больше импульсов для своего развития, т.к. оно ведает логическими, интеллектуальными, аналитическими, объективными функциями мозга. Такие же способности правого полушария, как интуиция, чувственность, предвидение, генерирование идей, нестандартность мышления остаются нераскрытыми. Именно игра, работа с образом, различные упражнения по развитию творческих способностей, психоэнергетическая саморегуляция помогают расскрыть эти возможности, потенциально имеющиеся в той или иной степени практически у всех детей.
Нам очень сейчас не хватает такого понятия как "Хомо луденс" - человек играющий. Даже наши дети раньше времени уходят из мира детских игр в неприглядные "игры" взрослых. Игра - определенное качество деятельности, отличающееся от "обыденной" жизни, это "преображение действительности и самого играющего".
Игра - это особая реальность, доступная восприятию каждого, суествующая на всех степенях культуры, при разных формах мировоззрения.
Игра - это биологическая функция человека, реализация врожденного инстинкта подражания, компенсация нереализованных возможностей, выход избыточной энергии, упражнение самообладания и т.д.
Игра - это творческая деятельность детей. И хотя в нашем сознании игра - это дело несерьезное, дети живут в игре, действие образов игры не прекращается с ее окончанием. Дети живут в мире образов, зачастую не менее реальных для них, чем окружающая действительность. Реализовать этот мир игры в целях оздоровления и развития ребенка и является целью методики.
Все занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, игр, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач.
Широко используется метод аналогий с животными и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), метод театрализации, где педагог - режиссер, используя игровую атрибутику, образ, активизирует работу правого полушария головного мозга ребенка, его пространственно-образное мышление, способствуя высвобождению скрытых творческих и оздоровительных возможностей подсознания.
В здоровом теле...
" Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге - везде окончательным фактом является мышечное движение".
И.М.Сеченов
Мы живем в нашем теле, без него невозможно существование в этом мире, оно является выражением нашей души. Это единство нельзя разорвать, не прервав одновременно и жизнь. Когда душа и тело находятся во взаимодействии, влияют друг на друга - развивается гармоническая уравновешенная личность. Тело и его процессы - фундамент личности. Через тело можно понять личность, сущность человека, через тело можно строить, развивать эту сущность намного сильнее, чем мы часто думаем. Любое хорошее воспитание во все времена было неразрывно связано с работой над телом. Стабильный, полноценный человек представляется нам прямым, энергичным, с хорошей осанкой, походкой, умением пластично двигаться, танцевать, управлять своим телом. Свобода, раскованность внешних движений неразрывно связана с внутренней свободой, естественным чувствованием, телесным и душевным покоем. Все в человеке связано с работой мышц: и движение, и дыхательная система, управляющая ими. Чем активнее работа мышц, тем интенсивнее самообновление организма.
В человеческом организме каждая мышца имеет свою строго определенную функцию и должна нести полную нагрузку и хорошо отдыхать. Мышечное бездействие, особенно в сочетании с нервным напряжением, губительно сказывается на здоровье, провоцируя нарушения деятельности вегетативной нервной системы, желез внутренней секреции и внутренних органов. Человек на 35-40% состоит из мышц. Почти все остальные системы организма служат для приведения мышц в движение, обеспечивают их работоспособность. Недостаток мышечной деятельности приводит также к дискоординации работы мозга.
Просто много двигаться - не значит задействовать все мышцы организма. Идея здоровья, совершенствования тела часто связывается в сознании людей с бурной физической деятельностью, бегом, утомительными видами спорта, поднятием тяжестей, накачиванием мышц и т.д. Но мало кто может заниматься этим систематически, начиная с детства на протяжении всей жизни в силу различных причин. К тому же все виды спорта действуют обычно только на 1/3 часть мышц, оставляя не развитыми жизненно важные для поддержания осанки мышцы спины, живота, стоп, внутренних органов.
Хорошая осанка - это не только привлекательный внешний вид. Из-за ее нарушения, зажатости позвоночника, возникающего плоскостопия, вызванного неправильностью походки, неразработанностью стоп, возникают многие заболевания. Позвоночник - ключ ко всему организму. При нарушении статичных нагрузок на скелет, возникают смещения позвонков, нарушается ход энергетики ко всем органам и даже происходит смещение внутренних органов.
Позвоночник должен оставаться подвижным и гибким в течение всей жизни.
Отчего же происходит деформация позвоночника, нарушение осанки? У детей позвоночник гибкий, но он довольно скоро теряет это свойство. Наши дети рано начинают длительно сидеть, их спина при этом напрягается, надолго "застывает" в одном положении, вызывая перегрузку отдельных мышц. То же самое происходит при занятиях согнувшись, при неправильном лежании, ходьбе, ношении тяжестей и т.д. Мышцы, связки, другие ткани, поддерживающие и двигающие скелет, усваивают определенные модели движения. Вредное воздействие неправильной осанки накапливается, создавая напряжение мышц и, что самое страшное, привыкание к такому вредному состоянию. Нарушения формы позвоночника, даже имеющие функциональный характер, не только расстраивают нормальную работу опорно-двигательного, но разрушают и деятельность дыхательной системы, что ухудшает кровообращение головного мозга, снижает его работоспособность, приводит к нервному переутомлению.
Для профилактики различных деформаций позвоночника, чтобы укрепить его связочный аппарат, рекомендуется выполнять физические упражнения с разнообразными движениями позвоночника, а также упражнения, укрепляющие и поддерживающие позвоночник, мышцы спины и живота. При растягивании позвоночника увеличиваются межпозвонковые промежутки, уменьшается сдавливание нервов, восстанавливается циркуляция крови и лимфы. При исправлении осанки тело как бы просыпается, улучшается общее самочувствие, исчезают спазмы мышц.
Здоровая мышца сокращается в работе и расслабляется при отдыхе. Чем слабее, неэластичнее мышцы, тем больше напряжения они накапливают, а значит, в них нарушается циркуляция крови. Когда мышца все время находится в состоянии напряжения и зажатости, появляется чувство мышечного, эмоционального, психического дискомфорта и даже неоправданные боли. Дети могут жаловаться на боли живота, горла, головы, ушей, которые трудно объяснить с точки зрения традиционной медицины, т.к. они не связаны с внешним воздействием - инфекцией.
Методика предлагаемых упражнений основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить нарушения осанки и исправить ее, оказывающих глубокое оздоровительное воздействие на весь организм. Она базируется на анализе известных систем физических упражнений, приемов мануальной терапии, ритмики, хореографии.
Упражнения на растягивание мышц широко применяются в системе массажа, самомассажа, в лечебной физкультуре, особенно для коррекции двигательных расстройств, нарушениях мышечного тонуса. Популярны упражнения стретчинга и как средство достижения релаксации. Эти упражнения доступны всем, кому врачи не запрещают заниматься общефизической подготовкой. Для их выполнения не требуются спортивные снаряды, большие залы, материальные расходы. Их можно выполнять в детских учреждениях и дома, в группах и индивидуально.
Растяжки воздействуют на все мышцы и суставы, повышают эластичность связок, снижается опасность отложения в суставах шлаков, увеличивается их подвижность.
Упражнения стретчинга рассчитаны на вовлечение в работу всего организма, включая психику, направлены на расслабление, настройку и восстановление функций мышц. Это позволяет без вреда, используя защитные силы организма, предупредить многие заболевания, т.к. воздействия на позвоночник, органы, мышцы, железы внутренней секреции, дыхательную и нервную систему вырабатывается естественная сопротивляемость организма.
Сочетание динамичных и статичных физических упражнений наиболее соответствует природе опорно-двигательного аппарата человека и является лучшим методом тренировки для выработки силы, выносливости, координации движений.
Упражнения выполняются без воздействия со стороны, т.к. человеческое тело само по себе достаточно универсально. Самоманипулирование своим телом в медленном, а значит, безопасном ритме дает наиболее эффективные результаты. Медленные движения воздействуют на мышцы и суставы по всей их глубине. Упражнения стретчинга позволяют, почти не отнимая времени, творить чудеса. Не нужен будет ни мануальный терапевт, ни другие врачи.
Статичные упражнения стретчинга вызывают не только воздействия на глубинные мышцы организма, но также нормализуют и усиливают защитные функции организма, в том числе свертываемость крови, количество лейкоцитов, желудочную кислотность, работу кишечника и т.д.
Все это связано с изменением корковых процессов в связи с возникновением в коре головного мозга в области двигательного анализатора очага возбуждения, поддерживаемого, с одной стороны, формированием волевых импульсов, с другой - возбуждениями, приходящими от работающих мышц.
Методика стретчинга не имеет возрастных ограничений, можно начинать с 4-х лет. И очень важно заниматься с детьми именно дошкольного возраста, тем более, что в дошкольных учреждениях дети обучаются упражнениям стретчинга в игровой форме. Упражнения, охватывающие все группы мышц, носят близкие и понятные детям названия животных или имитационных действий и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, основанной на сценарии по сказочному материалу. На каждом уроке дается новая сказка-игра, в которой дети превращаются в различных животных, насекомых и т.д., выполняя в такой интересной форме сложные упражнения.
Программа работы со школьниками имеет свою специфику в зависимости от возраста, но везде учитывается объем необходимой физической нагрузки для нормального протекания физиологических процессов. Упражнения каждого занятия подбираются с учетом пропорциональной занятости всех групп мышц. Стретчинг повышает двигательную активность, выносливость, снижает эмоционально-психические напряжения.
Переход от мышечных упражнений к расслаблениям позволяет за короткое время нормализовать все функции организма, приобрести активное рабочее настроение. Форма и последовательность упражнений таковы, что если данная группа мышц недостаточно развита, упражнения попросту невозможно выполнить, т.е. само тело регулирует уровень нагрузки.
Освоение упражнений стретчинга развивает мышечное чувство, умение определять напряжение в своем теле, расслабляться. А на методах концентрации внимания и расслабления мышц целиком основаны и аутогенная тренировка, и изометрическая гимнастика, и все виды психорегуляции.
У детей исчезают комплексы переживаний, связанные с физическим несовершенством тела, неумением им управлять, возникает, по определению И.П.Павлова, "мышечная радость", сознанию которой помогают вводимые в занятия элементы ритмики, игровых и современных танцев, позволяющих обучить детей культуре движения, раскованному владению своим телом, пластике жеста.
Помимо общего оздоровительного эффекта, умения управлять своим телом, запас целенаправленных двигательных навыков позволяет детям чувствовать себя сильными, уверенными в себе, красивыми, избавляет их от различных комплексов, создает чувство внутренней свободы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ
Упражнениями стретчинга можно заниматься индивидуально или в группе. При групповых занятиях обязательно учитывать возрастные особенности детей. В связи с этим группа должна составляться из детей приблизительно одного возраста.
В каждой группе занимается не более 15 детей. Время проведения одного занятия в детском саду 30 минут, в школе - 40 минут. Занятия проводятся в чистом, проветренном помещении,
дети занимаются на ковриках, одеты по возможности легко, лучше без обуви (в носках).
Положительный эмоциональный фон, позитивное отношение к занятиям, улыбка, радость, делают занятия особенно эффективными.
Преподаватель учит удерживать внимание детей на определенных мысленных образах, делать представления яркими, живыми.
Управление вниманием начинается с концентрации на реальных ощущениях, восприятиях (мышечных, зрительных, слуховых).
Воздействие мысленных образов, регулирующей и программирующей силы слова значительно повышается в состоянии мышечной расслабленности.
В каждом занятии обязательно сочетание динамических и статических форм работы мышц.
Всякое движение может и должно компенсироваться контрдвижением. Мышцы, находящиеся под напряжением, нужно регулярно укреплять путем растягивания и расслабления.
Все упражнения основаны на чередовании напряжения и расслабления мышц. При растяжках и расслаблениях преподаватель создает обратную связь, т.е. обращает внимание на состояние данной группы мышц и всего тела.
Не следует выполнять несколько упражнений подряд на сходные группы мышц.
Позвоночник должен растягиваться в различных направлениях, чтобы не стать скованным.
Растягивание должно быть нерезким, без лишнего усилия, не приносящим беспокойства и неприятных ощущений. Движения мягкие, медленные, контролируемые телом.
Работа с одними мышцами влияет на тонус других (биосвязь с мозгом). В одном занятии должны быть упражнения на все группы мышц.
Выполнение упражнений со статикой и расслаблением развивает мышечный контроль, вырабатывает навыки памяти тела.
Чтобы научиться расслабляться, нужно научиться предельно напрягаться.
Мышечный тонус - готовность к действию или бездействию. Чем пластичнее мышечная система, тем меньше крайностей у тела (при стрессе от судорог до обморока). Упражнения на растяжку и расслабление наиболее короткий путь к умению управлять своим мышечным тонусом.
Управление своим телом, сотрудничество с ним начинается с осознания своего тела, закрепления представлений о нем. Развивать мышечное чувство лица, контроль тонуса мимической мускулатуры, сбрасывание зажимов. Вводить в сюжетно-ролевые игры мимические упражнения (удивление, страх, гнев, презрение, радость и т.д.).
Все упражнения выполняются под соответствующую четкую музыку.