Труд педагога: различные точки зрения

Ключевой фигурой в реформе образования является педагог, поэтому темп и характер модернизации образования зависит в первую очередь от педагогических кадров. В условиях социально-экономических перемен радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются и требования к его профессиональным качествам. Именно поэтому одним из са­мых острых вопросов в современных педагогических дискуссиях ста­новится вопрос о нравственно-психологическом образе педагога.

Взгляды практических работников и исследователей на эту про­блему зачастую диаметрально противоположны. Одни считают, что успех педагогической деятельности всецело определяется личност­ными качествами педагога, причем используемая им методика не имеет особого значения. Другие же, апеллируя к достижениям научно-технической революции, утверждают обратное. По их мне­нию, педагог - лишь проводник тех или иных идей, и поэтому решающее значение в его работе имеют лишь качество использу­емых им методик и точность их выполнения. Сторонники этой точки зрения считают, что личностные качества педагога не име­ют определяющего значения, так как остаются за порогом обуче­ния, особенно если речь идет о компьютерах или других средствах электронной связи.

Авторы не согласны с этими диаметрально противоположны­ми взглядами. Это объясняется, во-первых, тем, что некоторые личностные качества педагога являются в той или иной мере пред­посылками для выбора и успешного использования наработанных методик, во-вторых, тем, что по мере овладения методикой мо­гут в значительной мере меняться и некоторые личностные и про­фессиональные особенности педагога.

Наглядным примером тому может служить система обучения, созданная В.Ф. Шаталовым. Педагогика гуманизма, реализуемая им и его многочисленными последователями с помощью методики опорных сигналов, — это подлинное творческое сотрудниче­ство с учащимися, основанное на понимании их психологии, горячем желании помочь им в нелегком труде. Педагог пробуждает у веников лучшие человеческие качества, избегая столь привычных в школьной практике унылых нотаций и давления на лич­ность. Однако гуманизм его системы распространяется не только на учеников, но проявляется и в отношении к учителям, которые в силу сложившихся обстоятельств иногда были вынуждены завы­шать оценки нерадивым учащимся. "С помощью нашей методики, — пишет автор, — присущей ей гласности оценок можно освобо­дить учителей от тяжкого груза профессиональной нечестности, процентомании, вернуть учителю его достоинство». С таким мнением трудно не согласиться.

В действительности же педагогический опыт есть соединение педагогической технологии с личностью воспитателя, с его сис­темой ценностей, ибо школа не только передает в строгом порядке и облегченным путем подрастающему поколению весь опыт, Приобретенный человечеством, по и производит критическую оценку этого опыта, чтобы заглушить зло и пороки и поощрить Общечеловеческие ценности, добытые и проверенные веками. Все что школа делает с целью облегчить каждому отдельному челове­ку путь в самостоятельную жизнь. Однако помогая отдельным лицам, школа учит целые народы, как им лучше строить свою жизнь, потому неслучайно слона великого русского поэта Н.А. Некрасова обращенные к учителю более столетия назад, звучат злободневно и сегодня: "Сейте разумное, доброе, вечное... Спасибо Зам скажет сердечное русский парод". Народ способен возродить все национальное богатство, состоящее из двух основных состав­ляющих: хозяйственной и духовной. И у истоков каждой из них стоит учитель со своей системой ценностей, со своими проблема­ми, соответствующими состоянию общества, со своей духовной культурой.

Духовная культура — это отраженная в гуманистических идеях причастность личности к миру во всех его проявлениях. Эта причастность проявляет себя в сопереживании миру как таковому, в попытках найти ответы на жизненно важные вопросы, в ответственности, которую человек принимает на себя за события окру­жающей действительности, а также в создании, активном утвер­ждении гуманистических идеалов.

Проблема духовной культуры педагога сегодня чрезвычайно остра. Это обусловлено рядом причин: кризисной социально-эко­номической ситуацией, ситуацией поиска новых путей воспита­ния личности в условиях рыночной экономики, а также общей неудовлетворенностью процессом воспитания и уровнем воспи­танности молодого поколения. Забвение многими нашими сограж­данами "золотого правила нравственности", требующего относить­ся к другим так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе, рож­дает потребность в такой мировоззренческой ориентации молоде­жи, которая оценивалась бы тем, "насколько каждый благороден по отношению к другим людям". Важно, чтобы этим качеством прежде всего и обладал педагог.

Современное общество, долго культивировавшее цинизм и приземленность, само же страдает от цинизма и приземленности педагога. Одухотворенный и любимый учениками наставник иной раз оказывается в учебном заведении "белой вороной" и стано­вится предметом зависти и подсиживания серых и бесцветных коллег. Кроме того, нужно отметить следующее: тезис, утвержда­ющий, что учитель всегда и во всем прав, давно пошатнулся. Не­достаточность уровня духовной культуры осознается сегодня и самими педагогами. Современный педагог чувствует, что сложи­лось острое противоречие между умениями, закрепившимися в ходе его профессиональной деятельности, и изменившимися уча­щимися, воспитание которых требует иных подходов. Отношения, царившие в учебном заведении раньше, были жестко регламен­тированы: педагог, передающий знания — субъект педагогичес­кого процесса, и учащийся, воспринимающий эти знания, — его объект. Сегодня стало ясно, что такой вариант отношений явно устарел. Воспитание должно осуществляться не путем субъектно-объектных отношений, а как обмен духовными ценностями на уровне личностного общения. Не влияя на духовное развитие обу­чающихся, педагог обрекает себя на профессиональную и духов­ную деградацию, что, в свою очередь, усиливает кризис воспита­тельной работы в учебном заведении.

Наши рекомендации