Ситуации для обсуждения (М. Кунина «В гардеробе»)

Этическая беседа для 1 класса

«Ты – ученик»

Выполнила студентка 4 курса ПИП:

Одинокова Божена Олеговна

Цель: ознакомить первоклассника с правилами поведения в школе.

Задачи: образовательные: приобретение учащимися знаний о правилах поведения в школе;

развивающие: развитие познавательных процессов, самостоятельности мыслительной деятельности, умение находить решение проблем используя знания; разностороннее развитие личности: тренировка памяти, наблюдательности;

воспитательные: развитие нравственного, правового воспитания; воспитание ответственности детей за правонарушения.

Оборудование: телеграмма, два текста в конвертах с разными ситуациями, квадратики двух цветов для деления команд, картинки с изображением школьника и дошкольника.

Приглашенные: ученики старших классов в роли Буратино и Незнайки.

Ход этической беседы:

Актуализация знаний

Учитель. Ребята, вы пришли в школу, стали первоклассниками. А как еще вас можно назвать? (Школьниками.) Посмотрите на картинку и попробуйте отгадать, кто на ней изображен: школьник или дошкольник? (Учитель демонстрирует картинки с изображением школьника и дошкольника.) Как вы догадались? А вы еще помните, как были дошкольниками?

Игра «Школьники – дошкольники»

Учитель. Давайте поиграем в игру «Школьники - дошкольники».

Покажите, как сидит школьник, а как дошкольник. Покажите, как ходит школьник, а как дошкольник. (Дети демонстрируют.) Когда я хлопну один раз, вы должны сидеть как школьники, а когда два раза - как дошкольники. Изобразите школьника или дошкольника в любой позе, а мы догадаемся, кого именно вы изобразили.

- А как еще вас можно называть? (Ученики.)

- Ученики - это те, кто учится читать, писать, считать. А кто из вас уже умеет читать и сможет прочитать телеграмму?

(Умеющие читать дети читают текст, написанный на альбомном листе: «Еду. Встречайте. Ждите в гости».)

Учитель. А вместо подписи - загадка. Постарайтесь догадаться, от кого эта телеграмма:

Столяр Джузеппе - Сизый нос

Полено как-то в дом принес.

Он начал что-то мастерить,

Полено стало говорить.

Кто в том полене говорил?

Ученики. Буратино.

(Заходит Буратино.)

Буратино. Здравствуйте, ребята! (Ребята выкрикивают: «Здравствуй!»)

О, да я попал к первоклассникам!

Учитель. А как ты догадался?

Буратино. Да они же еще и здороваться по-школьному не умеют. Ребята, сейчас я вас научу, как надо здороваться со всеми, кто зашел к вам в класс. Для этого надо встать и кивком головы поприветствовать входящего. Давайте прорепетируем.

(Буратино выходит из класса и заходит обратно со словом «Здравствуйте!». Дети его молча приветствуют, встав со своих мест. Можно повторить это упражнение с кем-нибудь из взрослых.)

Учитель. Спасибо, Буратино, научил наших учеников здороваться. А наши ребята уже знакомы с некоторыми правилами. Спроси у них, что нужно делать, если хочешь ответить.

Буратино. И то правда. Ребята, вас так много, и, наверное, вы иногда все знаете ответ на хитрый вопрос учителя. А если все начнут говорить, то получится такой шум!.. Что вы тогда делаете?

Ученики. Мы поднимаем руку.

Буратино. А может быть, вы еще знакомы с другими школьными правилами?

(Дети перечисляют известные им правила.)

Буратино. Молодцы, ребята! Давайте поиграем в игру «Знаешь ли ты правила?» Я называю вам правило, вы поднимаете руки, если согласны с этим правилом.

Игра «Знаешь ли ты правила»

Учитель. Если вы согласны с данным правилом - поднимите руку, а если не согласны - не поднимайте.

1. Если хочешь ответить на вопрос учителя, подними руку.

2. Входящего в класс взрослого приветствуй стоя.

3. Если хочешь ответить на вопрос учителя, крикни с места.

4. Входящему в класс можно крикнуть: «Привет!»

5. В перемену нужно отдохнуть, поэтому можно бегать по коридору сломя голову.

6. Если очень нужно что-то спросить, можно перебить разговор взрослых.

7. Бегать и шумно играть можно только на спортивной или игровой площадке.

8. Помогать друг другу нужно всегда и всюду. «Один за всех, и все за одного».

9. Не надо ябедничать.

10. В школе каждый отвечает за себя, поэтому помогать друг другу не нужно.

Буратино. Молодцы, ребята! Ни разу не ошиблись. Ребята, помогите мне, пожалуйста, научите моего старого знакомого некоторым правилам. А вот и он сам. Вы узнали его? (Входит Незнайка.)

Незнайка. Ой, куда это я попал? Народу сколько!

Буратино. Незнайка, заходя в класс, следует поздороваться.

Незнайка. Ой, здравствуйте, ребята!

(Дети закрепляют правила приветствия, встают со своих мест.) Незнайка. А я тут был в одной школе на перемене и видел такую картину. (Читает наизусть стихотворение Б. Заходера.)

Перемена

«Перемена, перемена!» -

Заливается звонок.

Первым Вова непременно

Вылетает за порог.

Вылетает за порог -

Семерых сбивает с ног.

Неужели это Вова,

Продремавший весь урок?

Неужели это Вова

Пять минут назад ни слова

У доски сказать не мог?

Если он, то, несомненно,

С ним - бо-о-ольшая перемена!

Не угонишься за Вовой!

Он, гляди, какой бедовый!

Он за пять минут успел

Переделать кучу дел:

Он подставил три подножки

(Ваське, Кольке и Сережке),

Прокатился кувырком,

На перила сел верхом.

Лихо шлепнулся с перил,

Подзатыльник получил.

С ходу дал кому-то сдачи,

Попросил списать задачи –

Словом, сделал все, что мог!

Ну а тут - опять звонок.

Вова в класс плетется снова.

Бедный! Нет лица на нем

- Ничего, - вздыхает Вова, -

На уроке отдохнем.

- Какие ошибки в поведении допустил Вова? (Дети перечисляют.)

Буратино. Давайте попробуем изложить правила поведения в стихах. Мы с Незнайкой будем называть первую строчку, а вы - вторую. (Другой вариант: учитель произносит вторую строчку без последнего слова.)

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и... (внимательным).

Все пиши, не отставая,

Слушай... (неперебивая).

Говорите четко, внятно,

Чтобы было все... (понятно).

Если хочешь отвечать,

Надо руку... (поднимать).

На математике считают,

На перемене... (отдыхают).

Будь прилежен на уроке.

Не болтай: ты не... (сорока).

Если друг стал отвечать,

Не спеши... (перебивать).

А помочь захочешь другу -

Подними спокойно... (руку).

Знай: закончился урок,

Коль услышал ты... (звонок).

Когда звонок раздался снова,

К уроку будь всегда... (готовым).

Чтоб не тревожились врачи.

На переменах не... (кричи).

- Почему громко кричать вредно для здоровья? Учитель. А сейчас мы разделимся на две команды. Команда Незнайки и команда Буратино.

(Деление можно произвести по-разному. Например, раздать детям квадратики разного цвета: зеленые - команда Незнайки, красные - команда Буратино.)

Каждая команда получит важное донесение, которое вам следует обсудить.

(Команды получают конверты, читают и обсуждают ситуацию. Буратино и Незнайка им помогают. При необходимости они же читают текст.)

Ситуации для обсуждения (М. Кунина «В гардеробе»)

Сегодня холодно. Ребята надели теплые курточки. Прежде чем идти в класс, нужно раздеться в гардеробе.

Федя спешит. Он вбегает в гардероб и, наталкиваясь на своего одноклассника Игоря, наступает ему на ногу. Игорь даже вскрикнул от боли. Но Федя не обратил на него никакого внимания. Он повесил курточку и пошел в класс.

- Какие ошибки в своем поведении допустил Федя? (Не поздоровался с товарищем, не извинился.)

Ситуация «В столовой»

Ребята завтракают в столовой. Витя взял кусочек хлеба, скатал в шарик. Оглянувшись, чтобы никто не заметил, он стрельнул и попал Пете прямо в глаз. Петя схватился за глаз и вскрикнул.

- Что вы скажете о поведении Вити в столовой?

(После обсуждения можно закончить классный час, раздав детям заранее приготовленные памятки.)

Подведение итогов

- Какие важные правила вы сегодня запомнили?

Старайся хорошо учиться!

Я скажу вам в заключенье:

Дело вовсе не в везенье.

И пятерки тот получит,

Кто сидит и честно учит.

Кто работы не боится,

Кому нравится учиться,

Тот, кто лень прогонит прочь.

Кто готов друзьям помочь,

Тот, кто хочет умным стать

И про все на свете знать!

Наши рекомендации