Традиционная воспитательно-образовательная система

Содержание Цели Педагогическая методика
Изучение наук как кодекса законов; мотива­ция учебной деятельности внеш­няя, утилитарная; круг используемых сужается до инструкции (единая программа, единый учеб­ник, методические указания); основные методы освоения материа­ла — зубрежка и натаскивание, контроль — по преимуществу репрессивный.. Отсутствует творчество, ибо оно немыслимо без свободы, без игры познавательных сил. Овладение конкретным набором знаний и навыков, привитие норм поведения, социализация посредством норматирования Авторитарность, демонстрация компетентности. Объективированность позиции, безынициативность, ограниченность.
         

Гуманистическая педагогика

Содержание Цели Методы
Естественность поведения, диалогиченость Единственно эффективным ме­тодом управления учением здесь признается «фасилитация» (от англ. «facilitate» — облегчать, содействовать, способствовать) — стимуляция и освобождение одновременно, учитель, в полной мере использую­щий такую практику, называется фасилитатором.   Раскрытие личности ребенка, развитие творческого подхода к жизни и ее составляющим, свободное развитие личности. Понимание, а не запоминание Учитель-фасилитатор открыт, естествен, относится к ученикам с принятием и доверием, пытается взглянуть на мир глазами ребенка и старается не составлять ни о ком окончательного мнения. Руко­водствуется интересами развития личности ученика и не ставит себе жесткие конкретные цели .

Гуманистическую педагогику называют недирективной, или ненаправлен­ной: она постоянно ищет возможности оказать стимулирующее воз­действие, но отдает себе отчет в том, что нельзя знать заранее, что именно окажет такое воздействие на данную конкретную личность. В гуманистической педагогике нет жестких и определенных рецептов «правильного» взаимодействия, но она стимулирует творческий подход, решительно отвергая модели поведения, в которых все заранее жестко спланировано и не терпит импровизации. Она поощряет стремление смело идти навстречу случаю, характер которого опреде­ляется уникальностью складывающейся здесь и теперь ситуации.

Педагог-фасилитатор по отношению к ученику выступает в роли, аналогичной роли психотерапевта (гуманистической ориентации) по отношению к своему клиенту. Психотерапевт и педагог заняты, по существу, одним и тем же делом: они входят в контакт с личностью другого человека с целью помочь индивидуальному совершенствова­нию. При этом, в отличие от формальных позиций ученика и учителя в традиционной системе образования, участники взаимодействия в недирективной педагогике открыты друг другу вплоть до глубоких личностных уровней. Такая педагогика, естественно, предъявляет высокие требования к учителю, его личностным качествам и образованию: обследования в разных странах показали, что фасилитаторов среди учителей не более десяти процентов общего числа.

Личностно-центрированные образовательные системы, как правило, создаются вне государственной системы. Образовательную деятельность гуманистического стиля крайне трудно или даже невозможно осуществлять, находясь в образовательной среде, имею­щей характеристики традиционного типа и предъявляющей к учителю совершенно иные требования. Вопрос о переходе от традиционной к личностно-центрированной модели образования является сейчас од­ним из наиболее острых для тех, кто, исповедуя гуманистические принципы, работает в обычной традиционной школе.

Образцы личностно-направленных воспитательно-образовательных систем:

- Педагогическая практика в восточной традиции – дзен- и чань-буддизма; учитель в ней – наставник, воздействующий силой своей личности. Главный источник воспитания – живая личность наставника, личностный контакт учителя с учеником. Диалогичность. Цель – самореализация ученика.

- Школа «Саммерхилл».Школа интернатного типа, сохраняется традиционная предметно-классно-урочная система, но в условиях свободного с ней обращения. Главный принцип – свобода учащегося (но не вседозволенность). Метод – антиавторитаризм, отсутствие наказаний, самоуправление. Цель – достижение счастья.

- Школа Бруно Бетельгейма.Интернатного типа. Полная свобода ребенка в пространстве школы. Главный метод – любовь. Авторитет учителя держится на его личностных качествах.

- Школа Йена-план. Существует пока в основном в начальной школе, особенно широко в Голландии, Германии, Швеции. В Гол­ландии, например, обязательное начальное обучение начинается с 6 и продолжается до 12 лет, но дети могут начать свою школьную жизнь и с 4 лет. Соответственно в начальной школе такого типа дети 4—6 лет занимаются в одной группе, 7—9 — в другой, 10—12 — в третьей. В таких условиях естественным образом возникают необходимость создания индивидуа­лизированных образовательных программ, самостоятельность учащихся в учебной деятельности и их ответственность за ее результаты. Широко используются возможности взаимообучения и взаимопомощи среди учеников.

- Вальдорфская школа.Создана на основе Штайнеровской педагогики. Направлена на создание психологического комфорта учеников, свободного, творческого развития. Индивидуализированные методы воспитания и обучения. Ориентация на личность и ее гармоническое развитие

Требования гуманистической педагогики к учителю. «Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя... Учатся только у тех, кого любят» (Иоганн Вольфганг Гёте).

Учитель сам должен быть личностью, ибо личность может быть воспитана только личностью; он сам должен быть высокогуманным, ибо гуманность можно привить ребенку только добротой души; он обязательно должен быть широко образованным и творческим человеком, ибо страсть к познанию может зажечь только тот, кто сам горит ею; учитель должен быть патриотом и интернационалистом, ибо любовь к родине может пробудить только любящий свое отечество. Учитель не должен допус­тить, чтобы в его общении с ребятами звучали фальшивые, неискренние ноты, грубость, нетерпимость, злость. Педагог, часто повышающий голос и теряющий самообладание, не может научить школьников быть вежливыми и добрыми» (Шалва Амонашвили).

Наши рекомендации