Нормы, идеалы, цели и ценности воспитания и образования
После определения условий существования Человека и возможностей его культурной реализации через образование и воспитание, необходимо обратить внимание на еще один важный аспект представления данных процессов в иерархически системном строении. Зададимся вопросами: «Что является нормой воспитания и образования? Как определить уровень образованности и воспитанности? Какую цель должны преследовать эти процессы?».
Стремление к норме является естественным желанием определить эффективность, а следовательно построить такую систему, которая могла бы эту эффективность поддерживать и совершенствовать. Однако давайте попробуем разобраться на примерах.
Для обычного учителя, для детей в классе, для большинства родителей является совершенно обычным (т.е. нормой), когда ученик (ребенок) учится на хорошие и даже отличные отметки, но при этом не выходит за рамки установленных правил (в общении, в научном мышлении или представлении о мире, во взаимодействии со сверстниками и взрослыми и т.д.). С другой стороны, данная внешне «эффективная» норма, лежащая в основе социальных целей образования, может не являться как таковой для самого ученика. Более того, конфликт внешней социальной нормы и нормы внутреннего мира может привести к серьезным последствиям в развитии личности. Конечно, такие конфликты происходят не всегда и не со всеми и в большинстве случаев не ведут к пагубным результатам, но ведь они есть.
А. Энштейн с социальной точки зрения был учеником, который явно не вписывался в норму, ему не нравилось изучение большинства предметов, исключение составляли, пожалуй, математика и латынь. С другой стороны, с точки зрения совершенствования внутреннего мира он был безусловно выдающимся учеником, который, например, уже в школе любил «Критику чистого разума» И. Канта.
Можно продолжать примеры подобного рода, но лучше обобщить поднятую проблему. Ответы на типичные вопросы современного дня о нормах воспитанности и образованности дают диаметрально противоположные ответы при иерархическом взгляде на Человека и его воспитание. Это означает, что выработать один единственный критерий (норму) не представляется возможным. Любой универсальный критерий проверки нормы и уровня образованности и воспитанности (будь то экзамен, ЕГЭ, тест и т.п.) – это нонсенс, который подтверждает свою несостоятельность в том, что ориентируется на норму как на сумму предсказуемых «обычностей», выводимую путем построения мертвой схемы, тогда как жизненный рост, проявление личностных качеств, стремление к собственным вершинам, формирование ценностного отношения, Свободы и Любви выводятся творчески, что часто не вписывается в предложенные стандарты. Это совершенно не означает несостоятельность экзаменов и опросов, это лишь подчеркивает, что они решают определенную задачу объективного оценивания некоторых возможностей Человека (например, памяти или умения хорошо логически выстраивать собственные мысли). Однако этой оценки явно для понимания всего Человека и его полноценной реализации явно недостаточно.
Нормировать воспитание и образование, как было показано выше, означает фактически приводить их к среднему значению, к обычности. Это же относится и к цели.
Может ли быть одна единственная универсальная цель воспитания и образования? Конечно, нет и, конечно, да. Если цель определяется вне Человека, вне его потенциальных возможностей и желаний, если она ведет к игнорированию его внутреннего мира или к разрушению (потере) личности, то значимость такой цели вызывает большие сомнения. Например, построение эффективной системы образования для решения социально-экономических задач, которое может привести к утрате Человеком собственного «Я» и низвести его до уровня социальной и экономической единицы на рынке себе подобных. Единственной универсальной целью воспитания может быть созидательное и творческое развертывание всего потенциала Личности, ее внутреннего мира, создание ею значимых и «благих» как для нее, так и для всего общества (в объективном смысле) ценностей культуры, их совершенствование, сохранение и передачу последующим поколениям.
Представленный идеал Человека должен лечь в основу педагогики и философии воспитания. С такой идеальной целью воспитания связаны базовые ценности Человеческой жизни и культуры. Они чаще всего представлены в антиномиях (добро и зло, свобода и рабство, гуманизм и авторитаризм и т.д.), которые в конечном итоге сводятся к антиномии созидания и разрушения в личностном, в общественном, в природном, в космическом и других смыслах. Это означает, что при постановке целей, при определении норм и уровней воспитанности и образованности главным критерием для нас должно быть стремление к созиданию Человека и окружающей его жизни[x]
Заключение
Для чего Человеку учиться? Какую задачу должно играть воспитание в его жизни? Нужно ли Человеку все то, что он получает в современной системе образования на протяжении своего становления и зачем?
В этой лекции преднамеренно не дается конкретных ответов на эти отчасти риторические, но вечно актуальные и требующие своего решения вопросы. Проблема в том, что ответы на них не могут быть даны как правильное решение извне, они всегда рождаются изнутри, из внутреннего мира Человека, из противоречий его души как ответ на поиск чего-то нового, неизведанного и зовущего за собой к постижению новых вершин собственного «Я». Они, как и сам Человек, изменяются, заставляют нас самих по-новому вглядываться в окружающую жизнь и внутрь себя, они отражают совершенствование, эволюционирование наших взглядов на Человека как проблему и как загадку.
В предложенном Вам материале не только поставлены вопросы о Человеке, но и даны попытки выработать подходы к совершенствованию понимания этого уникального феномена, а так же к его воспитательной и образовательной деятельности. Будем надеяться, что лекция поможет в формировании Человеческого и педагогического в частности мировоззрения, а также в изучении практических вопросов, связанных с воспитательной и образовательной деятельностью. Главное, чтобы за всем переплетением реальных педагогических проблем не терялся идеальный взгляд на это необъяснимое творение окружающего мира, имя которому Человек!
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Выпишите в педагогический словарь и дайте определение следующим терминам:
- Человек
- воспитание
- образование
- культура
- развитие
- социализация
- ценность
2. Какие задачи, на Ваш взгляд, должна разрешать педагогика? Ответ представьте в виде эссе.
3. Выпишите десять ценностей и антиценностей образования. Обоснуйте свой выбор.
Литература
1. Безрукова В.С. О построении педагогического знания / В.С. Безрукова // Педагогика. – 2007. - № 10. - С. 20.
2. Безрукова, В. С. Личностный фактор в системе теоретической педагогики / В. С. Безрукова // Педагогика. - 2007. - № 5. - С. 21.
3. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: «Академия», 2006. С. 68.
4. Мамардашвили М. Проблема человека в филоcофии / М. Мамардашвили // О человеческом в человеке. - М. – 1991. - С. 11.
5. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. – М.: «АСТ», 2007, C. 291-292.
6. Гессен С.И. Русская педагогика в XX веке / Педагогические сочинения. Саранск, 2001, С 466.
7. Фромм Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. – М.: «АСТ», 2007, C. 333.
8. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. / С.И. Гессен. - М., 1995, 448 с.
СОДЕРЖАНИЕ
План
1. Постановка вопроса
2. К проблеме терминологии
3. Объект и предмет педагогической науки
4. Основные категории педагогики и философии воспитания
5. Нормы, цели, идеалы и ценности воспитания и образования
6. Заключение
Вопросы и задания для самостоятельной работы
Литература
[i] Известная китайская пословица гласит: «Если ты не знаешь, куда ты идешь, как ты узнаешь, что ты пришел?». Современная педагогика, конечно, учит личность ставить цели, однако почти игнорирует вопрос о смысле достижения тех или иных целей.
[ii] Мы должны отметить, что с другой стороны только при многообразии походов можно сформировать целостное, а следовательно объективное понимание проблемы. Иначе говоря, лучше один предмет изучить с десяти сторон, нежели чем десять предметов с одной стороны.
[iii] По поводу объекта и предмета науки до сих пор нет однозначной позиции. Это отмечает и сам Краевский. Однако в нашу задачу входит лишь обозначение общих позиций по данному вопросу.
[iv] Все эти науки являются науками антропологическими. Можно было бы наряду с ними выделить антропологию как единую науку о Человеке, однако автору кажется, что антропология окончательно еще не выработала предмет своего исследования и находится на естественном пути синтезирования всех знаний о Человеке.
[v] Проблемы, которые рассматривает Э. Фромм в своих разнообразных трудах, сплачиваются вокруг единого, целостного понимания психологом и философом проблемы Человека. Подробнее о трудах ученого в списке литературы.
[vi] Разум в данном случае понимается не столько как рациональная часть человеческой психики, сколько как инструмент, с помощью которого Человек выстраивает новый мир Культуры.
[vii] Проблема Человека как существа созидающего и разрушающего блестяще проработана Эрихом Фроммом.
[viii] В данном случае не имеет значения, предопределена ли данная задача извне, например судьбой (так мы говорим о предназначении Человека), или поставлена самим Человеком перед собой и своей Жизнью.
[ix] Понимание воспитания как многоуровневого иерархического процесса и образования как искусственного процесса приобщения к культуре взято у Сергея Гессена, изучение трудов которого во многом повлияло на формирование философско-педагогических подходов автора к проблемам воспитания и образования. Кроме того, взгляды Сергея Гессена во многом перекликаются с идеями Эриха Фромма. Подробнее о трудах Гессена смотрите в списке прилагаемой литературы.
[x] Обратите внимание на то, что созидание имеет многостороннее направление. Созидаться должна не только личность, но и посредством ее усилий мир вокруг. Если Человека подпитывает разрушение внешнего мира, то это только на первый взгляд созидает его внутренние силы. На самом деле личность искажается, иссякает и в конечном итоге разрушается. Ярким примером такого разрешения является Гитлер. Более подробно по данной проблеме смотрите книгу Эриха Фромма «Анатомия человеческой деструктивности».