Принципы управления педагогическими системами
Взаимодействие участников целостного педагогического процесса складывается как последовательность взаимосвязанных действий педагогического анализа, целеполагания и планирования, организации, контроля и регулирования.
Виды и содержание педагогического анализа: параметрический, тематический и итоговый. Параметрический анализ направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах образовательного процесса, выявление причин, нарушающих его. Предметом параметрического анализа является изучение текущей успеваемости, дисциплины в классах и школе за день и за неделю, посещаемость уроков и внеклассных занятий, соблюдения расписания занятий и др. Параметрический анализ осуществляется директором школы и его заместителями. Параметрический анализ — это не просто констатация фактов, а их сравнение, обобщение, поиск причин их возникновения и прогнозирование возможных последствий. Результаты такого анализа и принятые на их основе решения требуют оперативного выполнения. Тематический анализ направлен на изучение более устойчивых, повторяющихся явлений, тенденций в ходе и результатах педагогического процесса. В содержании тематического анализа в большей мере проявляется системный подход к изучению урочной и внеурочной деятельности. Содержание тематического анализа составляют такие комплексные проблемы; как оптимальное сочетание методов обучения, формирование системы знаний учащихся, системы работы учителей, деятельность педагогического коллектива по формированию инновационной среды в школе и др. Опираясь на данные параметрического анализа, руководители школы в ходе тематического анализа подготавливают и обосновывают содержание и технологию итогового анализа. Итоговый анализ охватывает более значительные временные, пространственные или содержательные рамки. Он проводится по завершении учебной четверти, полугодия, учебного года и направлен на изучение основных результатов, предпосылок и условий их достижения. Информация для итогового анализа складывается из данных параметрического и тематического анализа, итоговых контрольных работ, из данных официальных отчетов, представляемых учителями, классными руководителями, представителями администрации школы и общественных организаций.
Процесс управления любой педагогической системой предполагает постановку целей (целеполагание) и принятие решений (планирование). Педагогическая деятельность целенаправленна. При этом цели и задачи, решаемые педагогами, социально значимы, так как являются отражением общих целей и задач, стоящих перед обществом. Цель управленческой деятельности — это начало, которое определяет общее направление, содержание, формы и методы работы. Особенности целеполагания в управлении педагогическими системами состоят в том, что при разработке иерархии целей и задач недостаточно знать лишь объективные требования общества. Не обходимо соотнести общую цель управленческой деятельности с возрастными и индивидуально-психологическими особенностями учащихся, когда педагогические цели являются результатом воплощения требований, предъявляемых человеку обществом. Планирование в управлении школой выступает как принятие решения на основе соотношения результатов педагогического анализа изучаемого явления с запрограммированной целью. Принимаемые решения могут быть рассчитаны на перспективу или направлены на решение текущих оперативных задач. Обычно выделяют следующие виды планов: перспективные, годовые, текущие. Перспективный план разрабатывается на основе анализа работы школы за последние годы и составляется обычно на 5 лет. Пример ная структура перспективного плана: 1. Задачи школы на планируемый срок. 2. Перспективы развития контингента учащихся по годам. 3. Перспективы обновления учебно-воспитательного процесса, внедрение педагогических инноваций. 4. Возможное количество классов и потребность школы в педагогических кадрах. 5. Повышение квалификации педагогических кадров. 6. Развитие материально-технической базы и учебно-методиче ское оснащение школы (приобретение средств обучения, обновление оборудования, оформление кабинетов, пополнение фондов библиотеки и др.). 7. Социальная защита педагогов и учащихся, улучшение их быта, условий труда и отдыха. Годовой план охватывает весь учебный год, включая летние каникулы. Подготовка такого плана осуществляется в течение текущего учебного года и обычно проходит следующие этапы: в первой учебной четверти директор школы, его заместители и руководите ли школьных служб изучают новые нормативные, инструктивные документы по вопросам образования; во второй четверти под руководством директора школы создается группа по разработке проек та плана, определяются формы сбора необходимой информации; в третьей четверти анализируется получаемая информация, заслуши ваются отчеты о работе членов комиссии, выявляются причины возникающих трудностей и пути их устранения; в четвертой чет верти обсуждается проект плана на следующий учебный год, который утверждается на заседании совета школы. Текущий план составляется на учебную четверть и является конкретизацией годового плана.
Виды, формы и методы внутришкольного контроля
Тематический контроль направлен на углубленное изучение какого-либо конкретного вопроса в системе деятельности педаго гического коллектива или отдельного учителя; на младшей или старшей ступени школьного обучения; в отдельном направлении воспитательного процесса. Содержание тематического контроля составляют различные направления педагогического процесса, частные вопросы, изучаемые глубоко и целенаправленно. Содержа ние тематического контроля составляют вводимые в школе инно вации, результаты внедрения передового педагогического опыта. Фронтальный контроль направлен на всестороннее изучение деятельности педагогического коллектива, методического объедине ния или отдельного учителя. Поскольку данный вид контроля до статочно трудоемок, на практике его используют не более двух-трех раз в учебном году. При фронтальном контроле деятель ности отдельного учителя, например при проведении аттестации, изучаются все направления его работы — учебной, воспитательной, общественно-педагогической, управленческой. В зависимости от того, кто или что подвергается контролю, вы деляют следующие его формы. Персональный контроль осуществляется за работой отдельного педагога, может быть тематическим или фронтальным. В деятель ности учителя персональный контроль выступает как средство са моуправления педагога, как стимул в его профессиональном ста новлении. Классно-обобщающий контроль применяется при изучении груп пы факторов, влияющих на формирование классного коллектива в учебной и внеучебной деятельности. Предметом такого контроля выступает деятельность учителей, работающих в одном классе, сис тема их работы по индивидуализации и дифференциации, развитие познавательных способностей учащихся, динамика успеваемости учеников, состояние дисциплины и культуры поведения. Предметно-обобщающий контроль используется в тех случаях, когда изучается состояние и качество преподавания отдельного пред мета в одном классе, в параллели классов или в школе. Для проведения такого контроля привлекается администрация и представи тели соответствующих методических объединений школы. Тематически-обобщающий контроль имеет своей целью изучение работы разных педагогов в разных классах, но по отдельным направлениям учебно-воспитательного процесса (например, разви тие учебной мотивации, формирование основ эстетической культу ры и др.). Комплексно-обобщающий контроль используется при осуществле нии контроля за организацией изучения ряда учебных дисциплин в одном или нескольких классах. Такой тип контроля, обеспечивающий достоверную, объективную обобщающую информацию, необ ходим на этапе педагогического анализа, целеполагания, принятия решений и организации их выполнения.