Человек и духовный мир

Ш 51

Священник Евгений Шестун. православная педагогика. -

Самара: ЗАО "Самарский информационный концерн", 1998. - 576 с. ISBN 5-8011-0004-0

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

протоиерей Валентин Асмус;

доктор психологических наук, профессор В. В. Рубцов;

Н.К. Гаврюшин

Научный редактор А.Д. Червяков

Исторические психолого-педагогические очерки "Православная педа­гогика" кандидата педагогических наук священника Евгения Шестуна являются оригинальным психолого-педагогическим исследованием основ православной педагогики - исторического фундамента традиционной рос­сийской школы. В книге показано, что обращение к духовно-нравствен­ным традициям отечественного образования наиболее перспективно для восстановления традиций, уклада жизни и форм национального опыта. Автор рассматривает историко-педагогические и историко-церковные осно­вы православной педагогики, ее общие и теоретические проблемы. Особое внимание уделяется процессу духовного становления человека в разные годы его жизни, воспитанию детей в православной семье.

"Православная педагогика" будет полезна исследователям, работаю­щим в области педагогики и психологии, священнослужителям, учителям, студентам духовных и светских учебных заведений, родителям, а также всем благочестивым читателям, интересующимся данной проблемой.

ISBN 5-8011-0004-0 ®Священник Евгений Шестун

® Макет и художественное оформление -000 "Православная Самара", 1998

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие............................…………………………………………..................……………….........……….. 6

ВВЕДЕНИЕ

Человек и духовный мир .......................................………………………………………………………..….. 10

Предмет и основные понятия православной педагогики ……..……………………………..……….…. 16

Определение православной педагогики .............……………………………………………..……… 16

Предмет православной педагогики................……………………… ……………………………….. 28

Основные понятия православной педагогики .……..…………………………….…………………. 29

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Воспитание в свете Божественного откровения ………..............………………….………………….…. 39

Ветхозаветное учение о воспитании........................….…………………………………………… 39

Христианство и воспитание.......................................………………………………………………..46

Христианская педагогика в творениях святых отцов и учителей Церкви ….............………………. 51

Учение мужей апостольских и их ближайших преемников о воспитании.......………………… 51

Учение отцов и учителей Церкви III века о воспитании.......................................……………… 71

Учение о воспитании в творениях святых отцов IV века.......................……………………….. 89

Педагогические воззрения отцов и учителей Русской Церкви .....................................…….………. 117

Роль русских святых в духовной жизни общества......………………………………………….... 117

Святитель Филарет, митрополит Московский..…....…………………………………………... 118

Епископ Феофан, Вышенский Затворник................….…………………………………………..... 129

Святой праведный Иоанн Кронштадтский .............…………………………………………….... 142

Дидактика архиепископа Фаддея (Успенского) .....…..…………………………….…………...… 151

Русская религиозная философия о характере просвещения России и Европы ……..…………. 179

Зарождение идеи "чистой философии и религиозное сознание….....................……….….…. 179

Эллинское язычество и византийское православие ......………………………………………… 186

Свет естественного разума и христианское обновление ума ..................………………….. 203

Молчание русской философии..................................………………………………………………... 206

Григорий Саввич Сковорода (1722-1794) ...................……………………………………..………. 213

Философские дискуссии в России в первой половине XIX века .................……………………. 225

Иван Васильевич Киреевский (1806-1856).………...................……………………………………. 239

Обзор основных работ И.В. Киреевского.………....................……………………………………. 245

Алексей Степанович Хомяков (1804-1860 ........…………........…….……………………………... 276

Учение А. С. Хомякова о Церкви................................……………...……………………………….. 285

Гносеологические воззрения А. С. Хомякова и его взгляды на общественное

воспитание в России ..………………………………………………………..………………………... 290

Самобытность традиции в русской философии .........………………………..……………….... 297

Возрождение традиционной русской педагогики в трудах деятелей народной школы ………. 300

Николай Иванович Илъминский ................................……………………………………………….. 300

Сергей Александрович Рачинский............................…………………………………….………….. 317

Константин Петрович Победоносцев..........…..........……………………………………………... 334

Общий исторический обзор основных педагогических течений …….................................……… 352

"Просвещенство" как постепенный отрыв от христианства (анализ

В. В. Зеньковским основных педагогических течений…….……….…………………...………... 352

Антихристианская суть Валъдорфской педагогики. .....………………………………………... 376

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Воспитание как восхождение к свободе ……..........................…………………………………………... 386

История поиска педагогического идеала и практической постановки цели

православного воспитания…………………………………………………………………...…….... 386

Проблема свободы и воспитания в свете православного педагогического мышления….. 392

Свобода как условие и результат нравственного самоопределения .............................…. 394

Понятие "личность" в психологии и православной педагогике ……....................……….......…….. 399

Проблема личности в психологии..............................……………………………………………... 399

Православное понимание личности...........................………………………………………..……. 404

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

Воспитание и развитие ..………..............................................………………………………………..……. 414

Особенности детского возраста ...............................……………………………………………. 414

Воспитание как создание условий для рождения духовной жизни...........................…………. 423

"Живая тайна воспитания" в работах И.А. Ильина ..………………………………..…………... 427

Особенности развития и духовного становления человека в разные периоды его жизни .… 433

Первый год жизни ребенка........................................…………………………………………….…. 433

Детство.................................................................…………………………………………………... 445

Отрочество.............................................................…………………………………………………. 451

Юношество.............................................................………………………………………………….. 456

О плодах доброго воспитания ...................................……………………………………………... 462

Православная семья ..........…..........................................……..………………………………………….. 465

Духовные основы православной семьи........................…………………………………………….. 465

Иерархическое устроение семьи.................................…………………………………………….. 468

Основы христианского воспитания детей в семье......……….…………………………………. 478

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

Православное и светское образование .................…….........…………………………………………... 493

Соотношение светского и православного в образовании…….…………………………………. 493

Православное отношение к светскому образованию .………………………………………….... 497

Современные проблемы православного образования ..….……………………………………….. 500

Школа и ее развитие в свете истории становления западного мира ..................…......…..……... 514

Школа как традиция в свете истории Российского государства.............................….....………... 524

Учитель ........................................................................………………..……………………………………... 539

Призвание учителя........................................….........………………………………………….…….. 539

Личность учителя........................................…........………………………………………………..… 542

Нравственные качества учителя.............…..............……………………………………………… 545

Принципы православной педагогики...............................……………………………………………….. 558

Заключение..................................................…...............………………………………………….….. 563

Краткая библиография по темам....................................…………………………………………………. 564

ПРЕДИСЛОВИЕ

В настоящее время отечественная педагогика развивается в основном в трех направлениях.

Первое направление стремится к модернизации педагогических технологий, ориентированных на формирование у школьников знаний, умений и навыков. При этом сохраняется сложившаяся в советской школе методологическая основа деятельности, а основные усилия направляются на ее "косметическую" корректировку в соответствии с требованиями времени.

Второе направление характеризуется введением личностно ориентированных образовательных технологий. Этот безусловно прогрессивный опыт связан с введением в школу зарубежных образовательных технологий, а их использование в нашей школе порождает зачастую много проблем, поскольку заимствованные модели подменяют традиционные, исторически сложившиеся формы обучения и воспитания.

Третье направление предполагает обращение к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания, несправедливо забытым на многие десятилетия. Как показывает педагогическая практика, это направление наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни и форм национального опыта.

Заметим, что наследие традиционной российской педагогики ни в годы секуляризованного по содержанию российского образования (конец XIX - начало XX вв.), ни в годы воинствующего атеизма (советская школа) не получило своего теоретического осмысления в контексте исторического развития российской педагогики. Это объясняется тем, что фундаментом традиционной российской школы и традиционной российской педагогики всегда было православие.

Исторически сложившаяся закономерность рассмотрения всех проблем образования и воспитания с православной точки зрения ориентировала российскую педагогику на развитие отечественных духовно-нравственных традиций, на выявление в первую очередь духовного смысла жизненных явлений. Российская традиционная педагогика по сути своей была православной и не имела необходимости в особом обозначении этой принадлежности. Многообразие направлений, существующих в современной отечественной педагогике, требует большей определенности как в методологическом, так и содержательном плане. Это и вызвало необходимость обозначить традиционную российскую педагогику как православную.

Слово "педагогика" переводится с греческого как "детоводительство", совместный путь ученика и его наставника. Православным педагогом мы будем называть тех людей, кому Бог доверил живую душу с целью ее сохранения, развития ее сил и исполнения смысла жизни, приведения ее к Богу. В первую очередь это пастыри Православной Церкви и, конечно же, родители и учителя, понимающие высоту и ответственность своего служения.

Мы назвали пастыря Православной Церкви еще и педагогом потому, что православная педагогика является частью того "душепопечения", которое составляет сущность Церкви. Поэтому невозможно отрывать православную педагогику от жизни и влияния Церкви.

После долгих лет молчания Русская Православная Церковь обрела возможность открытого богословского исповедания и в области педагогической. Основное содержание данной книги составляет историко-педагогическое и историко-церковное рассмотрение основ православной педагогики.

Православное духовно-нравственное обоснование педагогики адресовано учителям и студентам духовных и светских учебных заведений, изучающим педагогику, исследователям, работающим в области педагогики и психологии, родителям и всем благочестивым читателям, которых интересуют проблемы педагогики и психологии. В существующих курсах педагогики не освещается процесс духовного становления человека и его взаимосвязь с психофизическим развитием, но без осмысления этой связи невозможно правильно построить учебно-воспитательный процесс. В православии проблема спасения, проблема вечной жизни осознается в рамках земной жизни, и потому в воспитании должны быть правильно сочетаемы две задачи: воспитание для вечной и земной жизни.

Светская педагогика ориентирована только на решение задач земной жизни, а вечное, духовное начало в человеке она не принимает во внимание.

Православная педагогика констатирует, что для педагогической работы иерархически важнее подготовка к вечной жизни, и подчеркивает, что подготовка к земной жизни должна происходить в процессе духовно-нравственного становления личности. Другими словами, в рамках православной педагогики можно говорить о двух уровнях педагогической деятельности.

На первом уровне рассмотрения педагогических проблем приоритетными являются проблемы духовно-нравственного становления личности, обеспечение душеспасительной атмосферы, в которой происходит правильное и свободное психофизическое развитие.

На втором уровне основными проблемами являются психофизическое развитие и процесс социализации.

Такое деление на уровни возможно только в теоретическом плане. На деле жизнь человека во всех ее проявлениях есть и результат, и следствие, и одновременно средство духовно-нравственного становления.

Возвращение к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания приводит нас к восстановлению утерянной полноты в сфере педагогики. Теоретическое осмысление и практический опыт духовно-нравственного становления бережно хранились Православной Церковью в Священном Писании, творениях святых отцов и учителей Церкви, работах православных педагогов. Развивался этот опыт в трудах православных богословов и мыслителей религиозной философии, в процессе обучения и воспитания в духовных школах, в теоретических работах и практической деятельности подвижников благочестия, видевших в педагогической деятельности свое служение. Прошедшие десятилетия нельзя считать потерянными ни в теоретическом плане, ни в практическом, поскольку светская педагогика и психология привнесли в дело воспитания много полезного.

В первой части книги рассматриваются историко-педагогические и историко-церковные основы православной педагогики.

Во второй части освещаются общие, теоретические проблемы православной педагогики.

В третьей части особое внимание уделяется процессу духовного становления человека в разные годы его жизни и воспитанию ребенка в православной семье. Четвертая часть посвящена проблемам образования.

ВВЕДЕНИЕ

ЧЕЛОВЕК И ДУХОВНЫЙ МИР

Вхождение современного человека в духовный мир

В современном мире сосуществует большое количество разнообразных вероисповеданий и религиозных учений. Духовно неопытный человек, будучи не в силах разобраться в их истинности и ложности, защищается от них, и такая защитная реакция может привести к атеизму, который является не столько отрицанием бытия Божия и реальности духовного мира, сколько попыткой устраниться от проблемы выбора. Однако отрицание и попытка игнорирования духовных реалий не защищают человека от воздействия на него духовного мира. "Всюду, где человек пытается замкнуться от трансцендентной реальности, жить только в себе и из себя самого, силою своего субъективного произвола, - писал философ С.Л. Франк, - он именно в силу этого гибнет, становясь рабом и игрушкой трансцендентных сил - именно темных, губительных сил. И притом именно в этом положении, в опыте рабства, подчиненности чуждым силам, с особенной болезненностью и жуткостью узнается чистая трансцендентность - сверхчеловечность и бесчеловечность - этих сил. Ибо именно тогда, когда трансцендентная сила как бы насильно врывается в замыкающийся от нее и мнимо замкнутый внутренний мир чистой субъективности, она врывается как чуждая, враждебная, порабощающая нас, чисто трансцендентная нам сила, которая лишена успокоительного, утешительного момента ее имманентности мне самому, ее интимного сродства со мной и сопринадлежности глубочайшему средоточию моего личного бытия" (4.405).

Другая реакция на обилие существующих конфессий связана с признанием реальности духовного мира и стремлением расширить рамки своего осознанного бытия за пределы видимого материального мира. Условно ее можно назвать "практическим идеализмом", поскольку отсутствие знаний о духовном мире, и тем более отсутствие духовного опыта у большинства наших современников делают их беззащитными перед разрушительными демоническими силами, которые, часто маскируясь под светлые ангельские образы, приносят непоправимый вред психическому и душевному здоровью человека.

Все попытки как теоретического, так и практического освоения духовного мира можно систематизировать в две группы: религиозный и псевдорелигиозный путь вхождения в духовный мир.

Религия и её основные признаки

Слово "религия" имеет два основных значения - благоговение и соединение. Таким образом, религия понимается как таинственный духовный союз, живое, благоговейное единение человека с Богом. Профессор А.И.Осипов приводит признаки, без которых (или хотя бы без одного из них) религия теряет самое себя, вырождаясь в шаманство, оккультизм, сатанизм и так далее.

Первым и главным признаком является исповедание личного, духовного Начала - Бога, являющегося источником (причиной) бытия всего существующего, в том числе и человека. По христианскому учению, Бог Триипостасен, Он есть Любовь (1Ин. 4, 8), и "мы Им живем и движемся и существуем" (Деян. 17, 28). Бог есть конечная цель духовных устремлений человека. Этим признанием религия принципиально отличается от тех мировоззрений, в которых высший идеал реально не существует, а является не более как теоретической моделью, продуктом разума, его надежд и мечтаний.

Важнейшим элементом, присущим религии, является убеждение в том, что человек способен к духовному единению с Богом. Это единение осуществляется через веру, под которой подразумевается не просто убежденность в существовании Бога, но особый характер всей жизни верующего, соответствующий догматам и заповедям данной религии.

Указанный элемент неотделим в религии от ее учения о том, что человек принципиально отличается от всех других творений, что он есть существо не просто биологическое, но, в первую очередь, духовное и обладает не только телом, но и душой - носительницей личности, ее ума, сердца (органа чувств), воли. Отсюда проистекает в религии учение о загробном существовании человека. В христианском Откровении находим даже существенно большее - учение о всеобщем телесном воскресении и вечной жизни, придающее земной человеческой жизни полноценный смысл. Именно в решении вопроса о конечной цели и смысле жизни с наибольшей очевидностью обнаруживается в человеке его духовная ориентация: избрать ли веру в Бога и вечную жизнь, веру в правду, добро и Истину, хотя бы их нигде не осталось на земле, с вытекающим отсюда законом нравственной ответственности за все свои деяния, или остановиться на вере в окончательный и абсолютный закон смерти, перед которой не только бессмысленны все идеалы и все противоборство между добром и злом, истиной и ложью, красотой и безобразием, но и бессмысленна сама жизнь. В любом случае знания, принуждающего его к выбору, человеку не дано. Выбором веры человек свидетельствует о том, к чему он свободно стремится и, следовательно, кто он есть и кем может стать.

Важным признаком религии, прямо вытекающим из предыдущих, является утверждение первичности для человека духовных и нравственных ценностей по сравнению с ценностями материальными.

Немаловажно отметить также, что религия - это не средство особой терапии от заболеваний физических, нервных, психических и так далее. Ее цель другая - сделать человека человеком, исцелив его от нравственных и духовных недугов (страстей), которые являются причинами всех бед человеческих, соединить его с Богом (обожить), ввести в жизнь вечную.

Необходимо указать и на наличие культа как совокупности всех богослужебно-обрядовых правил и предписаний, присущих религии. Богослужение Православной Церкви составляют молитвословия и священнодействия, которыми православные христиане выражают Богу свои чувства веры, надежды и любви и посредством которых они входят с Ним в таинственное общение и получают от Него благодатные силы для святой жизни.

Сформулировав основные признаки религии как мировоззрения, А. И. Осипов подчеркивает, что все они являются лишь той необходимой формой, в которой содержится действительная ценность религии. Она не только отвечает на вопрос о смысле жизни, но и являет этот смысл с поразительной силой в душе каждого, полноценно вступившего на религиозный путь жизни, что и выразил апостол Павел словами: "Не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его" (1 Кор. 2, 9). Достигая единения с Богом, человек тем самым приобретает и ведение Истины, и созерцание ее нетленной Красоты, и познание сущности всех творений. Существо религии, таким образом, коренится в идее Богообщения. (2.10-13)

Церковь Христова – новый Ноев Ковчег

Теоретическое и практическое освоение духовного мира мы будем рассматривать только в рамках религиозной жизни. И не просто религиозной, а православной, церковной жизни. В Церкви происходит Богообщение, соединение человека с Богом. "Церковь, - говорит архимандрит Платон (Игумнов), - не только существующая историческая и культурная реальность. Это нечто большее. По сакраментальной сущности Церковь - это дело Божие, особый замысел Бога о мире, божественная реальность, которая придает жизни мира и высший смысл, и оправдание, и ценность.

По определению митрополита Филарета Московского, Царство Божие включает в себя три сферы бытия: Царство Природы, Царство Благодати и Царство Славы. Церковь Христова с ее учением, с ее благодатными таинствами и с ее сакраментальной духовной жизнью есть Царство Благодати. Это Царство уже наступило, и мы живем в нем. И сейчас все должно быть освящено Божественной благодатию, все должно получить свое оправдание и смысл, все должно быть приведено к Богу. Но Царство Благодати - это еще не будущее Царство Славы, которое должно явиться в своем эсхатологическом завершении. Все творение, все человечество находится между двумя онтологическими пределами - между творением и обожением. Творение - это начало, обожение - это конец. И, чтобы достичь этого конца, в поток человеческой истории включается Церковь. Творение завершено, и сейчас идет обожение мира.

Церковь Христова - это новый Ноев ковчег. Если в ветхозаветном ковчеге произошло спасение жизни твари и человека, то в Церкви Христовой, в этом новом Ноевом ковчеге, происходит их таинственное обожение: входит волк, а выходит агнец; влетает орел, а вылетает горлица" (1. 30-31).

Православие, по словам протоиерея С. Булгакова, есть Церковь Христова на земле. Церковь Христова - это жизнь со Христом и во Христе, движимая Духом Святым. На этом основании Церковь можно рассматривать как благодатную жизнь в Духе Святом, или, по встречающемуся иногда выражению, она есть Дух Святой, живущий в человеке (3. 211). Церковь есть Тело Христово, новая тварь, восстановленная Христом, Тело целостного Христа, объемлющего в Себе людей, членов Церкви, имеющая воскресшего Христа своим Главой.

Тайна Личности Господа Иисуса Христа заключается не только в Божественности, но и Богочеловечестве. Христианское благовестие свидетельствует не только о восхождении тварного человека до высот Божественности, не только об обожествлении во Христе человеческой природы, но и о снисхождении Божества, Сына Божия, до падшего человека. Поэтому утверждение, что Иисус Христос есть совершенный Человек, что Он при Своем сущностном единстве с Богом Отцом и Богом Духом Святым не только принял человеческое тело, но и человеческую душу, человеческое сознание, человеческую волю, человеческие чувства, что Он в полном и истинном смысле стал, как один из нас, кроме греха, - есть основное положение христианской веры, как и утверждение, что Этот Человек есть Бог. Таким образом, Святая Церковь исповедует, что Христос, Сын Божий, есть Богочеловек. (3. 130)

Не всякому духу верьте…

Сегодня учителям, родителям, да и всем взрослым и юным нужно быть особенно осмотрительными, когда дело касается духовного мира. Надо помнить, что не каждый дух от Бога. "Возлюбленные! - восклицает Иоанн Богослов, - не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире... Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге" (1Ин. 4, 1-3, 15).

Наши рекомендации