Обработка полученных данных и анализ результатов
производится таким образом.
1. Следует исключить из подсчета вопросы и ответы на них под номерами 10, 17,21, 25, 26.
2. Подсчитать количество знаков «+» в первой графе на вопросы под номерами 1, 4, 14, 15, 27, 29, 30; потом - количество знаков «+» во второй графе на вопросы под номерами 5, 7,
13, 16, 18, 20, 22, 23, 28; затем - количество знаков «+» в третьей
графе на вопросы под номерами 2, 3, 6, 8, 9, 11, 12, 19, 24, 31.
Если число данных выборов равно 13 или более, то это свидетельствует о достаточной нравственной воспитанности школьника, о том, что у него сформирована ориентация на другого человека.
Теперь следует подсчитать число учащихся с выбором такого рода, выразить его количество в процентах по отношению ко всем респондентам.
3. Подсчитать количество знаков «'+» в первой графе на во
просы под номерами 2, 3, 5, 7, 8, 12, 13, 16, 18, 20, 22, 23, 24, 31;
затем - количество знаков «+» во второй графе под номерами 1, 4,
6,9, 11, 19, 27, 29, 30; затем - количество знаков «+» под номерами
14, 15 в третьей графе. Если количество данных выборок равно 13
и более, то это свидетельствует о некоторой безнравственной ориентации, об отсутствии учета интересов окружающих людей, о позиции эгоистической и, возможно, индивидуалистической.
Теперь следует выразить число школьников с выбором такого рода в процентах по отношению ко всем респондентам.
4. Оставшееся число школьников, выбор которых не обнаружил явного предпочтения, характеризуется несформиро-ванностью нравственных отношений, наличием неустойчивого, импульсивного поведения, их отношение к другим людям зависит от случайного состояния.
Суждение о нравственной направленности учащихся всего класса можно вынести, если показатели выбора составляют 50% и выше. К примеру, если в классе 50% и более учащихся имеют положительную нравственную направленность, то и весь класс оценивается этой направленностью. Так же выносится суждение об отрицательной и неустойчивой направленности.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 (к теме № 6) Форма записи выполненного учебного задания по теме «Управление воспитательным процессом»
Задача исследования: изучить степень проявления личностных качеств (указать каких) занимающихся.
Используемые методы педагогической диагностики: пе
дагогическое наблюдение (проводится обязательно), другие ме
тоды ______________________________ (на ваш выбор). –
Данные педагогического наблюдения на учебио тренировочном занятии по (вид спорта).
за степенью проявления личностных качеств
Задачи учебно-тренировочного занятия_____
Возраст занимающихся____________________
№ п/ п | Фамилия, имя занимающегося | Оценка проявления личностных качеств | ||
Лич. качество (указать какое) | Личностное качество | Личностное качество | ||
Ср.балл проявления качества |
Критерии оценки проявления личностного качества: «5» - личностное качество проявляется постоянно и устойчиво.
«4» - яркое его выражение проявляется часто.
«3» - яркое его выражение проявляется редко, слабое
часто.
«2» - выражено слабо, проявляется неустойчиво. «1» - проявляются отрицательные признаки качества.
Данные, полученные на основе использования других методов педагогической диагностики.
Методы педагогической диагностики, которые можно использовать с целью изучения проявления личностных качеств у занимающихся: анкетирование, беседы, тестирование, оценочные методы (ауторейтинг, рейтинг) и др.
Заключение об уровне проявления диагностируемых личностных качеств у каждого занимающегося и у группы в целом.
IV. На основе поставленного диагноза о степени проявления личностных качеств занимающихся выскажите предположение о возможности повышения этого уровня. Сформулируйте общую и частные воспитательные задачи для достижения этого уровня. Опишите возможные объективные и субъективные трудности, с которыми вы можете встретиться при решении поставленных воспитательных задач в учебное, во внеучебное время (противодействие ученического коллектива, отдельных учеников, недостаточная сформированность собственных черт характера и др.). Определите пути решения поставленных воспитательных задач, т.е. средства и методы воспитания.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 (к теме № 6) ХАРАКТЕРИСТИКА КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ
Нравственные качества личности:
• Честность - искренность, правдивость, принципиальность,
самокритичность, совестливость, верность споим убеждениям и долгу.
Отргщательные признаки качества: неискренность, лживость, наглость, беспринципность, подхалимство, фальшивость.
• Трудолюбие - потребность в постоянном труде, доб
росовестность, прилежность, ответственность, исполнитель
ность, усердие, аккуратность, старательность, объективная
оценка своего и чужого труда, бескорыстность в работе.
Отрицательные признаки качества; леность, недобросовестность, безответственность, лодырничество, неисполнительность.
• Дисциплинированность - подчинение дисциплине, со
блюдение порядка, исполнительность, ответственность в выполне
нии своих обязанностей, за свое поведение, организованность, кон
троль за своим поведением.
Отрицательные признаки качества: недисциплинированность, безответственность в выполнении своих обязанностей, неорганизованность.
• Патриотизм - положительное отношение к своему
отечеству, к интересам общественно-полезного дела, бережное
отношение к природе, общественной собственности.
Отрицательные признаки качества: равнодушие, безразличие.
• Вежливость - соблюдение правил приличия, воспи
танность, учтивость.
Отрицательные признаки качества: невежливость, бестактность, грубость, неуважительность, беспардонность, бесцеремонность.
• Доброжелательность - желание добра, готовность со
действовать благополучию других, благожелательность.
Отрицательные признаки качества: недоброжелательность.
• Добросовестность - честное выполнение своих обяза
тельств, обязанностей.
Отрицательные признаки качества: недобрсюовестность, лодырничество.
• Ответственность - добросовестное выполнение своих
обязанностей, своевременное и точное выполнение взятых обя-
зательств, привьика доводить начатое дело до конца, готовность отвечать за свои поступки и поступки друзей.
• Организованность- собранность в работе, дисципли
нированность, аккуратность и др.
Отрицательные признаки качества: неорганизованность, несобранность.
• Аккуратность- исполнительность, старательность,
соблюдение во всем порядка.
Отрицательные признаки качества: неряшливость.
Волевые качества личности:
• Самостоятельность- решительность, инициативность,
исполнительность, целеустремленность, вьшолнение работы без
посторонних влияний, без чужой помощи, собственными силами.
Отрицательные признаки качества: несамостоятельность, пассивность, нерешительность.
• Оптимистичность- бодрость, мажорность, жизнера
достность, устремленность в будущее.
Отрицательные признаки качества: пессимизм, вялость, неуверенность в своих силах.
• Решительность - смелость, готовность принять и
осуществить свое решение, твердость в поступках, непоколеби
мость, мужество, стойкость.
Отрицательные признаки качества: нерешительность, боязливость.
•- Требовательность к себе- строгость, добросовестность, объективность, умение работать над собой.
• Целеустремленность- наличие значимых конкретных жизненных целей, стремление к их достижению.
• Упорство- последовательность и твердость в осуществлении чего-нибудь.
• Смелость- смелое поведение, решительность, способность преодолеть чувство страха, готовность прийти на помощь с риском для себя, готовность отстаивать собственное мнение.
Интеллектуальные качества личности:
• Любознательность- пытливость, склонность к приобретению новых знаний, интерес к учению.
• Эрудированность- осведомленность, глубокие познания в какой-нибудь области.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
(к теме № 10)