Обработка полученных данных и анализ результатов

производится таким образом.

1. Следует исключить из подсчета вопросы и ответы на них под номерами 10, 17,21, 25, 26.

2. Подсчитать количество знаков «+» в первой графе на вопросы под номерами 1, 4, 14, 15, 27, 29, 30; потом - количест­во знаков «+» во второй графе на вопросы под номерами 5, 7,

13, 16, 18, 20, 22, 23, 28; затем - количество знаков «+» в третьей
графе на вопросы под номерами 2, 3, 6, 8, 9, 11, 12, 19, 24, 31.

Если число данных выборов равно 13 или более, то это свидетельствует о достаточной нравственной воспитанности школьника, о том, что у него сформирована ориентация на дру­гого человека.

Теперь следует подсчитать число учащихся с выбором тако­го рода, выразить его количество в процентах по отношению ко всем респондентам.

3. Подсчитать количество знаков «'+» в первой графе на во­
просы под номерами 2, 3, 5, 7, 8, 12, 13, 16, 18, 20, 22, 23, 24, 31;
затем - количество знаков «+» во второй графе под номерами 1, 4,
6,9, 11, 19, 27, 29, 30; затем - количество знаков «+» под номерами

14, 15 в третьей графе. Если количество данных выборок равно 13

и более, то это свидетельствует о некоторой безнравственной ори­ентации, об отсутствии учета интересов окружающих людей, о по­зиции эгоистической и, возможно, индивидуалистической.

Теперь следует выразить число школьников с выбором такого рода в процентах по отношению ко всем респондентам.

4. Оставшееся число школьников, выбор которых не об­наружил явного предпочтения, характеризуется несформиро-ванностью нравственных отношений, наличием неустойчивого, импульсивного поведения, их отношение к другим людям зави­сит от случайного состояния.

Суждение о нравственной направленности учащихся все­го класса можно вынести, если показатели выбора составляют 50% и выше. К примеру, если в классе 50% и более учащихся имеют положительную нравственную направленность, то и весь класс оценивается этой направленностью. Так же выносится су­ждение об отрицательной и неустойчивой направленности.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 (к теме № 6) Форма записи выполненного учебного задания по теме «Управление воспитательным процессом»

Задача исследования: изучить степень проявления лично­стных качеств (указать каких) занимающихся.

Используемые методы педагогической диагностики: пе­
дагогическое наблюдение (проводится обязательно), другие ме­
тоды ______________________________ (на ваш выбор). –

Данные педагогического наблюдения на учебио тренировочном занятии по (вид спорта).

за степенью проявления личностных качеств

Задачи учебно-тренировочного занятия_____

Возраст занимающихся____________________

№ п/ п Фамилия, имя занимающегося Оценка проявления личностных ка­честв
Лич. качест­во (указать какое) Личност­ное каче­ство Личност­ное каче­ство
         
         
  Ср.балл прояв­ления качества      

Критерии оценки проявления личностного качества: «5» - личностное качество проявляется постоянно и ус­тойчиво.

«4» - яркое его выражение проявляется часто.

«3» - яркое его выражение проявляется редко, слабое

часто.

«2» - выражено слабо, проявляется неустойчиво. «1» - проявляются отрицательные признаки качества.

Данные, полученные на основе использования других ме­тодов педагогической диагностики.

Методы педагогической диагностики, которые можно ис­пользовать с целью изучения проявления личностных качеств у за­нимающихся: анкетирование, беседы, тестирование, оценочные ме­тоды (ауторейтинг, рейтинг) и др.

Заключение об уровне проявления диагностируемых лич­ностных качеств у каждого занимающегося и у группы в целом.

IV. На основе поставленного диагноза о степени проявле­ния личностных качеств занимающихся выскажите предполо­жение о возможности повышения этого уровня. Сформулируйте общую и частные воспитательные задачи для достижения этого уровня. Опишите возможные объективные и субъективные трудности, с которыми вы можете встретиться при решении по­ставленных воспитательных задач в учебное, во внеучебное время (противодействие ученического коллектива, отдельных учеников, недостаточная сформированность собственных черт характера и др.). Определите пути решения поставленных вос­питательных задач, т.е. средства и методы воспитания.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6 (к теме № 6) ХАРАКТЕРИСТИКА КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ

Нравственные качества личности:

• Честность - искренность, правдивость, принципиальность,
самокритичность, совестливость, верность споим убеждениям и долгу.

Отргщательные признаки качества: неискренность, лжи­вость, наглость, беспринципность, подхалимство, фальшивость.

• Трудолюбие - потребность в постоянном труде, доб­
росовестность, прилежность, ответственность, исполнитель­
ность, усердие, аккуратность, старательность, объективная
оценка своего и чужого труда, бескорыстность в работе.

Отрицательные признаки качества; леность, недобросове­стность, безответственность, лодырничество, неисполнительность.

• Дисциплинированность - подчинение дисциплине, со­
блюдение порядка, исполнительность, ответственность в выполне­
нии своих обязанностей, за свое поведение, организованность, кон­
троль за своим поведением.

Отрицательные признаки качества: недисциплиниро­ванность, безответственность в выполнении своих обязанно­стей, неорганизованность.

• Патриотизм - положительное отношение к своему
отечеству, к интересам общественно-полезного дела, бережное
отношение к природе, общественной собственности.

Отрицательные признаки качества: равнодушие, безразличие.

• Вежливость - соблюдение правил приличия, воспи­
танность, учтивость.

Отрицательные признаки качества: невежливость, бестакт­ность, грубость, неуважительность, беспардонность, бесцеремонность.

• Доброжелательность - желание добра, готовность со­
действовать благополучию других, благожелательность.

Отрицательные признаки качества: недоброжелательность.

• Добросовестность - честное выполнение своих обяза­
тельств, обязанностей.

Отрицательные признаки качества: недобрсюовестность, ло­дырничество.

• Ответственность - добросовестное выполнение своих
обязанностей, своевременное и точное выполнение взятых обя-

зательств, привьика доводить начатое дело до конца, готовность отвечать за свои поступки и поступки друзей.

• Организованность- собранность в работе, дисципли­
нированность, аккуратность и др.

Отрицательные признаки качества: неорганизованность, не­собранность.

• Аккуратность- исполнительность, старательность,
соблюдение во всем порядка.

Отрицательные признаки качества: неряшливость.

Волевые качества личности:

• Самостоятельность- решительность, инициативность,
исполнительность, целеустремленность, вьшолнение работы без
посторонних влияний, без чужой помощи, собственными силами.

Отрицательные признаки качества: несамостоятель­ность, пассивность, нерешительность.

• Оптимистичность- бодрость, мажорность, жизнера­
достность, устремленность в будущее.

Отрицательные признаки качества: пессимизм, вялость, неуверенность в своих силах.

• Решительность - смелость, готовность принять и
осуществить свое решение, твердость в поступках, непоколеби­
мость, мужество, стойкость.

Отрицательные признаки качества: нерешительность, боязливость.

•- Требовательность к себе- строгость, добросовест­ность, объективность, умение работать над собой.

• Целеустремленность- наличие значимых конкретных жизненных целей, стремление к их достижению.

• Упорство- последовательность и твердость в осуще­ствлении чего-нибудь.

• Смелость- смелое поведение, решительность, способ­ность преодолеть чувство страха, готовность прийти на помощь с риском для себя, готовность отстаивать собственное мнение.

Интеллектуальные качества личности:

• Любознательность- пытливость, склонность к приоб­ретению новых знаний, интерес к учению.

• Эрудированность- осведомленность, глубокие позна­ния в какой-нибудь области.

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

(к теме № 10)

Наши рекомендации