Процессуальные критерии и уровни организации здоровьетворящего образования
Критерии | Уровни Показатели | Пропедевтический уровень | Интроективный уровень | Творческий уровень |
Дело – организация процесса здоровьетворящего образования | 1. Актуальность дела | Дело актуально менее чем для 20 % субъектов | Дело актуально более чем для 45 % субъектов | Дело актуально для подавляющего большинства субъектов и имеет для них личностную значимость |
2. Объективная и творческая новизна идеи, на основе которой организуется дело | Содержательно идея прорабатывается в современных исследованиях | Формулировка идеи нова, однако на уровне практической реализации опыт ее внедрения не представлен | Объективная и творческая новизна идеи проявляется как в ее формулировке, так и в содержании | |
3. Соответствие каждого этапа дела, каждой частной идеи общей идее и цели | Этапы организуемого дела слабо связаны с его общей идеей и не способствуют достижению цели | Каждый этап организуемого дела частично соответствует общей, каждой частной идее и цели | Каждый этап дела полностью соответствует цели, общей и каждой частной идее | |
4 Возможность реализации отдельных моментов организуемого дела в любых, самых обыденных условиях | Дело может быть организовано только при наличии особых, специально созданных условий | Возможность реализации отдельных моментов организуемого дела в самых обыденных условиях незначительна | Реализация организуемого дела возможна в любых, самых обыденных условиях; |
Продолжение таблицы 10
5. Результативность дела | Результат соответствует цели на уровне постановки задач | Результат соответствует целина уровне формального решения задач | Результат полностью соответствует цели | |
Субъекты организуемого процесса здоровьетворящего образования – учащиеся и учителя | 6. Принятие субъектами образовательного процесса идеи и проявление к ней интереса | Идея принимается субъектами образовательного процесса на уровне простого любопытства | Идея принимается субъектами образовательного процесса в рамках должностных обязанностей | Идея принимается субъектами образовательного процесса и на профессиональном, и на личностном уровне |
7. Баланс интересов разных групп субъектов образовательного процесса | Консенсус интересов достигается достаточно трудно | баланс интересов разных групп субъектов образовательного процесса в отдельных моментах соблюден | баланс интересов разных групп субъектов образовательного процесса соблюден полностью | |
8. Активность субъектов образовательного процесса в организации дела | Уровень сопротивления субъектов образовательного процесса участию в организации дела высок; | Субъекты образовательного процесса проявляют активность в процессе только в силу своих должностных обязанностей | Более 60% субъектов образовательного процесса проявляют высокую активность в организации дела |
Продолжение таблицы 10
9. Скорость включения субъектов в самостоятельную деятельность по реализации принятой идеи в собственной жизни | Включенность в самостоятельную деятельность по реализации принятой идеи в собственной жизни обнаруживают менее 10 % субъектов | Включенность в самостоятельную деятельность по реализации принятой идеи в собственной жизни обнаруживают более 40 % субъектов | Более 60% субъектов образовательного процесса сразу же включаются в самостоятельную деятельность по реализации принятой идеи в собственной жизни | ||||
10. Скорость включения субъектов в деятельность по распространению идеи в социуме | Включение субъектов в деятельность по распространению идеи в социуме не наблюдается | Распространение идеи в социуме осуществляется субъектами только в рамках ближайшего окружения | Более 60% субъектов образовательного процесса содействуют распространению идеи в социуме | ||||
Способ организации процесса здоровьетворящего образования в условиях образовательного учреждения | 11. Количество и качественное разнообразие действий, направленных на формирование у учителей готовности к здоровьетворению | Формирование у учителей готовности к здоровьетворению осуществляется только на уровне теоретических знаний | Формирование у учителей готовности к здоровьетворению осуществляется на уровне теоретических и методических знаний | Формирование у учителей готовности к здоровьетворению осуществляется как на уровне теоретических и методических знаний, так на уровне практических умений | |||
Продолжение таблицы 10
1 | ||||
12. Количество и качественное разнообразие действий, направленных на формирование у учащихся готовности к здоровьетворению | Формирование у учащихся готовности к здоровьетворению ограничивается только уроками здоровья (валеологии) | Формирование у учащихся готовности к здоровьетворению обеспечивается включением их в здоровьетворящую деятельность в рамках учебного процесса | Формирование у учащихся готовности к здоровьетворению осуществляется в разнообразных формах как в учебное, так и во внеучебное время | |
13. Количество и качественное разнообразие мероприятий, обеспечивающих «оздоровление» учебного процесса | Количество мероприятий, обеспечивающих «оздоровление» учебного процесса, ограничивается в основном однообразными физкультминутками на некоторых уроках преимущественно в начальной школе | Разнообразие мероприятий, обеспечивающих «оздоровление» учебного процесса, представлено регулярными динамическими паузами на уроках во всех звеньях школы | «Оздоровление» учебного процесса обеспечивается валеологическим подходом к его организации на всех уровнях: целеполагания, организации содержания образования, определения принципов, выбора методов, средств и организационных форм |
14. Соотнесенность всех обозначенных моментов процесса между собой | Все предпринимаемые действия имеют стихийный характер, бессистемны и не соотнесены между собой | Соотнесенность всех обозначенных моментов процесса между собой наблюдается в отдельные периоды и преимущественно в начальной школе | Все обозначенные моменты процесса полностью соотнесены между собой | |
Временные характеристики организации процесса здоровьетворящего образования | 15. Общая продолжительность организуемого процесса в соотнесении с количеством включенных в него учащихся и учителей | Общая продолжительность организуемого процесса недостаточна для полноценного включения в него всех учащихся и учителей; | Общая продолжительность организуемого процесса позволяет включиться в него более 50 % учащихся и учителей | Общая продолжительность организуемого процесса позволяет включить в него всех учащихся и учителей школы |
Продолжение таблицы 10
16. Периодичность и регулярность составляющих дело содержательных компонентов, обеспечивающих у субъектов образовательного процесса сохранение устойчивого интереса к нему как основы формирования у них готовности к здоровьетворению и достаточной для участия в деле деятельностной активности | Периодичность и регулярность составляющих организуемый процесс содержательных компонентов не установлена, в результате у субъектов образовательного процесса не обеспечивается сохранение устойчивого интереса к данному делу | Периодичность и регулярность составляющих его содержательных компонентов, обеспечивающих у субъектов образовательного процесса сохранение устойчивого интереса к данному делу, но недостаточна для формирования соответствующей потребности | Периодичность и регулярность составляющих организуемый процесс содержательных компонентов обеспечивает сохранение у его субъектов устойчивого интереса к данному делу, формирование соответствующей потребности и достаточного для участия в нем уровня их общей активности | |
17. Продолжительность каждого отдельного этапа организуемого процесса, соотнесенная с его общей продолжительностью | Продолжительность каждого отдельного этапа организуемого процесса, недостаточна для получения оптимального результата | Продолжительность каждого отдельного этапа организуемого процесса в целом соотнесена с его общей продолжительностью | Продолжительность каждого отдельного этапа организуемого процесса, полностью соотнесена с его общей продолжительностью |
Продолжение таблицы 10
18. Временная определенность каждого содержательного момента (мероприятия или действия) организуемого процесса, обеспечивающая достижение в достаточной мере устойчивого результата | Продолжительность каждого отдельного момента организуемого дела – валеологического мероприятия или действия – не позволяет в полной мере завершить процесс, что мешает достижению в достаточной мере устойчивого результата | Продолжительность каждого отдельного момента организуемого дела – валеологического мероприятия или действия – обеспечивает достижение в достаточной мере устойчивого результата | Продолжительность каждого отдельного момента организуемого процесса – валеологического мероприятия или действия – полностью обеспечивает достижение в достаточной мере устойчивого результата | |
Пространственные условия организации процесса здоровьетворящего образования | 19. Соответствие пространства задачам, решаемым на каждом этапе организуемого дела | Соответствие пространства ограничивается только наличием помещения для реализации организуемого дела | Пространство в целом соответствует требующим решения задачам на отдельных этапах организуемого дела | Пространство в целом соответствует требующим решения задачам на всех этапах организуемого дела |
Продолжение таблицы 10
20. Возможность приспособления пространства к требующим решения задачам | Возможности приспособления пространства к требующим решения задачам отсутствуют | Имеется возможность приспособления пространства к решению отдельных задач | Возможность приспособления пространства к требующим решения задачам имеется в необходимой и достаточной мере | |
21. Необходимая и достаточная материально-техническая оснащенность пространства при минимальных финансовых затратах | Материально-техническая оснащенность пространства минимальная | Материально-техническая оснащенность пространства обеспечивает полноценное решение отдельных задач | Материально-техническая оснащенность пространства обеспечивает в целом реализацию цели организуемого процесса |
действий, обеспечивающему появление качественных изменений в данном деле, а эффективность выделенных временных параметров по качеству участия в организуемом процессе определенного количества субъектов и т. п. Такой матричный подход к оценке эффективности организации процесса здоровьетворящего образования (см. табл. 8) обеспечивает комплексное отслеживание качества организуемого дела на уровне самого дела, на уровне субъектов, на уровне способа его организации, на уровне времени и на уровне места; также просматривается и каждый другой параметр: субъекты – на уровне дела, способа, времени и места; время – на уровне дела, субъектов, способа и места, а место – на уровне дела, субъектов и также способа и времени. Таким образом, достоверность оценки процесса, а, следовательно, и обоснования его эффективности обеспечивается взаимосвязанностью трех составляющих этой оценки: 1) критериями как параметрами оценки; 2) показателями как содержанием этих параметров и основанием для выделения уровней развития процесса; 3) признаками как приметами, знаками, посредством которых проявляются показатели и уровни оцениваемого процесса. Техника оценки организации здоровьетворящего образования в школе представлена в табл. 11.
Таблица 11