Процессуальные критерии и уровни организации здоровьетворящего образования

Критерии Уровни Показатели Пропедевтический уровень Интроективный уровень Творческий уровень
Дело – организация процесса Процессуальные критерии и уровни организации здоровьетворящего образования - student2.ru здоровьетворящего образования 1. Актуальность дела Дело актуально менее чем для 20 % субъектов Дело актуально более чем для 45 % субъектов Дело актуально для подавляющего большинства субъектов и имеет для них личностную значимость
2. Объективная и творческая новизна идеи, на основе которой организуется дело Содержательно идея прорабатывается в современных исследованиях Формулировка идеи нова, однако на уровне практической реализации опыт ее внедрения не представлен Объективная и творческая новизна идеи проявляется как в ее формулировке, так и в содержании
3. Соответствие каждого этапа дела, каждой частной идеи общей идее и цели Этапы организуемого дела слабо связаны с его общей идеей и не способствуют достижению цели Каждый этап организуемого дела частично соответствует общей, каждой частной идее и цели Процессуальные критерии и уровни организации здоровьетворящего образования - student2.ru Каждый этап дела полностью соответствует цели, общей и каждой частной идее
4 Возможность реализации отдельных моментов организуемого дела в любых, самых обыденных условиях Дело может быть организовано только при наличии особых, специально созданных условий Возможность реализации отдельных моментов организуемого дела в самых обыденных условиях незначительна Реализация организуемого дела возможна в любых, самых обыденных условиях;

Процессуальные критерии и уровни организации здоровьетворящего образования - student2.ru Процессуальные критерии и уровни организации здоровьетворящего образования - student2.ru
Продолжение таблицы 10

  5. Результативность дела Результат соответствует цели на уровне постановки задач Результат соответствует целина уровне формального решения задач Результат полностью соответствует цели
Субъекты организуемого процесса Процессуальные критерии и уровни организации здоровьетворящего образования - student2.ru здоровьетворящего образования – учащиеся и учителя 6. Принятие субъектами образовательного процесса идеи и проявление к ней интереса Идея принимается субъектами образовательного процесса на уровне простого любопытства Идея принимается субъектами образовательного процесса в рамках должностных обязанностей Идея принимается субъектами образовательного процесса и на профессиональном, и на личностном уровне
7. Баланс интересов разных групп субъектов образовательного процесса Консенсус интересов достигается достаточно трудно баланс интересов разных групп субъектов образовательного процесса в отдельных моментах соблюден баланс интересов разных групп субъектов образовательного процесса соблюден полностью
8. Активность субъектов образовательного процесса в организации дела Уровень сопротивления субъектов образовательного процесса участию в организации дела высок; Субъекты образовательного процесса проявляют активность в процессе только в силу своих должностных обязанностей Процессуальные критерии и уровни организации здоровьетворящего образования - student2.ru Более 60% субъектов образовательного процесса проявляют высокую активность в организации дела

Процессуальные критерии и уровни организации здоровьетворящего образования - student2.ru
Продолжение таблицы 10



Процессуальные критерии и уровни организации здоровьетворящего образования - student2.ru 9. Скорость включения субъектов в самостоятельную деятельность по реализации принятой идеи в собственной жизни Включенность в самостоятельную деятельность по реализации принятой идеи в собственной жизни обнаруживают менее 10 % субъектов Включенность в самостоятельную деятельность по реализации принятой идеи в собственной жизни обнаруживают более 40 % субъектов Более 60% субъектов образовательного процесса сразу же включаются в самостоятельную деятельность по реализации принятой идеи в собственной жизни
10. Скорость включения субъектов в деятельность по распространению идеи в социуме Включение субъектов в деятельность по распространению идеи в социуме не наблюдается Распространение идеи в социуме осуществляется субъектами только в рамках ближайшего окружения Более 60% субъектов образовательного процесса содействуют распространению идеи в социуме
Способ организации процесса здоровьетворящего образования в условиях образовательного учреждения 11. Количество и качественное разнообразие действий, направленных на формирование у учителей готовности к здоровьетворению Формирование у учителей готовности к здоровьетворению осуществляется только на уровне теоретических знаний Формирование у учителей готовности к здоровьетворению осуществляется на уровне теоретических и методических знаний Формирование у учителей готовности к здоровьетворению осуществляется как на уровне теоретических и методических знаний, так на уровне практических умений
               

Продолжение таблицы 10

1
Процессуальные критерии и уровни организации здоровьетворящего образования - student2.ru 12. Количество и качественное разнообразие действий, направленных на формирование у учащихся готовности к здоровьетворению Формирование у учащихся готовности к здоровьетворению ограничивается только уроками здоровья (валеологии) Формирование у учащихся готовности к здоровьетворению обеспечивается включением их в здоровьетворящую деятельность в рамках учебного процесса Процессуальные критерии и уровни организации здоровьетворящего образования - student2.ru Формирование у учащихся готовности к здоровьетворению осуществляется в разнообразных формах как в учебное, так и во внеучебное время
13. Количество и качественное разнообразие мероприятий, обеспечивающих «оздоровление» учебного процесса Количество мероприятий, обеспечивающих «оздоровление» учебного процесса, ограничивается в основном однообразными физкультминутками на некоторых уроках преимущественно в начальной школе Разнообразие мероприятий, обеспечивающих «оздоровление» учебного процесса, представлено регулярными динамическими паузами на уроках во всех звеньях школы «Оздоровление» учебного процесса обеспечивается валеологическим подходом к его организации на всех уровнях: целеполагания, организации содержания образования, определения принципов, выбора методов, средств и организационных форм

Процессуальные критерии и уровни организации здоровьетворящего образования - student2.ru

14. Соотнесенность всех обозначенных моментов процесса между собой Все предпринимаемые действия имеют стихийный характер, бессистемны и не соотнесены между собой Соотнесенность всех обозначенных моментов процесса между собой наблюдается в отдельные периоды и преимущественно в начальной школе Все обозначенные моменты процесса полностью соотнесены между собой
Процессуальные критерии и уровни организации здоровьетворящего образования - student2.ru Процессуальные критерии и уровни организации здоровьетворящего образования - student2.ru Временные характеристики организации процесса здоровьетворящего образования 15. Общая продолжительность организуемого процесса в соотнесении с количеством включенных в него учащихся и учителей Общая продолжительность организуемого процесса недостаточна для полноценного включения в него всех учащихся и учителей; Общая продолжительность организуемого процесса позволяет включиться в него более 50 % учащихся и учителей Общая продолжительность организуемого процесса позволяет включить в него всех учащихся и учителей школы

Процессуальные критерии и уровни организации здоровьетворящего образования - student2.ru
Продолжение таблицы 10 Процессуальные критерии и уровни организации здоровьетворящего образования - student2.ru

Процессуальные критерии и уровни организации здоровьетворящего образования - student2.ru 16. Периодичность и регулярность составляющих дело содержательных компонентов, обеспечивающих у субъектов образовательного процесса сохранение устойчивого интереса к нему как основы формирования у них готовности к здоровьетворению и достаточной для участия в деле деятельностной активности Периодичность и регулярность составляющих организуемый процесс содержательных компонентов не установлена, в результате у субъектов образовательного процесса не обеспечивается сохранение устойчивого интереса к данному делу Периодичность и регулярность составляющих его содержательных компонентов, обеспечивающих у субъектов образовательного процесса сохранение устойчивого интереса к данному делу, но недостаточна для формирования соответствующей потребности Процессуальные критерии и уровни организации здоровьетворящего образования - student2.ru Периодичность и регулярность составляющих организуемый процесс содержательных компонентов обеспечивает сохранение у его субъектов устойчивого интереса к данному делу, формирование соответствующей потребности и достаточного для участия в нем уровня их общей активности
17. Продолжительность каждого отдельного этапа организуемого процесса, соотнесенная с его общей продолжительностью Продолжительность каждого отдельного этапа организуемого процесса, недостаточна для получения оптимального результата Продолжительность каждого отдельного этапа организуемого процесса в целом соотнесена с его общей продолжительностью Продолжительность каждого отдельного этапа организуемого процесса, полностью соотнесена с его общей продолжительностью

Процессуальные критерии и уровни организации здоровьетворящего образования - student2.ru
Продолжение таблицы 10 Процессуальные критерии и уровни организации здоровьетворящего образования - student2.ru

Процессуальные критерии и уровни организации здоровьетворящего образования - student2.ru 18. Временная определенность каждого содержательного момента (мероприятия или действия) организуемого процесса, обеспечивающая достижение в достаточной мере устойчивого результата Продолжительность каждого отдельного момента организуемого дела – валеологического мероприятия или действия – не позволяет в полной мере завершить процесс, что мешает достижению в достаточной мере устойчивого результата Продолжительность каждого отдельного момента организуемого дела – валеологического мероприятия или действия – обеспечивает достижение в достаточной мере устойчивого результата Процессуальные критерии и уровни организации здоровьетворящего образования - student2.ru Продолжительность каждого отдельного момента организуемого процесса – валеологического мероприятия или действия – полностью обеспечивает достижение в достаточной мере устойчивого результата
Пространственные условия организации процесса здоровьетворящего образования 19. Соответствие пространства задачам, решаемым на каждом этапе организуемого дела Соответствие пространства ограничивается только наличием помещения для реализации организуемого дела Пространство в целом соответствует требующим решения задачам на отдельных этапах организуемого дела Пространство в целом соответствует требующим решения задачам на всех этапах организуемого дела

Процессуальные критерии и уровни организации здоровьетворящего образования - student2.ru
Продолжение таблицы 10 Процессуальные критерии и уровни организации здоровьетворящего образования - student2.ru

20. Возможность приспособления пространства к требующим решения задачам Возможности приспособления пространства к требующим решения задачам отсутствуют Имеется возможность приспособления пространства к решению отдельных задач Возможность приспособления пространства к требующим решения задачам имеется в необходимой и достаточной мере
Процессуальные критерии и уровни организации здоровьетворящего образования - student2.ru 21. Необходимая и достаточная материально-техническая оснащенность пространства при минимальных финансовых затратах Материально-техническая оснащенность пространства минимальная Материально-техническая оснащенность пространства обеспечивает полноценное решение отдельных задач Материально-техническая оснащенность пространства обеспечивает в целом реализацию цели организуемого процесса

Процессуальные критерии и уровни организации здоровьетворящего образования - student2.ru

действий, обеспечивающему появление качественных изменений в данном деле, а эффективность выделенных временных параметров по качеству участия в организуемом процессе определенного количества субъектов и т. п. Такой матричный подход к оценке эффективности организации процесса здоровьетворящего образования (см. табл. 8) обеспечивает комплексное отслеживание качества организуемого дела на уровне самого дела, на уровне субъектов, на уровне способа его организации, на уровне времени и на уровне места; также просматривается и каждый другой параметр: субъекты – на уровне дела, способа, времени и места; время – на уровне дела, субъектов, способа и места, а место – на уровне дела, субъектов и также способа и времени. Таким образом, достоверность оценки процесса, а, следовательно, и обоснования его эффективности обеспечивается взаимосвязанностью трех составляющих этой оценки: 1) критериями как параметрами оценки; 2) показателями как содержанием этих параметров и основанием для выделения уровней развития процесса; 3) признаками как приметами, знаками, посредством которых проявляются показатели и уровни оцениваемого процесса. Техника оценки организации здоровьетворящего образования в школе представлена в табл. 11.

Таблица 11

Наши рекомендации