Новый подъем советской науки о физической культуре и спорте
В условиях развитого социализма открылись широкие возможности для нового подъема советской науки о физической культуре и спорте. Советское государство с каждым годом выделяет все больше средств на подготовку научных кадров, приобретение научной аппаратуры, издание литературы, организацию и проведение научных исследований и внедрение их в спортивную практику. Все это создает хорошие условия для решения многих научных проблем в области физической культуры и спорта. В последние годы спортивная наука стала представлять собой сложную динамическую систему, мключающую в диалектической взаимосвязи историко-социологиче-ские,теоретико-методические, психолого-педагогические, медико-биологические и организационно-управленческие научные дисциплины.
Научные исследования стали носить комплексный характер, что явилось типичным для наук периода широкой научно-технической революции. Изучение важнейших научных проблем предусматривалось пятилетними планами научных исследований по физической культуре и спорту (1966—1970, 1971 — 1975, 1976—1980 и 1981 — 1985 гг.). Эти планы нацеливают научные силы на разработку проблем дальнейшего совершенствования советской системы физического воспитания. Много внимания в них уделено разработке и внедрению комплекса ГТО, охране здоровья спортсменов, изучению опыта массового развития физической культуры и спорта в разных географических и национальных районах нашей страны.
Значительный вклад в развитие н"ауки внесли учебные и научно-исследовательские институты физической культуры, Институт возрастной физиологии детей и подростков Академии педагогических наук, врачебно-физкультурные диспансеры, факультеты физического воспитания педагогических вузов, кафедры физического воспитания и спорта высших учебных заведений. К разработке отдельных проблем физического воспитания и спорта привлекаются ученые Академии паук СССР, Академии медицинских наук СССР, Академии педагогических наук СССР, республиканских академий наук, научные работ-
ники министерств здравоохранения и просвещения СССР и других министерств и ведомств.
Важные исследования проводят ученые, работающие в областях социологии, теории физического воспитания, управления и истории физической культуры и спорта. В монографиях, учебниках и учебных пособиях получили дальнейшее развитие идейно-теоретические, организационно-методические и исторические проблемы физического воспитания и спорта. Эти вопросы получили освещение в книге «Физическая культура и спорт в СССР» (1967 г.), в двухтомном издании «Теория и методика физического воспитания» (1976 г.), в монографии «Советская система физического воспитания» (1975 г.), в учебниках «История физической культуры и спорта» (1975 г.), «Управление физкультурным движением» (1977 г.) и других изданиях.
Новые данные получены в исследованиях по проблемам теории и методике спортивной тренировки. Ученые, тренеры, педагоги направляли свои усилия на повышение качества учебно-тренировочной работы-, эффективности методов проведения занятий в целях достижения физического совершенства занимающихся, укрепления их здоровья и повышения спортивного мастерства. В научных трудах по этим вопросам решались следующие задачи:
а) выявление и внедрение в практику наиболее эффективных
средств, форм и методов физической, технической, тактической, пси
хологической и теоретической подготовки спортсменов;
б) рационализация планирования круглогодичной и многолетней
спортивной тренировки;
в) совершенствование педагогического, медицинского и физиологи
ческого контроля в процессе тренировки;
г) вопросы юношеского спорта;
д) проблемы восстановления и повышения спортивной работо
способности.
В тренировочном процессе стали успешно применяться технические средства: видеомагнитофоны, кардиолидеры, тренажерные установки, электронные спарринг-партнеры и т. д.
Для лучшей подготовки советских спортсменов к олимпийским играм и другим крупнейшим международным соревнованиям начиная с 1959 г. стали создаваться комплексные научные группы (КНГ). В них принимали участие медики, физиологи, педагоги, биохимики, психологи, старшие тренеры по видам спорта. Основное направление работы КНГ — оказание помощи сборным командам СССР в их подготовке к ответственным международным соревнованиям.
В последние годы расширились исследования по медико-биологическим научным дисциплинам. Ученые изучали возможности более разумного использования физической культуры и спорта для улучшения здоровья и продления творческой жизни людей. Результаты их исследований способствовали выявлению закономерностей физического развития и работоспособности спортсменов, определению индивидуальных методов режима тренировки и соревнований. Ученые разрабатывали профилактические меры, предупреждающие появление патологических изменений у спортсменов в результате высоких нагрузок, искали средства восстановления работоспособности.
Научные лаборатории в ГЦОЛИФКе
Ученые-психологи совместно с тренерами и педагогами изучали пути и средства воспитания коммунистической нравственности, мо-рпльно-волевой подготовки физкультурников и спортсменов на занятиях различными видами спорта и в условиях соревнований. Стало больше проводиться комплексных научных исследований по проблемам физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста, студентов, спортивного совершенствования молодежи-
В результате огромного труда ученых, тренеров, врачей, педагогов, организаторов и спортсменов создана научно обоснованная система теории и методики спортивной подготовки. Она получила освещение в монографиях, профессора Н. Г. Озолина «Современная система спортивной тренировки» (1970 г.), профессора Л. П. Матвеева «Проблемы периодизации спортивной тренировки» (1964 г.) и «Основы спортивной тренировки» (1977 г.), в серии научных работ по проблемам юношеского спорта, написанных под руководством профессора В. П. Филина, и трудах других ученых.
С 1970 г. в целях стимулирования научной работы Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР присуждает золотые медали за лучшие научно-исследовательские труды в области физической культуры и спорта. Первыми лауреатами стали: доктор педагогических наук профессор В. М. Дьячков (ВНИИФК) — Ва разработку проблемы совершенствования технического мастерства спортсменов высших разрядов; доктор биологических наук профессор В. С. Фарфель (ГЦОЛИФК) —за цикл исследований, посвященных актуальным вопросам теории и практики спортивного совершенство-Вания; доктор медицинских наук профессор Н. В. Зимкин (ГДОИФК мм. П. Ф. Лесгафта)—за значительный вклад в изучение физиоло-
гического обоснования физического воспитания и спорта. В последующие годы золотые медали за большой вклад в науку о физическом воспитании и спорте получили А. Д. Новиков, Л. П. Матвеев, Г. И. Кукушкин, В. М. Зациорский, Я. М. Код, Н. Г. Озолин, В. Л. Карпман (ГЦОЛИФК); С. П. Летунов, Л. С. Хоменков, В. В. Кузнецов, И. П. Ратов, Р. Е. Мотылянская (ВНИИФК); Н. И. Пономарев, А. Г. Дембо (ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта); Л. В. Чхаидзе (Грузинский ГИФК); В. К. Бальсевич (Омский ГИФК); В. С. Келлер (Львовский ГИФК); Н. Н. Яковлев (Ленинградский НИИФК); А. Н. Воробьев (Московский областной ГИФК) и другие ученые.
Достижения советской науки о физическом воспитании и спорте получили всеобщее признание не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Многие труды советских ученых изданы в зарубежных странах. Ученые нашей страны принимают активное участие в деятельности Всемирного совета физического воспитания и спорта (СИЕПС), выступают с научными докладами на международных конгрессах и симпозиумах, посвященных проблемам физической культуры и спорта. Они докладывали результаты своих исследований на научных конгрессах в Мюнхене (1972 г.) и Квебеке (1976 г.).
Признанием больших заслуг советской науки о физическом воспитании и спорте и огромного вклада нашего спорта в международную спортивную жизнь явилось проведение международных научных конгрессов «Спорт в современном обществе» в Москве (1974 г.) и в Тбилиси (1980 г.). На конгрессах обсуждались философские, социологические, исторические, педагогические, психологические и медико-биологические проблемы спорта в современном мире. Советские ученые, опираясь на марксистско-ленинское мировоззрение, достойно представляли нашу науку на этих и других научных форумах. Советская наука о физическом воспитании и спорте вступила в полосу зрелости и расцвета. Она помогает успешно решать проблемы, связанные с коммунистически воспитанием нашего народа, со всенародным физкультурным движением и дальнейшим повышением мастерства советских спортсменов.
Краткие выводы
Вступление СССР в период зрелого социализма открыло новые большие возможности для внедрения физической культуры и спорта в повседневный быт советского народа. Решая эту задачу, физкультурные организации использовали разнообразные формы и методы работы. В результате поднялась творческая инициатива, активность и самодеятельность широких масс, что способствовало притоку новых отрядов трудящихся в физкультурное движение. На основе массовости постоянно повышалось мастерство наших спортсменов. Достижения советского физкультурного движения в эти годы были ярко продемонстрированы на летних и зимних спартакиадах народов СССР. Важной вехой на пути к всенародному физкультурному движению явилось введение нового комплекса «Готов к труду и обороне СССР».
Советское физкультурное движение стало более весомым фактором В борьбе за улучшение коммунистического воспитания, укрепив
ftt'inio здоровья и подготовку нашей молодежи к труду и защите Ро-Дппы. Наука о физической культуре и спорте стала оказывать боль-iih'Ki практическую помощь.
Глава 19