Научно-теоретические и методические подходы к организации педагогической практики

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Витебский государственный университет

Имени П.М. Машерова»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА:

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

(предвыпускной курс)

Витебск

УО «ВГУ имени П.М. Машерова»

УДК

ББК

О

Печатается по решению научно-методического совета учреждения образования «Витебский государственный университет имени П. М. Машерова»

Автор-составитель: старший преподаватель кафедры педагогики УО «ВГУ имени П.М. Машерова» И.Е. Керножицкая.

Рецензенты: профессор кафедры дошкольного и начального образования УО «ВГУ имени П.М. Машерова», кандидат педагогических наук, В.М. Минаева.

Научный редактор: заведующий кафедрой педагогики УО «ВГУ имени П.М. Машерова», кандидат педагогических наук, доцент Н. А. Ракова.

О ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА: ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ (предвыпускной курс): Учебно-методическое пособие/ авт.-сост. И.Е. Керножицкая. – Витебск: Изд-во УО «ВГУ имени П.М. Машерова», 2012. – 46 с.   ISBN   Пособие разработано на основе обобщения опыта педагогической практики студентов предвыпускного курса всех факультетов. В нем раскрываются цель, задачи, содержание и организация практики, предлагаются задания, помогающие студентам осмыслить научно-теоретические и методические основы педагогической деятельности, целенаправленно проводить самостоятельную работу с учащимися. Пособие может быть полезно студентам, преподавателям кафедры педагогики, а также учителям школ, участвующим в проведении практики.

УДК

ББК

ISBN

© УО «ВГУ имени П.М. Машерова», 2012

ВВЕДЕНИЕ

В системе профессионального образования будущих педагогов важное место занимает производственная практика, которая является необходимым условием повышения качества вузовского обучения и предпосылкой формирования профессионально-педагогических умений и навыков. Выступая начальным этапом практического освоения педагогической профессии, она дает студенту возможность оценить личностную и профессиональную готовность к участию в педагогическом процессе, применить теоретические знания в конкретных условиях обучения и воспитания, проявить творческую активность и самостоятельность в различных видах учебно-воспитательной работы.

Чтобы практика выполняла свою важную роль, она должна быть соответствующим образом организована. Несомненно, на ее результаты влияет такое обстоятельство, как база практики и созданные там условия. Однако, как показывает опыт, если практикант не представляет четко свою «траекторию погружения» в жизнедеятельность учебного заведения, не нацелен на конкретные виды и стратегии педагогической деятельности, ему нелегко адаптироваться в требованиях методиста и школьного учителя, он испытывает трудности в планировании, моделировании своей работы, достижении необходимых результатов.

Предлагаемое пособие является частью методического оснащения производственной практики студентов предвыпускного курса. Его назначение – помочь студентам войти в новую социальную роль (школьный учитель), осознать свои профессиональные обязанности, увидеть разноплановость обучающей и воспитывающей деятельности, включиться в рациональное и успешное занятие этой деятельностью.

Пособие состоит из трех разделов. Первый раздел посвящен процедурным аспектам прохождения практики. Во втором – предлагается система заданий по педагогике для выполнения в ходе практики и описания их в соответствующем отчете. Здесь же даются методические пояснения, советы, рекомендации, подсказки в помощь студенту. Третий раздел представлен приложениями. Одни из них являются своеобразным дополнением к теории педагогики. Они построены как заочные консультации по актуальным вопросам учебной и воспитательной работы: включают советы, идеи, фрагменты опыта по организации педагогического взаимодействия, т.е. содержат информацию, позволяющую студенту анализировать, систематизировать, расширять теоретические знания, наполнять их реальным значением наблюдаемых педагогических явлений. Другие – это образцы творческих работ студентов-практикантов прошлых лет.

Автор надеется, что в данном учебно-методическом пособии студенты найдут для себя полезную информацию, и оно будет по-настоящему востребовано в период педагогической практики.

РАЗДЕЛ 1.

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

1.1 Цель, задачи, содержание практики

Процесс профессиональной подготовки будущего учителя немыслим без педагогической практики. Подчеркивая ее важность, известный педагог П.П. Блонский, в свое время писал, что «педагогике невозможно научить книгами…, необходима практика…».

Производственная педагогическая практика на предвыпускном курсе является ответственным этапом на пути к профессии. Она приобщает студента к выполнению функций учителя-предметника и классного руководителя, впервые активно «погружает» его в предмет будущей специальности и дает возможность «примерить» на себя роль учителя. Благодаря определенным организационным условиям практика позволяет будущему учителю осмыслить научно-теоретические и методические основы педагогической деятельности, целенаправленно включиться в практическое обучение и организовать свою самостоятельную работу, реализовать свои педагогические возможности и достичь личных успехов.

Для студентов художественно-графического факультета, факультета белорусской филологии производственная практика является логическим продолжением учебной, а это значит – расширяет их знания о деятельности учителя по руководству учебной группой, совершенствует умения проектировать, организовывать, анализировать работу со школьниками, взаимодействовать с педагогами и родителями. К сожалению, студенты исторического, математического и других факультетов, не имея в учебных планах педагогической практики на младших курсах, впервые видят работу современной школы, что называется, «изнутри». Это, несомненно, осложняет адаптацию многих из них к школьной действительности, умение анализировать и решать возникающие профессиональные проблемы, самодиагностику профессиональной пригодности. Но с каким бы «стартовым капиталом» не пришли студенты к производственной практике, ее целевое назначение – подготовка к будущей педагогической деятельности. Задачи практики состоят в том, чтобы помочь студенту:

- интегрировать теоретические знания и переводить их в плоскость решения практических задач;

- развивать педагогическую умелость как начальную ступень профессионализма учителя;

- формировать рефлексивное отношение к собственной деятельности и потребность в самовоспитании.

При разработке содержания производственной практики принято исходить из известных в научно-методической литературе идей и подходов к решению данной проблемы:

– установление тесной связи между целевой направленностью практики и ее деятельностной и результативной сторонами;

– учет возрастающих требований к личности школьного учителя и его профессиональной подготовке;

– определение основных видов и форм деятельности студента-практиканта, обеспечивающих ему возможность осмысления прикладного значения теоретических знаний, формирования педагогических умений и навыков, развития профессионально-личностных свойств и качеств.

В обобщенном виде содержание практики включает разные виды деятельности.

1. Ознакомление с педагогической системой учреждения образования, его традициями и инновациями в учебно-воспитательном процессе, передовым опытом учителей в решении современных проблем обучения и воспитания.

2. Участие в учебно-воспитательной работе класса, школы (посещение уроков, индивидуальных, групповых, факультативных занятий, классных часов, олимпиад, конкурсов, педсоветов, методических объединений, родительских собраний).

3. Организация самостоятельной педагогической деятельности (изучение особенностей профессиональной среды, классного коллектива и отдельных учащихся; планирование, проведение, анализ уроков и внеурочных дел; организация индивидуальной работы с неуспевающими, педагогически запущенными учащимися и т.д.);

4. Анализ и самоанализ процесса и результатов практики (участие в обсуждении содержания деятельности студентов-практикантов, выполнение заданий и ведение аналитических записей в дневнике практики, самооценка уровня сформированности педагогических умений, подготовка отчетной документации).

Содержание практики конкретизируется заданиями:

- направляющими на изучение педагогического опыта и исследование конкретных педагогических проблем в практике обучения и воспитания;

- организующими деятельность студента на уроке и вне урока;

- развивающими рефлексивное отношение к собственной деятельности.

Основные признаки задания как профессионально-педагогической задачи следующие:

- процесс выполнения задания, с одной стороны, моделирует содержательный способ педагогической деятельности, с другой – имеет комплексный характер, поскольку в указанном способе представлено несколько компонентов психолого-педагогической подготовки к профессиональной деятельности;

- каждое задание имеет предписание, детерминирующее «вхождение» студента в задачу, ее принятие и решение;

- задания имеют очевидную профессионально-педагогическую направленность, «встроенность» в процесс освоения педагогической деятельности, максимально приближают к реальной жизнедеятельности учреждения образования;

- предложенные варианты заданий обеспечивают возможность выбора студентом одного из них в зависимости от индивидуальных особенностей уровня подготовленности, конкретных условий деятельности;

- выполнение задания по алгоритму позволяет студенту проявить «надситуативную активность» (В.А. Петровский), используя по своей инициативе дополнительные методики, внося частные усовершенствования в оформление работы и т.д.

Суть выполнения заданий состоит в необходимости «сегодня» постепенно, целенаправленно, с установкой на заданные требования, схемы, опираясь на помощь и поддержку опытных педагогов, накапливать практические умения, чтобы «завтра» быть более компетентным в выполнении функциональных обязанностей, уверенным и свободным в творчестве.

Таким образом, практика создает благоприятные условия и предоставляет студентам возможность развивать и совершенствовать педагогические умения, приобретенные в процессе предшествующего теоретического и практического обучения.

Гностические умения:

- анализировать отдельные формы, методы и приемы учебно-воспитательной работы учителя-предметника, классного руководителя, находить сильные и слабые стороны в их деятельности;

- использовать методы научного познания и описания явлений, связанных с изучением личности школьника и классного коллектива с целью проектирования их развития и воспитания;

- анализировать и обобщать результаты своей работы.

Проектировочные умения:

- определять учебно-воспитательные задачи, исходя из конкретных условий учреждения образования и коллектива учащихся;

- моделировать необходимую систему средств педагогического воздействия, опираясь на закономерности развития личности и детского коллектива, на возрастные и индивидуальные особенности школьников;

- проектировать собственную деятельность и поведение в урочном и внеурочном общении с детьми;

- планировать деятельность учащихся, а также педагогическое руководство и управление ею;

- прогнозировать результаты учебно-воспитательной работы.

Конструктивные умения:

- соотносить формы, методы, средства учебно-воспитательной работы с задачами, стоящими перед классом;

- определять последовательность необходимых действий при решении педагогических задач;

- составлять программу обучающей и учебно-познавательной деятельности на уроках, разрабатывать и проводить уроки разных типов;

- планировать воспитательные занятия в связи с планом работы классного руководителя, определять методику проведения внеурочных дел;

- анализировать и синтезировать учебно-воспитательный материал, источники информации в соответствии с поставленными задачами, потребностями, интересами, возможностями учащихся;

- определять оптимальные условия и средства педагогического взаимодействия на учебных занятиях и во внеурочной работе;

- соотносить свой опыт с педагогической теорией, ставить перед собой исследовательские задачи и применять соответствующие методики для их решения.

Организаторские умения:

- создавать благоприятную воспитывающую среду;

- организовывать школьный класс на выполнение поставленных задач в конкретных ситуациях;

- увлекать, заинтересовывать учащихся различными видами деятельности, делать урочную и внеурочную деятельность совместно-разделенной, личностно-ориентированной;

- осуществлять подход к учащимся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, на основе механизмов мотивации и регуляции деятельности;

- организовывать себя и свое время.

Коммуникативные умения:

- инициировать взаимодействие и сотрудничество с учениками на уроках и внеурочных занятиях;

- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с отдельными учениками, малыми группами, классным коллективом;

- находить контакт, общий язык, правильный тон с разными людьми в различных обстоятельствах (родителями, коллегами, руководителями школы, методистами).

Исследовательские умения:

- приобретать научно-педагогические знания через работу с психолого-педагогической литературой;

- вычленять инновационные идеи психолого-педагогической теории и применять их в собственном опыте;

- использовать диагностические методики для изучения межличностных отношений и индивидуальных особенностей учащихся.

Наши рекомендации