Коммуникативные умения
а) перцептивные умения, включающие в себя умения:
§ воспринимать и объективно оценивать объект
§ проникать в личностную сущность других
§ улавливать внутреннее состояние человека
§ сравнивать человека в прошлом и настоящем
§ оценивая человека, вносить поправки в собственную деятельность
§ умение противостоять стереотипам
б) умения педагогического общения:
· умение восстанавливать ход предыдущей ситуации
· умение осуществлять «коммуникативную атаку»
· умение последовательно и органично действовать в публичной ситуации
· умение распределять внимание
· умение снимать коммуникативные барьеры
· эмпантильные умения — принять роль другого человека на себя, встать на его место
в) умение пед. техники — совокупность приемов по привлечению внимания, стимулирование и активизация деят-ти.
13) Требование Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к личности и профессиональной компетентности педагога.Наряду с законом "Об образовании" стандарт образования является основным
нормативным документом, несущим толкование определенной части Закона. Он
развивает и конкретизирует такие характеристики образования, как содержание, его
уровень и форму предъявления, указывает методы и формы измерения и интерпретации
результатов обучения. Посредством стандарта осуществляется обеспечение
стабильности требуемого уровня образования, его постоянное воспроизводство и
совершенствование, отвечающее перспективам развития общества.
Важным показателем системы образования служит степень демократичности его
стандарта, которая прежде всего характеризуется соотношением доли образования,
централизованно нормируемой органами власти, с долей образования, самостоятельно
определяемой учебными заведениями.
В законе Российской Федерации "Об образовании" в редакции, введенной в 1996 г.,
предусмотрено, что государственными органами власти нормируется лишь минимально
необходимый уровень образованности. Определение же содержания образования сверх
этой нормы находится в компетенции образовательных учреждений. Вот почему в
государственном стандарте общего среднего образования выделяются три уровня:
федеральный, национально-региональный и школьный.
Федеральный компонент определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает
единство педагогического пространства России, а также интеграцию личности в
систему мировой культуры.
Национально-региональный компонент содержит нормативы в области родного языка и
литературы, истории, географии, искусства, трудовой подготовки и др. Они
относятся к компетенции регионов и учреждений образования.
Наконец, стандартом устанавливается объем школьного компонента содержания
образования, отражающего специфику и направленность отдельного образовательного
учреждения.
Итак, стандарт образования, с одной стороны, отражает обязательства государства
перед своим гражданином, а с другой - гражданина перед государством в области
образования. Государство требует от своего гражданина достижения определенного
стандартом уровня образованности и гарантирует в свою очередь необходимый для
этого уровень образовательных услуг.
Федеральный и национально-региональный компоненты стандарта образования
включают:
• описание содержания образования на каждой из его ступеней, которое государство
предоставляет обучаемому в объеме необходимой общеобразовательной подготовки;
• требования к минимально необходимой такой подготовке учащихся в рамках
указанного объема содержания;
• максимально допустимый объем учебной нагрузки школьников по годам обучения.
Сущность стандарта общего среднего образования раскрывается через его функции,
которые многообразны и тесно связаны между собой. Среди них следует выделить
функции социального регулирования, гуманизации образования, управления,
повышения качества образования.
Функция социального регулирования вызвана переходом от унитарной школы к
многообразию образовательных систем. Ее реализация предполагает такой механизм,
который предотвратил бы разрушение единства образования. В период активного
поиска новых путей и моделей обучения образовательные стандарты призваны сыграть
стабилизирующую и регламентирующую роль, не ограничивая развития специфических
региональных подходов, возникновения различных типов школ, создания вариативных
программ.
Образовательные стандарты фиксируют объем и уровень полноценного базового общего
образования. Реальные программы по своему содержанию могут существенно
отличаться от стандарта и по широте, и по глубине предлагаемой ими подготовки
учащихся, но все они обязаны обеспечить уровень не ниже задаваемого стандартом.
Это позволяет добиться внутри страны некоторого гарантированного качества
подготовки выпускников школы, на который можно опереться при организации
последующего обучения. Этим самым обеспечивается эквивалентность образования -
важнейший фактор решения многих демографических и социальных проблем:
возможности миграции населения, признания документов об образовании, полученных
в различных регионах, и т.п.
Функция гуманизации образования связана с утверждением с помощью стандартов его
личностно-развивающей сущности.
Четкое определение минимальных требований к общеобразовательной подготовке
учащихся открывает возможности для дифференциации обучения, предусматривающей
возможность овладения материалом на различных уровнях. Таким образом, создаются
предпосылки для разрешения противоречия между правами и обязанностями ученика:
школьник обязан выполнять государственные требования к уровню общего образования
и имеет право при наличии соответствующего желания двигаться в овладении
содержанием образования дальше.
Право ограничиться при изучении трудного или нелюбимого предмета минимальными
требованиями освобождает ученика от непосильной суммарной учебной нагрузки и
позволяет ему реализовать свои интересы и склонности. При этом открытая
информация о стандартах дает возможность школьнику осознанно избирать
индивидуальную траекторию своего развития.
Такой подход к содержанию общего образования в значительной степени снимает
неоправданное эмоциональное и психологическое напряжение учащихся, позволяет
каждому обучаться на максимально посильном ему уровне, формирует положительные
мотивы учения и создает условия для полноценного развития личности школьника.
Функция управления связана с возможностью реорганизации существующей системы
контроля и оценивания качества результатов обучения.
Введение стандартов позволяет исключить стихийность и волюнтаризм в разработке
системы критериев качества образования школьников, повысить объективность и
информативность контроля, унифицировать оценки. Получение достоверной информации
о реальном состоянии дел в школе создаст условия для принятия обоснованных
управленческих решений на всех уровнях образования.
Государственные образовательные стандарты позволяют осуществлять функцию
повышения качества образования. Они призваны фиксировать минимально необходимый
объем содержания образования и задавать нижнюю допустимую границу уровня
образования. До их введения общегосударственных обязательных норм не
существовало. Имеющиеся ориентиры и представления о качестве общего образования
складывались стихийно, были нацелены на наиболее подготовленных школьников и
были недоступны значительной части учащихся. Отсутствие явно очерченных пределов
усвоения приводило к тому, что реальный уровень знаний многих выпускников
оказывался чрезвычайно низким, а высокий уровень образованности отдельных
школьников не решал проблемы качества образования в целом.
Введение образовательных стандартов позволяет решить вопрос о гарантированном
достижении каждым учеником определенного, заранее заданного уровня базовой
культуры личности, способствует повышению общего уровня образованности и,
следовательно, повышению качества образования в целом.
Таким образом, реализация основных функций стандарта общего образования
способствует обеспечению единства образовательного пространства в условиях
разнообразия типов школ, национальных и региональных моделей образования;
формированию у учащихся положительной мотивации учения благодаря повышению
доступности учебного материала, нормализации учебной нагрузки, знанию
предъявляемых требований к уровню образования и критериям его оценки; переходу к
оценке результатов труда учителя на основе соответствия учебных достижений
школьников стандарту образования; принятию обоснованных управленческих решений;
гарантированному выделению в учебном плане времени для занятий по выбору
учащихся в соответствии с их способностями, интересами и склонностями.
До настоящего времени общеобразовательные стандарты у нас и за рубежом были
представлены в виде программ и требований к уровню подготовки школьников по
отдельным учебным предметам. Общая структура содержания образования определялась
типовым учебным планом, сложившимся сугубо эмпирическим образом. Стандарт
образования позволяет обозначить не эмпирически задаваемые учебные предметы, а
базовые образовательные области, набор которых научно обоснован. На основе
совокупности этих областей, составляющих инвариантное (базовое) ядро общего
среднего образования, могут быть разработаны самые разнообразные рабочие учебные
планы.