Деятельность с разборными игрушками
Собирание пирамиды из кубов (3 куба разных по величине).
Складывание трехместной матрешки, осмысленное соотнесение частей ее (не переворачивая вниз головой и т.д.).
Нанизывание колец маленькой пирамиды на стержень, отбирая их строго по убывающей величине (пирамида из 3-5 колец). Заканчивать работу, не бросать ее не доделав, не терять принципа подбора «по величине»; окончив, контролировать правильность сделанного, замечать и исправлять ошибки.
Элементарное конструирование
Складывание простейших фигур из счетных палочек по показу и по образцу.
| ||||||||||
По возможности учить детей строить эти фигуры по словесной инструкции.
Складывание разрезных картинок из 2-х и 3-х частей разрезанных по вертикали или горизонтали.
Подбор и выкладывание из объемных и плоскостных форм разного цвета (не больше 3—4) простейших комбинаций при зрительном диктанте, учитывая не только форму, но и цвет, величину фигур.
Постройки из детских наборов строительного материала (по показу и одновременной словесной инструкции учителя):
- башня из 4-х кубов одинакового размера;
- дорожка из брусков одинакового размера;
- башня из 3-х кубов разного размера (по убывающей величине);
- башня из 5-ти кубов разного размера (по убывающей величине);
- ворота;
- гараж;
- дом;
- стол, стул;
- забор.
Выполнять эти постройки из одноцветных деталей, одновременно выбирая их из массы разноцветных. Строить из разноцветных деталей по имеющемуся образцу или по словесной инструкции (например, стены дома зеленые, крыша красная).
По окончанию работы постройки обыгрываются.
Работа с мозаикой
Применяется стандартная пластмассовая цветная мозаика из плоских шестиугольных элементов на ножках и панель с отверстиями. Дети должны уметь правильно обращаться с этой мозаикой: брать аккуратно тремя пальцами правой руки, поворачивать ножкой к панели, придерживать панель левой рукой, плотно вставлять ножку в отверстие панели.
Заполнение панели мозаикой одного цвета при выборе ее из массы разноцветной мозаики (плотно, без выкладывания узора).
Выкладывание прямого ряда из мозаики одного цвета.
Выкладывание двух рядов параллельно из мозаики двух цветов.
Выкладывание «чередующегося ряда» через один элемент: красный – синий – красный – синий и т.д.
Выкладывание узоров с соблюдением цвета и пространственных отношений элементов мозаики по показу, по образцу:
«Курочка и цыплята». Один белый элемент мозаики и два желтых, расположены в ряд;
«Башня и флаг». Три белых элемента вертикально в ряд и один зеленый наверху;
«Елочка и грибок». Три зеленых элемента, расположенные треугольником, и рядом внизу один красный элемент;
«Ромашка». Один элемент желтого цвета, вокруг него шесть элементов белого цвета.
Выкладывание тех же узоров без образца, по названию цвета.
Лепка
Педагог учит детей правилам работы с глиной или пластилином, правильному положению рук (обе руки до локтя на столе), учит правильным движениям рук, пальцев в процессе работы.
Дети должны получить следующие навыки в работе с глиной (или пластилином):
- разминать глину;
- раскатывать прямыми движениями ладоней (палочки) в руках и на подкладной доске;
- раскатывать кругообразными движениями ладоней (мяч);
- вдавливать углубления на поверхность шара (яблоко);
- делить глину на части;
- сплющивать между ладонями (лепешки, блины, шляпка);
- соединять две части (баранки, гриб со шляпкой, снеговик);
Лепить буквы: А, О, У.
Уметь в лепке использовать правильные представления о величине и форме: при задании слепить большой и маленький шарики (мячи, яблоки, палочки), делить глину на две равные части; лепить шар и делать из него круг (лепешка). При выполнении заданий понимать и употреблять терминологию.
Работа с бумагой
Выработка умений и навыков работы с бумагой: мять бумагу и разглаживать ее ладонью; разрывать произвольно небольшие кусочки; сгибать бумагу по прямым линиям произвольно (в любом направлении), разгибать и разглаживать по месту сгиба; сгибать лист бумаги пополам, совмещая углы и стороны.
Изготовление изделий: коллекции цветной бумаги; «книжечка» (из двух листов бумаги), «закладку».
Раскладывание готовых геометрических фигур из цветной бумаги (круг, квадрат, треугольник) на полоске бумаги в указанном порядке (выбирая по цвету или чередуя); набор бумаги, образуя определенный рисунок.
Складывание изделий, состоящих из двух готовых деталей: грибок, дом с крышей и т.д., правильно соотнося детали.
Работа с нитками
Разборка ниток.
Размотка трикотажного срыва.
Сортировка по цвету.
Намотка на катушку.
К концу обучения учащиеся должны усвоить следующиезнания и умения:
- выполнять простые подражательные действия за учителем с предметами и без предметов;
- самостоятельно называть и соотносить предметы по цветам (красный, частично синий, желтый);
- называть и соотносить формы: круг, квадрат, шар;
- называть величины: большой – маленький;
- выполнять инструкции учителя во время игры;
- выполнять манипуляции с разборными игрушками;
- складывать фигуры из счетных палочек;
- складывать разрезные картинки из 2-3 частей;
- уметь обращаться с мозаикой, выкладывать несложные фигуры;
- владеть навыками работы с глиной или пластилином (разминать, раскатывать, делить и т.д.);
- сгибать и разглаживать лист бумаги;
- складывать изделия из 2 частей;
- разбирать и наматывать нитки на катушку.
II класс (8 – 10 лет)
(140 час.)