Тема 15. Инновационная педагогика

Методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «Основы общей педагогики»для студентов заочной формы обучения

1. Контрольная работа по основам общей педагогики оформляется в соответствии с общими требованиями.

2. Тему и вопросы в контрольной работе надо переписать полностью без сокращений. Для замечаний преподавателя на страницах оставлять поля.

3 Внимательно ознакомиться с темой и основными вопросами контрольной работы. Просмотрите список рекомендованной литературы, выберите необходимые источники, прочитайте материал, осмыслите прочитанное и затем приступайте к изложению основных вопросов. Не переписывайте механически разделы учебников, анализируйте материал, выделяйте основное, систематизируйте, можно представлять часть материала графически, в виде схем, таблиц, рисунков.

4. В контрольной работе можно использовать примеры из дополнительной литературы, жизненного или профессионального опыта.

5. Контрольная работа своевременно передается студентом для проверки и оценки.

6.Студент должен быть готов во время зачета или экзамена дать пояснения по теме соответствующей контрольной работы.

Выбор темы контрольной работы.Студент выполняет контрольную работу в соответствии с последней цифрой номера зачетной книжки студента. Номер темы контрольных работ можно определить по таблице 1.

Таблица 1

Последняя цифра номера зачетки Номера тем контрольных работ
№1, №11
№2, №12,
№3, №13
№4, №14,
№5, №15
№6, №16,
№7, №17
№8, №18
№9, №19
№10, №20,

Темы контрольных работ

Тема 1.Педагогика как наука.

1.Педагогика как наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса.

2.Объект, предмет и функции педагогики.

3. Категориальный аппарат педагогики.

Тема 2. Педагогика в системе наук о человеке.

1.Педагогика в системе антропологических наук.

2.Система педагогических наук.

3.Связь педагогики с другими науками.

Тема 3. Методология педагогических исследований.

1.Понятие методологии педагогической науки.

2.Структура методологического знания: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический уровни.

3.Научное исследование в педагогике, его основные характеристики и этапы. Организация педагогического исследования.

Тема 4. Методы педагогических исследований

1.Общая характеристика методов научно-педагогического исследования.

2.Теоретические методы исследования.

3. Методы эмпирического исследования: наблюдение, беседа, изучение и анализ школьной документации, тестирование, анкетирование и др.

Тема 5. Педагогический эксперимент.

  1. Особенности педагогического эксперимента.
  2. Этапы организации педагогического эксперимента.
  3. Опытная работа и ее отличие от педагогического эксперимента.

Тема 6. Общие закономерности развития личности.

1.Процесс развития личности как педагогическая проблема.

2.Понятие индивид, личность, субъект, индивидуальность.

3. Внешние и внутренние факторы развития личности.

4.Роль активности личности в собственном развитии.

Тема 7. Сущность процесса социализации.

1.Понятия социализации и адаптации.

2.Факторы социализации.

3. Воспитание и формирование личности.

Тема 8. Педагогический процесс как система.

1. Понятие о педагогической системе.

2. Виды педагогических систем.

3.Понятие авторской педагогической системы.

Тема 9. Сущность педагогического процесса.

1.Педагогический процесс как динамическая педагогическая система.

2.Педагогическая задача — основная единица педагогического процесса.

3.Педагогический процесс как целостное явление. Понятие целостности педагогического процесса.

Тема 10. Возрастные и индивидуальные особенности развития.

1.Возрастная периодизация.

2.Сущность понятия акселерации.

3.Неравномерность развития. Особенности воспитания в разных возрастных группах. Учет индивидуальных особенностей развития.

Тема11. Учитель современной школы.

1.Основные функции учителя.

2.Требования к современному учителю.

3.Структура профессионального потенциала педагога.

Тема 12. Педагогическое мастерство.

1.Сущность понятия педагогическое мастерство.

2.Педагогическая техника и педагогическое мастерство.

3.Мастерство педагогического общения.

Тема 13. Аттестация учителей.

1.Зарубежный опыт аттестации учителей.

2.Аттестация учителей в России.

3.Экспертиза учебных заведений.

Тема 14. Педагогические инновации.

1.Сущность и направленность нововведений.

2.Проблемы инновационных процессов.

3.Пути совершенствования педагогической системы.

Тема 15. Инновационная педагогика.

1.Актуализация принципа природосообразности Я.А.Коменского.

2.Гуманизация педагогической системы в трактовке К.Роджерса.

3.Оптимизация педагогической системы Ю.К.Бабанского.

Тема 16. Инновационные учебные заведения.

1.Критерии инновационности учебного заведения.

2.Имидж учебного заведения.

3.Пример авторской школы или инновационного учебного заведения

в ХМАО.

Тема 17. Воспитание как феномен.

1.Цели, задачи воспитания.

2.Воспитатель и воспитанник как субъекты педагогического процесса.

3.Воспитательные системы: зарубежный и отечественный опыт.

Тема 18. Образование как система и процесс.

1. Непрерывная система образования: сущность понятия.

2. Современные модели образования.

3. Образование как процесс.

Тема 19. Опыт педагогов-новаторов и развитие гуманистической педагогики.

1.Реализация гуманистической парадигмы в образовательных инновационных системах обучения и воспитания.

2. Вклад педагогов - новаторов в развитие педагогической теории и практики

3. Пример деятельности педагога-новатора.

Тема 20. Конкурс «Педагог года ХМАО» как школа педагогического мастерства.

1.Организация конкурса в ХМАО.

2.Содержание конкурса, требования к участникам.

3.Лучшие педагоги ХМАО- победители конкурса.

Наши рекомендации